Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-08-26 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В Хакасском округе, недалеко от села Батени, на берегу речки Кара-Сук была обнаружена
Теплоуховым новая культура эпохи бронзы. Этой культуре по месту находки так и было присвое-
но имя Карасук. Это — культура скотоводов, оставивших свои могильные памятники в Минусин-
ских степях, Туве, Монголии и Китае. Своеобразные могилы карасукской культуры представляют
собою невысокие прямоугольные оградки из камня. В центре такой оградки, как правило, нахо-
дится грубо сложенный из неправильных, почти необработанных (Плитчатых камней каменный
ящик. Эти оградки нередко образуют большие группы. Захоронения в каменных ящиках Карасука
не однородны. Часто скелеты лежат на спине с вытянутыми йогами, на спине с подогнутыми но-
гами, на боку, ориентированные случайно. Нередко бывают случаи заведомо вторичного захоро-
нения с неправильно разложенными костями неполных скелетов. Бывают случаи сожжения. По-
гребенные всегда сопровождаются более или менее богатым инвентарем. Инвентарь Карасука
очень своеобразен и генетически, безусловно, связан с Китаем. Он представлен прекрасными сфе-
рическими сосудами с высокой шейкой, изящно ор-
наментированными тонким геометрическим орна-
ментом. Сосуды нередко бывают ангобированными с
инкрустированным белой краскою орнаментом. Осо-
бенно характерны для карасукской культуры ножи
своеобразной, так называемой коленчатой формы.
Эти ножи имеют прямую аналогию с ножеобразными
деньгами Китая. К эпохе же Карасука относятся так
называемые двуушные кельты. Украшения относи-
тельно бедны по формам — это лапчатые, бисфери-
ческие и спиральные подвески, спиральные височные
|
кольца, браслеты. Следует отметить очень распро-
страненные примитивные цилиндрические пронизки
из гнутой бронзовой пластинки.
К карасукской поре относятся многочисленные
каменные сигарообразные изваяния с личинами лю-
дей и каких-то мифических существ. Судя по много-
численным находкам костей животных при погре-
бенных, это — типичные скотоводы, причем основ-
ным животным их стад был баран.
Эта культура, несомненно восточно-азиатского
происхождения, существовала в Минусинской котло-
вине одновременно с андроновской стадией. Автор Рис. 61. Женщина андроновской культуры с эле-
имел возможность раскопать ряд могил карасукско- ментами кроманьонских черт.
го времени, смежных с андроновскими, в долине
Орак (1928 г., руководитель раскопок Г.П. Сосновский). Ряды оградок этих смежных культур пе-
рекрывали одна другую. В первом случае небольшая оградка карасукской эпохи непосредственно
примыкала к оградке андроновской культуры, причем обе были
перекрыты одной и той же невысокой насыпью; во втором случае
детская могила карасукского времени вошла как составная часть в
сложенную несколько позднее оградку андроновской культуры, и в
этом случае насыпь перекрывала оградку карасукской могилы. Ан-
тропологический материал данной культуры бронзы известен ма-
ло. Г.Ф. Дебец неоднократно отмечает некоторый монголоидный
элемент строения черепов карасукской поры. Воспроизведенная
мною голова молодого человека из карасукского погребения, рас-
копанного С. Теплоуховым близ Батеней, дает отчетливое пред-
ставление об антропологическом типе этой своеобразной восточ-
но-сибирской культуры. Больше всего данная голова похожа на
современные северо-маньчжурский и северо-китайский типы.
Дальнейшее изучение остеологического материала, несомненно,
даст больше данных для диагностики этого этнического типа, по-
явление которого на территории Минусинских степей относится к
Рис. 62. Человек карасукской самому концу II тысячелетия до нашей эры (рис. 62).
|
культуры.
Люди катакомбной культуры
Один из древнейших этапов бронзовой культуры степной полосы, так называемой катакомб-
ной культуры, представлен в нашей коллекции двумя реконструкциями.
Название катакомбной данной культуре бронзовой эпохи присвоено за преобладающий спо-
соб захоронения умерших в специальных могилах сложной конструкции катакомбного типа.
Этот этап бронзовой культуры на Северном Кавказе представлен некоторым вариантом ос-
новной культуры с незначительными локальными особенностями. Время существования этой ско-
товодческо-земледельческой культуры относится примерно к началу II тысячелетия до нашей эры.
Для того, чтобы хотя бы в общих чертах характеризовать особенности этой стадии бронзы на Се-
верном Кавказе, позволю себе дать описание катакомбного погребения, череп которого передан
мне для реконструкции еще в 1935—1936 г. В 1934 г. М.И. Артамонов, в связи со строительством
Манычского канала, начал раскопки курганного могильника близ хутора Спорного, расположен-
ного на правом берегу Маныча. При расчистке участка раскопок под насыпью на материке был
обнаружен ряд отчетливо видных пятен, представлявших собою засыпанные входы (дромосы) в
катакомбное захоронение. Одно из них (№ 45) дало отчетливое представление о форме катакомбы
и содержало скелет с инвентарем. Эта небольшая камера была высечена в плотном лёссе и к мо-
менту раскопок была заполнена рыхлой темной землей, проникшей из засыпанного дромоса. При
расчистке устья камеры были обнаружены кости барана, подле них чуть-чуть глубже стоял горшок
с выпуклыми боками, высоким прямым горлом и жаровня традиционной формы с полукруглым
отделением для фитиля и типичной крестообразной ножкой. Внешняя сторона жаровни богато ор-
наментирована сложным комбинированным орнаментом из шнуровых линий, лежащих фестона-
ми, и ямочных углублений. В глубине камеры был обнаружен сильно скорченный костяк мужчи-
ны с резко деформированным черепом. Вокруг кистей и под ними — много мелких кусочков
красной охры. В аналогичных камерах этого могильника были найдены пластинчатые ножи с че-
ренками, граненые шилья из бронзы. Локальной особенностью данного захоронения является не
только несколько отличный инвентарь, но и сам человек, так как это один из самых ранних случа-
|
ев деформирования головы на данной территории. В антропологической своей основе все черепа
катакомбной культуры Маныча в основе своей европеоидные. Все они обладают узким лицом,
тонким резко/ выступающим носом, общей резкой профилировкой лица, грацильной нижней че-
люстью. Голова настолько обезображена деформацией, что даже трудно на основании одного че-
репа говорить о том, какой же она была в своей основе — долихокранной или брахикефальной.
Нам представляется, что это — представители долихокефального типа, что подтверждается общей
грацильностью лица и его узостью, но доказать это положение невозможно. Столь резкая степень
деформации свидетельствует о большой давности данной традиции и очень вероятно, что уже в
предшествующие стадии энеолита и бронзовой культуры на территории Маныча люди деформи-
ровали свои головы. Реконструкция головы опубликована Н.И. Артамоновым в его отчете о рас-
копке кургана в долине реки Маныча в 1935 г. и хранится в Государственном Эрмитаже в Ленин-
граде.
Вторая реконструкция была выполнена по черепу мальчика 8—9 лет из катакомбного захо-
ронения близ села Каменный Брод в окрестностях Ворошиловграда (раскопки С.А. Локтюшева,
1928 г.). В антропологическом отношении эта реконструкция мало интересна, она заслуживает
внимания лишь с точки зрения документации принятого для катакомбной культуры обычая де-
формировать голову. Несмотря на деформацию, очевидно, что это европеец, видимо с сильно
профилированным липом, резко выступающим носом. Но молодой возраст восстановленного
субъекта нивелирует характерные особенности антропологического типа. Реконструкция экспони-
рована в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде.
Человек срубной культуры
Во второй половине II тысячелетия до нашей эры население степной и лесо-степной полосы
юго-востока Европы переживало стадию полуоседлых скотоводов земледельцев. В могилах и по-
селениях этой поры найдены многочисленные кости домашних животных — лошади, коровы, ов-
|
цы, свиньи и, конечно, собаки. Для данной культуры характерны (крупные сосуды баночного и
острореберного типа. Наряду с традиционным костяным инвентарем найдены бронзовые серпы,
граненые бронзовые шилья, каменные зернотерки. Ареал распространения этой культуры опреде-
ляется районом Поволжья и Придонья до левого берега Днепра. Члены родовых общин погребали
своих умерших на своих родовых кладбищах, очень часто объединенных одной курганной насы-
пью. Эта стадия культуры названа срубной по типу погребения в деревянном срубе.
Г.Ф. Дебец имел возможность обработать значительный антропологический матери ал (1936
г.); он отмечает, что антропологический материал срубной культуры не дает возможности судить
об однородности расового состава населения данной культуры. Дебец указывает, что в общем этот
тип тот же, что и у людей эпохи древнеямных захоронений, но более «грацильный». Чаще наблю-
дается более слабое надбровье, более крутой лоб, узкое лицо и рост в среднем меньше. Заключая
свое описание антропологического типа срубно-хвалынской культуры, Г.Ф. Дебец указывает, что
Ц в данном случае следует рассматривать процесс общей направленности расогенеза в постоянной
утрате черт типа Брюни-Пшедмост. «Следовательно, население срубно-хвалынской культуры яв-
ляется, по всей вероятности, потомками энеолитических жителей той же области».
Я не имел еще возможности с достаточной полнотой исследовать остеологический материал
срубно-хвалынской культуры. Несмотря на значительное коли-
чество хранящихся в музеях черепов этого времени, данный ма-
териал мне представлялся мало интересным, так как в своем
большинстве он недостаточно аннотирован; как правило, нет
сведений о комплексе сопровождающего инвентаря, Совершенно
такое же положение с основной массой черепов древнеямной и
катакомбной культур. Первая и пока единственная реконструк-
ция изготовлена по черепу из типического захоронения срубно-
хвалынских культур, раскопанного В.А. Городцовым в 1925 г. в
Куйбышевской области, близ села Кайбелы. Это захоронение
вырезано монолитом и экспонировано в Историческом музее в
Москве.
Трудно на основании одного только черепа утверждать что-
либо определенное, но вое же, рассматривая череп из данного
захоронения, я не могу прийти к тем же выводам, что и Г.Ф. Де-
бец. Итак, я совершенно согласен, что в своей основе это не-
сколько более грацильный генетически единый антропологиче-
ский тип древнеямной культуры данной территории. Однако по-
ка нет оснований говорить о сходстве черепов срубно-
хвалынской культуры с черепами энеолита и неолита Волго-
Окского и Днепровского бассейнов. Во всяком случае в данном
|
черепе я не могу найти и признака черт, отмеченных мною для
приднепровских стадий неолита и энеолита (сурской, А и Б); в
равной степени нет элементов сходства с черепами из Баланова и
неолита лесной полосы. Своим замечанием я отнюдь не отвожу
гипотезы об автохтонном развитии антропологического типа
срубной культуры на местной древней основе, но считаю, что
связывать этот антропологический тип с древним типом кро-
маньонцев, представленных эпипалеолитом Крыма и раннего не-
олита Днепра, нет основания. В такой же мере нет данных объе-
динять этот череп с черепами из Балановского могильника. Об-
щая конфигурация черепа со своеобразным острым выступанием
надпереносья и надбровья, некоторая уплощенность всей перед-
ней части свода черепа, длинные носовые косточки прямого
профиля, узкое лицо, относительно высокая альвеолярная часть Рис. 63. Человек срубной культу-
верхней челюсти и грацильная нижняя челюсть — все эти черты ры.
ставят обрабатываемый череп в особую категорию. Из поздних
аналогий не могу не указать на несомненное сходство данного черепа с черепами из курганных
захоронений славян Белоруссии. Эти черепа имеют большую общность не только в основных чер-
тах, но и в ряде мелких деталей лицевого скелета. Во всех этих черепах можно видеть элементы
одного и того же антропологического типа, столь отчетливо представленного в черепе срубно-
хвалынских культур из Кайбелы. Расколки смежных и более ранних памятников должны в конеч-
ном итоге решить вопрос об этногенезе мощного пласта антропологического типа срубно-
хвалынской культуры. Реконструкция человека срубной культуры экспонирована в Музее антро-
пологии и этнографии в Ленинграде (рис. 63).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!