Исследование процессов памяти людей пожилого — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Исследование процессов памяти людей пожилого

2017-06-29 850
Исследование процессов памяти людей пожилого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Неизвестных Д.Е., Теплинских М.В.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected], [email protected]

 

В психологии считается, что память коррелирует со всеми психическими процессами. Этот постулат был выдвинут Л.С. Выготским. На основе данной методологии А.Р. Лурия разработал нейропсихологический подход.

В настоящее время снова возрос интерес к отечественным нейропсихологическим концепциям исследованиям памяти, основоположниками которых являются А.Р. Лурия и Л.С. Выготский и др. В основе своего подхода А.Р. Лурия рассматривает память как «запечатление, сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызывающие их явления исчезли» [1, 192]. Иными словами, А.Р. Лурия считал, что удержание, импринтинги, воспроизведение информации способствуют накоплению опыта индивида.

Для людей пожилого и старческого возраста важным моментом психического здоровья является эффективное функционирование процессов памяти, которые обуславливают активность всех других психических процессов.

С помощью методики А.Р. Лурия мы задались целью изучить процессы запоминания, сохранения, воспроизведения памяти людей пожилого и старческого возраста. Данная методика была взята из нейропсихологической батареи методов А.Р. Лурия, которая впервые была опубликована в 1978 году [2]. Также на основе данного методического материала, по мнению А.Р. Лурии, можно выявлять объемы внимания, состояния утомляемости, активности и произвольности внимания, а также истощаемость мнемической деятельности при заучивании слов.

Общее количество выборки нашего исследования составило двенадцать человек, возраст которых варьировался от 55 до 94 лет. Средний возраст испытуемых составил 74 года. В выборке преобладают респонденты мужского пола: из них 7 мужчин и 5 женщин. Основой формирования данной выборки являлся их социальный статус – все испытуемые достигли пенсионного возраста, имеют общую профессиональную деятельность (совместно работали на протяжении более десяти лет на одном предприятии) и один уровень образования (среднее специальное). У респондентов наблюдался явно выраженный интерес к нашему исследованию.

При внутригрупповом наблюдении за ходом выполняемой диагностической работы людей пожилого и старческого возраста, которое является важной частью для интерпретации эмпирических данных, было замечено: у 9 испытуемых наблюдалось неустойчивое внимание (75 % от общей выборки), что свидетельствует о низкой концентрации внимания в начале работы и замедленной включаемости в деятельность. Постепенно происходило произвольное сосредоточение в ходе выполнения методики, но достигнутая наивысшая степень сосредоточения не сохранилась и продуктивность ответов испытуемых вскоре вновь снизилась. У одного респондента (8 % от общей выборки) было выявлено улучшение результатов на втором этапе, это связано с большей включаемостью в процесс, развитием интереса к эмпирическому исследованию, соответственно повышению качества устойчивости внимания и слухового запоминания. У 6 испытуемых (50 % от общей выборки) на втором этапе результаты регрессировали, это обуславливается возрастной утомляемостью, истощаемостью внимания, забывчивостью. У одного человека (8 % от общей выборки) был обнаружен устойчиво высокий уровень результатов, который не изменялся на протяжении прохождения всех диагностических этапов методики А.Р. Лурия. Это свидетельствует о наличии у данного респондента высокого уровня кратковременной, оперативной и долговременной памяти, устойчивости и концентрации внимания. У остальных 4-х из 12-ти испытуемых (33 %) равно как и у предыдущего респондента, наблюдались стабильные результаты, но с небольшими изменениями в устойчивости внимания и утомляемости. В момент обследования с помощью наблюдения было выявлено, что у двух респондентов (17 % от общей выборки) проявлялась недостаточная интенция к организованности в выполнении методики и пониманию инструкции в первых двух сериях. У одного из опрашиваемых (8 % от общей выборки) обнаружена конфабуляция, это проявлялось в ложных воспоминаниях, заполнении пробелов в памяти заранее не заданных слов. Данное явление было выявлено у него, как в 1-ой серии, так и при отсроченном воспроизведении. У 4-х испытуемых (33 % от общей выборки) прослеживались трудности удержания последовательности серийной организации стимулов на протяжении прохождения всей методики, у одного из респондентов на последних сериях эти трудности не проявлялись. У 3 испытуемых (25 % от общей выборки) были замечены звуковые замены близкими по звучанию словами, повышенное торможение памяти, также наблюдалась истощаемость и нестабильность мнемической деятельности при заучивании 10 слов. Явно это проявлялось в 1 и 2 сериях и при отсроченном воспроизведении этих серий, а также конкретно на первом этапе при воспроизведении слов через 1 час. Были отмечены трудности переключаемости внимания. Это выражалось в том, что после проведения анкеты возникали трудности в понимании инструкции, 5 респондентам (42 % от общей выборки) необходимо было объяснить повторно цель исследования, инструкцию, напоминать через какой промежуток времени необходимо снова воспроизвести слова. При первичном объяснении цели исследования и инструкции 5 респондентам (42 % от общей выборки) требовалось повторное объяснение, т. к. они в полной мере не поняли задачи и, вследствие чего произошло недопонимание. Трём испытуемым (25 % от общей выборки) так же еще раз был необходимо объяснить инструкции при отсроченном воспроизведении.

При анализе эмпирических результатов мы также опирались на нормативные показатели процессов памяти, выявленные в ходе нейропсихологических исследований А.Р. Лурия [3].

По результатам нашего исследования (см. Рисунок 1) мы наблюдаем динамическую тенденцию к увеличению на первом этапе высоких показателей «кривой запоминания» и снижению данного показателя на втором этапе (через 2 недели). Показатели «кривой запоминания» среднего уровня были явно не стабильны: в последовательных серийных измерениях на первом этапе произошло снижение (5,2), а на втором этапе произошло увеличение значений среднего уровня (8,6) при p≥0,001. Также произошло постепенное снижение результатов показателей «кривой запоминания» низкого уровня в последовательных сериях первого этапа, вплоть до их полного результативного отсутствия.

Наиболее ярко иллюстрируют процессы памяти людей пожилого и старческого возраста отсроченные серии измерений методики А.Р. Лурии (см. Рисунок 2). Так, при отсроченном воспроизведении серийных измерений 1-го этапа было выявлено снижение высокого уровня диагностируемого показателя, отражающее наибольшие изменения (практически в 2 раза (с 9 до 5)) общегрупповых значений «кривой запоминания». При этом произошло увеличение респондентов со средними и низкими показателями общегрупповых значений. То есть, мы можем считать, что результативность процесса запоминания в данной выборке отражает либо его недостаточную эффективность при запоминании новой информации, либо недостаточно развитый механизм мнемической деятельности, возможно обусловленный возрастными особенностями выборки.

 

Рис. 1. Результаты первичных серий по методике А. Р. Лурии «10 слов»

 

Однако сравнительные данные отсроченных измерений «кривой запоминания» 1-го этапа (10-ти минутный) и 2-го этапа (через 2 недели) уже не содержат в себе подобных изменений (см. Рисунок 2), практически не различаясь, что может быть связанно с активной и продуктивной работой процесса воспроизведения.

 

Рис. 2. Результаты отсроченных этапов по методике А. Р. Лурии «10 слов»

 

Итак, вышеописанные показатели людей пожилого и старческого возраста свидетельствуют о достаточно высоком темпе работы процесса воспроизведения и долговременного запоминания заданного объема информации, что в свою очередь указывает на достаточную активность, сохранность и развитость различных видов оперативной, кратковременной и долговременной памяти. Проявленный низкий уровень показателя «кривой запоминания» может указывать на ослабление концентрации и переключаемости внимания, выраженной утомляемости, сниженной продуктивности максимального объема запоминания в процессе заучивания, а значит и сниженном процессе запоминания в целом.

Важно отметить, что регрессирование функционирования памяти наблюдается не у всех лиц пожилого и старческого возраста, у большей части индивидов происходят незначительные ухудшения процессов памяти. Также наблюдалась динамика изменений уровня памяти группы пожилого и старческого возраста и разница в реакции воспринимаемых сигналов при исследовании памяти. Такие результаты, возможно, обусловлены часто демонстрируемой продуктивностью объема кратковременной и оперативной памяти, но при этом быстрой истощаемостью, связанной с возрастными особенностями испытуемых, а также нередко проявляемыми нарушениями устойчивости внимания в удержании последовательности предъявляемого материала. Возрастная психология считает, что процессы памяти «пожилого возраста» работают на основе смыслового наполнения, а «старческий возраст» более продуктивно запоминает смысловые сведения [4]. В среднем для данного возрастного периода объем кратковременного запоминания людей пожилого и старческого возраста был проявлен в пределах средних значений, т. е. их память достаточно сохранна и активна.

Таким образом, подтверждена современность и продуктивность нейропсихологического исследования понятия, процессов, видов и свойств памяти, особенно в области изысканий посвященных изучению особенностей людей пожилого и старческого возраста. В связи с этим мы считаем первостепенным использование нейропсихологического подхода А.Р. Лурии и методики, разработанной на его основе в изучении процессов памяти, особенно на этапе позднего онтогенеза.

 

Литература и источники

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.

2. Альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р.Р. Римский, С.А. Римский. – М.: КСП, 1995. – 400 с.

3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2013. – 167 с.

4. Ермолаева М.В. Психология развития: метод. пособие. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 376 с.

 

УДК 159.99


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.