Человек карасукской культуры — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Человек карасукской культуры

2017-08-26 99
Человек карасукской культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В Хакасском округе, недалеко от села Батени, на берегу речки Кара-Сук была обнаружена

Теплоуховым новая культура эпохи бронзы. Этой культуре по месту находки так и было присвое-

но имя Карасук. Это — культура скотоводов, оставивших свои могильные памятники в Минусин-

ских степях, Туве, Монголии и Китае. Своеобразные могилы карасукской культуры представляют

собою невысокие прямоугольные оградки из камня. В центре такой оградки, как правило, нахо-

дится грубо сложенный из неправильных, почти необработанных (Плитчатых камней каменный

ящик. Эти оградки нередко образуют большие группы. Захоронения в каменных ящиках Карасука

не однородны. Часто скелеты лежат на спине с вытянутыми йогами, на спине с подогнутыми но-

гами, на боку, ориентированные случайно. Нередко бывают случаи заведомо вторичного захоро-

нения с неправильно разложенными костями неполных скелетов. Бывают случаи сожжения. По-

гребенные всегда сопровождаются более или менее богатым инвентарем. Инвентарь Карасука

очень своеобразен и генетически, безусловно, связан с Китаем. Он представлен прекрасными сфе-


рическими сосудами с высокой шейкой, изящно ор-

наментированными тонким геометрическим орна-

ментом. Сосуды нередко бывают ангобированными с

инкрустированным белой краскою орнаментом. Осо-

бенно характерны для карасукской культуры ножи

своеобразной, так называемой коленчатой формы.

Эти ножи имеют прямую аналогию с ножеобразными

деньгами Китая. К эпохе же Карасука относятся так

называемые двуушные кельты. Украшения относи-

тельно бедны по формам — это лапчатые, бисфери-

ческие и спиральные подвески, спиральные височные

кольца, браслеты. Следует отметить очень распро-

страненные примитивные цилиндрические пронизки

из гнутой бронзовой пластинки.

К карасукской поре относятся многочисленные

каменные сигарообразные изваяния с личинами лю-

дей и каких-то мифических существ. Судя по много-

численным находкам костей животных при погре-

бенных, это — типичные скотоводы, причем основ-

ным животным их стад был баран.

Эта культура, несомненно восточно-азиатского

происхождения, существовала в Минусинской котло-

вине одновременно с андроновской стадией. Автор Рис. 61. Женщина андроновской культуры с эле-

имел возможность раскопать ряд могил карасукско- ментами кроманьонских черт.

го времени, смежных с андроновскими, в долине

Орак (1928 г., руководитель раскопок Г.П. Сосновский). Ряды оградок этих смежных культур пе-

рекрывали одна другую. В первом случае небольшая оградка карасукской эпохи непосредственно

примыкала к оградке андроновской культуры, причем обе были

перекрыты одной и той же невысокой насыпью; во втором случае

детская могила карасукского времени вошла как составная часть в

сложенную несколько позднее оградку андроновской культуры, и в

этом случае насыпь перекрывала оградку карасукской могилы. Ан-

тропологический материал данной культуры бронзы известен ма-

ло. Г.Ф. Дебец неоднократно отмечает некоторый монголоидный

элемент строения черепов карасукской поры. Воспроизведенная

мною голова молодого человека из карасукского погребения, рас-

копанного С. Теплоуховым близ Батеней, дает отчетливое пред-

ставление об антропологическом типе этой своеобразной восточ-

но-сибирской культуры. Больше всего данная голова похожа на

современные северо-маньчжурский и северо-китайский типы.

Дальнейшее изучение остеологического материала, несомненно,

даст больше данных для диагностики этого этнического типа, по-

явление которого на территории Минусинских степей относится к

Рис. 62. Человек карасукской самому концу II тысячелетия до нашей эры (рис. 62).

культуры.

Люди катакомбной культуры

Один из древнейших этапов бронзовой культуры степной полосы, так называемой катакомб-

ной культуры, представлен в нашей коллекции двумя реконструкциями.

Название катакомбной данной культуре бронзовой эпохи присвоено за преобладающий спо-

соб захоронения умерших в специальных могилах сложной конструкции катакомбного типа.

Этот этап бронзовой культуры на Северном Кавказе представлен некоторым вариантом ос-

новной культуры с незначительными локальными особенностями. Время существования этой ско-

товодческо-земледельческой культуры относится примерно к началу II тысячелетия до нашей эры.

Для того, чтобы хотя бы в общих чертах характеризовать особенности этой стадии бронзы на Се-

верном Кавказе, позволю себе дать описание катакомбного погребения, череп которого передан


мне для реконструкции еще в 1935—1936 г. В 1934 г. М.И. Артамонов, в связи со строительством

Манычского канала, начал раскопки курганного могильника близ хутора Спорного, расположен-

ного на правом берегу Маныча. При расчистке участка раскопок под насыпью на материке был

обнаружен ряд отчетливо видных пятен, представлявших собою засыпанные входы (дромосы) в

катакомбное захоронение. Одно из них (№ 45) дало отчетливое представление о форме катакомбы

и содержало скелет с инвентарем. Эта небольшая камера была высечена в плотном лёссе и к мо-

менту раскопок была заполнена рыхлой темной землей, проникшей из засыпанного дромоса. При

расчистке устья камеры были обнаружены кости барана, подле них чуть-чуть глубже стоял горшок

с выпуклыми боками, высоким прямым горлом и жаровня традиционной формы с полукруглым

отделением для фитиля и типичной крестообразной ножкой. Внешняя сторона жаровни богато ор-

наментирована сложным комбинированным орнаментом из шнуровых линий, лежащих фестона-

ми, и ямочных углублений. В глубине камеры был обнаружен сильно скорченный костяк мужчи-

ны с резко деформированным черепом. Вокруг кистей и под ними — много мелких кусочков

красной охры. В аналогичных камерах этого могильника были найдены пластинчатые ножи с че-

ренками, граненые шилья из бронзы. Локальной особенностью данного захоронения является не

только несколько отличный инвентарь, но и сам человек, так как это один из самых ранних случа-

ев деформирования головы на данной территории. В антропологической своей основе все черепа

катакомбной культуры Маныча в основе своей европеоидные. Все они обладают узким лицом,

тонким резко/ выступающим носом, общей резкой профилировкой лица, грацильной нижней че-

люстью. Голова настолько обезображена деформацией, что даже трудно на основании одного че-

репа говорить о том, какой же она была в своей основе — долихокранной или брахикефальной.

Нам представляется, что это — представители долихокефального типа, что подтверждается общей

грацильностью лица и его узостью, но доказать это положение невозможно. Столь резкая степень

деформации свидетельствует о большой давности данной традиции и очень вероятно, что уже в

предшествующие стадии энеолита и бронзовой культуры на территории Маныча люди деформи-

ровали свои головы. Реконструкция головы опубликована Н.И. Артамоновым в его отчете о рас-

копке кургана в долине реки Маныча в 1935 г. и хранится в Государственном Эрмитаже в Ленин-

граде.

Вторая реконструкция была выполнена по черепу мальчика 8—9 лет из катакомбного захо-

ронения близ села Каменный Брод в окрестностях Ворошиловграда (раскопки С.А. Локтюшева,

1928 г.). В антропологическом отношении эта реконструкция мало интересна, она заслуживает

внимания лишь с точки зрения документации принятого для катакомбной культуры обычая де-

формировать голову. Несмотря на деформацию, очевидно, что это европеец, видимо с сильно

профилированным липом, резко выступающим носом. Но молодой возраст восстановленного

субъекта нивелирует характерные особенности антропологического типа. Реконструкция экспони-

рована в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде.

Человек срубной культуры

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры население степной и лесо-степной полосы

юго-востока Европы переживало стадию полуоседлых скотоводов земледельцев. В могилах и по-

селениях этой поры найдены многочисленные кости домашних животных — лошади, коровы, ов-

цы, свиньи и, конечно, собаки. Для данной культуры характерны (крупные сосуды баночного и

острореберного типа. Наряду с традиционным костяным инвентарем найдены бронзовые серпы,

граненые бронзовые шилья, каменные зернотерки. Ареал распространения этой культуры опреде-

ляется районом Поволжья и Придонья до левого берега Днепра. Члены родовых общин погребали

своих умерших на своих родовых кладбищах, очень часто объединенных одной курганной насы-

пью. Эта стадия культуры названа срубной по типу погребения в деревянном срубе.

Г.Ф. Дебец имел возможность обработать значительный антропологический матери ал (1936

г.); он отмечает, что антропологический материал срубной культуры не дает возможности судить

об однородности расового состава населения данной культуры. Дебец указывает, что в общем этот

тип тот же, что и у людей эпохи древнеямных захоронений, но более «грацильный». Чаще наблю-

дается более слабое надбровье, более крутой лоб, узкое лицо и рост в среднем меньше. Заключая

свое описание антропологического типа срубно-хвалынской культуры, Г.Ф. Дебец указывает, что

Ц в данном случае следует рассматривать процесс общей направленности расогенеза в постоянной

утрате черт типа Брюни-Пшедмост. «Следовательно, население срубно-хвалынской культуры яв-


ляется, по всей вероятности, потомками энеолитических жителей той же области».

Я не имел еще возможности с достаточной полнотой исследовать остеологический материал

срубно-хвалынской культуры. Несмотря на значительное коли-

чество хранящихся в музеях черепов этого времени, данный ма-

териал мне представлялся мало интересным, так как в своем

большинстве он недостаточно аннотирован; как правило, нет

сведений о комплексе сопровождающего инвентаря, Совершенно

такое же положение с основной массой черепов древнеямной и

катакомбной культур. Первая и пока единственная реконструк-

ция изготовлена по черепу из типического захоронения срубно-

хвалынских культур, раскопанного В.А. Городцовым в 1925 г. в

Куйбышевской области, близ села Кайбелы. Это захоронение

вырезано монолитом и экспонировано в Историческом музее в

Москве.

Трудно на основании одного только черепа утверждать что-

либо определенное, но вое же, рассматривая череп из данного

захоронения, я не могу прийти к тем же выводам, что и Г.Ф. Де-

бец. Итак, я совершенно согласен, что в своей основе это не-

сколько более грацильный генетически единый антропологиче-

ский тип древнеямной культуры данной территории. Однако по-

ка нет оснований говорить о сходстве черепов срубно-

хвалынской культуры с черепами энеолита и неолита Волго-

Окского и Днепровского бассейнов. Во всяком случае в данном

черепе я не могу найти и признака черт, отмеченных мною для

приднепровских стадий неолита и энеолита (сурской, А и Б); в

равной степени нет элементов сходства с черепами из Баланова и

неолита лесной полосы. Своим замечанием я отнюдь не отвожу

гипотезы об автохтонном развитии антропологического типа

срубной культуры на местной древней основе, но считаю, что

связывать этот антропологический тип с древним типом кро-

маньонцев, представленных эпипалеолитом Крыма и раннего не-

олита Днепра, нет основания. В такой же мере нет данных объе-

динять этот череп с черепами из Балановского могильника. Об-

щая конфигурация черепа со своеобразным острым выступанием

надпереносья и надбровья, некоторая уплощенность всей перед-

ней части свода черепа, длинные носовые косточки прямого

профиля, узкое лицо, относительно высокая альвеолярная часть Рис. 63. Человек срубной культу-

верхней челюсти и грацильная нижняя челюсть — все эти черты ры.

ставят обрабатываемый череп в особую категорию. Из поздних

аналогий не могу не указать на несомненное сходство данного черепа с черепами из курганных

захоронений славян Белоруссии. Эти черепа имеют большую общность не только в основных чер-

тах, но и в ряде мелких деталей лицевого скелета. Во всех этих черепах можно видеть элементы

одного и того же антропологического типа, столь отчетливо представленного в черепе срубно-

хвалынских культур из Кайбелы. Расколки смежных и более ранних памятников должны в конеч-

ном итоге решить вопрос об этногенезе мощного пласта антропологического типа срубно-

хвалынской культуры. Реконструкция человека срубной культуры экспонирована в Музее антро-

пологии и этнографии в Ленинграде (рис. 63).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.