Ведущие мотивы учебной деятельности по классам — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ведущие мотивы учебной деятельности по классам

2017-06-29 490
Ведущие мотивы учебной деятельности по классам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс   Мотивы
учебный социальный позиционный оценочный игровой внешний
  13% 12% 27% 18% 18% 12%
  19% 12% 31% 14% 12% 12%

 

Самые высокие показатели обнаружились по шкале позиционного мотива: 10 класс - 27% и 11 класс - 31%. Этот вид мотивов показывает желание занять определенную позицию в глазах педагогов, родителей, сверстников (быть не хуже других). Позиционные мотивы являются важной основой самовоспитания и самосовершенствования личности. В 11 классе большую значимость приобретают вопросы профессионального выбора и самоопределения, выбора учебного учреждения, соответственно, процентные показатели мотива данного вида в выпускном классе выше.

Учебные мотивы отражают ориентацию на получение знаний. 11 класс является выпускным, поэтому, преобладание учебного мотива (19%) - вполне закономерно. Значительное отличие учебного мотива по шкале 10 класса (13%) свидетельствует о некоторой расслабленности старшеклассников, так как ответственные экзамены предстоят только через год.

Стремление к хорошей оценке как цели учения выявляют оценочные мотивы. Из таблицы видно, что процентный показатель данного мотива преобладает в 10 классе - 18%, процент в шкале 11 класса составляет 14%. Снижение объясняется тем, что подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения. Поэтому мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, к одиннадцатому классу отходят на второй план. Отметка в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, перестает быть целью учения, наступила эра ЕГЭ. На первое место выходит цель получения реальных знаний.

Значительное отличие показателей игровых мотивов (в 10 классе - 18%, в 11 классе - 12%) говорит о низком интересе десятиклассников к процессу учебной деятельности, внимание, скорее, направлено на общение. Ребенок посещает школу ради общения со сверстниками. У одиннадцатиклассников этот показатель ниже, так как появляется осознание важности успешного окончания школы.

Показатели внешних и социальных мотивов в двух классах одинаковы (12%). Внешние мотивы свидетельствуют о том, что учебная деятельность осуществляется в силу долга, обязанности. Социальные мотивы связаны с разного вида социальным взаимодействием школьника с другими людьми. Ребенок ходит в школу, потому что знает, что учиться необходимо для получения профессии в будущем.

Самое высокое среднее значение в двух классах было получено по блоку «способность к целеполаганию» - 25,95. Можно утверждать, что старшеклассники исследуемых групп выдвигают перед собой цели и задачи, определяют пути и способы достижения этих целей, осознают их необходимость для своего будущего. Самое низкое среднее значение в двух классах было получено по блоку «стремление к успеху или избегание неудачи» - 7,92. Что свидетельствует о низкой мотивации. Школьники не уверены в себе, боятся критики. Такая мотивация, возможно, связана с низким уровнем самооценки. Причинами снижения мотивации в этом возрасте могут быть также неучтенные педагогами особенности старшеклассников, неспособность педагогов к применению современных педагогических приемов, а так же ограниченность педагогических возможностей учителя.

Результаты сравнительного анализа ведущих мотивов учебной деятельности подростков 10 и 11 классов показали, что в мотивационной сфере школьников в выпускном классе произошли изменения: выявилось преобладание учебного, позиционного и оценочного мотивов. Происходит осознание школьником смысла учения, понимание того, что для успешного поступления в вуз и дальнейшего профессионального развития необходимо получение именно знаний, а не только хороших оценок. Основные затруднения в формировании мотивации обучения у старшеклассников могут быть вызваны: появлением устойчивого интереса к одним учебным предметам в ущерб изучению других; однообразием форм учебных занятий, негативным отношением школьников к формам жесткого контроля со стороны учителей; сохранением ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); недостаточной устойчивостью социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями.

 

Литература и источники

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986. С. 30-66.

2. Бехтерев В.М. Будущее психиатрии. Введение в патологическую рефлексологию: Науч. изд. / В.М. Бехтерев // СПб: Наука, 1998. – 334 с.

3. Лукьянова, М.И., Калинина, Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.

4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/33498/ (дата обращения: 06.04.2017).

Научный руководитель – к. психол. н., доцент Аргентова Л.В., ФГБОУ ВО «Кемеровский Государственный Университет»


  ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УДК 364

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
Авилов Г.М., Кубрина В.А.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected], [email protected]

 

Представлена авторская система оценки готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию с субъектами социальной поддержки населения. Установлен комплекс профессиональных дисциплин с применением активных форм и методов обучения, подражающих условия погружения в профессиональную специфику и дающие возможность к поиску нестандартных решений.

Своеобразие нынешней социальной работы как профессиональной деятельности находит своё воспроизведение в социальной поддержке как главной картине деятельности, которая обладает присутствием разных лиц, имеющих многообразные ресурсы и возможности в решении трудных жизненных ситуаций. Как показывает практика профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы и собственный опыт авторов, что будущие специалисты социальной работы не полностью готовы к исполнению подобного рода профессиональных целей. Решение споров между настоящей практикой профессиональной готовности будущих специалистов социальной работы и спросом на специалистов, умеющий организовать взаимодействия субъектов социальной поддержки населения, будет способствовать разработка системы оценки готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.[1] Поэтому, на основе разработанной и представленной в публикации [2] четырехкомпонентной модели был описан процесс оценки готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения, который носит поэтапный характер.

Готовность включает креативный, деятельный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. Креативный компонент в структуре готовности обладает творческим взглядом к профессиональной деятельности и умениями перевоплощаться, проигрывать различные роли в зависимости от условий. Деятельностный компонент указывает об осознанном исполнении профессиональных умений в ходе полезного взаимодействия субъектов, обеспечивающего эффективность социальной поддержки населения. Коммуникативный компонент представляется способностями к действенному общению субъектов взаимодействия. Рефлексивный компонент отображает способности к критичному пониманию своей профессиональной деятельности и выстраиванию перспективы личного роста вследствие обратной связи.

Оценивание готовности охватывает профессиональные компетенции студента. Совершенствования профессиональных компетенций студента проходит 6 стадий: 1-я стадия - личная включенность в учебный процесс и утверждение коллективистских связей между участниками образовательного процесса; 2-я стадия - создание деятельности по формированию и регуляции взаимодействия, а также учет особенности субъектов социальной поддержки в системе взаимодействия; 3-я стадия - привлечение потенциала субъектов, а также осуществление способов его стимулирования и поощрения; 4-я стадия - самостоятельные действия, опирающиеся на усвоении фактического состояния дел, обоснованности использования разнообразных способов, средств для достижения целей; 5-я стадия - создание ситуаций, побуждающих к общению, установлению отношений сотрудничества лиц, обеспечению взаимообмена информацией; 6-я стадия - разработка и введение способов и форм общения на уровне сотрудничества. [3] В итоге совершенствования профессиональных компетенций происходит развитие готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Это выражается: в осмысление мотивов и принципов деятельности по установлению вариантов решения задач; оценка своих способностей, личностных качеств, что разрешает регулировать поведение в процессе межличностных отношений.

Система оценки готовности реализовывалось с учётом таких ситуаций как снабжение единства, постоянности, вариативности, употребление методов активного обучения на практических, семинарских занятиях, усвоение профессиональных ценностей и развитие профессиональных умений и навыков, отвечающих квалификационным требованиям к специалисту, акцентирование на характерные качества, творчество, независимость студентов в процессе их подготовки.

Каждый этап процесса оценки готовности состоит из комплекса учебных дисциплин, с учётом специфики и особенности профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы, а также используются различные методы и формы обучения, позволяющие студентам раскрыть свой профессиональный потенциал.

Нами выделены три этапа системы оценки готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения:

I этап («Введение») в ходе изучения дисциплины как «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» (3-й курс), который обогащает студентов проблемами их в профессиональной работы, развивает суждения об элементах социальной поддержки в разнообразных сферах жизнедеятельности и в ходе изучения которого подводятся итоги усвоения креативного компонента готовности. При этом применяется методика определения типов мышления и уровня креативности Джерома С. Брунера, поставленная для определения доминирующего типа мышления.

На II этапе («Погружение») в ходе изучения дисциплины «Некоммерческие организации как субъект системы социальной поддержки населения» (4-й курс), студенты в процессе различной профессиональной подготовки продолжают овладевать компонентами готовности в социальной работе. В ходе прохождения дисциплины студентам предлагается рассматривать конкретные профессиональные условия, позволяющие поставить студентов перед обстановкой установленных социально-психологических связей, побудить их отведать возможные и потенциальные способы в предложенной конкретной ситуации и избрать из них наиболее адекватные. Метод разбора и решения задач позволяет оценить практический опыт и гибкость будущих специалистов социальной работы в профессиональных поступках. В итоге подводятся результаты усвоения деятельностного и коммуникативного компонента готовности. Для оценки деятельностного компонента используется методика оценки способов реагирования в конфликте К.Н.Томаса, находящая характерные способы реагирования человека на конфликтные ситуации, раскрывающая тенденции его взаимоотношений в сложных ситуациях. Для оценки коммуникативного компонента - тест на раскрытие уровня эмпатийности (И.М.Юсупова), представляющий способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

На III этапе («Усвоение») в процессе прохождения особой дисциплины «Социальное партнёрство в системе социальной поддержки населения» (4-й курс) студенты усваивают приобретённые познания в собственную практику. В курсе «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» усваивались главные профессиональные знания, умения и навыки и вырабатывалось мнение о социальной поддержке как ведущем виде деятельности будущих специалистов социальной работы. В этом курсе происходит развитие целостного представления о специфике и особенностях социальной работы в разных областях жизнедеятельности; нахождение ее проблемного поля, видов занятия, инструментария; исследование разных лиц социальной поддержки, их потенциалов в решении социальных вопросов для обеспечения действенности социальной поддержки. На этом этапе оценивается рефлексивный компонент. Для его оценки применяется методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера, позволяющая установить уровень коммуникативного контроля тестируемого.

Таким образом, система позволяет оценить и содействует формированию креативного, коммуникативного, деятельностного, рефлексивного компонентов структуры готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения. Представленную систему оценки готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию с субъектами социальной поддержки населения могут использовать как преподаватели вузов, так и работодатели. Эта система оценки даст им возможность исследовать уровень готовности специалиста социальной работы. А также такая система оценки будет способствовать увеличению профессиональных качеств, умений и навыков как социального работника.

Таким образом предлагаемая система оценки готовности охватывает все компоненты предлагаемой нами модели готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию субъектов социальной поддержки населения.

Литература и источники

1. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити Дана, 2003. – 415 с.

2. Авилов, Г.М., Кубрина, В. А. Критерии готовности будущих специалистов социальной работы к взаимодействию с субъектами социальной поддержки населения // Вестник магистратуры. – 2016. – № 8. – С 64-67.

3. Руднева, Т. И. Коммуникативная компенентность: фактор готовности к профессиональным рискам // Вестник Тверского государственного университета. – 2016- № 3– С 25-28.

Научный руководитель – к.психол.н., доцент Авилов Г.М., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 659.4

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В РАБОТЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ
Близникова Е.С.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

[email protected]

 

Наиболее действенными методами работы пресс-служб зачастую являются те формы, которые обеспечивают непосредственное общение с руководителями или представителями административной структуры. Поэтому работа в форме пресс-конференции является распространённой в современном медиапространстве.

Журналисты очень ценят возможность участия в подобных мероприятиях, потому что у них появляется возможность лично пообщаться со специалистом, задать ему уточняющие вопросы и раскрыть в своём материале отдельные темы.

Для того чтобы успешно справиться с организацией пресс-конференции, нужно следовать определённому алгоритму [1]:

· Поставить пресс-конференцию в сетку-план мероприятий отдела по работе со СМИ;

· Выбрать специалиста для общения со СМИ;

· Выбрать место проведения пресс-конференции;

· Определить основную тему встречи;

· Сообщить журналистам о месте, времени и основной теме пресс-конференции

· Подготовить дополнительные элементы выступления: презентация, раздаточный материал.

Мы рассматриваем работу пресс-службы города Кемерова, поэтому будем говорить об их способах работы с журналистами.

В практике пресс-службы кемеровской городской администрации присутствует опыт общения с журналистами на пресс-конференции. Для примера разберём встречу журналистов с заведующим отделом защиты прав потребителей администрации города Кемерова Андреем Васильевичем Дубским.

Для того чтобы встреча прошла с пользой для всех участников, журналисты заранее получили приглашение на пресс-конференцию, информацию о спикере и примерную тему его вступительного слова. Сотрудники редакций прибыли заранее для того, чтобы установить технику и настроиться на беседу.

В холле здания, где проходило общение, сотрудник пресс-службы администрации встречала всех корреспондентов и провожала до зала переговоров. При организации подобных встреч чаще всего выбирается просторное помещение, где журналисты и спикер размещаются так, чтобы видеть друг друга и не иметь дискомфорта при общении, поэтому выбирается зал с возвышением для специалиста и большим количеством стульев для размещения корреспондентов и их техники.

Для общения с Андреем Дубским было выбрано помещение с большим круглым столом, во главе которого и сидел заведующий отделом. Журналисты хорошо видели не только основного собеседника, но и коллег, поэтому имели возможность общаться ещё и друг с другом. Такая форма организации пространства позволяла настроиться на более плодотворную работу, так как каждый участник не имел возможности остаться вне поле зрения журналистов и спикера.

Встреча началась с выступления специалиста. Он рассказал о том, что было сделано его структурой в прошлом году, каких результатов удалось достичь, и привёл статистические данные. Все журналисты получили документ с отчётными цифрами за 2015 и 2016 год. Так представители СМИ смогли увидеть динамику деятельности организации. Очень важно в случае выступления специалиста обратить внимание журналистов на какую либо информацию. Для этого можно вынести её на презентационный слайд, а можно представить в виде документов. Второй вариант будет удобнее, потому что распечатку можно забрать с собой и изучить информацию дополнительно на рабочем месте во время написания текста.

После выступления специалиста журналистам предоставили возможность задать свои вопросы. Для того чтобы при ответе специалист мог привести конкретные примеры, не уйти от темы и дать полный комментарий корреспонденту, сотрудники пресс-службы заранее проводят работу со спикерами: предлагают им тему выступления, дают советы по ведению беседы, договариваются об удобном для выступающего времени, чтобы он мог спокойно общаться с журналистами, не отвлекаясь на звонки и не торопясь на следующее мероприятие.

В финале встречи спикер всегда даёт свои координаты для того, чтобы связаться с ним или с его представителями в случае возникновения каких либо дополнительных уточнений.

Журналисты очень часто находят отрицательную сторону таких встреч в том, что у них нет возможности подготовить эксклюзивный материал, который будет отличаться от текстов в других СМИ. Поэтому не редко после официального завершения общение продолжается, но уже индивидуально с отдельными журналистами. Также это может происходить и потому, что корреспондент пожелал задать не относящийся к основной теме беседы вопрос. Отдельно общение практикуют и сотрудники телевидения, которым необходимо записать комментарий специалиста на камеру.

Работу на таких встречах в городе Кемерово ведут и сами сотрудники пресс-службы администрации, которые рассылают пост-релизы – краткие тексты, информирующие о прошедшем событии и содержащие тезисное изложение сути встречи и краткие выводы – и видеоматериалы в редакции, которые не смогли по каким-либо причинам присутствовать на мероприятии. Также пост-релиз появляется на сайте администрации города Кемерово в день или на следующий день после мероприятия, где даётся основная информация о вопросах, обсуждаемых на пресс-конференции, подробности из отчёта спикера.

Пресс-конференция – удобный способ работы как для журналиста, так и для сотрудника пресс-службы, который имеет конкретные положительные стороны:

· Сотрудник пресс-службы имеет возможность контролировать поток информации и регулировать ход беседы;

· У журналистов появляется возможность задать интересующие вопросы конкретному должностному лицу и пообщаться с ним на различные темы без ограничения во времени;

· Должностное лицо может дать развёрнутый ответ с приведением примеров и конкретных статистических данных, сделав упор на важные для его организации стороны;

· Журналисты получают возможность завязать контакт с должностным лицом и получить его личное разрешение на звонки в удобное для обеих сторон время;

· Пресс-конференция даёт возможность сотрудникам пресс-службы наладить надежные рабочие отношения с представителями СМИ.

В заключение отметим, что работу в форме пресс-конференции с сотрудниками служб социальной защиты населения в городе Кемерово проводят не часто, поэтому для того, чтобы журналистам получить какую-либо информацию, приходиться самостоятельно искать контакты лиц, уполномоченных давать какие-либо комментарии. Это усложняет работу корреспондента и оставляет вопросы многих граждан без ответа. Поэтому, на наш взгляд, сотрудникам пресс-службы городской администрации следует обратить внимание на этот вид работы и увеличить количество встреч различных специалистов социальной сферы с представителями СМИ, чтобы вовремя доносить до общественности информацию о возможностях взаимодействия граждан со службами социальной защиты населения.

 

Литература и источники

1. Пресс-конференция, как основная форма отношения с прессой в ходе проведения PR-кампании. Режим доступа. URL: http://refleader.ru/jgeqasqasujgpol.html (Дата обращения: 14.03.2017)

Научный руководитель – к.ф.н., доцент Яницкий Л.С., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 366-058

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Бояршина Н.А.

ФГБОУ ВО«Кемеровский государственный университет»

[email protected]

 

Гарантирование высокого качества предоставления социальных услуг населению можно назвать профессиональным долгом, как руководителей, так и специалистов системы социальных служб. В таком случае, становится актуальным вопрос об оценке и контроле качества предоставляемых социальных услугах. Для социальной работы данный вопрос имеет особую значимость, поскольку для государства является востребованным научная обоснованность политики качества. Справедливо можно говорить о внедрении квалиметрических технологий в социальную работу, как необходимом компоненте для продуктивного развития сферы предоставления социальных услуг, тем категориям населения, которые остро нуждаются в ней.

Такого рода внедрения поспособствуют созданию платформы для конструирования показателей оценки качества. Методологическая позиция квалиметрического подхода определяется как раскрытие понятия «качества социальных услуг» и измерение и оценивание этого качества. Последнее подразумевает, прежде всего, подбор показателей измерения, сбор данных и в конечном итоге обработку полученных итогов и их истолкование.

Квалиметрические технологии это технологии, посредством которых осуществляется оценка качества и определение показателей оценки.

Принято выделять три группы таких технологий:[1]

1. Общие технологии. Наиболее широкое предназначение данной группы технологий, применение которых предназначено для оценки прикладных сфер. К таким сферам относятся материальное производство и социальная сфера;

2. Отраслевые технологии. Служат для оценки объекта определенной отрасли деятельности. К примеру, в социальной сфере это такие отрасли как образование, медицина, социальная защита, культура и спорт;

3. Частные технологии. Более узкое предназначение данной группы технологий, служащие для конкретного направления деятельности. К отрасли социальной защиты, будут относиться такие направления как социальная помощь, занятость населения.

Эффективность деятельности специалиста с клиентом определяется существующим результатами этой работы и полном анализе процесса деятельности при предоставлении необходимой услуги. Определителями уровня эффективности служат следующие методы по сбору информации. Первоочередное это наблюдение за практической деятельностью специалиста. Важными являются такие аспекты, как поведение участников деятельности, их стиль общения, манера разрешения спорных вопросов. Последующие методы это социологические экспересс-опросы, анализ статистической отчетности. После сбора информации осуществляется определение эффективности проделанной работы, которая включает в себя мониторинг, оценивание и оценку. Роль мониторинга это сравнение реально существующего результата деятельности с тем результатом, который был определен вначале работы с клиентом. Оценивание это непосредственно интерпретация полученной информации о проделанной работе специалиста. Заключительным моментом оценивания считается выставленная оценка по итогам качественных показателей. Это в первую очередь последствия вмешательства специалиста в проблему клиента, влияние проведенных мероприятий по улучшению качества жизни клиента, достижения, позитивные изменения и преодоление неблагоприятных сложившихся жизненных обстоятельств. [2]

Показателем уровня эффективности работы с клиентом является уровень адаптированности клиента и снижение его дезадаптированности в обществе.

Критериям, на основе которых проводится оценка, могут быть степень решения проблемы клиента, уровень включенности клиента в общество и т.п.

Определение качества социальной работы, в общем ее виде может определяться как соответствие установленной нормы. А как известно само понятие нормы весьма размыто и не имеет абсолютного значения. В результате введения политики качества, происходит стандартизация социальных услуг населению для организации ее последующей оценки.

Важно помнить, что основная задача социальной работы заключается в том, чтобы помочь клиенту в решении его проблем, связанных с постоянным пребыванием в условиях, препятствующих нормальной жизнедеятельности клиента. Главное не только помочь, но и поспособствовать улучшению жизнедеятельности клиента и расширению его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности.

Возникает необходимость в надежном измерении результативности социальной работы и научной обоснованности критериев и показателей эффективности. Модель определения качества представляет собой результативность и эффективность. Говоря иначе, это сопоставление цели и результата, а также достижение цели с минимизацией ресурсных затрат.

 

Литература и источники

1. Гарашкина, Н.В. Квалиметрические технологии в системе современной социальной работе // Социально-экономические явления и процессы, 2014. №10. – С. 167 – 196.

2. Романова П. В. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения // Научные доклады: независимый экономический анализ. – М.: Поиск, 2007. – 234с.

Научный руководитель – к.пед.н., доцент Филатова Е.В., ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»

УДК 316.77

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ИМИДЖ ВУЗА
Винникова Я.Н.

ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет

[email protected]

В последнее время имидж стал неотъемлемой частью любой организации, так как именно он является одним из наиболее важных аспектов общего восприятия организации глазами потребителя. Цель создания имиджа – обретение известности, управление репутацией и завоевание доверия потребителей. Следовательно, имидж – одно из условий успешности предприятия, которое обуславливает лояльность потребителей. В свою очередь, лояльность потребителей является фундаментом стабильности организации.

Рынок образовательных услуг не отстает от тенденций в экономической сфере. Предложения в сфере образования с каждым годом растут. Так как до 90-х годов высшие учебные заведения являлись в основном государственными учреждениями и не вели конкурентную борьбу. Сейчас же на рынок образовательных услуг вышли коммерческие вузы, что обострило конкуренцию. Стоит учитывать, что борьба за абитуриентов ведется не только на территории России, но и на международном уровне. Так же усложнило задачу введение единого государственного экзамена, что позволило абитуриентам дистанционно подавать документы в любой вуз без вступительных экзаменов. Поэтому вузу как институту образования имидж необходим.

Понятие имиджа можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения психологии, имидж представляется как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо [2]. В коммуникативистике под имиджем понимается образ реального факта, события, явления, лица, института, формирующийся из опыта личного общения с организацией, на основе сообщений средств массовой информации, слухов, рекламы, а также с помощью профессиональной деятельности имиджмейкеров [5]. Классик маркетинга Ф. Котлер под имиджем понимал восприятие компании или ее товаров обществом.

Таким образом, под имиджем вуза следует понимать общественное восприятие университета, складывающееся из опыта личного общения с образовательным учреждением, а также за счет средств массовой информации.

Создание имиджа вуза является сложным многоуровневым процессом. Для достижения цели необходимо применять различные маркетинговые и PR-инструменты. В данной работе рассматривается формирование имиджа вуза через проведение специальных мероприятий, которые являются PR-инструментом.

Специальные мероприятия стали недавно использоваться в России как PR-инструмент. Они являются эффективным средством для формирования положительного имиджа вуза, но требуют хорошей подготовки и качественного проведения, так как только после проведения мероприятия у потребителя сложится впечатление о вузе и он сможет поделиться впечатлениями с окружающими, т.е. сработает метод «сарафанного радио». Так же несомненным достоинством данного PR-инструмента является то, что в момент проведения специального мероприятия осуществляется непосредственный контакт потребителей с внутренней средой вуза: традициями, обычаями, культурой, администрацией вуза, преподавательским составом, активной студенческой средой.

Несомненным фактором формирования имиджа высшего учебного заведения является влияние студентов друг на друга не только внутри своего вуза, но и при различных коммуникациях со студентами других образовательных учреждений. Так при создании имиджа вуза необходимо учитывать интересы родителей, учителей, работодателей и других вузов.

В учебном словаре терминов рекламы и паблик рилейшнз понятие специальное мероприятие трактуется следующим образом: «специальное мероприятие – яркое, запоминающееся действо, которое проводится от имени организации с целью продвижения бренда, создает запоминающийся образ организации в сознании целевой аудитории» [4]. Существуют следующие виды специальных мероприятий: информационные (презентации, церемонии, дни открытых дверей, корпоративный праздник), культурные (конкурсы, фестивали, концерты, соревнования), образовательные (конференции, семинары, круглые столы), инсценированные (посвящение, посадка деревьев) и другие.

Все виды специальных мероприятий активно используются Кемеровским государственным университетом, при этом необходимо отметить, что все мероприятия являются разными не только по своей направленности, но и по уровню проведения (международный, всероссийский, региональный, городской, вузовский).

Одним из специальных мероприятий КемГУ является – областная школа правовой грамотности студентов «Студвсеобуч». Это мероприятие можно отнести к образовательным, так как целью проведения этой школы является обучение студенческих активистов законодательным и нормативно-правовым аспектам прав и гарантий студентов на получение качественного образования.

Учитывая, что мероприятие является областным, можно сказать, что его влияние на имидж КемГУ велико. Рынок образовательных услуг так же конкурентен, как и товарный рынок, поэтому необходимо завоевывать авторитет и репутацию не только среди абитуриентов и своих студентов, но и других вузов.

Таким образом, КемГУ, организовав эту школу, не только помог студентам других вузов восполнить пробелы в правовых навыках, но и показал уровень своих знаний, а также позволил сделать выводы о насыщенности студенческой жизни по примеру вечерних развлекательных мероприятий, организованных студентами КемГУ.

К мероприятиям, формирующим международный имидж КемГУ, можно смело отнести проект «Наше единство». Данный проект включает в себя ряд различных мероприятий, поэтому, если говорить о направленности проекта, необходимо указать несколько видов мероприятий: информационные, культурные, образовательные.

КемГУ принимает каждый год студентов из стран СНГ. И этот год не является исключением – 62 студента из стран СНГ поступили в наш вуз. Комплекс мероприятий включает в себя: мастер-класс, творческие и спортивные мероприятия. Помощь в адаптации, знакомство с активной студенческой средой, помощь во всех бытовых вопросах – все это делает администрацию университета не просто подразделением вуза, но и другом, старшим товарищем, что создает доверительные отношения между КемГУ и потребителями. Благодаря этому выстраивается международный диалог, привлекаются новые иностранные студенты при помощи сарафанного маркетинга, т.е. формируется имидж университета.

В свою очередь, сарафанный маркетинг – это PR-технология, позволяющая спровоцировать позитивные разговоры о бренде в среде потенциальных потребителей.

Говоря о всероссийской арене, то здесь можно отметить фестиваль студенческих театров «Встречное движение». Данный фестиваль так же включал в себя различные мероприятия: мастер-классы, творческие лаборатории и круглые столы. Поэтому «Встречное движение» является культурно-образовательным мероприятием.

В проведении таких глобальных мероприятий существует много сложностей, но и плюсов не меньше. Во-первых, КемГУ запомнили все актерские труппы со знаком плюс, и не стоит забывать о сарафанном маркетинге, который способствует узнаваемости вуза в других городах России. Во-вторых, такие мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации, что тоже способствует росту паблицитного капитала КемГУ. В-третьих, социальным сетям в современном мире очень доверяют, поэтому создание групп, отзывы, обсуждения – создает благоприятный имидж КемГУ.

Так же необходимо отметить ежегодное мероприятие День открытых дверей, которое позволяет выстроить эффективную коммуникацию с непосредственными потребителями образовательных услуг.

Специальные мероприятия могут иметь различный формат, но в одном они едины: предназначены для определенных целевых групп, проходят в определенное время, в определенном месте, создают событие и соучастие, преследуют определенные цели, формируют определенное отношение, убеждение.

КемГУ не является исключением и очень часто использует специальные мероприятия для формирования положительной имидж-рекламы на разных уровнях: вузовском, областном, всероссийском.

 

Литература и источники

1. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров: учебник / И. В. Алешина. –М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. – 205 с.

2. Большая Энциклопедия в 62 томах / под ред. С. А. Кондратьева. М.: Терра, 2000. – Т. 18. – С. 443.

3. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М., 2008. – 35 с.

4. Радченко, И.А. Учебный словарь терминов рекламы и пабл


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.