Группа. Характеристики группы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Группа. Характеристики группы.

2017-09-10 370
Группа. Характеристики группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Группа – относительно обособленная общность людей (2 и более человек), взаимодействующих и в з аимовлияющих друг на друга, объединенных общими целями, интересами, деятельностью, рассматривающих себя как единое целое.

Характеристики группы

Основные характеристики группы Ситуационные характеристики группы
· структура · статус · роли · нормы и ценности · лидерство · состав · групповые процессы · сплоченность · конфликтность · размер · пространственное распространение · цели и задачи  

Структура в группе – схема взаимоотношений в группе, основанная на статусно-ролевых, профессионально-квалификационных, половозрастных характеристиках членов группы.

Статус – положение работника в группе. Выделяют формальный статус – положение, связанное с занимаемой должностью, и неформальный статус – положение в группе, связанное с системой межличностных взаимоотношений и отводимое работнику другими членами группы.

Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющиеся статусом.

Нормы – общепринятые стандарты, правила группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы.

Лидерство – способность влиять на других людей, направлять их усилия.

Групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы: групповое взаимодействие, групповое принятие решений, обмен информацией, социальная поддержка.

Сплоченность – стремление членов группы принадлежать к ней и выполнять обязательства перед группой.

Размер группы – количество членов, входящих в ее состав.

Цели и задачи группы определяют специфику работы группы и организацию группового процесса.

 

Стадии развития группы.

 

Стадии:

Формирование – стадия знакомства, «притирки» людей друг к другу. Низкий уровень сплоченности, взаимовыборы случайны, нет общих представлений о целях группы. Члены группы обмениваются информацией друг о друге, делают предположения о работе группы.

Бурление (конфликтов) – характеризуется появлением группировок, конфронтацией между членами группы. Сталкиваются различные мнения, интересы, проявляется отношение работников к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, выявляются лидеры.

Становление норм – стадия перехода к конструктивной работе, приспособлению и сотрудничеству друг с другом. Завершается формирование норм поведения, всеми признается распределение ролей, возникает чувство товарищества, групповая сплоченность, общее представление о целях и задачах группы. Сотрудники идентифицируют себя с группой. Окончательно определяется лидер группы.

Выполнение работы – члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределенными на предыдущем этапе задачами. Конфликтные ситуации разрешаются путем групповой дискуссии. Стадия характеризуется высокой степенью сплоченности, четким закреплением ролей, высоким уровнем кооперации.

Расформирование – стадия характерна для временных групп, которые расформировываются после выполнения ими задачи. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

 

Структура группы.

Структура группы связана с профессионально-квалификационными, статусно-ролевыми, половозрастными характеристиками ее членов.

Выделяют следующие типы структур:

· коммуникативная структура группы;

· структура власти;

· структура предпочтений;

· эмоциональная структура группы.

Классификация групп.

 

Виды классификации ВИДЫ ГРУПП
По размеру · большие · малые
По сфере совместной деятельности · управленческие · производственные
По уровню развития · высокоразвитые · слаборазвитые
По реальности существования · реальные · условные
По характеру отношений · формальные · неформальные
По цели существования · целевые · функциональные · по интересам · дружеские
По периоду функционирования · постоянные · временные
По вхождению индивида в группу · референтные · нереферентные (группы членства)

 

Большие группы – социальные общности людей, существующие в масштабах всего общества и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов (классы, нации, общественные организации, партии, возрастные и профессиональные группы и т.п.).

Малые группы – немногочисленные группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном взаимодействии.

Формальные группы – группы, созданные в структуре организации по решению руководства для решения определенных задач, функционирующие в соответствии с заранее установленными, утвержденными положениями, инструкциями, уставами. Их деятельность способствует достижению целей организации.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, интересами, увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей.

Управленческие группы – группы работников, выполняющие управленческие функции. Они подразделяются на две разновидности: команды и комитеты.

Производственные группы – группы работников, непосредственно занимающихся производственной деятельностью, совместно выполняющие конкретные производственные задания.

Целевые (проектные) группы – группы, созданные для достижения конкретной цели, после достижения которой они могут быть расформированы или переключены на другой проект.

Функциональные группы – группы, ориентированные на выполнение определенных функций.

Группы по интересам и дружеские группы – группы, объединяющие интересных друг другу людей, имеющих общие увлечения и поддерживающих дружеские отношения.

Постоянные группы – группы, члены которых решают определенные задачи в рамках своих должностных обязанностей.

Временные группы – группы, которые формируются для решения краткосрочных, разовых задач.

Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличают единство целей, общность интересов, устойчивая система взаимоотношений, высокая сплоченность. Высокоразвитые группы делятся на корпорации и коллективы. Коллектив (рабочая группа) – группа людей, объединенных совместной деятельностью, имеющих общие цели и интересы, взаимную ответственность, отношения товарищества и взаимопомощи. Корпорация – группа случайно собранных людей, в которой отсутствует сплоченность.

Слаборазвитые группы – группы, характеризующиеся недостаточным развитием, отсутствием устойчивой системы взаимоотношений, общих представлений о целях и задачах группы, единых ценностей и норм, размытостью структуры, низкой сплоченностью.

Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми себя отождествляет, с членов которых берет пример, на которые ориентируется в своих симпатиях и антипатиях. Их иногда называют эталонными.

Нереферентные группы – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.

Реальные группы – группы, реально существующие в пространстве и во времени и объединенные реальными отношениями.

Условные группы – группы людей, условно объединенных для конкретных целей по условному признаку (пол, возраст и т.п.).

 

Ролевое поведение в группе.

Ролевое поведение в группе – фактическое поведение индивида, детерминированное его статусом и соответствующей этому статусу социальной ролью.

Роль в организации – образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении совместно с другими людьми деятельности, регламентируемой в виде норм, инструкций, контрактов, законов.

Ролевые ожидания – индивидуальные представления о том, как сотрудники организации должны выполнять «назначенные» роли и ожидания относительно выполнения своих ролей другими членами организации.

Ролевой конфликт – конфликт, связанный с выполнением индивидом одной или нескольких ролей, не совместимых друг с другом или с характеристиками индивида. Выделяют интерролевой конфликт – конфликт между ролями, часто содержащими несовместимые обязанности, и интраролевой конфликт – в рамках одной роли, вытекающий из несоответствия между требованиями роли и внутренними установками личности. Следствием ролевого конфликта является ролевое напряжение – ощущение психологического дискомфорта от неопределенности или неясности роли.

Неясность роли состоит в том, что человеку, исполняющему роль, непонятна связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в общей совместной деятельности.

Неопределенность роли – недостаточная четкость построения роли, выражающаяся в неопределенности содержания работы и способов ее осуществления.

Способы преодоления ролевого конфликта.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.