Тема 6. Лидерство в организации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 6. Лидерство в организации

2017-09-10 198
Тема 6. Лидерство в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Руководство и лидерство.

Руководство – интеллектуальная и физическая деятельность с целью управления подчиненными, направленного на решение ими поставленных задач.

Лидерство – процесс влияния одного человека на другого человека или группу.

 

Отличие руководителя от лидера

Руководитель Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действия – план Основа действия – виденье перспективы
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Подходы к лидерству.

Выделяют личностный, поведенческий, процессный и ситуативный подходы к лидерству.

Личностный подход к лидерству гласит, что основой лидерства является совокупность определенных черт личности. При попытках выявить, какие конкретно черты необходимы, получались неоднозначные результаты. Тем не менее существует ряд выделяемых черт, которые, по общему мнению, должны быть присущи лидеру. Называют такие качества, как уровень интеллекта, волевые качества, коммуникативные качества, личное обаяние, инициативность, активность, воля, уверенность в себе, устойчивость к стрессам, участие и вовлеченность, стремление к развитию, ответственность, статус и другие.

Поведенческий подход к лидерству утверждает, что основой лидерства являются не личностные качества, а поведение лидера. С точки зрения поведенческого подхода важно не кем лидер является, а как он действует. Выделяется два типа поведения: поведение при принятии решений и поведение, направленное на организацию группового взаимодействия. В рамках этого подхода родилась теория стилей руководства К. Левина и управленческая решетка Блейка-Моутона (см. далее).

Процессный подход к изучению лидерства концентрирует внимание на том, как развиваются отношения между лидерами и подчиненными. Наиболее распространенными в рамках этого подхода являются две теории лидерства: теория трансформирующего лидерства и теория вертикальной парной связи.

Теория трансформирующего лидерства – попытка объяснить, каким образом лидеры развивают и улучшают преданность делу в своих подчиненных. В ней противопоставлены два типа лидерства: взаимодействующее и трансформирующее. Взаимодействующее лидерство предполагает сделку между лидером и теми, кто за ним идет, оно основывается на рациональной стороне отношений, на интересах людей и возможности получить вознаграждение. Трансформирующее лидерство основывается на умении вдохновлять, поднимать степень сознательности, вести за собой, обращаясь к ценностям и идеалам людей.

Теория вертикальной парной связи основана на том допущении, что восприятие лидером подчиненного влияет на поведение лидера, а поведение лидера влияет на поведение подчиненного. Лидерство, согласно этой теории, может быть описано в терминах ролевых отношений между лидером и подчиненными.

Ситуационный подход к лидерству.

Ситуационный подход к лидерству состоит в установлении взаимосвязи между лидерством и ситуационными факторами.

Теория случайного лидерства Ф. Фидлера. Рассматривает потребность и индивидуальность лидера как относительно устойчивые факторы и выделяет три ситуационных фактора: отношения с членами группы, сложность и содержание задачи, стоящей перед лидером, и объем полномочий лидера. Ситуация является благоприятной для лидера, если лидер принят своими последователями, задача структурирована и ясна и с позицией лидера формально связана достаточная власть.

Теория жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара говорит о том, что эффективность стиля лидерства зависит от зрелости подчиненных, под которой понимается ответственность за свое поведение и желание достигнуть определенной цели. Руководитель может определить степень зрелости подчиненных или группы по тому, как выполняется сама задача.

 

Функции и типы лидеров.

Функции лидера в группе:

· постановка цели;

· нахождение средств;

· мотивация;

· соорганизация;

· формирование организационной культуры.

Механизмы лидерства

Формальная группа Неформальная группа Социально-психологическая сфера
Власть санкционирована. Должностная позиция Власть на основе авторитета. Личностная позиция. Групповое лидерство, не ориентированное на цели организации

Типы лидеров.

По механизму выдвижения лидеры бывают формальными и неформальными.

Формальный лидер назначается сверху или выдвигается и выбирается, но приобретает при этом официальный статус. Его полномочия имеют юридическую основу.

Неформальный лидер получает признание и авторитет в коллективе в силу своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, психологических и других качеств, умения быть носителем ценностей и идеалов группы. Он не имеет официального статуса и полномочий, но может иметь большое влияние и авторитет в группе и противопоставлять его авторитету руководителя.

По содержанию деятельности различают:

· лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

· лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже существующей программы;

· лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями, и исполнителями.

По масштабам выделяют:

· бытовых лидеров;

· социальных лидеров;

· политических лидеров.

 

По ролевому признаку выделяют:

· Деловое лидерство, характерное для групп, возникающих на основе производственных целей, организационных задач.

· Эмоциональное лидерство, возникающее на основе человеческих симпатий и антипатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, снимает психологическое напряжение, создает атмосферу психологического комфорта.

· Информационное лидерство связано с вопросами накопления, хранения и распространения информации в группе. Информационный лидер (мозг группы) обладает нужными знаниями, может объяснить и помочь найти нужную информацию, к нему все обращаются за вопросами.

По широте влияния выделяют:

· Вожака – лидера обладающего большим масштабом влияния, большим авторитетом, ведущим за собой при помощи внушения и убеждения. Может влиять словом, жестом, взглядом.

· Лидера, имеющего меньший масштаб влияния, побуждающего к действию внушением, убеждением и личным примером.

· Ситуативного лидера – носителя лидерских качеств, проявляемых в каких-то конкретных ситуациях (собрание, юбилей и др.).

 

Стили руководства.

Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов.

Выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль. Для него характерна максимальная концентрация власти и ответственности в руках руководителя, единоличное принятие решений, жесткий контроль за подчиненными с угрозой наказания, подавление инициативы подчиненных, отсутствие интереса к работнику как к личности.

Демократический стиль. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, мнений и инициатив подчиненных, распространено делегирование полномочий, одновременно существует контроль за исполнением решений со стороны руководителя и самоконтроль сотрудников. Руководитель проявляет внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, поощряет инициативу.

Либеральный стиль руководства. Характеризуется минимумом ответственности у руководителя, минимумом контроля с его стороны, большими возможностями для инициативы и творчества со стороны подчиненных, необязательностью исполнения принятых решений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.