Стандарт ISO 9000 - «Система Менеджмента Качества». — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Стандарт ISO 9000 - «Система Менеджмента Качества».

2017-09-10 110
Стандарт ISO 9000 - «Система Менеджмента Качества». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению качеством, как составной частью системы управления предприятием, привела к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали разрабатываться стандарты на системы управления качеством (QM-системы). Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.

В 1987 техническим комитетом ТК 176, Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization), была разработана первая версия международных стандартов ISO 9000, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Успешное использование этих стандартов привело к их развитию и появлению новых редакций, учитывающих современные требования к качеству управления предприятиями. В настоящее время действует четвертое издание (ISO 9001:2008), которое отменяет и заменяет третье издание (ISO 9001:2000).

На основании международного стандарта ISO 9001 в России принят и введён в действие, Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г., стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», который является полным аналогом международного стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 - стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2005 году 4 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9001 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции.

Многие специалисты ошибочно считают, что стандарт ISO 9001 «Система Менеджмента Качества» каким-либо образом влияет на качество производимой продукции или услуги. На самом деле в этом стандарте не содержится никаких жестких требований к конечной продукции, выпускаемой предприятием, слово «качество» в стандарте имеет прямое отношение именно к качеству управления организацией.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое качество продукции. Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия:

o делать всё максимально возможное для достижения поставленных перед собой целей;

o улучшать результативность своей деятельности.

Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 - это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

В соответствии со стандартом ISO 9001 одним из основополагающих принципов управления организацией является внедрение процессного подхода к управлению. В новой редакции стандарта от 2008 года процессному подходу к управлению организацией уделено значительно больше внимания, чем в предыдущих версиях. Так, согласно стандарту ISO 9001:2008 предприятие должно идентифицировать, описать, контролировать и непрерывно совершенствовать свои бизнес-процессы. Вместо расплывчатых рекомендаций в прошлой версии документа, теперь чётко определен минимальный перечень процессов, которые обязательно должны быть описаны: процессы управленческой деятельности, выпуск продукции и оказание услуг, предоставление ресурсов, а также процессы, связанные с анализом, измерениями и улучшениями деятельности предприятия. Особая роль в стандарте уделена обратной связи с потребителем, именно их потребности наряду с политикой компании должны определять требования к существующим бизнес-процессам.

 

13. Что включает в себя план по аудиту;

6.3 Подготовка к проведению аудита 6.3.1 Проведение анализа документации в целях подготовки к аудиту Следует проанализировать соответствующую документацию системы менеджмента в целях: - сбора информации, необходимой для подготовки к осуществлению деятельности по аудиту, и соответствующих документов для работы (см. 6.3.4), например, о процессах, осуществляемых функциях; - проведения анализа полноты документации системы менеджмента для выявления возможных несоответствий. ПРИМЕЧАНИЕ. Руководящие указания по вопросу проведения анализа документации представлены в разделе B.2. В состав анализируемой документации следует включать (в той степени, в какой это применимо) документы системы менеджмента и требуемые записи, а также отчеты о предыдущих аудитах. При проведении анализа документов следует учесть размеры, характер и сложность системы менеджмента аудитируемой организации и ее организационной структуры, а также цели и объем аудита. 6.3.2 Подготовка плана аудита 6.3.2.1 Руководителю команды по аудиту следует подготовить план аудита, основываясь на информации, содержащейся в программе аудита и в документации, представленной аудитируемой 20 организацией. При подготовке плана следует учесть влияние, которое окажет деятельность по аудиту на процессы аудитируемой организации. Плану следует служить основой для соглашения между заказчиком аудита, командой по аудиту и аудитируемой организацией в отношении проведения аудита. В плане следует скоординировать и указать четкий график осуществления деятельности по аудиту в целях достижения целей аудита наиболее результативным образом. При определении степени детализации плана аудита следует учитывать область и сложность аудита, а также присутствие неопределенности в достижении целей аудита. При подготовке плана аудита руководитель команды по аудиту должен уделить особое внимание следующему: - применению соответствующего метода выборочной проверки (см. раздел 3); - составу команды по аудиту и совокупной компетентности членов команды; - рискам для организации, вызванным проведением аудита. Риски для организации могут быть вызваны, например, посещением членами команды по аудиту мест проведения работ и связанным с этим их влиянием на охрану здоровья и обеспечение безопасности труда работников организации, охрану окружающей среды и качество, а также создаваемыми членами команды угрозами для продукции, услуг, персонала или инфраструктуры аудитируемой организации, например, из-за внесения загрязнений в помещения, где должна быть обеспечена особая чистота. В случае комбинированных аудитов особое внимание следует уделять взаимосвязи между производственными процессами и разнонаправленными целями и приоритетами различных систем менеджмента. 6.3.2.2 Степень детализации и содержание плана аудита могут отличаться, например, для первичного и последующих аудитов, а также для внутреннего и внешнего аудитов. Плану аудита следует быть достаточно гибким и допускать изменения, которые могут потребоваться по ходу проведения аудита. В плане аудита следует отражать или делать ссылки на следующее: a) цели аудита; b) область аудита, включая указание тех организационных и функциональных структур, а также процессов, которые будут подвергнуты аудиту; c) критерии аудита и все ссылочные документы; d) место проведения аудита, даты проведения, ожидаемое время начала и продолжительность проведения деятельности по аудиту, включая совещания с руководством аудитируемой организации; e) метод, который будет использован при проведении аудита, включая степень детализации выборки, которая необходима для получения признаваемых свидетельств аудита, и, если это применимо, разработанный план осуществления выборки; f) обязанности и ответственность членов команды по аудиту, а также сопровождающих лиц и наблюдателей; g) выделение соответствующих ресурсов для критических областей аудита. План аудита может включать в себя (в той степени, в какой это применимо) также следующее: - лицо, являющееся официальным представителем аудитируемой организации на время аудита; - язык общения между аудиторами и аудитируемой организацией и язык, на котором будет представлена отчетная информация об аудите, если аудиторы используют разные языки и/или их язык отличается от языка, который используется в аудитируемой организации; - перечень вопросов, которые должны быть отражены в отчете об аудите; - вопросы размещения и коммуникации, включая специфические вопросы доставки аудиторов к местам выполнения работ, которые будут подвергнуты аудиту; - все конкретные меры, которые должны быть приняты, чтобы снизить эффект неопределенности в достижении целей аудита; - вопросы конфиденциальности и информационной безопасности; - все действия, которые должны быть осуществлены после предыдущего аудита; - все действия, которые должны быть осуществлены после запланированного аудита; - координация деятельности по проведению аудита разными командами в случае совместного аудита. План аудита может быть проанализирован и утвержден заказчиком аудита, и его следует направить аудитируемой организации. Любые возражения со стороны аудитируемой организации следует рассмотреть совместно руководителю команды по аудиту, аудитируемой организации и заказчику аудита. 21 6.3.3 Распределение работ внутри команды по аудиту Руководителю команды по аудиту следует, консультируясь с членами команды по аудиту, установить для каждого члена команды ответственность за проведение аудита конкретных процессов, видов деятельности, функциональных структур или производственных площадок. При распределении работ следует учитывать необходимость обеспечения независимости аудиторов, компетентность аудиторов и необходимость эффективного использования ресурсов, а также разные обязанности и ответственность аудиторов, аудиторов-стажеров и технических экспертов. Руководителю команды по аудиту следует (в том виде, как это удобно) провести совещание с членами команды по аудиту, чтобы довести до них распределение работ и решить вопрос о возможных изменениях в этом распределении. Изменения в распределение работ могут быть внесены и по ходу аудита в целях обеспечения уверенности в том, что цели аудита будут достигнуты. 6.3.4 Подготовка рабочих документов Членам команды по аудиту следует собирать и анализировать информацию, относящуюся к закрепленной за ними области аудита, и подготовить, при необходимости, рабочие документы, которые будут использоваться в качестве справочных (ссылочных) документов и для фиксации свидетельств аудита. Такие документы могут включать в себя: - контрольные перечни вопросов (чек-листы); - планы выборки примеров для аудита; - формы (шаблоны) для регистрации информации, такой, как свидетельства аудита, поддерживающие принятие решений, результаты аудита и протоколы совещаний. Использование чек-листов и форм не должно ограничивать (сдерживать) диапазон (объем) деятельности по аудиту, который может меняться на основе собранной по ходу аудита информации. ПРИМЕЧАНИЕ. Руководящие указания по подготовке рабочих документов представлены в разделе B.4. Рабочие документы, включая записи, появляющиеся вследствие использования этих документов, следует сохранять, по меньшей мере, до завершения аудита или до того времени, которое установлено в плане аудита. Порядок сохранения документов после завершения аудита описан в разделе 6.6. Членам команды по аудиту следует всегда надлежащим образом обеспечивать защиту (охрану) тех документов, которые содержат конфиденциальную или частную информацию.

14. Дайте характеристику принципа «принятие решений основанное на фактах»;

1.2 Характеристика принципа TQM «Принятие решений на основе фактов»

 

Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть, например, результаты внутренних проверок системы качества, рекламации и претензии потребителей и т. д. Кроме того, информация может основываться на анализе предложений сотрудников организации по поводу снижения издержек, повышения производительности и т.д [21].

Принцип фактической обоснованности решений прослеживается в таких проявлениях и действиях организации, как:

проведение измерений, сбор целевых данных и информации

обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией

анализ данных и информации

понимание значимости подходящих статистических методов

принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции.

Международный опыт показывает, что от 20 до 90 % всех проектов улучшения продукта терпят провал только по причине ошибочного мнения о состоянии рынка, на базе которого принимается решение о стратегии бизнеса компании [3]. Объяснением такого положения могут быть следующие моменты:

отсутствует полная оценка того, что потребители действительно хотят получить и как много они готовы заплатить за это: решения не базируются на конкретных фактах, характеризующих рынок:

компании имеют недостаточные знания о своем продукте в период, предшествующий его появлению на рынке, и в то же время они пренебрегают экспериментами, позволяющими улучшить продукт и процессы на раннем этапе их проектирования, упуская тем самым возможность улучшения качества продукта при меньших затратах;

факт несоответствия ожиданиям потребителей по ценности продукта и его стоимости должен устанавливаться, как уже неоднократно подчеркивалось, на наиболее ранних этапах жизненного цикла продукта, а для этого необходимо иметь наиболее полную информацию, основанную на фактах, и тогда будет уменьшена (или сведена к минимуму) вероятность того, что продукт после появления его на рынке не будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям [3].

Таким образом, как показывает опыт, основной причиной неудач являются несовершенная работа и недостаточность знаний при принятии решения. Возможно, это основные причины всех проблем в мире. В отношении неполноты знаний существуют две ситуации: люди либо признают, что у них недостаточно знаний, либо не признают. Многие беды возникают именно во втором случае. Если люди осознают, что они не очень хорошо разбираются в ситуации, они могут провести исследование или эксперимент, пытаясь узнать то. что они не понимают. Когда же люди уверены в своей правоте, даже если они недостаточно хорошо разбираются в ситуации, решать проблемы непросто.

Одна из причин этого состоит в том, что факты часто путают с суждениями. Люди склонны принимать нечто, к чему они имеют отношение, за факты. Это похоже на китайскую притчу, в которой слепцы ощупывали слона и каждый из них судил о слоне исходя из своего личного восприятия и имеющегося у него жизненного опыта. Тот, кто ощупывал хобот, был убежден, что слон - это некий длинный предмет, подобный трубе, в то время как другой, притронувшийся к бивню, считал, что слон - это что-то твердое и острое [4].

Мы должны постоянно спрашивать себя, а верны ли наши суждения, и по возможности «ощупывать слона» так, чтобы постепенно составить правильную картину. Если вместо этого мы упрямо будем настаивать на сложившемся представлении о том, что есть «слон», принимать это субъективное суждение за абсолютный факт и на этой основе планировать процесс и выполнять работы по достижению поставленной цели, то неизменно будут возникать дефекты, и их число не уменьшится, пока мы не изменим ошибочного суждения. При этом даже большинство может ошибаться, а один быть правым, если его решение по какому-либо вопросу базируется на фактах. Достаточно вспомнить историю с развитием науки, и в частности учения Коперника и Галилея. Именно факты и связанные с ними сомнения о правильности ранее принятых решений являются движущей силой науки. Основным условием любого научного закона является воспроизводимость описываемого явления. При этом, как правило, он, может быть применим не для всех случаев. Это объясняется тем, что в материальном и духовном мире существует бесконечное число случаев, а известное нам число фактов всегда ограничено [25].

Выявить законы, применимые к бесконечному числу ситуаций, располагая при этом ограниченным числом фактов, - сверхтрудная задача. Поэтому для объяснения различных явлений существуют различные гипотезы. Однако следует помнить, что гипотезы могут быть и ложными, как в случае «изучения слона» слепцами.

Существует цепь взаимосвязанных процессов для принятия решения (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Цепочка взаимосвязанных процессов, характерная для принятия решения

 

Одной из самых основных стадий в этой цепи - выбор требуемых данных, на основании которых будут вырабатываться решения. Правильность принятого решения будет зависеть от правильности исходных данных, которые должны представлять собой только факты. Поэтому сбор и интерпретация фактов - важнейшие этапы принятия решения и все явления необходимо рассматривать со статистических позиций.

Правильное решение требует статистического мышления, которое включает следующие основные требования.

Больше доверяйте конкретным фактам, а не абстрактным идеям.

Выражайте факты в количественной форме, непосредственно связанной с применением конкретных процедур измерения, а не с помощью слов и эмоций.

Осознавайте, что наблюдения всегда ведутся над частью целого и поэтому результаты содержат ошибки и отклонения.

Лишь в результате многочисленных и длительных наблюдений можно выявить устойчивую тенденцию, представляющую собой надежную информацию.

Статистическое мышление предусматривает знание и умение применять статистические методы, которые должны обеспечивать:

надежность интерпретации статистических данных;

всеобъемлемость информации;

простота использования.

Таким образом, можно сделать вывод, что принцип TQM «Принятие решений, основанных на фактах» является одним из основополагающих в концепции TQM и направлен на обеспечение системы управления объективной информацией для принятия управленческих решений. Принцип подразумевает систематический сбор, обработку и анализ данных на этапах ключевых процессов любого предприятия. Следование данному принципу повышает аргументированность и обоснованность принимаемых решений и, следовательно, и эффективность и результативность деятельности.

 

15. Область применения МС ИСО 9001;

ISO 9001 - Система Менеджмента Качества

 

  Что такое СМК? Система менеджмента качества (СМК) - это система управления качеством товаров и услуг организаций. Cистема управления создается в виде комплекта документов, в которых описаны правила выполнения и контроля всех процессов в организации: разработка продукции (услуги), закупка материалов, производство, реализация и т.д. Необходимый перечень таких правил и процедур содержится в международном стандарте ISO 9001:2008, а так же в его казахстанском аналоге СТ РК ИСО 9001:2009 "Системы менеджмента качества. Требования". Внедрение требований стандартов подразумевает описание всей деятельности сотрудников в соответствующих документах СМК. Сертификация подтверждает соответствие правил и процедур в вашей организации описанным в соответствующем стандарте. Мотивы внедрения СМК в организациях: отсутствует четкое распределение обязанностей и ответственности сотрудников, действия сотрудников и подразделений несогласованны, при уходе сотрудников из организации, их знания и опыт не остаются в организации, на всех стадиях производства продукции происходят ошибки (исправления, излишние действия и т.п.) неэффективно используются ресурсы (материалы, финансы, персонал), качество продукции нестабильно, зависит от множества факторо, и др. потребители продукции выдвигают требования к наличию или дают преференции при наличии сертификата соответствия производства стандартам ISO 9001 и ГОСТ Р ИСО 9001. Выгоды от внедрения СМК: 1. Менеджмент качества повышает качество продукции (услуг) - Система документации для анализа результативности управленческой деятельности - Менеджмент качества развивает согласованность во взаимодействии сотрудников и подразделений 2. Менеджмент качества способствует преемственности знаний и опыта сотрудников - Менеджмент качества повышает производительность 3. Получение государственных заказов - Преимущество в тендерах - Менеджмент качества является обязательным требованием для вступления в саморегулируемые организации (СРО) - Сокращение аудитов второй стороны - Менеджмент качества дает преимущество для страхования и кредитования … Этапы внедрения СМК: 1. Анализ существующей системы управления на соответствие требованиям ISO 9001. 2. Обучение внутренних аудиторов СМК. 3. Разработка документации. 4. Внедрение системы. 5. Проведение внутренних аудитов и стажировка внутренних аудиторов. 6. Проведение анализа со стороны руководства. 7. Сопровождение при сертификационном аудите.

 

 

16. Дайте характеристику принципа «ориентация на потребителя»;

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания.

Организация не может существовать без потребителей. Существует много аспектов ее взаимоотношений с потребителями, но, возможно, самым важным из них является осознание их текущих и будущих требований и ожиданий. Поняв их, организация будет способна сконцентрировать свои усилия на выполнении текущих требований потребителей и планировать свою деятельность, ориентируясь на их ожидания и прибегая в некоторых случаях к помощи своих поставщиков.

Очень важно, чтобы высшее руководство организации стратегически предвидело общие и рыночные запросы настоящих и будущих потребителей для составления перспективных планов и заключения договоров с целью удовлетворения этих запросов.

Ясно, что взаимоотношения с потребителями являются ключевым фактором в достижении благополучия для обеих сторон. Эти взаимоотношения проверяются с целью определения степени удовлетворенности потребителя продукцией организации с учетом уровня сервиса при ее поставке. Результаты этих проверок могут дать полезную информацию, которую высшее руководство использует затем для выработки перспективной стратегии организации и планирования необходимых ресурсов.

Во взаимоотношениях с потребителями важное место занимает также обмен информацией, который должен иметь двусторонний характер, чтобы потребитель ясно представлял себе, как он может запросить помощь и к кому при этом следует обращаться.

 

17. Какая необходима документация при внедрении системы менеджмента качества;

Для обеспечения эффективного управления процессами предприятий как правило бывают следующие документы системы качества которые включают:  
  • Политика в области качества - документ, определяющий общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
  • Цели в области качества - документ, разработанный на основе Политики в области качества, конкретизирующий цели и задачи предприятия, и определяющий их выполнение на разных уровнях организации.
  • Руководство по качеству - документ, описывающий систему менеджмента качества предприятия.
  • Процедуры СМК - документы, наличие которых регламентированы МС ИСО 9001:2000 и устанавливающие способ осуществления деятельности.
  • Документация по процессам - документы, описывающие процессы в схематичной или какой-либо другой форме и регламентирующие их выполнение путем определения входных и выходных параметров и данных (карты процессов), определения человеческих ресурсов - ответственности и полномочия персонала и информационных ресурсов - использование документации СМК и ведения записей. В документации по процессам также могут быть определены основные критерии и методы выполнения процессов, анализ которых является входными данными при проведении анализ эффективности процессов СМК со стороны руководства.
  • Должностные инструкции - документы, определяющие квалификационные требования всего персонала, их должностные обязанности, взаимосвязь с работниками предприятия и внешними организациями, права и ответственности.
  • Рабочие инструкции - документы описывающие процесс выполнения какой-либо операции или деятельности.
  • Инструкции по безопасности - документы, регламентирующие нормативы, требования и методы работ, позволяющие безопасно выполнять определенные работы и/или операции (ИСО 9001 не содержит требований к безопасности. Как правило система охраны труда определяются при внедрении специального стандарта OHSAS 18001).
  • Методики проведения испытаний - методы отбора проб и испытаний для получения достоверных результатов.
  • Документы внешнего происхождения - стандарты, нормативные и законодательные требования.
  • Формы записей - документы, определяющие ведение записей по установленным формам для контроля достижения результатов или свидетельства осуществленной деятельности.

Для управления всеми перечисленными документами в рамках системы качества разрабатывается, документально оформляется и поддерживается в рабочем состоянии процедура управления документацией (4.2.3).
Процедура предусматривает:
* Порядок разработки, согласования и утверждения внутренних документов перед выпуском их в обращение.
* Поддержание документов в рабочем состоянии.
* Периодический пересмотр документов.
* Порядок внесения изменений в документацию.
* Порядок рассылки документов.
* Порядок изъятия устаревших документов из мест рассылки.
* Порядок управления документами внешнего происхождения.

При внесении изменений в систему менеджмента качества представитель руководства по качеству может нести ответственность за поддержание целостности системы.
Документация системы качества служит основой для информирования персонала по вопросам функционирования системы качества.
Представитель руководства по качеству может руководит обучением по вопросам системы качества.
С этой целью ежегодно составляется планы обучения по предприятию. Эффективность проведенного обучения должны оцениваться, анализироваться и являются составной частью отчета представителя руководства по к

 

18. Приведите характеристику разных видов аудиторских проверок;

Появление аудиторской проверки связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность [1, с.132].

Аудит - (англ. Audit) предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, других финансовых обязательств и требований субъектов экономической деятельности, а также по оказанию других аудиторских услуг [2, с.43].

Аудит - это анализ, изучение, контроль денежного состояния предприятий, организаций, их доходов и расходов, прибыли, а также выработка советов по улучшению финансово - хозяйственной деятельности. Данный анализ выполняют квалифицированные специалисты в области бухгалтерии, финансов, которые называются аудиторами. Иногда руководитель приглашает на фирму аудитора для проверки того, как успешно ведет фирма свое хозяйство, чтобы узнать, что необходимо для улучшения работы. Бывают случаи, когда аудитора направляют государственные органы для ревизии в случае возникновения подозрения, что в своей финансовой деятельности, в бухгалтерском учете фирма нарушает законодательство.

В становлении и развитии аудиторского финансового контроля Республики Казахстан нашёл отражение опыт развитых зарубежных стран, где данная форма контроля широко распространена.

Порядок проведения аудиторского контроля урегулирован Законом РК «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 г. Согласно данному акту аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые создаются в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью. После приобретения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Численность аудиторов в составе аудиторской фирмы должна составлять не менее трех человек. Руководитель аудиторской фирмы обязан иметь квалификационное свидетельство «аудитор».

Под профессиональными организациями понимаются некоммерческие организации и действующие на основании устава, который принимается на общем собрании их членов. Аккредитация данных организаций подтверждается свидетельством об аккредитации по форме, утвержденной уполномоченным органом. Сама структура и рабочие органы определяются уставами профессиональных организаций. Их учредителями и участниками могут быть только аудиторы и аудиторские организации. Численность данных организаций должна составлять не менее одной пятой от общего количества аудиторов и не менее одной пятой от общего числа аудиторских фирм, имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности, за три месяца до момента подачи заявления на аккредитацию. Как аудиторы, так и аудиторские организации выступают членами только одной профессиональной организации.

Отношения аудитора и клиента оформляются договором на проведение аудита. В данном договоре предусматриваются: предмет договора, сроки, размер и условия оплаты, обязанности, права и ответственность сторон, а также членство в профессиональной организации. При проведении обязательного аудита и сопутствующих услуг аудируемого субъекта договор должен соответствовать тем требованиям, которые установлены законодательством Республики Казахстан. По результатам проведенного аудита составляется аудиторский отчет, который должен соответствовать требованиям Закона РК «Об аудиторской деятельности» и стандартам аудита.

Профессиональные услуги аудиторских организаций являются платными, это обеспечивает реализацию основного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство, как новая форма организации финансового контроля, только начинает развиваться.

В развитых государствах независимая аудиторская деятельность является ведущей формой внешнего финансового контроля. Данная форма контроля обрела широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединило свыше 4,2 тыс. аудиторских фирм, которые функционируют в 147 странах. При ООН была создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия, произведенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, которые действуют на территории Республики Казахстан - является главной целью аудиторской деятельности.

Экономическими субъектами являются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (ассоциации, союзы, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), организации и учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, пенсионные, инвестиционные, общественные и иные фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся аудиторские фирмы и аудиторы, которые работают самостоятельно.

Аудиторские фирмы, как отмечено в законе не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской деятельности. Данное означает, что аудитор не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

Понятие аудита намного обширнее таких понятий, как ревизия и контроль, так как аудит включает и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Отличие аудита от ревизии состоит в следующем: а) самостоятельность определения им методов и форм аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом; б) независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Аудит представляет собой проверку в целях выражения независимого мнения о составлении финансовой отчетности и прочей информации в соответствии с законодательством РК [3].

Согласно закона РК «Об аудиторской деятельности» под аудиторской деятельностью подразумевается предпринимательская деятельность по проведению аудита финансовой отчетности и прочей информации и предоставлению иных услуг по профилю деятельности:

- сопутствующие услуги по профилю своей деятельности в соответствии со стандартами аудита;

- внутренний аудит;

- восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности;

- консультирование по вопросам применения законодательства по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и ведения налогового учета;

- составление статистической отчетности организаций;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;

- консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

- обучение по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, налогообложению, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;

- рекомендации по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, обучение автоматизированному ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;

- разработку методических пособий и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, ауди


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.