Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типология среаовых объектов и элементов их наполнения

2017-07-24 480
Типология среаовых объектов и элементов их наполнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Понятие средовых объектов охватывает широкий круг про­странств, связанных с жизнедеятельностью людей. К ним относятся городские и сельские пространства, зоны отдыха и т.д., интерьеры жилого, социально-культурного, производственного и другого на­значения [35].

К основным компонентам средовых объектов относятся: объем­но-планировочная организация пространства, строительные конст­рукции и отделка этого пространства, элементы оборудования и на­полнения объекта.

Характер и особенности перечисленных компонентов обуслов­лены:

• средовыми процессами функционально-утилитарного характера
и особенностями их технологического осуществления;

• требованиями оптимизации условий жизнедеятельности, их
комфортности и безопасности;

• образно-эмоциональными моментами восприятия компонентов
объектов.

Количество видов и типов оборудования, а тем более предмет­ного наполнения средовых объектов исчисляется сотнями. Одни из них остаются практически стабильными не только многие годы, но и века, другие постепенно или довольно резко исчезают, третьи по­являются вновь и т.д. Для удобства проектной практики все много­образие оборудования подразделяется на типологические группы.

Применительно к интерьерам в понятие «оборудование» вклю­чаются группы элементов для помещений и зон, подбираемые по­требителем или устанавливаемые по его желанию (в противополож­ность инженерным коммуникациям: водопровод и канализация, отопление и вентиляция, электропитание и пр.).

Основные группы таких элементов (типы оборудования) следу­ющие:

• приборы, вещи, бытовые устройства;

• встроенная и свободно стоящая мебель;

• санитарно-техническое оборудование;

• светотехническое оборудование;


• технологическое оборудование.

• декоративные элементы среды;

• средства и системы визуальной информации.

Из всего разнообразия типов оборудования и других элементов среды более подробно рассмотрим те из них, которые являются оп­ределяющими для основных функциональных процессов, оказыва­ют существенное влияние на качество объемно-пространственного решения и поэтому требуют внимательного отношения с позиций эргономики.

В первую очередь это все виды мебели; затем — оборудование кухни и санитарно-техническое оборудование. Так же будет прове­ден достаточно подробный анализ средств и систем визуальной ин­формации как отдельных элементов оборудования и интерьеров в целом, так и городских, сельских и прочих пространств.

2.2. ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.2.1. Основные задачи эргономического обеспечения

Под эргономическим обеспечением проектирования понимается установление эргономических требований и формирование эргоно­мических свойств системы «человек— машина (предмет)» в частном случае, и «человек — машина (предмет) — окружающая среда» в общем виде на стадиях ее разработки и использования.

Основные прикладные задачи, решаемые эргономикой, ниже­следующие.

Во-первых, придать изделиям, технике свойства для наиболее эффективного функционирования системы «человек — машина (предмет)» при минимальном расходе ресурсов человека (количе­ство персонала, время профессиональной подготовки, вероятность профессиональных заболеваний или травм, уровень физиологичес­кого, психологического и психофизиологического напряжения) и максимальной удовлетворенности содержанием и условиями жиз­недеятельности (труда, отдыха и т.д.).

Одновременно ведется разработка средств профессиональной подготовки и отбора персонала для работы с техникой.

Следующая задача — на основе моделирования деятельности эксплуатирующего персонала разработка требований к инструкци­ям по эксплуатации и обслуживанию изделий, техники, облегчаю­щих их освоение. Это не только серьезная научная проблема, но и искусство, по словам английского эргономиста Д. Оборна.


Особо надо подчеркнуть, что разработка ведется с учетом поло­вых, возрастным и прочих моментов, в т.ч. особенностей организма женщин, детей, подростков, пожилых людей. Актуальнейшая про­блема — проектирование изделий, оборудования для лиц с пони­женной трудоспособностью, инвалидов.

Использование в проектной дизайн-практике оборудования эр­гономики позволяет перейти от техники безопасности к безопасной технике, не забывая о эстетических моментах.

Так же в дизайне среды на основании эргономических данных становится возможным создание средовых систем высокого потре­бительского качества, комфортных и эстетически выразительных. Положительная эмоционально-чувственная оценка возможна толь­ко при «подогнанности» среды и ее элементов под человека, обеспе­чении удобства, надежности, безопасности в сочетании с гармонич­ностью объемно-планировочного и цвето-фактурного решения.

2.2.2. Эргономическая программа проектирования среды обитания

Проектная деятельность по созданию среды обитания, как уже отмечалось выше, базируется на интуиции и спонтанности (область искусства), информации и методологии (наука и техника). Она ха­рактеризуется балансированием между фактами и искусством. К фактам (факторам), определяющим планировку и оборудование средовых объектов, относятся, в первую очередь, виды процессов жизнедеятельности и группы потребителей. Общие исходные мо­менты для решения проектных задач с учетом требований и пожела­ний потребителей приведены в эргономической программе созда­ния производственно-бытовой среды.

Представленная в данном разделе информация (по материалам американского специалиста Дж. Е. Харригана [33]) рассчитана на то, чтобы помочь проектировщику уяснить, какое значение имеют пространство, здание, оборудование или организованная среда оби­тания для потребителей и их деятельности, чтобы предотвратить создание неэффективных, несовершенных и небезопасных условий, дать потребителю возможность реализовать свой личный выбор и, в сущности, достич оптимальной для человека окружающей среды.

Решить задачу создания проекта с учетом человеческих факто­ров, критериев и требований помогает представленная ниже эргоно­мическая программа (табл. 13). Она включает вопросы, на которые нужно дать ответ, чтобы спроектировать производственно-бытовую среду в соответствии с пожеланиями и требованиями потребителя.



 



 



 



 


Эргономическая программа организована по принципу «изнутри наружу»: от рода деятельности внутри сооружения к опорным эле­ментам сооружения, а затем — к окружающему пространству.

Проектировщик не может считать, что знает достаточно о проек­тируемом объекте, пока не получит определенное представление о его особенностях в максимально полном объеме. Каждый пункт в эргономической программе охватывает четко обозначенный круг проблем.

Полная эргономическая программа заключает в себе большее содержание, чем представленные в таблице вопросы. Она также включает две группы исследовательских методов, которые пред­ставляют различные способы ответов на поставленные вопросы. Первая группа — методы прямого контакта, позволяющие опреде­лить, как заказчики и потребители представляют себе ответы на вопросы, поставленные программой. Вторая группа — социокуль­турные методы, которые дают много информации о субъективном опыте отдельных лиц. Работа основывается на модели исследова­ний, принятой в социальных науках, и позволяет увидеть все стадии и этапы анализа проектных задач — от тех, что касаются отдельных компонентов и их фрагментарной группировки, до рассмотрения средового комплекса в целом.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.