Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-07-24 | 514 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Базовыми для эргономики являются психологические моменты, связанные, прежде всего, с психологией труда [22, 40]. Основные среди них следующие:
• психологические особенности личности;
• психологические особенности внимания;
• роль психологического климата в коллективе.
Особое внимание уделяется восприятию окружающей среды, которое представляет собой многоуровневый психофизиологический процесс.
Психологические особенности личности - совокупное>ь существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.). К основным психологическим особенностям личности относятся:
• мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в
природе и обществе;
• интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные зап
росы, вещизм и пр.);
• черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психо
логических свойств, накладывающая отпечаток на поступки,
всю жизнедеятельность (инициативность, добросовестность, не
решительность и пр.);
• способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более
успешному выполнению какого-либо вида деятельности;
• сила нервной системы (ее работоспособность) и тип нервной
системы личности, который предопределяет скорость перехода
от одной деятельности к другой.
Основных характерных типов нервной системы четыре.
1. Слабый (меланхолик) имеет слабые процессы возбуждения и
торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособ
ностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, скло
нен к тонкой, тщательной работе.
|
2. Сильный неуравновешенный тип (холерик) с процессами воз
буждения преобладающими над процессами торможения. Такого
человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей дли
тельной концентрации внимания работой. Однако он способен на
быстрое переключение внимания, проявление инициативы.
3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник).
Сильная нервная система со сбалансированными и легко переклю
чаемыми процессами.
4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спо
койный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип, который неза
меним для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости
работы.
В «чистом» виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.
Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами.
В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание — сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.
Внимание выражает способность целенаправленного сосредоточения психической деятельности на определенных мыслях, объектах и т.д. и одновременно отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.
Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устойчивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.
Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними, что необходимо учитывать при расстановке кадров на производстве и использовать в качестве профессиональной рекомендации работнику, которого в условиях высокоорганизованного производства можно использовать либо на самостоятельной творческой работе, либо на работе под контролем руководителя.
|
Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и в зависимости от свойств личности, конкретных условий труда может значительно различаться.
По утверждению специалистов наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум — до 7).
Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.
Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15— 20 мин, после чего внимание ослабевает.
На устойчивость внимания в процессе труда влияет целый ряд причин, среди которых: поле внимания (слишком широкое поле ее снижает, так как объем внимания человека имеет определенные ограничения; слишком узкое поле приводит к быстрой утомляемости, а следовательно также к снижению устойчивости внимания); размер объекта (крупный объект, цельный по структуре, в меньшей степени утомляет работника); глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).
При всех видах деятельности чрезвычайно важным является психический процесс распределения внимания, который лежит в основе производственных операций или действий в различных видах трудовой деятельности.
С процессом распределения внимания тесно связан процесс переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой). Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.
1.4.2. Восприятие и информационное взаимодействие
Отправным пунктом и необходимым моментом познания окружающей среды, взаимодействия с ней и ее предметным наполнением служит восприятие — психофизиологический процесс отражения действительности в форме чувственных образов объектов. Физические, химические и прочие параметры компонентов окружающей среды воздействуют на органы чувств, стимулируя в нервной системе сложные физиологические процессы, которые отражаются в сознании человека в форме ощущений — зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, кинестетических (мышечных) и других. На основе ощущений, отражающих отдельные свойства вещей, формируется восприятие, дающее информацию об объекте в его целостности. При этом новые впечатления вовлекаются в систему уже имеющихся знаний, накопленного опыта, взглядов и понятий субъекта.
|
Прослеживается образование потока информации «снизу-вверх»: кодировка сигналов рецепторами (концевыми образованиями нервных волокон), преобразование их соответствующими нейронными механизмами и передача в высшие отделы мозга. Согласно ассоцианизму (направлению в психологии, начало которому было положено еще в XVIII веке), возникающие ассоциации (связи между психическими образованиями) становятся главным объяснительным принципом всей психической жизни. Со значительной долей условности суть ассоциативной психологии можно свести к тому, что ощущения составляют «кирпичики» восприятия, которые «цементируются» ассоциациями в воспринимаемые образы.
Такой подход дает понимание основы стратегии восприятия, но явно недостаточен для толкования процесса восприятия во всей полноте, особенно его конечного результата.
В последней трети XX века, когда сформировалось отношение к восприятию как к «процессу переработки информации», особое
внимание стали уделять схеме «сверху—вниз». В этой схеме подчеркивается активная роль, которую играет в переработке информации сам наблюдатель, его психологические, интеллектуальные и другие персональные особенности.
Подход к вопросам восприятия в эргономике как научной дисциплине, занимающейся, прежде всего, изучением и проектированием трудовой деятельности, имеет свою специфику, обусловленную целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.
В частности, при восприятии не ставится задача довести до сознания входной стимул с максимальной полнотой и достоверностью в деталях. Процесс восприятия не рассматривается по аналогии с процессами фотографирования или звукозаписи, когда стремятся создать точное изображение (форма, цвет, фактура, соотношение деталей и пр.) или воспроизвести музыкальную мелодию во всех нюансах звучания.
|
Эргономисты определяют назначение перцептивной системы (системы восприятия) как обеспечение достаточных условий для адаптивного (приспособленного к условиям реальной среды) поведения. Токарю, авиадиспетчеру, кассиру в магазине, домохозяйке при стирке и т.д. перцептивная информация необходима, чтобы действовать надлежащим образом в трудовом процессе. Восприятие рассматривается как компонент некоторой замкнутой системы управления с обратной связью (рис. 8) [33].
Распределение
энергии в окружающей среде
Воздействие на среду
Выбор действия
. Осознанное восприятие
1 Информация на уровне рецепторов
Информация,
закодированная
в мереной системе
Рис. 8. Восприятие как итеративный (повторяющийся) процесс с обратной связью
Поэтому говорят об информационном взаимодействии между человеком—оператором и машиной (или объектом взаимодействия), в котором выделяются три основных этапа [22].
1. Восприятие информации (перцепция) либо путем непосред
ственного наблюдения производственного процесса, либо по наблю
дению за показаниями контрольно-измерительных приборов, отра
жающими параметры хода производственного процесса. Перцепция
осуществляется с помощью органов чувств, откуда полученная ин
формация передается в центральную нервную систему человека.
Эта фаза трудового процесса (восприятие информации и передача
ее в центральную нервную систему) относится к сфере действия за
конов физиологии и психологии.
Информация поступает в виде сигналов. Их восприятие зависит от свойств каждого из сигналов, а также от их взаимных отношений, т.е. от структуры поля восприятия.
2. Переработка (трансформация) полученной информации осу
ществляется в центральной нервной системе и приводит к приня
тию определенного решения. Механизм выработки решения до сих
пор мало изучен. На характер решения, его правильность и быстро
ту принятия влияет не только информация, поступающая извне (от
машины, из внешнего окружения), но и внутренняя информация.
В переработке информации и принятии решения играют роль «стрессовые» ситуации или состояние нервного напряжения, которые выражают реакции организма на травмы, шоки, а также такие психологические затруднения, как страх, состояние сильного возбуждения и т.д.
3. Последним этапом трудового процесса является выдача при
нятого решения исполнительным органам и выполнение этого ре
шения. Этот последний этап называется управлением и в системе
«человек-машина» осуществляется путем воздействия на органы
управления машины с целью внесения необходимых изменений в
происходящий в системе процесс. Выходом в этом случае являются
исполнительные органы человека, входом — органы управления ма
шины.
|
Рассматриваемый процесс с обратной связью имеет итеративный (повторяющийся) характер, из чего следует ряд выводов. Наиболее важные из них состоят в том, что в эргономике очень часто точность не является самой главной характеристикой восприятия и что восприятие есть динамический процесс, который в значительной степени поддается контролю самим наблюдателем.
Чтобы восприятие действительно обеспечивало адаптивное поведение, необходимо принимать во внимание одновременно страте-
гни восприятия обоих направлении: «снизу—вверх» и «сверху— вниз».
Характеристики входной информации с позиций физики, анатомии, физиологии и психофизиологии описывают первую стадию восприятия, когда соответствующая информация поступает в мозг. Однако характер использования этой информации механизмами мозга наблюдателя определяется стратегией обработки информации в направлении «сверху—вниз», когда необходимо совершить какое-то конкретное действие в зависимости от того, что воспринято. Как отмечалось, определяющей здесь во многом является внутренняя информация. Приблизиться к пониманию механизма принятия решения помогают основные детерминанты (определители) перцептивных процессов, описываемые схемой «сверху—вниз», в т.ч. врожденные механизмы образования «гештальтов» и перцептивные «стереотипы», остающиеся неизменными в течение долгого периода жизни.
1.4.3. Роль «гештальтов» в процессах восприятия
Большое влияние на становление современных воззрений по проблемам восприятия оказала гештальтпсихология — одно из крупных направлений в психологии. Ее положения также стимулировали формирование эстетических идей и теорий архитектурной формы [4, 27, 33].
Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt — целостная форма, образ) стали в первой трети XX века немецкие ученые М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка. Наиболее полное развитие она получила в Англии и США, куда эмигрировали ее основоположники из гитлеровской Германии. Это направление появилось в противовес предшествующей ей попытке психологов объяснить восприятие (прежде всего зрительное) как сумму отдельных ощущений (принцип атомизма). Гештальтпсихологи на новой методологической основе разработали теорию образа.
Центральная категория гештальтпсихологии — целостный образ (гештальт), а не набор отдельных ощущений и не сумма отдельных актов поведения. Основные понятия гештальта: форма, фигура, фон, конфигурация, структура. Выделяются свойства формы, конфигураций, взаимоотношения между свойствами, отношения целого и частей (фигуры), и фона.
По мнению гештальтпсихологов, человеческое восприятие обладает своей собственной организацией. Оно осуществляется таким образом, что значимое явление (фигура) выделяется на первый
план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке или слово в тексте. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в так называемый фон. Как отмечают современные исследователи человеческого фактора П. Фоули и Н. Моури, человек в качестве наблюдателя ведет себя так, как если бы в его нервной системе имелись некоторые врожденные свойства, которые позволяют определенным образом структурировать поступающую информацию и задавать определенный «режим» восприятия (если только сам наблюдатель не приложит значительные усилия и будет этому сопротивляться). Например, на графике (рис. 9) наблюдатель без труда и совершенно естественным образом увидит две непрерывные кривые, одна из которых состоит из длинных штрихов, а другая — из коротких. Почти невозможно не видеть эти линии как непрерывные.
Даже если взять пересекающиеся сплошные кривые одной толщины, то мы без труда можем проследить их ход. Гештальтпсихоло-ги назвали эту тенденцию «общей судьбой». Еще один пример — понятие «хорошей фигуры». Окружность с незначительными отклонениями, как правило, воспринимается в виде круга, линии с небольшим разрывом — как непрерывные и т.д., а элементы, расположенные близко друг от друга, — как одно целое. Если некоторое поле заполнено движущимися элементами, то те элементы, движения которых связаны, автоматически воспринимаются как целостное множество, выделяясь на фоне неподвижных элементов или тех элементов, которые движутся по-другому и в целом не связаны. Если обратиться к слуховому восприятию, то здесь «гештальты» образуются в связи с ритмом, высотой и т.д. Например, в хоровом пении сопрано выделяется как нечто цельное на фоне более низких голосов (даже при монофоническом прослушивании). Точно так же, без всяких усилий со стороны слушателя, последовательность более высоких звуков воспринимается на слух как отдельное «сообщение» на фоне других звуков.
Важность гештальт-принципов заключается в том, что они лежат в основе главного, естественного режима восприятия. Если информация предъявляется в соответствии с гештальт-принципами, то ее легко считать и она правильно воспринимается, причем наблюдатель делает это без особых усилий и при минимальном фиксировании внимания. Если же при предъявлении информации допущены отклонения от принципов организации «гештальтов», то ее трудно интерпретировать и требуется значительное внимание для ее восприятия. Кроме того, весьма вероятно, что при показе информации не в соответствии с гештальт-принципами будут возникать перцеп-
тивныс ошибки, поскольку те же самые механизмы, которые помогают правильно интерпретировать хорошо организованные «геш-тальты», проявляют тенденцию воздействовать на входные сигналы и приводить их в соответствие с принципом «хорошего гештальта», даже если эти сигналы не являются таковыми.
Пример использования гештальт-принципов в средствах отображения информации — хорошо известные рекомендации относительно схемы размещения определенного количества стрелочных индикаторов. Если на индикаторе появляются аномальные показания, то отклонение легко воспринимается, так как легко выделяется из фона (в данном случае фон — набор согласованных отрезков прямых линий). Если бы такой прием выравнивания положений стрелок индикаторов не использовался в данном случае, то пришлось бы просматривать весь массив индикаторов по одному с целью обнаружения отклонений от нормальных показаний.
Сложность восприятия объекта, его формы определяется не только характеристиками формы самого объекта. Важно умение выделить объект из его естественного окружения, которое, как правило, постоянно меняется и почти никогда точно не воспроизводится (не повторяется). Последователи гештальтпсихологии установили существование ряда факторов, определяющих выделение объекта, его формы из фона. К ним относятся, в частности, нижеследующие:
Сходство. В фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства, например, обладающие схожей формой, похожим цветом, близкими габаритами, фактурой и т.д. Вертикальные колонки из крестиков и ноликов (см. рис. 9) представляют собой пример перцептивной организации, возникающей под действием этого фактора.
«Общая судьба» (дополнение к ранее описанной тенденции восприятия кривых в осях координат). Если группа точек или каких-либо других элементов движется относительно окружения в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то возникает тенденция воспринимать эти элементы как самостоятельную фи-
ГУРУ-
«Хорошая» линия. Этот фактор определяет восприятие пересечений двух или более контуров. Зрительная система в соответствии с действием этого фактора старается сохранить характер кривой до пересечения и после него. Так, например, на рис. 10 наблюдатель чаще всего видит прямую и изогнутую линии, хотя в принципе рисунок мог бы состоять из элементов (б) и (в). Действие этого фактора тем сильнее, чем регулярнее кривая.
Рис. 9. Основные гештальт-принципы в восприятии
Замкнутость. Когда из двух возможных перцептивных организаций одна ведет к образованию фигуры с замкнутым контуром, а другая — с открытым, то воспринимается первая фигура. Особенно сильно влияние этого фактора, если контур обладает к тому же и симметрией.
Установка или поведение наблюдателя. В качестве фигуры легче выступают те элементы, на которые обращено внимание наблюдателя (см. рис.10).
В зависимости от того, направлено ли внимание наблюдателя на левый или правый край рисунка, легче воспринимается ряд коло-
Рис. 10. Основные гештальт-принципы в восприятии
нок, соответственно, с утолщением или сужением в середине. Под действием этого фактора, раз увидев одну из возможных фигур, мы часто продолжаем видеть ее и в дальнейшем, даже не подозревая о существовании других.
Прошлый опыт. Влияние этого фактора обнаруживается в тех случаях, когда изображение имеет определенный смысл. Например, если без промежутков написать осмысленную фразу, то перцептивно она все же распадается на части, соответствующие отдельным словам: СОБАКАЕСТМЯСО. Другим примером может быть восприятие загадочных картинок. Для неопытного наблюдателя рис. 10
представляет собой случайное нагромождение линий, однако, как только он узнает, что на рисунке изображены солдат с собакой, проходящие мимо дыры в заборе, линии объединяются в одно осмысленное целое.
Положения гештальтпсихологии достаточно активно использовались также при рассмотрении вопросов восприятия среды, построения архитектурной формы, изучении творческого процесса. Американский психолог искусства Р. Арнхейм, польский архитектор и педагог Ю. Журавский, швед С. Хессельгрен и др. разрабатывали концепции эстетической формы, построения архитектурных объектов и пространств не самих по себе, как заведомых ценностей, а во взаимодействии с человеческим восприятием и конкретным окружением (фоном), пространственно-функциональной ситуацией.
Кроме базовых моментов в виде структуры образов внешних объектов, отражаемых глазом, и формативной силы органов зрения в процесс создания эстетической формы включаются психологические качества художника, его характер, настроение, опыт, а также «область мотивации» — т.е. воздействия, которые побуждают художника создавать ту или иную форму, его внутренние противоречия.
В качестве важной характеристики архитектурного пространства вводится понятие «визуального поля», под которым Арнхейм подразумевает силовое поле, «излучаемое» сооружениями. При оценке реального физического пространства человек зависит от строения своего тела и способа передвижения (прямохождения), поэтому основными компонентами архитектурной среды являются вертикали и горизонтали, которые он четко воспринимает и не приемлет незначительные необъяснимые отклонения от этих основных направлений, а также «плохие углы». В «визуальном поле» большей значимостью обладают вертикали; человеку свойственно преувеличивать вертикальные размеры и преуменьшать горизонтальные размеры объемов в пространстве и расстояния на поверхности земли.
1.4.4. Перцептивные «стереотипы»
В дополнение к гештальтам, восприятие которых есть основание считать универсальным принципом перцептивной организации, общим практически для всех людей, можно говорить о других принципах почти столь же универсальных. Эти принципы, названные упомянутыми исследователями П. Фоули и Н. Моури [33] перцептивными «стереотипами», применимы не ко всем, а к достаточно большим группам людей, объединенных общностью культуры, об-
разования или профессиональной подготовки, а также действием стандартов. Можно предполагать, что такие стереотипы остаются неизменными в течение долгого периода жизни индивидуума. Они не являются настолько универсальными, как гештальты, и поэтому могут рассматриваться как принципы перцептивной организации, которые могут облегчать точное восприятие, но которые в то же время могут приводить к ошибкам.
Наглядный пример только что сказанного — тенденция считать красный цвет «теплым», а синий — «холодным», красный цвет ассоциировать с «опасностью», связывать красный цвет с сигналом «стоп», а зеленый — с сигналом «идите». Аналогично этому многие люди при работе с круговыми индикаторами направление по часовой стрелке связывают с возрастанием измеряемой величины, а направление против часовой стрелке — с ее уменьшением. В каждом таком случае найдется, однако, по крайней мере одна группа людей, для которых более «естественной» будет противоположная интерпретация. Так, у физиков синий цвет вызывает ассоциацию с более нагретым телом, чем красный (это объясняется известным соотношением между температурой черного тела и его спектром излучения). Если же взять человека, который привык оперировать понятиями вентилей и кранов, то движение по часовой стрелке у него будет ассоциироваться с закрыванием крана или вентиля, т.е. с уменьшением потока. Если говорить о цветовом кодировании, то интересно отметить одну частную проблему, связанную с эксплуатацией электростанций. Дело в том, что обычно пульт управления устроен так, что все индикаторы, указывающие на нормальную работу агрегатов, делаются зелеными, а в случаях различных аварийных ситуаций применяются индикаторы красного цвета. Однако в течение долгого времени в электротехнике по традиции красный цвет используют для обозначения «живых», функционирующих цепей, по которым течет электрический ток, а зеленый — для обозначения разомкнутых цепей. В данном конкретном случае устанавливается такое соотношение: «опасный — красный, безопасный — зеленый» (что аналогично соответствию «стоп — красный сигнал, идти — зеленый сигнал»). Таким образом может возникнуть конфликтная ситуация, сопровождающая нормальный процесс генерации и передачи электроэнергии: при контроле линий передачи используются красные индикаторы, а при контроле работы генераторов — зеленые.
Здесь нужно отметить, что обычно операторы не используют последовательный просмотр всех компонентов дисплея (или другого средства отображения), а рассматривают всю их совокупность
как одно целое. Только в том случае, когда обнаруживается отклонение от нормы, производится последовательный просмотр каждого индикатора. Особенно четкая иллюстрация сказанного — использование позиций переключателей. Если оператора из США или Канады попросят быстро взглянуть на пульт управления, чтобы убедиться, что вся аппаратура выключена, то он будет проверять, направлены ли все тумблеры вниз, что соответствует состоянию обес-точивания аппаратуры. В данном случае вместо того, чтобы проверять последовательно положение каждого переключателя, оператор рассматривает (воспринимает) весь массив переключателей как один паттерн, т.е. определенный набор перцептивных сигналов, поступивших к нему в пространстве и во времени. Однако в Великобритании, в соответствии с традицией, для ее восприятия аппаратура выпускается с переключателями, верхнее положение которых соответствует обесточиванию. Поэтому если в аппаратуре имеются блоки или компоненты, сделанные в Великобритании, то невозможно с одного взгляда оценить, находится ли рассматриваемая система в безопасном состоянии. В этом случае, чтобы определить, какие компоненты включены, а какие выключены, нужно запоминать соответствующие положения переключателей.
Если оператор находится в состоянии «стереотипного ожидания», то он автоматически воспринимает значение стимула, а не сам стимул, как он отображен на уровне рецепторов. В этом смысле стереотип заставляет воспринимать некоторые определенные величины почти так же, как нейронные механизмы мозга оператора заставляют его воспринимать «гештальты».
Однако стереотипы усваиваются человеком в процессе обучения и поэтому не являются универсальными. В результате при предъявлении одного и того же входного стимула разные наблюдатели видят и слышат разное. Например, восприятие крика «огонь!» заметно различается у стрелка и у пожарного.
Отсюда следует, что для эргономиста-проектировщика важно установить, какие стереотипы формируют восприятие пользователя, тогда можно определить, как правильно отобразить (преобразовать) физический стимул в субъективные ощущения. Тенденция выделять ожидаемые стереотипы в восприятии проявляется наиболее ярко в тех случаях, когда наблюдатель находится в состоянии напряжения, в условиях дефицита времени или он устал.
Значительное влияние на концепции зрительного восприятия с позиций психофизиологии оказали взгляды художников-новаторов начала XX века [27]. Особое место здесь занимает художник и педагог В. Кандинский, в чьем творческом наследии фактически можно
проследить попытку создания перцептивных «стереотипов» для группы людей, объединенных общностью профессиональной подготовки. Учебный курс аналитического рисунка Кандинского в Баухаузе предусматривал обучение грамматике визуального языка, «учитывающего синтетические качества формы». В книге «Точка, линия и плоскость», вышедшей в 1926 году как 9-й том «Библиотеки Баухауза», представлено его оригинальное видение проблем гра-
Рис 11. Элемен гы грамматики визуальной о «языка» В. Кандинском о: а -юризонтальная шкала пяти основных цветов; б — схема типовых углов-цветов, в - типовые позиции
фических изображении на плоскости В частости, свойства пиши, которые он называл элементами второй ступени художественной формы (первая ступень — точка), связываются со звуковым образом и с ощущением тепла или холода в зависимости от направления «движения» и формы.
Каждое пространство внутри первоначальной плоскости (под которой понимается поверхность, на которой выполняется работа) индивидуально; оно обладает своей звучностью и внутренней окраской. Простую горизонтальную линию Кандинский определял как «наиболее лаконичную холодную форму движения в бесконечность», вертикальную — как «наиболее лаконичную теплую форму движения в бесконечность». По его теории линии различаются между собой температурой, что сравнимо с динамикой цветового спектра от белого к черному, от холодного лирического начала до «полного напряжения драматизма в конце» (рис. 11). Наибольшими возможностями в выражении эмоций обладают сложные (ломанные и кривые) линии и их сочетания.
Кандинский полагал, что созданный им «язык» позволит описать любые явления, сделать понятным внутренний эмоционально-духовный смысл художественного произведения и вызвать адекватное замыслу художника восприятие у наблюдателей (зрителей). Приведенные иллюстрации, комментарии к ним и цитаты взяты из указанной книги В. Кандинского «Точка, линия и плоскость».
1.4.5. Зрительные искажения (оптические иллюзии)
Среди факторов, влияющих на восприятие композиционного строя рисунков, а также объемных форм, особое место занимают психофизиологические особенности зрения, в частности физиологическая оптика. Человеку свойственно поддаваться оптическим обманам — зрительным иллюзиям. Суть их заключается в несовпадении подлинного геометрического и зрительного равенства линий, фигур, пробелов между ними, элементов (фигур), заполненных графическим материалом и оставленных чистыми (иррадиация света) Зрительные искажения весьма наглядно проявляются там, где геометрические правильные фигуры пересекаются параллельными линиями, образующими со сторонами фигуры острые углы и т.д. {рис. 12)
Многие из иллюзий были отмечены и описаны более ста с лишним лет назад. Однако полного и общепринятого понимания того, почему подобные рисунки нарушают восприятие зрительной системы, нет до настоящего времени. Все оптические иллюзии можно условно поделить на две группы
Рис 12 Зрительные искажения (оптические иллюзии) о — «стрелы» Мючлера-Лайера, б — квадрат выглядит выше круга, в — стороны трех фигур равны г — косая штриховка создает впечатление непараллельности основных пиний д,е — «искривление» прямых пинии (по Герингу и Вундту) ж — зрительная ошибка в оценке отрезков АВ и АС, з — квадрат кажется искаженным и — зрительное неравенство прямых углов, к — кажущееся неравенство вертикально и горизонтально зачерченных пространств ч — кажущееся изменение площади одинаковых кругов среди кругов разной величины, м — зрительное искажение соотношении вертикальных и i ори зонта!ьных пиши,;/ — кажущееся расхождение кверху параллельных вертикалей значительной протяженности о — полым «талиевои» линии для исключения «провисания», п — иллюзии иррадиации
• искажения собственно фигуры без фона;
• искажения фигуры, вызываемые фоном определенного рода.
Начало изучению зрительных иллюзий положило обнаружение
Ф. Целльнером в рисунке купленной ткани эффекта визуального схождения и расхождения вертикальных параллельных линий при пересечении их косыми линиями (1860). Эта иллюзия наиболее сильно проявляется, когда пересекающиеся линии образуют угол, равный 45°.
Вариантами этой иллюзии, основанной на законе оптического преувеличения размера острых углов, являются эффект вогнутости двух прямых линий (В. Вундт) и эффект выпуклости этих прямых (Э. Геринг).
Некоторые простые рисунки оцениваются с довольно большими искажениями (до 20% длиннее или короче; прямая линия искривляется весьма явно и т.д.). Эти искажения видят практически все люди. Примечательно, что это же явление наблюдается у животных. Довольно сложная методика подтвердила эти результаты с достаточно высокой степенью точности на рыбах и голубях. Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер— Лайера («иллюзия стрелы», описанная в 1889 году). Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длины, но у одной стрелы расходящиеся наконечники, у другой — сходящиеся. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.
Иллюзия сохраняется и в случае отсутствия древков, хотя становится более лабильной (менее явной). Две части фигуры («стрелы») могут интерпретироваться как трехмерные объекты. Например, границы (линии) между потолком и стенами, полом и стенами комнаты характеризуют как «внутренний» угол. При этом стена как бы удаляется от наблюдателя и величина центральной вертикали (линия схождения боковых стен) переоценивается. Второй случай — «внешний» угол; линии крыши и фундамента здания; наиболее близкая к наблюдателю часть воспринимаемого объекта (или его изображения), напротив, недооценивается по высоте.
Еще один пример — фигура Понцо (иллюзия железнодорожных путей). Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее нижней, причем это происходит в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок (в том числе повернув верхнюю линию вниз).
Некоторые иллюзии легли в основу гештальт-принципов, что подтверждает перцептивную обоснованность и универсальность последних. В первую очередь можно отметить искажение формы и
размеров mi счет преувеличения протяженности вертикальных линий, что наглядно проявляется уже на уровне отдельных простых линий (перпендикуляр к горизонтали), эффект усиливается при объединении линий в группы и весьма наглядно проявляется в фигурах, построенных из этих линий.
К характерным иллюзиям (кроме рассмотренных выше) относятся также следующие:
• квадрат кажется выше круга, если высота первого равна диамет
ру второго;
• зрительные ошибки в оценке размеров равных по длине линий
сторон треугольника, квадрата и пятиугольника (впечатление
нарастания размера стороны от фигуры к фигуре), а также от
резков АВ и АС в параллелограмме и соседней более сложной
фигуре (рис. 12 ж);
• предмет и его части воспринимаются по-разному в зависимости
от окружающих элементов (закон контраста), в частности кажу
щееся изменение площади одинаковых кругов, помещенных сре
ди кругов различной величины;
• зрительное неравенство смежных пр
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!