Основные измерения черепа согдианки Ташкентского оазиса — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные измерения черепа согдианки Ташкентского оазиса

2017-08-26 88
Основные измерения черепа согдианки Ташкентского оазиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

№ по По Мар-

Наименование измерений мм

пор. тину

1 1 Наибольший продольный диметр 170

2 8 Наибольшая ширина 143

3 9 Наименьшая ширина лба 94

4 10 Наибольшая ширина лба 120

5 45 Ширина скуловых 123?

6 47 Высота лица 99

7 48 Верхняя высота лица 54

8 50 Межглазничная ширина 20

9 51 Ширина орбит 39

10 52 Высота орбит 27

11 54 Ширина носа 23

12 55 Высота носа 41

Указатели

13 8:1 Черепной 84,12


14 9:8 Лобный 65,74

15 48:45 Лицевой 80,49

16 47:45 Указатель лица 43,9

17 54:55 Носовой 56,1

18 52:51 Орбитный 69,23

Приведенный цифровой материал и описание дают возможность отнести данный череп к

фергано-памирскому круглоголовому европеоидному типу, в очень грацилизованной его форме.

Физиономически восстановленная голова очень близка изображениям раннего согда, будь то тер-

ракотовые статуэтки или памятники монументального зодчества вроде фриза из Айр-тама с ею

поясными изображениями. Реконструкция экспонирована в Музее антропологии и этнографии

Академии наук (рис. 78 и 79).

Люди древнего Хорезма (VI в. н. э.)

В Ташкентском историческом музее хранится ряд ос-

суариев из Хорезма. По своей форме это точно такие же

овальные глиняные сосуды с вертикальными стенками и вы-

пуклой крышкой, как и ташкентские, но в отличие от послед-

них они не имеют орнаментов. Характерная особенность че-

репов из этих оссуариев — их резкая циркульная деформа-

ция, в результате которой свод сильно искажен, резко (вытя-

нут кверху. На черепе отчетливо видны следы деформирую-

щих повязок. Все черепа этих оссуариев имеют однородную

деформацию, отличную только по своей степени. Антрополо-

гический тип один и тот же; в своей основе это — европей-

ский круглоголовый тип, видимо, близкий к его динарскому

варианту. Во всех черепах можно отметить некоторые эле-

менты монголоидных черт, выразившихся главным образом в

ряде физиономических деталей. По своему внешнему физио-

номическому облику данный антропологический тип очень

близок к городскому типу узбеков. Эти признаки следующие:

своеобразно удлиненная книзу, не всегда выступающая впе- Рис. 78. Процесс восстановления голо-

ред глабелла, с очень длинными, с сильным перехватом вы согдианки.

верхней трети носовыми костями, типично монгольского ри-

сунка. Волнистый профиль носа относительно сильно высту-

пает, подносовой шип всегда хорошо развит, имеет горизон-

тальное, либо приспущенное книзу направление. Высота лица

очень большая, за счет удлиненных пропорций верхних че-

люстных костей и, в частности, альвеолярного отростка их.

Глазницы высокие, верхний край орбиты, вероятно, в связи с

деформирующей повязкой всегда имеет своеобразное высту-

пание верхнего, как бы истоньченного, выпрямленного орби-

тального края. Рисунок орбиты округло-неправильной фор-

мы. Относительно тонко очерченные скуловые вынесены

вперед, горизонтально слабо профилированы. Вертикальная

же их профилировка всегда ослабляется за счет отчетливо

выступающего нижнего края орбиты, что в сочетании с мон-

голоидными элементами, хотя и высокого носа, придает свое-

образную монголоидность лицу. Нижняя челюсть массивная,

с мощной, широкой восходящей ветвью. Подбородок массив-

ный, тяжелый, выступающий, но направлен он не вперед, а

книзу, что как бы еще больше увеличивает впечатление об-

щей высоты лица. Реконструкция портретов молодого чело-

века 25—27 лет и пожилой женщины 55—60 лет из этой мало

изученной группы оссуарных захоронений дает отчетливое Рис. 79. Согдианка. V век н.э. Таш-

представление о физиономических особенностях антрополо- кентский оазис.

гического типа людей из Хорезма VI века н.э. Это позднее


 

Рис. 80. Люди из Хорезма. Оссуарное захоронение VI в. н.э. Вверху — мужчина, внизу — женщина. Отчетливо видна

сильная степень деформации черепов круговой повязкой.


оссуарное захоронение относится к периоду распада древнего кушанского царства. Реконструкции

хранятся в Антропологическом музее в Ленинграде (рис. 80).

Люди из Саркела (Белая Вежа, X—XII вв.)

С 1934—1936 гг. М.И. Артамонов рядом систематических экспедиций на нижнем Дону близ

станицы Цимлянской в районе предполагаемого хазарского города Саркела производил раскопки

курганов. Им раскопан большой курган, расположенный у левобережного городища, у хутора

Среднего, и 16 мелких курганов поблизости от городища. По данным автора раскопок, все погре-

бения как большого, так и малых курганов относятся к X—XII вв. и принадлежат населению г.

Саркела (Белая Вежа). Это время упадка хазарского царства, последний этап его существования.

Громадный остеологический материал, добытый М.И. Артамоновым, обработан В.В. Гинзбургом.

Всего в данном кургане вскрыто 230 погребений, обработано 143 (75 мужских, 51 женских и 17

детских черепов). В малых курганах найдено 15 мужских и 3 женских черепа. Очень жаль, что

В.В. Гинзбург в своей публикации дает только суммарные цифры большого и малых курганов.

Эти обобщенные материалы, к сожалению, не могут быть мною использованы, так как не дают

характеристики этнического типа. Одновременно В.В. Гинзбург отмечает, что в мелких курганах

более отчетлив антропологический тип, чем в большом кургане. Дифференцированное описание

одноименного по антропологическому типу материала дало бы, конечно, больше, чем обобщенные

средние, полученные в результате случайной территориальной близости при захоронении. Крайне

интересны выводы, полученные на основании индивидуальных измерений. К сожалению, В.В.

Гинзбург только ссылается на этот материал, но не приводит цифр. Интересен анализ антрополо-

гического состава погребения.

Большой курган. 40 европеоидных черепов, 10 монголоидных, 9 переходных.

Малые курганы. 7 монголоидных, 6 европеоидных.

Европеоидные черепа делятся на: 1) брахикефалов — 16, 2) долихокефалов — 15, 3) мезоке-

фалов — 8.

Рассматривая эти два основных типа европеоидов, В.В. Гинзбург первую группу брахи-

кефальных черепов склонен относить к типу среднеазиатского междуречья, второй долихо-

кранный тип — к северо-славянскому.

Нас особенно интересует в свете наших работ череп долихокранный славянского типа, опи-

санный В.В. Гинзбургом за номером 2, так как он был основой для создания реконструкции славя-

нина из Саркела, видимо, одного из дружинников Святослава. Взятый череп отличается яркой

формой долихокранности, в горизонтальной проекции овоидный, невысокий, сводчатый, с невы-

ступающим затылком, со слабым валиком. Надбровье отчетливо развито, что усиливается покато-

стью лба, асимметричный нос резко выступает, глазницы округлые, высокие; грушевидное отвер-

стие удлиненное, подносовой шип хорошо развит. Ширина альвеолярных дуг значительная. Лицо

узкое, пентагональной формы, нижняя челюсть массивная с сильным рельефом широкой восхо-

дящей ветви. Кости лицевого скелета плотные, с сильными отчетливыми гребнями. Восстановлен-

ное по данному черепу лицо характеризуется четкостью моделировки мускулов лица и представ-

ляет собою типический пример северо-славянского этнического типа (череп № 570-105).

В этом же длинном кургане было вскрыто захоронение. Обнаруженный здесь череп, несо-

мненно, свидетельствовал о монголоидной примеси, вероятно, южно-азиатского происхождения.

Этот метисированный тип представляет собою определенную антропологическую категорию, ко-

торую следует, видимо, отождествлять с половцами. В.В. Гинзбург склонен этот монголоидный

тип считать потомком пришельцев из Восточной Азии кочевых гунно-турецких племен, которые в

свое время представляли основную правящую верхушку образовавшегося хазарского каганата.

Не опровергая восточно-азиатское происхождение данного этнического типа, считая, что он

действительно мог быть основным элементом хазарского состава племен, одновременно не могу

согласиться с тем, что данный тип можно рассматривать как представителя антропологического

типа гуннского племени. Гунны, если судить об их антропологическом типе по данным из извест-

ного Кенкольского могильника, имели в своей основе совершенно иные истоки.

Гунны из Кенкола, насколько можно судить по предварительному ознакомлению с кранио-

логическим материалом, в своей основе представляют несколько измененный европеоидный па-

миро-ферганский тип, с примесью южно-азиатского монголоидного элемента. Брахикефальные

черепа из Саркела имели в своей основе антропологический тип, отличный от памиро-фер-


 

 

Рис. 81. Люди из Саркела — Белая Вежа. Вверху — славянин, внизу — половец.


ганского. Мне представляется, что ближайшие ему аналогии следует искать в брахикефальном ти-

пе Зливкинского могильника или в более древних аналогах, сравнивая их с черепами поздних сар-

мат из курганов нижнего течения Волги. Наличие монголоидной (восточно-азиатской) примеси в

черепах Саркела невелико, о чем свидетельствует реконструкция головы по черепу № 5701-140 из

длинного кургана (рис. 81).

Женщина из Фринкента (Зороастрийский наос, XIII в. н. э.)

В 1936 г. Г.В. Григорьев производил раскопки интереснейшего памятника близ кишлака

Фринкента, в 55 км к югу от г. Самарканда.

Это позднее зороастрийское костехранилище, относящееся ко времени XIII века н.э. Данный

памятник крайне интересен тем, что это своеобразный реликтовый пережиток зороастризма. Эта

религиозная община сохранила свои традиции, несмотря на мусульманское окружение. Изучение

этого наоса, кроме антропологического материала, дало громадный материал хозяйственно-

бытовой посуды, так как кости в данном наосе погребались в обыкновенных бытовых горшках,

кувшинах, хумах и т.д. Для того, чтобы данная посуда не явилась предметом интереса с точки зре-

ния хозяйственной ее утилитарности, в момент погребания дно или бок такого сосуда оссуария

пробивались. Таким образом обеспечивалась, вероятно, неприкосновенность остатков погребен-

ных. Не исключена возможность, что заведомая порча сосудов имеет и какое-то другое семанти-

ческое значение, связанное с культом. Незначительный бытовой инвентарь, некоторое количество

монет и украшений и в первую очередь сама по себе керамика дали возможность датировать этот

своеобразный памятник древней культуры зороастризма, как очень поздний (не раньше XII—XIII

века н.э.). С точки зрения антропологического типа здесь следовало бы ожидать значительного

единства, между тем автор, имевший возможность бегло осмотреть эту громадную серию черепов,

не может отметить этого единства. Основная группа черепов принадлежит европеоидной группе

так называемого памиро-ферганского типа. Ряд черепов несет несомненные признаки восточноси-

бирского монголоидного типа, а один череп, несомненно, южнокитайского происхождений.

Все черепа были погребены в одинаковых условиях и, следовательно, погребенные были

членами этой религиозной общины. Следует отметить, что европеоидные черепа Фринкента,. не-

сомненно, принадлежат к европеоидной круглоголовой, памиро-ферганской расе к представляют

собою тип, близкий к современным горным таджикам. Эти черепа, независима от пола и возраста,

имеют всегда единую форму деформации. Смешанный тип, т.е. тот, который имеет в большей или

меньшей степени монголоидные черты, ближе к равнинным современным таджикам. Процент та-

ких черепов в данном наосе не превышает 15. Интересно, что нам не удалось выделить ни одного

монголоидного черепа со следами деформации. Китайский череп также не деформирован.

Это свидетельствует о том, что община была все же довольно изолирована и наличие в ней;

чужеродного антропологического элемента является не результатом смешений двух различных

этнических групп, а случайным внедрением в состав религиозной секты вновь привлеченных или

посвященных в таинства данной религии уже во взрослом состоянии. Насколько можно было ра-

зобраться в столь краткий срок (автор имел возможность работать в Самаркандском музее в тече-

ние 1 дня при полном отсутствии антропометрического инструментария), все черепа смешанного

расового типа принадлежат взрослым (не менее 40 лет) и все они мужские. Изучение этого памят-

ника, как и было уже отмечено, крайне интересно. Может быть, одновременно данная, религиоз-

ная община в реликтовых своих традициях не только сохранила религиозные представления и ри-

туал, но и пережитки материальной культуры столь мало изученной эпохи зороастризма.

Отмеченная деформация черепов очень своеобразна и достигалась, видимо, посредством по-

вязки вокруг головы со специальным прокладыванием мешочка с песком по сагиттальной линии в

области заднего раздела теменных. В результате данной операции возникала своеобразная форма

свода с высоким лбом, круто приподнятой брегмой, а за нею на половине длины теменных проис-

ходит их резкое уплощение и расширение. Теменные бугры резко выступают за пределы общих

очертаний черепа. Нередко теменные в данном своем участке имеют значительное западание по

линии медиального шва. В результате всех этих манипуляций возникает совершенно особая форма

головы, которая в горизонтальной своей проекции ближе всего напоминает укороченную, как бы

смятую, сердцевидную форму. У мужчин и женщин эта форма деформации одна и та же, различий

не улавливается. Степень деформации, ее правильность, видимо, варьирует от качественной сто-

роны процесса и морфологических особенностей каждого конкретного черепа и, кроме того, от


 

Рис. 82. Женщина из Фринкента. Поздний зороастрийский наос VIII в. н.э., близ Самарканда.

 

времени начала процесса деформирования. Деформация, начатая в раннем младенчестве, прохо-

дит, видимо, эффективнее.

Позволю себе напомнить, что очень близкий тип деформации был уже нами упомянут при

изложении материала, связанного с реконструкцией согдийца из оссуарного захоронения V века

(Киргизия).

Из всего громадного антропологического материала из Фринкентского наоса мною была об-

работана только одна голова. Воспроизведенная реконструкция дает отчетливое представление о

женском типе (очень близком современному таджикскому типу), существовавшем в XIII веке н.э.

Реконструкция хранится в Музее природы г. Ташкента (рис. 82).

 


АК-КЮН

 

Рис. 83. Ак-Кюн. Курганное захоронение, VII в. н.э. На

поясной пряжке этого захоронения орхоно-енисейской

надписью сказано: «Господина Ак-Кюна кушак» (Алтай.

Курайская степь, урочище Тадила. Курган № 1, раскопки

С.В. Киселева в 1935 г.).

 


ГЛАВА III


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.