Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Лабораторная работа 6. Создание фильмов средствами программы Windows Movie Maker.

2017-07-01 475
Лабораторная работа 6. Создание фильмов средствами программы Windows Movie Maker. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Специфика применения учебных фильмов в образовательном процессе начальной школы.

2. Способы создания учебных фильмов, возможности программы Windows Movie Maker.

3. Технология создания фильма в программе Windows Movie Maker.

Практическая работа:

Создать фотофильм «Кошки» с использованием видеоэффектов, видеопереходов, звука или музыки.

Примерное содержание контрольной работы

Включает практические разработки, предусмотренные тематикой курса:

1. Аннотированный перечень интернет-ресурсов в помощь педагогу.

2. Дидактические раздаточные карточки, разработанные в Microsoft Office Word.

3. Информация об учащихся, представленная средствами Microsoft Office Excel.

4. Компьютерная игра, созданная средствами PowerPoint.

5. Учебный фильм с использованием видеоэффектов, видеопереходов, звука или музыки.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: итоговая аттестация по модулю 3 – экзамен.

Экзамен проводится в форме теста.

Примерный итоговый тест мо модулю 3 - «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Тест включает 30 заданий разного типа: О – с открытым ответом, ОВ – одиночный выбор, т.е. один правильный ответ, МВ – множественный выбор, т.е. несколько правильных ответов, С – на соответствие и П – определение последовательности.

Тема программы Тестовое задание
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального языкового образования»
1. Теоретические основы развития связной речи учащихся СУстановите соответствие между элементами
1 выражение мысли в акустическом коде с помощью звучащих комплексов a. письмо
2 слуховое восприятие акустического потока, его понимание, сверка с фонемными эталонами в памяти b. говорение
3 зрительное восприятие графического кода, его понимание c. чтение
4 выражение мысли в графическом коде d. аудирование

правого и левого столбиков:

2. Технологии развития связной речи учащихся СУстановите соответствие между уровнями развития речи и направлениями речевой работы:
1. произносительный уровень a. рассказывание, пересказывание, сочинение, изложение
2. лексический уровень b. работа над словосочетанием, работа над предложением
3. синтаксический уровень c. обогащение и активизация словаря, работа над синонимами, антонимами, многозначностью и фразеологией
4. уровень текста d. техника речи, усвоениеорфоэпических норм, интонирование

 

3. Технологии обучения грамоте учащихся ОВ Какой метод обучения грамоте используется в современной традиционной школе: a. буквослогательный; b. звуковой; c. слоговой; d. звуковой аналитико-синтетический.
4. Технологии обучения морфологии учащихся ОВ Какие части речи изучаются (теоретически и практически) в начальном курсе русского языка, в соответствии с традиционной программой: a. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. b. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, служебные части речи. c. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, причастие, деепричастие.
5. Контроль знаний учащихся по русскому языку ОВ Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: a. диктант, изложение, сочинение. b. контрольное списывание, диктант, контрольная работа по русскому языку, изложение. c. контрольная работа, диктант.
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального математического образования»
6. Методика изучения нумерации целых неотрица- тельных чисел СУстановите соответствие между термином и понятием
1. число a. знак для записи чисел
2. цифра b. свойство конкретного множества, отражающее сколько в нем элементов
3. количество c. общее свойство класса конечных равномощных множеств

 

7. Методика изучения арифметических действий МВКакие из предложенных заданий можно использовать на этапе изучения смысла действия умножения: a. 5×0; b. 32×2; c. 24×3; d. 1×13; e. 2×6?
8. Методика обучения решению задач ППоследовательность действий при решении задач: 1. анализ текста задачи; 2. поиск решения задачи; составление плана решения; 3. решение собственно математической задачи – вычисление значения числового выражения; 4. проверка ответа. 5. истолкование результата вычисления, т.е. получение ответа на вопрос задачи; 6. интерпретация условия;
9. Методика изучения элементов геометрии МВОсновными задачами изучения элементов геометрии в начальной школе являются: a. формирование у детей представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, квадрат, круг, окружность, луч, угол; b. развитие пространственных представлений; c. выработка у учащихся практических навыков измерения фигур с помощью инструментов и без них (на глаз, от руки), выработка первичных представлений о точности измерения и построения; d. формирование умений перевода длин, выраженных в единицах одного наименования в длины, выраженные в единицах двух наименований и наоборот.
10. Методика изучения элементов алгебры ППоследовательность этапов в обучении умению устанавливать факт равенства или неравенства, читать его, записывать соответствующими знаками: a. сравнение числа и числового выражения; b. сравнение двух числовых выражений; c. сравнение чисел; d. сравнение предметных совокупностей (множеств).
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию»
11. Естествознание как учебный предмет в начальной школе ОВ Образовательный компонент «Окружающий мир» включает две образовательные области: a. «Естествознание» и «Экология»; b. «Естествознание» и «Обществознание»; c. «Природоведение» и «Экология»; d. «Природоведение» и «Обществознание».
12. Формирование естественнонаучных представлений и понятий СУстановите соответствие между правыми и левыми элементами столбцов:
Типы понятий Понятия в курсе «Окружающий мир»
a. Фенологические 1. человек, гигиена, здоровый образ жизни
b. Географические 2. трофические связи, сообщество, факторы среды
c. Ботанические 3. погода, климат, облачность
d. Экологические 4. растения и его органы, фотосинтез
e. Антропологические 5. полезные ископаемые, горы, равнины, природные зоны

 

13. Методы обучения естествознанию СУстановите соответствие между правыми и левыми элементами столбцов:
Типы методов Методы обучения естествознанию
a. словесные методы 1. моделирование
b. наглядные методы 2. демонстрация опыта
c. практические методы 3. чтение литературы

 

14. Формы организации обучения естествознанию МВК внеурочной работе по естествознанию относят: a. работу на учебно-опытном участке; b. домашнюю работу; c. работу в уголке живой природы; d. экологические праздники; e. походы.
Дисциплина «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе»
15.Организация и планирование занятий ОВ На занятиях по изобразительной деятельности с младшими школьниками не предусматривается: a. планирование работы; b. использование наглядности; c. организация выставки; d. обязательная экскурсия.
16.Организация и планирование занятий МВОбъектами для рисования с натуры в начальной школе могут являться: a. простые бытовые предметы; b. сложный натюрморт; c. гипсовая голова; d. цветы и листья.
17.Виды и жанры изобразительного искусства О…………. изобразительного искусства - исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения. В изобразительном искусстве определяется по предмету изображения.
18.Виды и жанры изобразительного искусства ССоотнесите жанры изобразительного искусства с предметом изображения
1 анималистический а природа
2 портрет b объекты неживой природы
3 натюрморт c человек
4 пейзаж d животные

 

19.Особенности изобразительной деятельности младших школьников ОВ Для детского «рентгеновского» рисунка характерно: a. фризовое построение; b. просвечивание тела сквозь одежду; c. яркие цвета; d. сложная композиция.
Дисциплина «Теории и технологии музыкального образования в начальной школе»
20. Музыкальная деятельность детей ОВ Вид музыкальной деятельности, не предусмотренный для урока музыки в общеобразовательной школе, это: 1. пластическое интонирование»; 2. индивидуальное обучение сольному пению; 3. коллективное и групповое пение; 4. игра на детских музыкальных инструментах.
21. Отечественные и зарубежные системы музыкального образования ОВ Согласно программе «Музыка. 1–4 классы» (разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского) структура школьного урока является: a. интегрированной; b. целостной; c. поэтапной; d. рассредоточенной.
22. Обзор современных программ музыкального образования ОВ В программе «Музыка. 1-4 классы» (под общей редакцией Ю. Б. Алиева) предусмотрена: a. структура сквозных и этапных учебных тем; b. трехуровневая иерархическая структура учебных тем; c. концентрическая структура учебных тем; d. тематическая структура учебных тем.
23. Обзор современных программ музыкального образования ОВ В программе «Музыка. 1–4 классы» (Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) выдвигается задача обеспечить: a. наличие музыкально-ритмических заданий; b. наличие движений под музыку; c. наличие пластического интонирования музыки; d. наличие музыкально - импровизационных заданий.
24. Обзор современных программ музыкального образования ОВ Согласно программе «Музыкальное искусство. 1-4 классы» (авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр) ведущим в музыкальном образовании школьников является принцип: a. взаимосвязи музыки и жизни; b. межпредметных связей; c. доступности; d. опора на отечественную музыкальную культуру; e. деятельностное освоение искусства.
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального литературного образования»
1. Навык чтения и пути его формирования ОВ Основные качества навыка чтения: a. правильность, беглость, сознательность, выразительность; b. ясность, громкость, точность, скорость; c. осознанность, самостоятельность; d. умение читать «про себя»
2. Работа по развитию речи на уроках литературного чтения ОМетодический прием, используемый при обучении выразительному чтению: ученики делают в тексте специальные пометки, как будто составляют «ноты» выразительного чтения, - это …
3. Принципы анализа литературного произведения С Соотнесите формулировки различных вопросов к тексту и тип вопроса:  
1. вопросы по содержанию a. Каким можно назвать мальчика?
2. вопросы по выяснению различных связей текста b. Как вы помогаете старшим в семье?
3. вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям c. Как отреагировала сестренка на ответ мальчика?
4. вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей d. Как звали мальчика?

 

4. Методика работы над произведениями различных жанров ОВ При анализе произведений этого жанра следует обращать внимание на наличие вымысла и своеобразие их композиции (зачин, повторы, концовка):
    1. рассказ
    2. лирическое стихотворение
    3. басня
    4. сказка

Критерии оценки:

«отлично» - даны верные ответы на 22-24 вопроса;

«хорошо»- даны верные ответы на 17-21 вопросов;

«удовлетворительно» - даны верные ответы на 12-16 вопросов;

«неудовлетворительно» - даны верные ответы менее, чем на 12 вопросов.

 

МОДУЛЬ 4

Психолого-педагогическое сопровождение начального образования

Дисциплина «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Тема 1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Лекция (2ч.)

Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Социальная модель инвалидности. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями. Эволюция представлений о правах человека в мировой истории. Аксиологические концепции отношения общества к инвалидам: концепция социальной полезности, концепция социального достоинства. Концепция независимого образа жизни.

Международные правовые документы о правах и свободах человека. Конвенция о правах ребѐнка (1989). Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями (1994). Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). Правовая защита людей с ограниченными возможностями здоровья в России.

Статистика о количестве в России людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные проблемы человека с ограниченными возможностями здоровья, возможности самореализации. Информирование населения о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. Общественные организации, благотворительность, милосердие, волонтерское движение.

Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенности взаимоотношений педагогов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родственников.

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии.

Теоретико-методологические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции развития системы специального образования в России и их влияние на проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика современной системы образования. Современная система специальных образовательных услуг. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ.

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогические требования к формированию личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность реализации личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Интеграция как социально-педагогический феномен.

Тема 2. Современное понимание инклюзии. Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лекция (2ч.)

Государственная образовательная политика в области обучения детей с ОВЗ. Гуманистический характер образования.

Современное понятие интеграции. Интеграция детей с ОВЗ как возможность совместной жизни и учения обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «инклюзия». Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии. Правила инклюзивной школы. Результаты инклюзии. Проблемный ряд инклюзивного образования. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.

Теоретическая основа инклюзивного образования: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, необходимости включения каждого ребѐнка с ОВЗ в образовательное пространство. Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Гэри Банч, Тони Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).

Инклюзивное образование как специально организованное взаимодействие педагогов с обычными детьми и детьми с ОВЗ в пространстве общеобразовательного учреждения (Н.В Борисова, М. Кинг-Сирс, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Б. Персон, Д. Попойнт, Г. Стангвик, Р. Тортора, М. Форест, Л.М. Шипицына, Е.Р. Ярская-Смирнова). Проблемы и трудности взаимодействия субъектов инклюзивного образования.

Ценностно-смысловые аспекты инклюзивного образования. Мировая практика инклюзивного образования. Ситуация с инклюзивным образованием в России. Функции разных социальных институтов в системе инклюзивного образования. Сущность понятия «сопровождение» в современных исследованиях, основы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и формирования общей культуры личности лиц с ОВЗ. Поддержка и сопровождение инклюзивного образования мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера.

Организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Вариативные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Тьюторство в системе инклюзивного образования.

Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы.

Проблема применения образовательных и коррекционных технологий, методик обучения для детей с разными категориями физических ограничений. Необходимость создания для обучения детей с ОВЗ специальных адаптивных технологий.

Структура организации разных моделей психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и успешной социально-психологической адаптации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Тема 3. Образовательная среда для детей с ОВЗ. Практическое занятие (2 ч.)

Практические занятия по дисциплине «Инклюзивное образование» проводятся как в традиционной форме, так и в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме с осуществлением таких методов и технологий как:

- работа в группах (мобильных и стационарных);

- групповые дискуссии с использованием ПОПС-формулы;

- решение ситуационных задач;

- элементы группового SWOD-анализа;

- рефлексивные технологии

- деловые игры.

Задания к практическому занятию:

1. Подготовить сообщения на темы:

Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175).

Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).

Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.

Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.

2. Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.

3. Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.

4. Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.

5. Написать реферат «Современная инклюзивная школа».

План практического занятия

1. Заслушивание и обсуждение сообщений студентов.

Вопросы для обсуждения:

Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175).

Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).

Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.

Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.

2.Составление проектов образовательной среды класса для детей с ОВЗ на основе реферативных сообщений «Современная инклюзивная школа».

3.Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.

4.Обсуждение вопроса:

- Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.

Тема 4. Педагог в системе инклюзивного образования. Практическое занятие (2 ч.)

Задания к практическому занятию:

1. Составить портрет педагога инклюзивного образования

2. Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»

3. Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.

4. Подготовить краткие сообщения по вопросам:

Структура организации разных моделей психолого-педагогической поддержки педагогов инклюзивного образования в России и за рубежом.

Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Проблемы эмоционального принятия ребенка с ОВЗ.

Условия успешного взаимодействия в педагогическом процессе. Анализ педагогической деятельности в пространстве инклюзивного образования. Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога. Индивидуально-личностная система ценностей педагога. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности – качества в системе профессиональных ценностей педагога.

Изучение субъектов инклюзивного образования. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития. Сущность специальных технологий личностного и профессионального развития.

Обучающие технологии. Технологии игромоделирования. Технологии психоконсультирования. Технологии развития аутопсихологической компетентности. Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития.

План практического занятия

1. Заслушивание сообщений слушателей

2. Обсуждение вопроса:

- Система профессиональных ценностей педагога инклюзивного образования.

- Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития.

3.Коллективная игра «Портрет педагога инклюзивного образования»

4.Самодиагностика профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Составления плана саморазвития.

5. Деловая игра «Модель информационно-методического сопровождения педагога инклюзивного образования». Тренинг развития профессионально важных качеств

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости: зачет в технологии «Шесть шляп мышления»

Примерные вопросы для обсуждения на зачете:

1. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями

2. Международные правовые документы о защите прав людей с ОВЗ

3. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

4. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии

5. Современная система специальных образовательных услуг

6. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ

7. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья

8. Интеграция как социально-педагогический феномен.

9. Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии.

10. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.

11. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

12. Организационные и психолого-педагогические условия инклюзивного образования.

13. Понятие «образовательная среда». Требования к образовательной среде в инклюзивном образовании.

14. Оценка качества инклюзивного образования.

15. Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения.

16. Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.

17. Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ.

18. Педагогическая оценка результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.

19. Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.

20. Педагогическая деятельность в пространстве инклюзивного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/ – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.

2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.

Дополнительная литература

1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.

2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи) на. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.

3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.

4. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.

5. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.

Справочники

Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990.

Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б. П. Пузанова. - Москва: Сфера, 2005. - 208 с

Периодика

Дефектология. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Вопросы психологии. Специальная психология. Вопросы психологии.

Интернет-ресурсы:

Библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

http://www.edu.ru/

Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/

Российская педагогическая библиотека –

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

Электронная библиотека учебников по психологии –

http://studentam.net/content/category/1/15/24/

Российский интернет-портал для инвалидов - http://www.disability.ru

Альманах Института Коррекционной педагогики - http://almanah.ikprao.ru/

Библиотека Института психотерапии и клинической психологии: раздел Дефектология http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81

Коррекционная педагогика - http://kp.nspu.net/

Специальная психология - http://special.psypublica.ru/

Особое детство - http://www.osoboedetstvo.ru

Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Тема 1. Функционально-ролевая структура семьи и цикл ее развития. Лекция (2 часа)

Культурно-историческая природа семьи. Основные этапы развития брачно-семейных отношений в социогенезе (эндогамия, экзогамия, групповой дуально-родовой брак, парный брак, полигамия и полиандрия, моногамная семья). Факторы, определяющие эволюцию семьи. Определение семьи. Системный подход в описании семьи. Реализация потребностей человека в браке. Основные функции семьи (фелицитивная, экономическая, хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, эмоциональная, «психотерапевтическая», духовного общения, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Жизненный цикл развития семьи и характеристика его основных стадий (добрачный период, образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с подростками, период «ухода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий.

Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений. Лекция (2 часа)

Основные характеристики супружеских отношений: характер эмоциональных связей, мотивация брака, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком. Адаптация супругов в семье. Основные методы изучения супружеских отношений (биографический метод, опросники и др.).

Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологическому феномену (З. Фрейд, З. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Мэй, Р. Стернберг, В.В. Столин, А.С. Кон).

Родительство как социокультурный феномен. Мотивы воспитания и родительства. Материнство как психологический феномен. Роль отца в развитии ребенка. Типы родительской любви. Понятие девиантного родительства.

Тема 3. Роль семьи в развитии личности Практическое занятие (2часа).

План проведения практического занятия

1.Сообщение цели и задач занятия.

2. Обсуждение теоретических вопросов:

Особенности детско-родительских отношений в детском, подростковом и юношеском возрасте. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональ­ное принятие и любовь родителем ребенка как условие полноценного лично­стного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбелл). Причины эмоционального отвержения ребенка и отказа от ребенка. Основные задачи и пути коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей.

Стиль общения и взаимодействия и его влияние на развитие ребенка. Авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий стили. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санк­ции). Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка).

3.Практическая часть:

1. Изучите в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный роли семьи в развитии личности ребенка.

2. Создайте презентации по следующей тематике:

- «Принципы построения эф­фективной коммуникации в детско-родительских отношениях», «Психологические условия усвоения половых ролей мальчика­ми и девочками», «Условия преодоления негативных следствий развития ребенка в условиях депривации общения с отцом». «Психологические особенности воспитания детей в нетра­диционных («двухкарьерных» семьях)».

- Проанализируйте предложенную к занятию литературу и подготовьтесь к групповой дискуссии на тему «Причины возникнове­ния нарушений семейного воспитания Основные направления их коррекции. (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер).

3. Подведение итогов занятия.

Литература:

1. Варга, А.Я. Семейная психотерапия. - СПб., 2010.

2. Би, Хелен, Структура семьи /Х. Би // Би Хелен. Развитие ребенка /Х. Би.- СПб., 2004.- С. 590-595.

3. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицынв.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 325 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- М.: Питер, 2009.- 176 с.

5. Ермолаева, Т.В. Три главных условия счастливой семьи /Т.В. Ермолаева // Психолого-педагогический журнал.- 2008.- № 1.- С. 33-41.

6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -СПб., 2008.

7. Ковалевский. М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М. Либроком, 2011. – 152 с.

8. Ладыгина, О.М. Культура семьи как основа духовной культуры славян / О.М. Ладыгина // Образование в современной школе.- 2009.- № 1.- С. 28-36.

9. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368 с.

10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи.4 изд. СПб.,2008.- 672 стр. (серия «Мастера Психологии»).

Интернет-ресурсы:

1. Атоян А.Г. Межнациональные браки глазами молодых людей / А.Г. Атоян, Н.И. Медведева // Междунар. журн. эксперим. образования. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhnatsionalnye-braki-glazami-molodyh-lyudey

2. Бабочкин П.И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Упр. мегаполисом. - 2008. - № 3. - С. 54 - 58; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://um-mag.ru/wp-content/uploads/2011/05/p_54-58.pdf

Тема 4. Нарушение и распад семейных отношений. Практическое занятие (2часа).

План проведения практического занятия

1.Сообщение цели и задач занятия.

2. Групповая форма работы. Подготовка и защита тематических проектов:

Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровня жизни семьи, суммирование трудностей.

Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов, факторы риска разводов. Основные фазы развода. Особенности фазы постразвода для родителя, остающегося с детьми и родителя без детей.

Психологические особенности реагирования, переживания и преодоления негативных следствий развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов.

3.Практическая часть:

1. Выбрать из предложенного ниже списка одну психодиагностику, рассказать о методике ее применения в процессе психологической работы с семьей.

2. Провести одну из предложенных психодиагностик с оформлением практического вывода:

1) Психодиагностика супружеских отношений:

- Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.

- Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.

- Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.

- Методика «Распределение ролей в семье»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.