Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Основные типы офисных помещений

2017-07-24 698
Основные типы офисных помещений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемле­мой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными самодостаточными факторами.

Офис — рабочее помещение, предназначенное для определен­ных процессов, которые необходимо осуществить с максимальной полнотой и в заданные временные сроки.

Промышленное здание создается при участии технолога, т.к. процесс производства подразумевает определенную оптимальную технологическую организацию. Лучшие современные офисные зда­ния следуют этому же принципу; работа в офисе рассматривается как специфический процесс со своими четкими технологическими требованиями.


Своя специфика присуща офисам юридических фирм, проект­ных бюро, торговых компаний, банков, арт-салонов, издательств, страховых компаний и пр.

Однако при всей специфике и многообразии функций можно выделить две основные категории офисной работы:


• концентрация;

• общение.

В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих категорий меняется; нахождение оптимальных условий для конк­ретного равновесия между концентрацией и общением — одна из главных задач, от решения которой будет зависить конкретный ди­зайн-проект [23].

Для сосредоточенной, с максимальной концентрацией работы лучше всего подходит отдельный кабинет, а для общения — откры­тое в большей или меньшей степени пространство.

Основные принципиальные решения офисов:

• офис закрытого коридорного типа;

• единое общее пространство;

• комбинированный офис.

Офис кабинетного типа характерен для компаний, разделенных на отделы с небольшим количеством сотрудников, когда важнее изоляция, а не общение. Офисы кабинетного типа могут быть двух видов:

• кабинеты для одного-двух человек (Западная Европа до 1970 г.)
с четкой пространственной организацией и статичностью обору­
дования — недостатки: невозможность организации коллектив­
ной работы, неэффективное использование пространства;

• комнаты большого размера, рассчитанные на пребывание трех и
более сотрудников (Западная Европа, 1970-е — эпоха ранней
компьютеризации), недостатки: статичность, малая гибкость
оборудования, слабый командный дух.

Офис «открытого пространства» (открытый план) — большие многометровые помещения, рассчитанные на значительное количе­ство людей, родился и был популярен многие годы в Америке. Про­странство ограничено только наружными стенами; рабочие места отделяются невысокими мебельными перегородками. Подобная организация помещения дает возможность быстрой перепланиров­ки при смене профиля деятельности фирмы, создает достаточно высокую гибкость и мобильность. Такие офисы имели распростра­нение в 1980-е годы в Европе (для растущих компаний, больших корпораций). В последней трети XX века в Америке они дополни­лись понятием «горячий стол», когда одно рабочее место интенсив­но используется в течение дня несколькими чередующимися со­трудниками, что позволяет в 2—3 раза уменьшить необходимую офисную площадь, количество оборудования и мебели.

Разновидностью открытого пространства является групповой офис, когда общее пространство делится на отдельные зоны невысо-


кими перегородками. Имеются общие зоны для обмена информа­ции, встреч и пр. В этом случае усиливается чувство коллективизма, обеспечивается максимально эффективное использование про­странства, гибкость плана, динамичность впечатлений. Отрицатель­ный момент — недостаточная звукоизоляция.

Комби-офис — сочетание преимуществ двух предыдущих пла­нировочных решений. Наиболее ярко все преимущества и особенно­сти сконцентрировались в «скандинавской» модели.

Социальные моменты, понимаемые в России, в лучшем случае, как комнаты гигиены женщин, комнаты приема пищи, т.е. исходя из физиологических критериев, стали одними из основополагающих факторов в конце 90-х годов XX века в Западной Европе и, прежде всего, в Скандинавских странах. Доминирование социал-демокра­тических идей, высокий уровень занятости привели к кардиналь­ным изменениям не только в сфере социальной защиты населения (сфера распределения), но и в промышленности, а также в сфере услуг, бизнесе.

Идеи социального партнерства изменили сам подход к проекти­рованию офисов. Доминирующими стали идеи демократической общины, чем-то напоминающей клуб, коммуну, племя и артель од­новременно. В частности, расположение рабочего места у окна было возведено чуть ли не в неотъемлемое право каждого сотрудника. Поэтому офисным зданиям стали присущи более узкие и сложные планы застройки, и ее высокое качество, а также множество обще­ственных зон. Индивидуальные и групповые комнаты отделяются прозрачными (драпируемыми или с матовыми стеклами) перего­родками от центральных зон, служащих для коллективного пользо­вания, где проходят «мозговые атаки», осуществляются контакты с сотрудниками других отделов, посетителями и прочие коллектив­ные мероприятия оперативного характера.

Так в комплексе зданий «Скандинавских авиалиний» (Сток­гольм, Швеция), воздвигнутом в конце 1980-х годов на берегу ис­кусственного озера, вокруг обширного центрального пространства (улица с «карманами») формируются коммунальные пространства второго ранга (кафе, магазины, бассейн, фитнес-центр, которыми пользуются как 1,5 тыс. служащих, так и все желающие), а также локальные «коммунальные» зоны собственно офисной части. Такая зона на 30—40 человек включает в себя сектор для переговоров и неформального общения, кустовой центр оргтехники и телекомму­никационного оборудования, кухню-столовую.

Главные функциональные модули — персональные кабины пло­щадью около 12 м2 группируются вокруг «коммунальных зон». Пе-


регородки и двери кабинетов, входящие в эти зоны, сделаны из стек­ла, что устраняет эффект физической изоляции, обеспечивает «пе­ретекание» пространства компактных кабинетов в более простор­ные объемы. Поэтому каждый сотрудник может себя хорошо чув­ствовать психофизиологически.

Мебель и оборудование, детали кабинетов решены в местном шведском духе, хотя в целом доминирует интернациональный стиль. Мебель из древесины «грубоватая», функциональная, про­стых форм создает деловую атмосферу. В то же время каждый со­трудник может дополнить интерьер кабинета по своему вкусу деко­ративно-художественными изделиями, предметами крестьянского и домашнего быта, личными вещами.

Коммунальные зоны для неформального общения сотрудников между собой и с посетителями расположены на открытых террассах, выходящих на озеро; мебель здесь как на курортах — плетеная, до­полненная вьющимися растениями и декоративными элементами.

Все вместе взятое обеспечивает оптимальный психологический климат в коллективе, способствует психофизиологическому ком­форту каждого сотрудника.

2.4.2. Эргономичность офиса, офисная мебель

В концентрированном виде эргономичность офиса включает в себя комплекс следующих понятий (факторов):

• планировка помещения (нормативы площади, изолированность
рабочих мест, возможность контактов и общения, вариабель­
ность оборудования, многофункциональность или узкая специ­
ализация помещения, его поочередное коллективное, индивиду­
альное использование, с учетом не только общих тенденций, но
в первую очередь конкретных функций: банк, юридическая кон­
тора, управление фирмой и пр.);

• эргодизайн оборудования, в том числе регулировка по высоте
столов, возможность смены положения в процессе работы, пере­
городки с навесными элементами и оборудованием (как между
столами, так и между ячейками, зонами); стационарные и мо­
бильные элементы мебели; расположение рабочих элементов
(клавиатура, мониторы, различные виды связи и пр.); стул-крес­
ло с учетом гаммы требований;

• микроклимат (температура, влажность, состав воздуха);

• оптимальное освещение и цветовой климат;

• психологические моменты (удовлетворенность и удовольствие
от работы, возможность активного участия в компоновке и


подгонке под себя оборудования, психологический климат мик­роколлектива из двух—трех человек и пр.);

• социально-психологические факторы, ставшие вторыми после функциональных по значимости (социальное партнерство всех членов коллектива, забота об оптимизации социально-психоло­гического климата, оптимальные условия труда с местом у окна, индивидуальная «ячейка», удобная мебель с подгонкой и напол­нением рабочего места, возможность расслабиться, передохнуть, полноценное питание, общение с др. членами коллектива, созда­ние атмосферы гордости за фирму и т.д.).

Мебель последних поколений создается с учетом изменений в организации работы и новейшими достижениями в техническом обеспечении. Если в 1990-е годы персональный компьютер стал до­минирующим на каждом столе, то теперь — портативные компьюте­ры, плоские экраны, мобильные телефоны, беспроводные средства связи. Общая тенденция — переход к небольшим, мобильным рабо­чим столам, которые легко приспосабливаются к конкретным работ­никам по высоте и компоновке в зависимости от характера деятель­ности (рис. 52). Стол дополняется подвижными разнообразными элементами (тумбочки, шкафы, столы для переговоров и пр.).

Офисный работник проводит за столом более 80 тыс. часов сво­ей жизни, поэтому такое большое внимание уделяется столу и крес­лу, обеспечивающим более здоровую рабочую обстановку. Смена положения при работе (высота стола, трансформация кресла), пра­вильное положение при сидении позволяют существенно умень­шить риск возникновения болей в пояснице и спине, сохранить ра­ботоспособность и высокий тонус в течение рабочего дня.

Изменения в организации интеллектуального труда, тесно свя­занные с социальными процессами и развитием техники, суще­ственно изменили облик офисного оборудования. Прежде традици­онное решение конторской мебели во многом диктовалось функци­ей хранения в ее емкостях различных предметов, главным образом деловых бумаг. Теперь решение офисной мебели в основном опре­деляется количеством и видом используемой техники. Среди мно­гих реалий современной практики функционирования администра­тивных зданий выделяется главная: массовая оснащенность рабочих мест разнообразными машинами, ускоряющими сбор, обработку и передачу информации. Современное управление деятельностью фирмы, банковские операции, творчество дизайнеров и даже писа­телей немыслимы без компьютерного оснащения и использования телекоммуникационных сетей.


Обычный конторский стол не удовлетворяет функциональны!* требованиям: стандартная высота не обеспечивает удобство работь с различными техническими средствами. Поэтому рабочее месте расчленяется на модульные элементы, выполняющие определеннун функцию.


Решение многих образцов массовой офисной мебели (для слу­жащих) существенно отличается от облика бытовой мебели, при­ближаясь к техническому промышленному оборудованию. Для них характерно широкое применение металла и синтетических ма­териалов, контрастное цветовое решение элементов, подчеркнутый рационализм конструкции (так называемый «американский стиль»).

В кабинетах же руководителей по-прежнему преобладает пре­имущественно деревянная мебель, уютная и комфортная («сканди­навский стиль»). Нередко используются ценные породы дерева, на­туральная кожа, мрамор.

Современный уровень инженерного оснащения позволяет дос­таточно успешно решать задачи по созданию физиологического комфорта (искусственное освещение, акустика, кондиционирование воздуха). Однако проблемы психологического климата, связанные с обеспечением эффективной работы в одном помещении одновре­менно нескольких человек, а то и десятков человек, не потеряли ак­туальности.

Определенный успех в этом плане достигнут благодаря созда­нию индивидуальных микропространств с использованием специ­альных экранов, боковых перегородок, шкафов и пр. (рис. 53 А) не­посредственно на рабочих местах. Широкие возможности открыва­ет применение современных по конструкции и используемым мате­риалам систем офисных перегородок. Они позволяют в короткие сроки без значительных затрат на капитальное строительство про­изводить перепланировку и создавать рабочие места в помещениях любой конфигурации в соответствии с изменениями функциональ­ных требований к рабочему пространству. Перегородки существен­но снижают шум, содействуют необходимому уровню психологичес­кого комфорта.

Возможность в соответствии с конкретными условиями легко изменять планировку помещения, организацию функциональных зон, т.е. свободно варьировать пространство офиса, предопределяют разнообразие компоновки рабочих зон (рис. 53 Б).

В последнее десятилетие при проектировании офисов, оборудо­вания для них произошло «врастание» эргономики внутрь творчес­кой деятельности дизайнеров, обозначаемое термином «Эргоди-зайн». Движение «Эргодизайн» возникло в связи с электронной ре­волюцией в офисе; первый международный симпозиум и выставка под этим девизом состоялись в Швейцарии в 1984 году. Основу дви­жения составило понимание, что традиционная форма «учета» эр­гономических норм и рекомендаций не дает необходимого эффекта



 



 



 


2.4.3. Детские дошкольные и школьные учреждения

Детская мебель, учебно-игровое и учебное оборудование пока еще часто проектируются как уменьшенные копии взрослой мебели и оборудования для офисов. Среда, оснащенная таким оборудовани­ем, да еще, как правило, при архитектуре построек, плохо связанной с территорией и окружающим ландшафтом, создает атмосферу ка­зенного учреждения.

В идеале детский сад, школа должны проектироваться как еди­ное целое, начиная с территории, здания, помещений и заканчивая всем оборудованием и предметным наполнением, в т.ч. мебель, све­тильники, игрушки и пр. При этом нельзя забывать о взаимосвязи всех элементов среды.

Упорядоченность, визуальная ясность и легкая читаемость фун­кционального содержания пространства особенно важны для детей младшего возраста. Особое значение имеет игровое начало предмет­но- пространственнбй среды. Для дошкольников и школьников (особенно младших) самым естественным является усвоение навы­ков и знаний через игру.

Основу активного воспитания и обучения за рубежом уже пару десятков лет составляют всевозможные «конструкторы» — мебель­ные, игровые, спортивно-оздоровительные, графические, компьюте­ризированные.

Метод «конструктора» позволяет создавать мебельные модули, на основе которых выбираются различные варианты планировки и оснащения классов в зависимости от состава учащихся, размеров и конфигурации помещений и т.п. Школы получают контейнеры со «строительным материалом», из которого монтируют нужные пред­меты и системы под свои конкретные условия.

Проект и образцы учебно-игрового и мебельного конструктора «Куб-модуль» созданы в нашей стране ВНИИ технической эстети­ки [6].

Система состоит из двух самостоятельных подсистем-конструк­торов (рис. 56).

«Куб-модуль-1» включает в себя четыре взаимосвязанные само­стоятельные части: мебельно-игровой конструктор, учебно-игровой конструктор, игровой конструктор и унифицированный набор детс­ких стульев. Основу составляет типоряд из полномерного куба-мо­дуля (500 х 500 х 500 мм), 1/2 модуля (500 х 500 х 245 мм) и 1/4 модуля (500 х 245 х 245 мм). Кубическая форма обусловлена техно­логическими и экономическими соображениями, а также тем, что детские кубики — одна из самых древних и популярных игрушек.



 



 



 


2.4.4. Оснащение медицинских учреждений

Оснащение для медицинских учреждений (рис. 51В) — специ­фичный вид оборудования с точки зрения учета человеческих фак­торов, особенно технически сложных типов. Современная аппарату­ра имеет расширенные функциональные возможности, в ней авто­матизированы процессы управления и обработки диагностической информации. Медицинское оборудование функционирует в услож­ненной системе «врач — машина (аппаратура) — среда — пациент». Здесь человек присутствует в двух видах — как оператор и как объект исследования, лечебного воздействия. В подобных учрежде­ниях необходим комплексный учет трех категорий потребителей: пациентов, медиков и технического персонала, занятого обслужива­нием и ремонтом техники.

Для пациента прежде всего необходим максимальный комфорт при применении конкретного аппаратного метода диагностики и лечения, учет психофизиологического и психологического факто­ров, антропометрических данных. Для медперсонала — это орудие труда, с помощью которого выполняются определенные технологи­ческие операции (хирургическое вмешательство, терапевтическое лечение, диагностика и т.д.). В этой связи возникают требования безошибочности управления приборами, высокая информативность средств индикации, упрощения (за счет автоматизации) взаимодей­ствия с ними, возможность стерилизации узлов и элементов. Техни­ческому персоналу следует обеспечить оптимальную оперативность процесса обслуживания и ремонта.

Примером эргономической отработки (в т.ч. с использованием плоского шаблона-манекена) оборудования для лежачих больных может служить специальное прикроватное устройство «Эрголифт», Германия. Устройство (рис. 58А) предназначено для больных, спо­собных самостоятельно или с посторонней помощью принять сидя­чую позу в кровати. Оно позволяет таким больным самостоятельно пользоваться подкладным судном в положении сидя, которое при­знано физиологически оптимальным.

Устройство компактно, отвечает эргономическим требованиям, легко и быстро приводится больным в рабочее состояние в несколь­ко приемов: сиденье с опорным кронштейном переводится из верти­кального положения в горизонтальное, поворачивается на 180°, сдвигается по горизонтали под лежащего и поднимается. Масса больного передается на кровать и через кронштейн на пол, который служит контроопорой. Устройство может крепиться к любой крова­ти справа или слева посредством винтового зажима или быстродей-



 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.