Памфлет в современной журналистике — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Памфлет в современной журналистике

2017-08-11 2561
Памфлет в современной журналистике 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

В переводе с греческого («pamm fhlego») слово «памфлет» означает «все воспламеняю» или «все испепеляю».. Памфлет произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). Это понятие имеет под собой мифологическую основу и связано с представлением о гневе олимпийских богов, прежде всего – их главы Зевса-громовержца, поражавшего своими молниями врагов. В журналистике под памфлетом понимают сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя (героев), который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Происхождение памфлета как жанра некоторые исследователи связывают с творчеством древнегреческого баснописца Эзопа. Среди основоположников европейского памфлета более позднего времени называют имена выдающегося французского ученого, философа Блеза Паскаля («Письма к провинциалу»), Эразма Роттердамского ("Письма темных людей", 1515 г.), Франсуа Рабле ("Гаргантюа и Пантагрюэль", 1534 г). Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. "Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение.
В ряду имен отечественных памфлетистов первым стоит имя Д.И. Писарева. Его известный памфлет «Пчелы» считается образцом политической сатиры на современное общественное устройство. Великолепными памфлетистами, работавшими на протяжении десятков лет в советской печати, были А.М. Горький («Город желтого дьявола»), Л.М. Леонов («Тень Барбароссы»), Я.А. Галан («На службе у сатаны») и ряд других мастеров сатирического слова. Памфлет на страницах сегодняшней российской прессы, так же как и фельетон, – явление достаточно редкое. Практически не встречается памфлет на международные темы, что, очевидно, объясняется прекращением «холодной войны», существовавшей ранее между СССР и «лагерем капитализма». Памфлеты на внутренние темы носят в основном политический характер. И все же жанр этот существует и, несомненно, будет востребован журналистикой, как он был востребован ею на протяжении многих веков.

В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.

Основное различие жанров фельетона и памфлета – в их коммуникативной цели. В фельетоне автор стремится уловить определенную тенденцию общественной жизни, обнаружить связь анализируемого события с типичными явлениями времени. Памфлет характеризуется более резкой негативной направленностью, стремлением «уничтожить» противника, установкой на отрицание, в то время как фельетон – на осмеяние и обличение. Также чаще всего памфлет пишется на политическую тему.

Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных художественно-публицистических средств. К ним относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм. Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

 

 

Памфлеты Эренбурга

В годы ВОВ публицистика стала основным жанром, к которому обратились многие известные писатели: Эренбург, А.Толстой, Шолохов. Широкую известность приобрела публицистика Эренбурга. Публикует статьи, очерки, памфлеты, публицистика Эренбурга была очень острой и эмоциональной. Главную задачу видел в том, чтобы воспитывать у советского народа ненависть к фашистским захватчикам, и в этом основной пафос. Эренбург подчеркивает, что сердца фашистов испепеляет темная злоба, «злоба захолустных Наполеонов», которые хотят войти в историю хотя бы из черного входа. Эренбург объяснил суть фашизма обращением к истории. Он подчеркивал, что атрибуты фашизма - черная форма, череп, скрещенные кости, взяты из средневековья, черная злоба. «Фашизм-синдром бездарности», в основе фашизма - злоба. В фашизме нет места справедливости, злоба движет каждым солдатом, речи Гитлера дышат злобой. Эренбург широко использует художественные средства в журналистике: голос Гитлера назван им «хриплый лаем гиены». Используется антитеза, когда русский народ противопоставлен немецкому народу. Русский народ в самые тяжелые годы ограждал себя от злобы.

Илья Эренбург, как и многие советские писатели, во многих статьях и памфлетах раскрывал моральный облик фашизма, показывал, что представляет собой на деле механизированная разбойная германская армия. «Кто они?» - так вначале назывался памфлет Эренбурга, напечатанный 6 июля 1941 года в газете «Правда». Позже, в книге «Война», памфлет уже имел другое название – «Бешеные волки». Это была характеристика не только главарей фашизма, но и той армии, которая вероломно напала на советскую страну.

Нужно было разоблачить немецких фашистов, хвалившихся своей непобедимостью. Так, не очерком, не корреспонденцией о ходе боевых операций – оружием сатиры начал Эренбург громить немцев. Он убивал страх перед врагом, представляя гитлеровца в его настоящем виде.

«Услужливый лакей», «Бешеные волки», «Людоед», «Бедные музыканты», «Коготок увяз», «Индюк», «Мотомех-мешочники» – таковы некоторые памфлеты Эренбурга первых двух военных месяца. Одни памфлеты рассказывали об отдельных представителях фашистской армии, другие – обо всей гитлеровской Германии, но все вместе они хорошо передавали сущность фашизма, лицо врага.

Памфлет «Клин-клак» вырастает до огромного символа неизбежного краха фашизма. Казалось бы, незначительный повод. В Германии не стало кожи, женщины носят деревянные ботинки, которые называют по издаваемому ими звуку – клик-клак. Но и это показывает, что победа далека от фашистов, победа недостижима для них – такова главная мысль памфлета. Конкретным поводом для создания текста «Клик-клак» послужила отмеченная победными статьями немецких газет вторая годовщина мировой войны. Эренбург тоже подводил итоги – они были далеки от берлинских оценок. Он утверждал, что их превосходство носит лишь временный характер.

 

 

Памфлеты Грибачева. Убрали.

Фельетоны Вампилова

Вампилова-фельетониста привлекают события, мимо которых другой журналист, возможно, прошел бы: не выехавший на вызов фельдшер, пьяница, опустивший на жену тяжелые кулаки, излишне раздражительный и амбициозный капитан ГАИ, рыночный жулик, нечистый на руку кладовщик... Едкий сарказм, умение безошибочно определить больное место, так сказать, драматический пуант ситуации, разглядеть не только прямых виновников событий, но и питающую их нравственную подоплеку - те черты, которые успешно послужат Вампилову впоследствии в драматургии, прекрасно срабатывают и здесь.

Фельетонист выволакивает на свет божий не только мужа-пьяницу и буяна, но и излишне скромное в этой ситуации поселковое начальство, не только сына-дебошира, но и "идеолога" его "подвигов" - мамашеньку-скандалистку, местную Кабаниху.

В русской литературе вообще нечасто встретишь фельетон, в котором впрямую и всерьез разбирались бы взаимоотношения свекрови с невесткой ("Зиминский анекдот"), хотя пьеса на эту тему есть - "Гроза", и она весьма трагична. Но в публицистике, ввиду щепетильности и анекдотичности предмета, к нему относятся осторожно. Нужно иметь особое мужество и такт, чтобы разбираться в семейной и нравственно-безобразной истории.

Вампилов проявляет здесь мудрость старейшины клана и зоркость комедиографа. Сценография фельетона выразительна: "Внезапно нагрянула жена. А с ней младенец сын и теща Мария Филимоновна. И они остановились в дверях. Муж Коля сидел за столом. А на столе были консервы, виноград и водка. А у окна стояла девица Маша. Коля смутился. От неожиданности. А Маша - ничего". Социальные типы четко определены: "Жениться ему было не впервой". "К тому же он пил и от водки не делался лучше". Пафос целенаправлен: "Феодосию Бойко знать необходимо. Для того, чтобы никогда с ней не встречаться. Оскорбить сына, отматерить ребенка, оболгать прохожего - все может эта гражданка. Прибавьте сюда еще скупость, ворожбу, "врачевание" недугов и представьте эту женщину в роли свекрови". Нравственная позиция автора однозначна: "Остановить надо хама. Займитесь этим, товарищи зиминцы".

Главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. «И если сегодня в человеческих отношениях нет-нет да и проскользнет нечто лошадиное, то завтра, товарищ Богачук, вы ничего подобного не увидите, не услышите и, может быть, не сделаете сами... Завтра вы, вежливый и доброжелательный, остановите машину и скажете бодро и приветливо:

- Добрый день! Покажите, будьте любезны, ваше удостоверение.»

"Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко- и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием. Надо так, чтобы безнаказанно им не сходило с рук ни одно оскорбление, ни один окрик, ни одна брошенная телефонная трубка. Надо так, чтобы ими занимались коллектив, трамвай, улица. Надо их воспитывать, показывать, судить. Делать это необходимо каждый час. А если махнуть на них рукой, они зайдут далеко, и потом уже никто и никогда не убедит их в том, что они виноваты" ("Кое-что для известности").

Иногда голос писателя поднимается до открытого пафоса. "Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. <...> Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз. Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла" ("Зиминский анекдот").

 

Чтобы вспомнили, о чем фельетоны:

Аттестат на порядочность

В 17 лет все и всем выдают справки. Однажды кому-то не выдали.

И «Мы доверяем друг другу. У нас есть магазины без продавцов, трамваи без контролеров, кинотеатры без билетеров.

А обходной лист, это бюрократообразное о семнадцати хвостах, между тем заполняется. Заполняется он выпускниками иркутских вузов, администрациями коих разговор с прискорбием посвящается».

Живые ископаемые:

Археолог и фельетонист имеют общее между собой то, что оба они занимаются обломками прошлого. Но фельетонист имеет дело с живыми ископаемыми.

Где ты, товарищ Пух?

Пух – водитель, хотел работу по интеллектуальные. Открыл ларек с ремонтом часов. Потом украл часы клиентов. А клиенты получали вместо своих часов – расписки.

Кот на базе.

Александр Наумович крал зерно, деньги, вино. Давал, даже вино несовершеннолетним.

 

Зиминский анекдот

Внезапно нагрянула жена. А с ней младенец сын, теща.

Коля (сын) привел жену. Мать ее невзлюбила, обвиняла их двоих в воровстве. Потом Коля ударил Тамару по голове. И потом говорил: попробуй заикнись, удавлю.

Нужно беречь своих детей от хамов. Судить хамов.

Лошадь в гараже

Кое-что для известности

«Хорошо хамить по телефону». Фельдшер не стал принимать заказ о температуре у ребенка. Нахамил, накричал, и бросил трубку.

Про хамов: «есть они. Попадаются. Есть уличные, трамвайные, должностные, высоко-и низкооплачиваемые хамы. Есть, а надо, чтобы их не было. Значит, относиться к ним следует со вниманием.

Витимский эпизод

Семья Гришкиных. Он бьет жену и детей.

Жену уговаривают, после побоев сходить ко врачу, снять побои и подать заявление в милиции. Не идет, так как вместе уже 11 лет прожили

У мужа берут устную и письменную расписку, что не будет бить жену и детей. Муж соглашается.

«…будь заявление, Иван Владимирович засадил бы Гришкина с тем же благодушием, с каким сейчас он Гришкина опекал»

«Все бывает. И хорошее и плохое».

 

Зарисовки Роста

«Юрий Рост это разносторонний человек – он и публицист, и фотожурналист, и писатель, и актер, и телеведущий. Юрий Рост пришел в журналистику поздно. Свою первую заметку он опубликовал в «Комсомольской правде» в возрасте 27 лет. Она называлась «Голубые города», была снабжена фотографией, слабой, плохой. Но это

уже был жанр, который предопределил его дальнейшую судьбу.

С именем Роста обычно связывают способность открывать человека в необычной или, наоборот, очень простой ситуации. Основной ответственностью для Юрия Михайловича является ответственность перед человеком, о котором он пишет. Материал он собирает на протяжении долгих лет, влюбляется в своих героев, влюбляет их в себя, поэтому несет за это ответственность и потери. И, зачастую, знает о них больше, чем может написать. Текст – это, по существу, тост во славу человека, в которого автор в этот момент влюблен или который ему интересен. Журналист должен быть наделен способностью смотреть и видеть, делиться собственными соображениями и впечатлениями, неназойливо иронизируя над собой. Рост вдумчиво пишет, очень тонко подмечает все плюсы и убедительно их излагает. Автор обладает ценной чертой – умением перевоплощаться, «влезать в шкуру» своих героев, понимать их и думать за них и смотреть на мир их глазами. Читатель же воспринимает героя опытом жизни Роста, и потому его личное участие в процессе изображения, если оно не назойливо, уместно. «Я считаю, что ирония и самоирония позволяют сказать о человеке и о ситуации очень многое. Это как в тосте – ты можешь произнести о человеке весело такие слова, которые всерьез ты бы сказать не мог…», – говорит Юрий Рост.

Зарисовка имеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо – с другим человеком, животным или природным явлением. Ее предмет отображения – участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заметим, что в зарисовке всегда показаны две стороны – сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д. Методы этого отображения – описание, воспроизведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена – в пространстве и во времени. Как репортер, автор зарисовки стремится обеспечить эффект присутствия читателя на месте встречи. И стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравнения, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стремление запечатлеть – зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор.

Притчевая эстетика, свойственная перу и фотокамере Юрия Роста, преобладает в цикле малой художественно-публицистической прозы, основанной на впечатлениях о делах и людях Армении. Зарисовка «Старик»

-Говорят, он потерял в войну единственного сына и много лет ищет его среди людей.

- Нет, говорят, у него никогда не было сына. А теперь пришла старость, и он, забыв это, ищет, где его сын, которого он не растил и не воспитывал.

- Какая разница. Старик ищет, и у него горе.

-Если сын был – горе. Если не было – очень большое горе. Ты как думаешь?

-Я думаю, что в любом случае он уже не найдет.

.Фотообраз старика занимает сверху донизу всю страницу: сплошь обрамленное густой сединой бородато-усатое лицо; бесконечно грустные глаза. В целом – красивое запоминающееся лицо.

Своей необыкновенно выразительной художественно-философской притчевостью зарисовка «Старик» производит неотразимое впечатление: потрясает.

В этой миниатюре все – выбор лексики и слога, пунктуационная этика, психологический рисунок, безымянность действующих лиц, концовка – свидетельствует о высокой степени художественно-публицистического обобщения-символа, достигнутой Ростом. Драма человеческой жизни высвечивается в «Старике» по всем правилам искусства.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.