Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Психологические особенности личности и внимания

2017-07-24 514
Психологические особенности личности и внимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Базовыми для эргономики являются психологические моменты, связанные, прежде всего, с психологией труда [22, 40]. Основные среди них следующие:

• психологические особенности личности;

• психологические особенности внимания;

• роль психологического климата в коллективе.

Особое внимание уделяется восприятию окружающей среды, которое представляет собой многоуровневый психофизиологичес­кий процесс.


Психологические особенности личности - совокупное>ь суще­ственных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меня­ются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.). К основ­ным психологическим особенностям личности относятся:

• мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в
природе и обществе;

• интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные зап­
росы, вещизм и пр.);

• черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психо­
логических свойств, накладывающая отпечаток на поступки,
всю жизнедеятельность (инициативность, добросовестность, не­
решительность и пр.);

• способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более
успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

• сила нервной системы (ее работоспособность) и тип нервной
системы личности, который предопределяет скорость перехода
от одной деятельности к другой.

Основных характерных типов нервной системы четыре.

1. Слабый (меланхолик) имеет слабые процессы возбуждения и
торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособ­
ностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, скло­
нен к тонкой, тщательной работе.

2. Сильный неуравновешенный тип (холерик) с процессами воз­
буждения преобладающими над процессами торможения. Такого
человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей дли­
тельной концентрации внимания работой. Однако он способен на
быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник).
Сильная нервная система со сбалансированными и легко переклю­
чаемыми процессами.

4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спо­
койный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип, который неза­
меним для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости
работы.

В «чистом» виде характерные типы нервной системы, как пра­вило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают сме­шанными чертами с преобладанием того или иного типа.

Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют пси­хологическую совместимость с коллегами.


В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание — сложное психологическое явле­ние, тесно связанное с мышлением.

Внимание выражает способность целенаправленного сосредото­чения психической деятельности на определенных мыслях, объек­тах и т.д. и одновременно отвлечение от других. В силу этой особен­ности психической деятельности одни объекты могут восприни­маться ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаля­ются на второстепенный план.

Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устой­чивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.

Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточен­ности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними, что необходимо учи­тывать при расстановке кадров на производстве и использовать в качестве профессиональной рекомендации работнику, которого в условиях высокоорганизованного производства можно использо­вать либо на самостоятельной творческой работе, либо на работе под контролем руководителя.

Объем внимания характеризуется количеством объектов внима­ния и в зависимости от свойств личности, конкретных условий тру­да может значительно различаться.

По утверждению специалистов наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум — до 7).

Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

Как показывают специальные исследования, для работ, где тре­буется высокая концентрация внимания в производственных усло­виях, человек может удержать его на определенном объекте 15— 20 мин, после чего внимание ослабевает.

На устойчивость внимания в процессе труда влияет целый ряд причин, среди которых: поле внимания (слишком широкое поле ее снижает, так как объем внимания человека имеет определенные ог­раничения; слишком узкое поле приводит к быстрой утомляемости, а следовательно также к снижению устойчивости внимания); размер объекта (крупный объект, цельный по структуре, в меньшей степе­ни утомляет работника); глубина знания работником объекта вни­мания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внима­ние на динамичных, а не статичных объектах).


При всех видах деятельности чрезвычайно важным является психический процесс распределения внимания, который лежит в основе производственных операций или действий в различных ви­дах трудовой деятельности.

С процессом распределения внимания тесно связан процесс пе­реключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой). Все эти процессы и свойства человеческой пси­хики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (произ­водственной практики) и созданных производственных условий.

1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие

Отправным пунктом и необходимым моментом познания окружа­ющей среды, взаимодействия с ней и ее предметным наполнением служит восприятие — психофизиологический процесс отражения действительности в форме чувственных образов объектов. Физичес­кие, химические и прочие параметры компонентов окружающей сре­ды воздействуют на органы чувств, стимулируя в нервной системе сложные физиологические процессы, которые отражаются в созна­нии человека в форме ощущений — зрительных, слуховых, осязатель­ных, обонятельных, кинестетических (мышечных) и других. На осно­ве ощущений, отражающих отдельные свойства вещей, формируется восприятие, дающее информацию об объекте в его целостности. При этом новые впечатления вовлекаются в систему уже имеющихся зна­ний, накопленного опыта, взглядов и понятий субъекта.

Прослеживается образование потока информации «снизу-вверх»: кодировка сигналов рецепторами (концевыми образования­ми нервных волокон), преобразование их соответствующими ней­ронными механизмами и передача в высшие отделы мозга. Соглас­но ассоцианизму (направлению в психологии, начало которому было положено еще в XVIII веке), возникающие ассоциации (связи между психическими образованиями) становятся главным объясни­тельным принципом всей психической жизни. Со значительной до­лей условности суть ассоциативной психологии можно свести к тому, что ощущения составляют «кирпичики» восприятия, которые «цементируются» ассоциациями в воспринимаемые образы.

Такой подход дает понимание основы стратегии восприятия, но явно недостаточен для толкования процесса восприятия во всей полноте, особенно его конечного результата.

В последней трети XX века, когда сформировалось отношение к восприятию как к «процессу переработки информации», особое


внимание стали уделять схеме «сверху—вниз». В этой схеме подчер­кивается активная роль, которую играет в переработке информации сам наблюдатель, его психологические, интеллектуальные и другие персональные особенности.

Подход к вопросам восприятия в эргономике как научной дис­циплине, занимающейся, прежде всего, изучением и проектировани­ем трудовой деятельности, имеет свою специфику, обусловленную целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.

В частности, при восприятии не ставится задача довести до со­знания входной стимул с максимальной полнотой и достоверностью в деталях. Процесс восприятия не рассматривается по аналогии с процессами фотографирования или звукозаписи, когда стремятся создать точное изображение (форма, цвет, фактура, соотношение деталей и пр.) или воспроизвести музыкальную мелодию во всех нюансах звучания.

Эргономисты определяют назначение перцептивной системы (системы восприятия) как обеспечение достаточных условий для адаптивного (приспособленного к условиям реальной среды) пове­дения. Токарю, авиадиспетчеру, кассиру в магазине, домохозяйке при стирке и т.д. перцептивная информация необходима, чтобы дей­ствовать надлежащим образом в трудовом процессе. Восприятие рассматривается как компонент некоторой замкнутой системы уп­равления с обратной связью (рис. 8) [33].

Распределение

энергии в окружающей среде


Воздействие на среду

Выбор действия


. Осознанное восприятие


1 Информация на уровне рецепторов

Информация,

закодированная

в мереной системе


Рис. 8. Восприятие как итеративный (повторяющийся) процесс с обрат­ной связью


Поэтому говорят об информационном взаимодействии между человеком—оператором и машиной (или объектом взаимодей­ствия), в котором выделяются три основных этапа [22].

1. Восприятие информации (перцепция) либо путем непосред­
ственного наблюдения производственного процесса, либо по наблю­
дению за показаниями контрольно-измерительных приборов, отра­
жающими параметры хода производственного процесса. Перцепция
осуществляется с помощью органов чувств, откуда полученная ин­
формация передается в центральную нервную систему человека.
Эта фаза трудового процесса (восприятие информации и передача
ее в центральную нервную систему) относится к сфере действия за­
конов физиологии и психологии.

Информация поступает в виде сигналов. Их восприятие зависит от свойств каждого из сигналов, а также от их взаимных отношений, т.е. от структуры поля восприятия.

2. Переработка (трансформация) полученной информации осу­
ществляется в центральной нервной системе и приводит к приня­
тию определенного решения. Механизм выработки решения до сих
пор мало изучен. На характер решения, его правильность и быстро­
ту принятия влияет не только информация, поступающая извне (от
машины, из внешнего окружения), но и внутренняя информация.

В переработке информации и принятии решения играют роль «стрессовые» ситуации или состояние нервного напряжения, кото­рые выражают реакции организма на травмы, шоки, а также такие психологические затруднения, как страх, состояние сильного воз­буждения и т.д.

3. Последним этапом трудового процесса является выдача при­
нятого решения исполнительным органам и выполнение этого ре­
шения. Этот последний этап называется управлением и в системе
«человек-машина» осуществляется путем воздействия на органы
управления машины с целью внесения необходимых изменений в
происходящий в системе процесс. Выходом в этом случае являются
исполнительные органы человека, входом — органы управления ма­
шины.

Рассматриваемый процесс с обратной связью имеет итератив­ный (повторяющийся) характер, из чего следует ряд выводов. Наи­более важные из них состоят в том, что в эргономике очень часто точность не является самой главной характеристикой восприятия и что восприятие есть динамический процесс, который в значитель­ной степени поддается контролю самим наблюдателем.

Чтобы восприятие действительно обеспечивало адаптивное по­ведение, необходимо принимать во внимание одновременно страте-


гни восприятия обоих направлении: «снизу—вверх» и «сверху— вниз».

Характеристики входной информации с позиций физики, анато­мии, физиологии и психофизиологии описывают первую стадию восприятия, когда соответствующая информация поступает в мозг. Однако характер использования этой информации механизмами мозга наблюдателя определяется стратегией обработки информа­ции в направлении «сверху—вниз», когда необходимо совершить какое-то конкретное действие в зависимости от того, что восприня­то. Как отмечалось, определяющей здесь во многом является внут­ренняя информация. Приблизиться к пониманию механизма приня­тия решения помогают основные детерминанты (определители) перцептивных процессов, описываемые схемой «сверху—вниз», в т.ч. врожденные механизмы образования «гештальтов» и перцеп­тивные «стереотипы», остающиеся неизменными в течение долгого периода жизни.

1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия

Большое влияние на становление современных воззрений по проблемам восприятия оказала гештальтпсихология — одно из крупных направлений в психологии. Ее положения также стимули­ровали формирование эстетических идей и теорий архитектурной формы [4, 27, 33].

Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt — целостная форма, образ) стали в первой трети XX века немецкие ученые М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка. Наиболее полное развитие она получила в Англии и США, куда эмигрировали ее основополож­ники из гитлеровской Германии. Это направление появилось в про­тивовес предшествующей ей попытке психологов объяснить вос­приятие (прежде всего зрительное) как сумму отдельных ощущений (принцип атомизма). Гештальтпсихологи на новой методологичес­кой основе разработали теорию образа.

Центральная категория гештальтпсихологии — целостный образ (гештальт), а не набор отдельных ощущений и не сумма отдельных актов поведения. Основные понятия гештальта: форма, фигура, фон, конфигурация, структура. Выделяются свойства формы, конфигу­раций, взаимоотношения между свойствами, отношения целого и частей (фигуры), и фона.

По мнению гештальтпсихологов, человеческое восприятие обла­дает своей собственной организацией. Оно осуществляется таким образом, что значимое явление (фигура) выделяется на первый


план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово в тексте. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называе­мый фон. Как отмечают современные исследователи человеческого фактора П. Фоули и Н. Моури, человек в качестве наблюдателя ве­дет себя так, как если бы в его нервной системе имелись некоторые врожденные свойства, которые позволяют определенным образом структурировать поступающую информацию и задавать определен­ный «режим» восприятия (если только сам наблюдатель не прило­жит значительные усилия и будет этому сопротивляться). Напри­мер, на графике (рис. 9) наблюдатель без труда и совершенно есте­ственным образом увидит две непрерывные кривые, одна из кото­рых состоит из длинных штрихов, а другая — из коротких. Почти невозможно не видеть эти линии как непрерывные.

Даже если взять пересекающиеся сплошные кривые одной тол­щины, то мы без труда можем проследить их ход. Гештальтпсихоло-ги назвали эту тенденцию «общей судьбой». Еще один пример — понятие «хорошей фигуры». Окружность с незначительными откло­нениями, как правило, воспринимается в виде круга, линии с не­большим разрывом — как непрерывные и т.д., а элементы, располо­женные близко друг от друга, — как одно целое. Если некоторое поле заполнено движущимися элементами, то те элементы, движе­ния которых связаны, автоматически воспринимаются как целост­ное множество, выделяясь на фоне неподвижных элементов или тех элементов, которые движутся по-другому и в целом не связаны. Если обратиться к слуховому восприятию, то здесь «гештальты» образуются в связи с ритмом, высотой и т.д. Например, в хоровом пении сопрано выделяется как нечто цельное на фоне более низких голосов (даже при монофоническом прослушивании). Точно так же, без всяких усилий со стороны слушателя, последовательность более высоких звуков воспринимается на слух как отдельное «сообщение» на фоне других звуков.

Важность гештальт-принципов заключается в том, что они ле­жат в основе главного, естественного режима восприятия. Если ин­формация предъявляется в соответствии с гештальт-принципами, то ее легко считать и она правильно воспринимается, причем наблю­датель делает это без особых усилий и при минимальном фиксиро­вании внимания. Если же при предъявлении информации допуще­ны отклонения от принципов организации «гештальтов», то ее труд­но интерпретировать и требуется значительное внимание для ее вос­приятия. Кроме того, весьма вероятно, что при показе информации не в соответствии с гештальт-принципами будут возникать перцеп-


тивныс ошибки, поскольку те же самые механизмы, которые помо­гают правильно интерпретировать хорошо организованные «геш-тальты», проявляют тенденцию воздействовать на входные сигналы и приводить их в соответствие с принципом «хорошего гештальта», даже если эти сигналы не являются таковыми.

Пример использования гештальт-принципов в средствах отобра­жения информации — хорошо известные рекомендации относитель­но схемы размещения определенного количества стрелочных инди­каторов. Если на индикаторе появляются аномальные показания, то отклонение легко воспринимается, так как легко выделяется из фона (в данном случае фон — набор согласованных отрезков пря­мых линий). Если бы такой прием выравнивания положений стре­лок индикаторов не использовался в данном случае, то пришлось бы просматривать весь массив индикаторов по одному с целью обнару­жения отклонений от нормальных показаний.

Сложность восприятия объекта, его формы определяется не только характеристиками формы самого объекта. Важно умение выделить объект из его естественного окружения, которое, как пра­вило, постоянно меняется и почти никогда точно не воспроизводит­ся (не повторяется). Последователи гештальтпсихологии установи­ли существование ряда факторов, определяющих выделение объек­та, его формы из фона. К ним относятся, в частности, нижеследую­щие:

Сходство. В фигуру объединяются элементы, имеющие близ­кие свойства, например, обладающие схожей формой, похожим цветом, близкими габаритами, фактурой и т.д. Вертикальные ко­лонки из крестиков и ноликов (см. рис. 9) представляют собой при­мер перцептивной организации, возникающей под действием это­го фактора.

«Общая судьба» (дополнение к ранее описанной тенденции восприятия кривых в осях координат). Если группа точек или ка­ких-либо других элементов движется относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то возника­ет тенденция воспринимать эти элементы как самостоятельную фи-

ГУРУ-

«Хорошая» линия. Этот фактор определяет восприятие пересе­чений двух или более контуров. Зрительная система в соответствии с действием этого фактора старается сохранить характер кривой до пересечения и после него. Так, например, на рис. 10 наблюдатель чаще всего видит прямую и изогнутую линии, хотя в принципе ри­сунок мог бы состоять из элементов (б) и (в). Действие этого факто­ра тем сильнее, чем регулярнее кривая.


Рис. 9. Основные гештальт-принципы в восприятии

Замкнутость. Когда из двух возможных перцептивных органи­заций одна ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а другая — с открытым, то воспринимается первая фигура. Особенно сильно влияние этого фактора, если контур обладает к тому же и симметрией.

Установка или поведение наблюдателя. В качестве фигуры лег­че выступают те элементы, на которые обращено внимание наблю­дателя (см. рис.10).

В зависимости от того, направлено ли внимание наблюдателя на левый или правый край рисунка, легче воспринимается ряд коло-


Рис. 10. Основные гештальт-принципы в восприятии

нок, соответственно, с утолщением или сужением в середине. Под действием этого фактора, раз увидев одну из возможных фигур, мы часто продолжаем видеть ее и в дальнейшем, даже не подозревая о существовании других.

Прошлый опыт. Влияние этого фактора обнаруживается в тех случаях, когда изображение имеет определенный смысл. Например, если без промежутков написать осмысленную фразу, то перцептив­но она все же распадается на части, соответствующие отдельным словам: СОБАКАЕСТМЯСО. Другим примером может быть вос­приятие загадочных картинок. Для неопытного наблюдателя рис. 10


представляет собой случайное нагромождение линий, однако, как только он узнает, что на рисунке изображены солдат с собакой, про­ходящие мимо дыры в заборе, линии объединяются в одно осмыс­ленное целое.

Положения гештальтпсихологии достаточно активно использо­вались также при рассмотрении вопросов восприятия среды, пост­роения архитектурной формы, изучении творческого процесса. Аме­риканский психолог искусства Р. Арнхейм, польский архитектор и педагог Ю. Журавский, швед С. Хессельгрен и др. разрабатывали концепции эстетической формы, построения архитектурных объек­тов и пространств не самих по себе, как заведомых ценностей, а во взаимодействии с человеческим восприятием и конкретным окру­жением (фоном), пространственно-функциональной ситуацией.

Кроме базовых моментов в виде структуры образов внешних объектов, отражаемых глазом, и формативной силы органов зрения в процесс создания эстетической формы включаются психологичес­кие качества художника, его характер, настроение, опыт, а также «область мотивации» — т.е. воздействия, которые побуждают ху­дожника создавать ту или иную форму, его внутренние противоре­чия.

В качестве важной характеристики архитектурного простран­ства вводится понятие «визуального поля», под которым Арнхейм подразумевает силовое поле, «излучаемое» сооружениями. При оценке реального физического пространства человек зависит от строения своего тела и способа передвижения (прямохождения), поэтому основными компонентами архитектурной среды являются вертикали и горизонтали, которые он четко воспринимает и не при­емлет незначительные необъяснимые отклонения от этих основных направлений, а также «плохие углы». В «визуальном поле» большей значимостью обладают вертикали; человеку свойственно преувели­чивать вертикальные размеры и преуменьшать горизонтальные раз­меры объемов в пространстве и расстояния на поверхности земли.

1.4.4. Перцептивные «стереотипы»

В дополнение к гештальтам, восприятие которых есть основание считать универсальным принципом перцептивной организации, об­щим практически для всех людей, можно говорить о других прин­ципах почти столь же универсальных. Эти принципы, названные упомянутыми исследователями П. Фоули и Н. Моури [33] перцеп­тивными «стереотипами», применимы не ко всем, а к достаточно большим группам людей, объединенных общностью культуры, об-


разования или профессиональной подготовки, а также действием стандартов. Можно предполагать, что такие стереотипы остаются неизменными в течение долгого периода жизни индивидуума. Они не являются настолько универсальными, как гештальты, и поэтому могут рассматриваться как принципы перцептивной организации, которые могут облегчать точное восприятие, но которые в то же вре­мя могут приводить к ошибкам.

Наглядный пример только что сказанного — тенденция считать красный цвет «теплым», а синий — «холодным», красный цвет ассо­циировать с «опасностью», связывать красный цвет с сигналом «стоп», а зеленый — с сигналом «идите». Аналогично этому многие люди при работе с круговыми индикаторами направление по часо­вой стрелке связывают с возрастанием измеряемой величины, а на­правление против часовой стрелке — с ее уменьшением. В каждом таком случае найдется, однако, по крайней мере одна группа людей, для которых более «естественной» будет противоположная интер­претация. Так, у физиков синий цвет вызывает ассоциацию с более нагретым телом, чем красный (это объясняется известным соотно­шением между температурой черного тела и его спектром излуче­ния). Если же взять человека, который привык оперировать поня­тиями вентилей и кранов, то движение по часовой стрелке у него будет ассоциироваться с закрыванием крана или вентиля, т.е. с уменьшением потока. Если говорить о цветовом кодировании, то интересно отметить одну частную проблему, связанную с эксплуа­тацией электростанций. Дело в том, что обычно пульт управления устроен так, что все индикаторы, указывающие на нормальную ра­боту агрегатов, делаются зелеными, а в случаях различных аварий­ных ситуаций применяются индикаторы красного цвета. Однако в течение долгого времени в электротехнике по традиции красный цвет используют для обозначения «живых», функционирующих це­пей, по которым течет электрический ток, а зеленый — для обозна­чения разомкнутых цепей. В данном конкретном случае устанавли­вается такое соотношение: «опасный — красный, безопасный — зе­леный» (что аналогично соответствию «стоп — красный сигнал, идти — зеленый сигнал»). Таким образом может возникнуть конф­ликтная ситуация, сопровождающая нормальный процесс генера­ции и передачи электроэнергии: при контроле линий передачи ис­пользуются красные индикаторы, а при контроле работы генерато­ров — зеленые.

Здесь нужно отметить, что обычно операторы не используют последовательный просмотр всех компонентов дисплея (или друго­го средства отображения), а рассматривают всю их совокупность


как одно целое. Только в том случае, когда обнаруживается откло­нение от нормы, производится последовательный просмотр каждо­го индикатора. Особенно четкая иллюстрация сказанного — исполь­зование позиций переключателей. Если оператора из США или Ка­нады попросят быстро взглянуть на пульт управления, чтобы убе­диться, что вся аппаратура выключена, то он будет проверять, на­правлены ли все тумблеры вниз, что соответствует состоянию обес-точивания аппаратуры. В данном случае вместо того, чтобы прове­рять последовательно положение каждого переключателя, оператор рассматривает (воспринимает) весь массив переключателей как один паттерн, т.е. определенный набор перцептивных сигналов, по­ступивших к нему в пространстве и во времени. Однако в Великоб­ритании, в соответствии с традицией, для ее восприятия аппаратура выпускается с переключателями, верхнее положение которых соот­ветствует обесточиванию. Поэтому если в аппаратуре имеются бло­ки или компоненты, сделанные в Великобритании, то невозможно с одного взгляда оценить, находится ли рассматриваемая система в безопасном состоянии. В этом случае, чтобы определить, какие ком­поненты включены, а какие выключены, нужно запоминать соответ­ствующие положения переключателей.

Если оператор находится в состоянии «стереотипного ожида­ния», то он автоматически воспринимает значение стимула, а не сам стимул, как он отображен на уровне рецепторов. В этом смысле сте­реотип заставляет воспринимать некоторые определенные величи­ны почти так же, как нейронные механизмы мозга оператора застав­ляют его воспринимать «гештальты».

Однако стереотипы усваиваются человеком в процессе обучения и поэтому не являются универсальными. В результате при предъяв­лении одного и того же входного стимула разные наблюдатели ви­дят и слышат разное. Например, восприятие крика «огонь!» заметно различается у стрелка и у пожарного.

Отсюда следует, что для эргономиста-проектировщика важно установить, какие стереотипы формируют восприятие пользовате­ля, тогда можно определить, как правильно отобразить (преобразо­вать) физический стимул в субъективные ощущения. Тенденция выделять ожидаемые стереотипы в восприятии проявляется наибо­лее ярко в тех случаях, когда наблюдатель находится в состоянии напряжения, в условиях дефицита времени или он устал.

Значительное влияние на концепции зрительного восприятия с позиций психофизиологии оказали взгляды художников-новаторов начала XX века [27]. Особое место здесь занимает художник и педа­гог В. Кандинский, в чьем творческом наследии фактически можно


проследить попытку создания перцептивных «стереотипов» для группы людей, объединенных общностью профессиональной подго­товки. Учебный курс аналитического рисунка Кандинского в Бау­хаузе предусматривал обучение грамматике визуального языка, «учитывающего синтетические качества формы». В книге «Точка, линия и плоскость», вышедшей в 1926 году как 9-й том «Библиоте­ки Баухауза», представлено его оригинальное видение проблем гра-

Рис 11. Элемен гы грамматики визуальной о «языка» В. Кандинском о: а -юризонтальная шкала пяти основных цветов; б — схема типовых углов-цветов, в - типовые позиции


фических изображении на плоскости В частости, свойства пиши, которые он называл элементами второй ступени художественной формы (первая ступень — точка), связываются со звуковым образом и с ощущением тепла или холода в зависимости от направления «движения» и формы.

Каждое пространство внутри первоначальной плоскости (под которой понимается поверхность, на которой выполняется работа) индивидуально; оно обладает своей звучностью и внутренней окрас­кой. Простую горизонтальную линию Кандинский определял как «наиболее лаконичную холодную форму движения в бесконеч­ность», вертикальную — как «наиболее лаконичную теплую форму движения в бесконечность». По его теории линии различаются меж­ду собой температурой, что сравнимо с динамикой цветового спект­ра от белого к черному, от холодного лирического начала до «полно­го напряжения драматизма в конце» (рис. 11). Наибольшими воз­можностями в выражении эмоций обладают сложные (ломанные и кривые) линии и их сочетания.

Кандинский полагал, что созданный им «язык» позволит опи­сать любые явления, сделать понятным внутренний эмоционально-духовный смысл художественного произведения и вызвать адекват­ное замыслу художника восприятие у наблюдателей (зрителей). Приведенные иллюстрации, комментарии к ним и цитаты взяты из указанной книги В. Кандинского «Точка, линия и плоскость».

1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии)

Среди факторов, влияющих на восприятие композиционного строя рисунков, а также объемных форм, особое место занимают пси­хофизиологические особенности зрения, в частности физиологичес­кая оптика. Человеку свойственно поддаваться оптическим обма­нам — зрительным иллюзиям. Суть их заключается в несовпадении подлинного геометрического и зрительного равенства линий, фигур, пробелов между ними, элементов (фигур), заполненных графическим материалом и оставленных чистыми (иррадиация света) Зрительные искажения весьма наглядно проявляются там, где геометрические правильные фигуры пересекаются параллельными линиями, образу­ющими со сторонами фигуры острые углы и т.д. {рис. 12)

Многие из иллюзий были отмечены и описаны более ста с лиш­ним лет назад. Однако полного и общепринятого понимания того, почему подобные рисунки нарушают восприятие зрительной систе­мы, нет до настоящего времени. Все оптические иллюзии можно ус­ловно поделить на две группы


Рис 12 Зрительные искажения (оптические иллюзии) о — «стрелы» Мючлера-Лайера, б — квадрат выглядит выше круга, в — стороны трех фигур равны г — косая штриховка создает впечатление непараллельности основных пиний д,е — «искривление» прямых пинии (по Герингу и Вундту) ж — зрительная ошибка в оценке отрезков АВ и АС, з — квадрат кажется иска­женным и — зрительное неравенство прямых углов, к — кажущееся неравенство вертикально и горизонтально зачерченных пространств ч — кажущееся измене­ние площади одинаковых кругов среди кругов разной величины, м — зрительное искажение соотношении вертикальных и i ори зонта!ьных пиши,;/ — кажущееся расхождение кверху параллельных вертикалей значительной протяженности о — полым «талиевои» линии для исключения «провисания», п — иллюзии ир­радиации


• искажения собственно фигуры без фона;

• искажения фигуры, вызываемые фоном определенного рода.
Начало изучению зрительных иллюзий положило обнаружение

Ф. Целльнером в рисунке купленной ткани эффекта визуального схождения и расхождения вертикальных параллельных линий при пересечении их косыми линиями (1860). Эта иллюзия наиболее сильно проявляется, когда пересекающиеся линии образуют угол, равный 45°.

Вариантами этой иллюзии, основанной на законе оптического преувеличения размера острых углов, являются эффект вогнутости двух прямых линий (В. Вундт) и эффект выпуклости этих прямых (Э. Геринг).

Некоторые простые рисунки оцениваются с довольно большими искажениями (до 20% длиннее или короче; прямая линия искрив­ляется весьма явно и т.д.). Эти искажения видят практически все люди. Примечательно, что это же явление наблюдается у животных. Довольно сложная методика подтвердила эти результаты с доста­точно высокой степенью точности на рыбах и голубях. Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер— Лайера («иллюзия стрелы», описанная в 1889 году). Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но у одной стрелы расходящиеся наконечники, у другой — сходящиеся. Стрела с рас­ходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.

Иллюзия сохраняется и в случае отсутствия древков, хотя ста­новится более лабильной (менее явной). Две части фигуры («стре­лы») могут интерпретироваться как трехмерные объекты. Напри­мер, границы (линии) между потолком и стенами, полом и стенами комнаты характеризуют как «внутренний» угол. При этом стена как бы удаляется от наблюдателя и величина центральной вертикали (линия схождения боковых стен) переоценивается. Второй слу­чай — «внешний» угол; линии крыши и фундамента здания; наибо­лее близкая к наблюдателю часть воспринимаемого объекта (или его изображения), напротив, недооценивается по высоте.

Еще один пример — фигура Понцо (иллюзия железнодорожных путей). Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее нижней, причем это происходит в каком бы положении мы ни рассматрива­ли рисунок (в том числе повернув верхнюю линию вниз).

Некоторые иллюзии легли в основу гештальт-принципов, что подтверждает перцептивную обоснованность и универсальность последних. В первую очередь можно отметить искажение формы и


размеров mi счет преувеличения протяженности вертикальных ли­ний, что наглядно проявляется уже на уровне отдельных простых линий (перпендикуляр к горизонтали), эффект усиливается при объединении линий в группы и весьма наглядно проявляется в фи­гурах, построенных из этих линий.

К характерным иллюзиям (кроме рассмотренных выше) отно­сятся также следующие:

• квадрат кажется выше круга, если высота первого равна диамет­
ру второго;

• зрительные ошибки в оценке размеров равных по длине линий
сторон треугольника, квадрата и пятиугольника (впечатление
нарастания размера стороны от фигуры к фигуре), а также от­
резков АВ и АС в параллелограмме и соседней более сложной
фигуре (рис. 12 ж);

• предмет и его части воспринимаются по-разному в зависимости
от окружающих элементов (закон контраста), в частности кажу­
щееся изменение площади одинаковых кругов, помещенных сре­
ди кругов различной величины;

• зрительное неравенство смежных пр


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.