Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Оборудование городской среды

2017-07-24 611
Оборудование городской среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Формирование городской среды, роль оборудования в удовлет­ворении потребностей населения города в целом и каждого отдель­ного человека — многосторонняя сложная проблема. Коснемся только некоторых моментов, непосредственно связанных с темати­кой данного пособия.

Увеличение габаритов и массы зданий, протяженности и площа­дей пространств, укрупнение масштаба застройки городов являют­ся объективной реальностью. Поэтому очень важно в этих условиях создание объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чув­ствовать себя комфортно в сложном урбанистическом «органе». Оборудование, информационное наполнение, ландшафтный дизайн могут обеспечить достижение цели.

Ле Корбюзье более 60 лет назад в своей работе «Планировка го­рода» прозорливо отметил: «Огромные конструкции будущей пла­нировки раздавят нас: нужно найти общую меру между нами и эти­ми гигантскими произведениями». И там же: «Улица будет пере­строена главным образом при помощи элементов, соответствующих человеческому масштабу».

Городское оборудование и выполняет роль носителя человечес­кого масштаба (рис. 66). Понятия «городское оборудование» и «эле­менты наполнения городской среды» охватывают широкий круг объектов, сооружений и малых форм всех сфер жизнедеятельности на пространствах улиц и площадей, скверов и парков (рис. 67):

• торговля и питание (киоски, павильоны, стенды и пр.);

• связь и информация (телефоны-автоматы, почтовые ящики, ин­
формационные установки);



 



 


Объекты оборудования городской среды, чаще всего, встраива­ются в имеющуюся градостроительную ситуацию, соседствуют с архитектурой, дополняют ее, стремясь добиться сомасштабности с человеком. Это существенно усложняет задачу проектировщиков, требует гибкости, нахождения компромиссных решений с учетом конкретных условий.

В исторических районах роль элементов предметно-простран­ственной среды (оборудования, малых форм) состоит в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечая сегодняшнему дню, «вписаться» в уже существующий облик архитектуры (в т.ч. много­вековой), слиться с ней или тактично оттенить ее (рис. 68А).

Застройка же второй половины XX века, монотонная с характер­ным аскетизмом и лаконичностью объемов и пространств, позволяет активно варьировать форму и цвет, вводить порой шокирующие (на первый взгляд) объемные (рис. 68 Б) и колористические элементы.

Для многих элементов городского оборудования характерен от­носительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, ин­формационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная измен­чивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных райо­нов: тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы (рис. 69) убира­ются на конец осени, зиму и начало весн ы. Но есть объекты, кото­рые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитек­турными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нор­мальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитек­турой в контексте материальной и духовной культуры.

Задачи, которые встают перед проектировщиком при переходе от формирования «замкнутых» пространств интерьеров, а тем более отдельных предметов и вещей, к комплексному формированию «от­крытых» средовых ситуаций, существенно трансформируются и ус­ложняются.

В.Т. Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектиро­вание. Основы теории», говоря о специфике новой проектной про­фессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает, «что в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функ­ционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих про­цессу пространственных форм, нужный процессу комплекс пред­метно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и ди­зайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде» [35].



 



 


чества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновремен­но подчеркивается, что в средовом проектировании «недоучет» че­ловеческих факторов не только вызывает неудобства и дискомфорт, но и пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке со­стояния среды, а это ведет к формированию негативных эстетичес­ких переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике (в средовом проектировании) к сложившемуся вектору обоснова­ния и выработки «ограничений» (рекомендаций) по проектирова­нию элементов и их сочетаний добавить новый вектор — генериро-* вание вариантов размерных показателей и комбинаций, продикто­ванных не столько утилитарно-практическими, сколько художе­ственными соображениями.

Здесь на первый план выдвигаются вопросы восприятия и оцен­ки окружающей среды.

Интерпретация человеком воспринимаемых образов и возник­новение в результате этого эмоционально-эстетического состояния обусловлены личностными особенностями человека, в т.ч. внутрен­ними установками, темпераментом и пр. (см. подраздел 1.4). Чело­век констатирует и оценивает такие качества среды, как характер общей объемно-пространственной структуры, пластику поверхнос­тей, цвето-фактурное решение, габариты, пропорции, масштаб и т.д. Важно помнить, что восприятие и оценка пространственных форм зависят от их окружения, реальных условий наблюдения (время су­ток и года, погодные условия), точки наблюдения, которая редко остается статичной.

Из-за сложности учета комплекса факторов восприятия реаль­ной среды на практике нередки случаи, когда здания, их группы производят во многом иное впечатление, чем на чертежах и в моде­лях. Проблема учета в проектной практике всех возможных негатив­ных моментов восприятия реализованной среды, их компенсации существует столько же, сколько и сама архитектура. Она полностью не решена теоретически и методически до сих пор.

Первостепенное значение всегда имели талант, интуиция и опыт проектировщика. Римский архитектор второй половины I века до н.э. Витрувий в трактате о зодчестве писал: «Когда же будет уста­новлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности или назначение здания, или его внешний вид и путем сокращений и добавлений достичь такой уравновешенности, чтобы после этих сокращений или добавлений в соразмерности все казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле вне­шности» (Витрувий. Десять книг о зодчестве. — М., 1936).


В последние годы у архитекторов и дизайнеров появляется воз­можность избегать проектных ошибок за счет применения новых методик с использованием виртуальных программ в компьютерной графике. С их помощью можно «проигрывать» многочисленные ва­рианты восприятия средовых объектов и ситуаций, внося корректи­вы в их композиционный строй.

Нами лишь обозначены актуальные проблемы нового вектора
эргономики, связанного с эмоционально-эстетическим воздействи­
ем среды, созданием положительного эмоционального фона. Эти
проблемы еще ждут своего решения. •


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Агибалов Д.И. Оборудование для мелкорозничной уличной торгов­
ли //Техническая эстетика — 1984, № 5.

2 Агронович-Пономарева Е.С., Аладова Н.Н. Наша квартира. — Минск.: МЕТ; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3. Барташевич А.А., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учебник —
Минск.: Высшая школа, 1998.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология вос­
приятия: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1973.

б.Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов: Пер. с англ. — М.: Мир, 1968.

6. Грашин А.А. Дизайн унифицированных и агрегатированных изде­
лий, теоретические и методические основы. — М.: ВНИИТЭ, 2002.

7. Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество,
конкурентоспособность. — М.: Изд. Стандартов, 1990.

8. Дизайнер интерьера: основы профессии: Учеб. пособие / Сост. Н.Н.
Лазарева, — М.: Горизонт Консалтинг Лтд, 2000.

9. Зинченко В., Мунипов В., Смолян Г. Эргономические основы орга­
низации труда. — М.: Экономика, 1974.

10. Зубаревич Е.Н. Визуальные коммуникации для общественных зда­
ний // Художественное конструирование за рубежом. — М.: ВНИИТЭ,
1982.

II. Инженерная психология в применении к проектированию обору­
дования: Пер. с англ. — М.: Машиностроение, 1971.

12. Интерьер современной квартиры // Блашкевич Р.Н. и др.; ЦНИ-
ИИЭП жилища. - М.: Стройиздат, 1988.

13. Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна: Пер. с англ. —
1997.

14. Корепина Т.Н. Эргономика архитектурной среды: Учеб. пособие —
Екатеринбург: Урал. ГАХА, 2002.

15. Лидии К.,Меерович М. Место непривычных удовольствий //
АСД - 2003, № 66.

16. Любимова Г.Н. Оборудование жилых и коммуникационных поме­
щений городской квартиры. — М.: ВНИИТЭ, 1974.

17. Мигалина И.В. Основы архитектурного цветоведения: Учеб. посо­
бие. - М.: ЛАДЬЯ, 1998.

18. Минервин Г.Б. Основы комплексного проектирования оборудова­
ния для жилых и общественных зданий. — М.: МАрхИ, 1987.

19. Мунипов В.М., Лысенко А.И. Популярная эргономика. — Орел:
Вешние воды, 1992.

20. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Молодая
гвардия, 1994.

21. Петров В.И., Хвиюзова Т.С. Азбука освещения: Учеб. пособие. —
М.: ВИГМА. 1999.

22. Производственная эргономика / Под. ред. СИ. Горшкова. — М.:
медицина, 1979.

 

23. Про-офис: Пособие по проектированию офисов // Проект Рос­
сия - 2001, № 4.

24. Рекомендации по габаритам бытового оборудования. — М.: ВНИ­
ИТЭ, 1968.


25. Романов Г.М., Туркина Н.В., Колпащиков Л.С. Человек и дисп­
лей. — Л.: Машиностроение, 1986.

26. Рунге В.Ф. Эргономика в дизайн-проектировании: Учеб. посо­
бие. - М.: МЭИ (ТУ), 1999.

27. Степанов А.В. и др. Архитектура и психология: Учеб. пособие для
вузов. — М.: Стройиздат, 1993.

28. Стрельченко В.И. и др. Знаки для медицинских учреждений //
Техническая эстетика — 1991, № 7.

29. Строкина А.Н. и др. Построение манекенов, используемых при
проектировании рабочих мест // Техническая эстетика — 1985, № 1.

30. Федоров В.К. Избранные труды. — М.: Экономика и финансы //
Т. 1, 1996 и т. 3, 1997.

31. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, что — плохо. —
М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.

32. Хилл П. Наука и искусство проектирования: Пер. с англ. — М.:
Мир, 1973.

33. Человеческий фактор. В 6-ти томах: Пер. с англ. — М.: Мир, 1991.

34. Что можно выпускать для оборудования школ // Техническая эс­
тетика - 1988, № 8.

35. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы
теории: Учеб. пособие. — М.: МАрхИ, 2003.

36. Шмид М. Эргономические параметры: Пер. с чеш. — М.: Мир, 1980.

37. Эргономическая оценка качества изделий культурно-бытового на­
значения // Методические материалы. — М.: ВНИИТЭ, 1985.»

38. Эргономика: Принципы и рекомендации. — М.: ВНИИТЭ, 2-е изд., -
переработ., 1983.

39. Эргономика. Проблемы приспособления условий труда к человеку.
Под. ред. В.Ф. Венда: Пер. с польск. — М.: Мир, 1971.

40. Эргономика: Учеб. пособие для вузов / В.В. Адамчук, Т.П. Варна!
и др.: Под. ред. проф. В.В. Адамчука. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. *

41. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под
ред. А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ

1.1. Основные понятия эргономики................................................................... 6

1.2. Факторы, определяющие эргономические требования...................... 10

1.3. Антропометрические требования к изделиям (оборудованию)....... 11

1.4. Психологические и психофизиологические факторы......................... 21

 

1.4.1. Психологические особенности личности и внимания.............. 21

1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие....................... 24

1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия.............................. 27

1.4.4. Перцептивные «стереотипы............................................................. 32

1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии).......................... 36

 

1.5. Факторы окружающей среды.................................................................... 42

1.6. Освещение в интерьере............................................................................... 47

1.7. Цвет в средовых объектах........................................................................... 60

1.8. Методы эргономических исследований................................................. 63

РАЗДЕЛ 2. ЭРГОНОМИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ СРЕДЫ

2.1. Типология средовых объектов и элементов их наполнения............. 73

2.2. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования..................... 74

 

2.2.1. Основные задачи эргономического обеспечения...................... 74

2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды

обитания................................................................................................ 75

2.2.3. Эргономика предметов и вещей..................................................... 80

2.2.4. Проектирование рабочего места.................................................... 82

2.3. Оборудование жилой среды....................................................................... 89

2.3.1. Функциональные процессы и зонирование жилища................ 89

2.3.2. Бытовая мебель.................................................................................... 94

2.3.3. Понятие комфорта жилища............................................................. 98

2.3.4. Кухонное оборудование................................................................. 102

2.3.5. Санитарно-техническое оборудование и оборудование

ванной комнаты................................................................................. 109

2.4. Оборудование интерьеров общественных зданий............................. 115

2.4.1. Основные типы офисных помещений.......................................... 117

2.4.2. Эргономичность офиса, офисная мебель.................................... 121

2.4.3. Детские дошкольные и школьные учреждения......................... 128

2.4.4. Оснащение медицинских учреждений......................................... 132

 

2.5. Средства и системы визуальной информации..................................... 134

2.6. Видеоэкология.............................................................................................. 143

2.7. Оборудование городской среды.............................................................. 147

Список литературы............................................................................................ 155

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.