Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-07-01 | 322 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Они знают, где спрятаны души
Семидесяти каанов на земле,
Они знают, как, не умирая, прожить
Шестидесяти богатырям на Алтае,
Такие это ламы»,— сказал.
После этого
Любимая черная дочь Эрлик-бия
Абрам-Моос Кара-Таади
Узнала о том, что невозможно узнать,
3440 Почуяла то, что невозможно почуять:
На земле Маадай-Кара вырос богатырь —
Его ненаглядный единственный сын —
На хлопковогривом темно-сивом драгоценном коне ездящий
Когюдей-Мерген.
3445 Глаза его огнем пылают,
Грудь его полна разума82,
Он проехал владения семидесяти каанов на земле,
Он проехал земли шестидесяти каанов на Алтае.
Горячее ядовитое море перескочил,
3450 Между сходящимися и расходящимися скалами проскочил,
Теперь темно-серый голову на гриву положит,
Кара-Кула голову на рукав положит.
За воспитавшего его отца,
За ласкавшую его мать
3455 Он жестоко отомстит,
Пощады не дав, победит.
Что с такой целью молодой богатырь приехал,
[Кара-Таади] узнала.
«Кара-Кула каану
3460 [Об этом] я не скажу.
Пусть наш скот сохранится,
Пусть наш народ не погибнет,
За отца пусть он отомстит,
Кара-Кула пусть победит.
3465 За молодого богатыря я замуж пойду,—
Так она задумала.—
Жить на земле я привыкла,
В подземный мир ни за что не вернусь,
Жить на Алтае привыкла,
3470 К отцу и матери ни за что не возвращусь.
Пусть он возьмет многочисленный скот свой,
Пусть [его] родители живыми домой вернутся.
Если [каану Кара-Кула] жестоко отомстит, [его убьет],
За молодого богатыря пойду»,—
3475 Так про себя она замыслила.
После этого Когюдей-Мерген
В Тастаракая83 в холщовой одежде
Теперь превратился.
3480 Хлопковогривый темно-Сивый
Хороший его конь
В синего торбока превратился.
На четырехухом, четырехрогом,
С берестяным седлом и таловой подпругой
3485 Синем торбоке верхом сидящий
В берестяной обуви Тастаракай,
Синего торбока серым таловым прутиком
Со свистом ударяя,
С вершины черной горы рысью
3490 С цокотом стал спускаться.
Синий торбок, ногами заплетаясь, иноходью пошел.
А Тастаракай длинную песню
Звонко и протяжно запел,
[Потом] короткую песню
3495 Красиво затянул.
От его красивой песни
На камнях цветы выросли,
От его звонкой песни
[Засохшие] кедры зазеленели.
3500 Когда в холщовой одежде Тастаракай
Красивую песню запел,
Ласкавшая его мать,
Двери открыв, стала слушать.
«Спетые слова
3505 В душу мою проникли.
Что это за Тастаракай [поет]?» — сказала.
Вскормивший его отец,
То левое ухо подставляя,
То правое ухо подставляя,
3510 Звонкую песню слышит,
|
В сердце его [песня] проникла.
«Звонкая песня негодного
В сердце мое проникла,
На земле большого каана
3515 Откуда такой человек появился?» —
Так удивлялся.
«Как он прибыл [сюда]?» — говоря,
Головами качая,
Оба поражались.
3520 Любимая дочь Эрлик-бия, испытывая [Тастаракая],
Семьдесят огромных кобелей
На него натравила.
Семьдесят огромных кобелей
Хотели разорвать синего торбока,
3525 За ноги его хватая, залаяли.
В холщовой одежде Тастаракай
Серым таловым прутиком
Стал их хлестать,
Глаза и головы им рассек.
3530 Семьдесят черных кобелей, визжа,
Без памяти [прочь] побежали.
Черная дочь Эрлик-бия, испытывая его,
Погнала [на него] девяносто огромных черных быков,
Чтобы они синего торбока забодали.
3535 Девяносто черных быков,
Встав в один ряд, двинулись.
В холщовой одежде Тастаракай
Черным таловым прутиком
Стал их бить так, что
3540 Мясо от ног отделилось,
Головы и глаза им исхлестал,
Девяносто быков, назад отступая,
Обратно зашагали.
Когюдей-Мерген
3545 К коновязи каана
Подъехав, остановился.
Шестьдесят алыпов навстречу выбежали;
«Что ты, что ты, Тастаракай!
Уходи-ка ты отсюда!
3550 У коновязи бия
Такой торбок не может стоять.
В юрту большого каана
Худой человек не должен входить!»
В холщовой одежде Тастаракай
3555 [К месту], где коровы стоят, подъехал.
Семьдесят алыпов навстречу выбежали:
«Ээй-ээй, Тастаракай!
Сейчас же убирайся отсюда!
У нас огромные быки есть,
3560 Твоего торбока насмерть забодают.
Пока пешим не остался,
Уезжай подальше».
Тастаракай дальше поехал,
К дверям юрты отца прибыл.
3565 У дверей
Маленькой, как сердце, юрты,
К серой кожемялке84 коня привязал.
Когда поплелся к дверям,
Назад оглянулся,
3570 [Кожемялка] отцовским темно-гнедым конем оказалась.
В серую кожемялку,
Оказывается, [отец] его превратил.
[Темно-гнедой] с хлопковогривым темно-сивым [конем]
Друг друга начали лизать.
3575 Уши темно-сивого
На целый аршин выше,
Чем уши отцовского коня, торчали.
|
Посторонние люди посмотрят:
Синий торбок к серой кожемялке [привязан],
3580 Когюдей-Мерген посмотрит:
Темно-сивый и темно-гнедой —
Два коня теперь стоят.
Из дранки сделанную дверь потянув,
Тастаракай [в юрту] вошел.
3585 Войлочную шапку сняв,
Со стариками поздоровался,
К очагу присел.
«Здравствуйте, здравствуйте85, старики,
Живы ли, здоровы ли, почтенные?
3590 К вам, пожилым людям,
Я, Тастаракай, заехал»,— сказал.
«Здорово, здорово, парень!
В какую землю направляешься,
Из какой земли выехал
3595 Ты, Тастаракай?» —
Так Маадай-Кара спросил.
«Ээй-ээй, почтенный,
Теперешние кааны воинственны,
Стой-подожди, старик,
3600 Теперешние кааны злобны.
У семи желтых лам
Хочу узнать, где моя душа86,—
С этой целью я еду.
Из-за семидесяти гор,
3605 Из-за семидесяти долин,
Из-за ядовитого моря,
Из-за сходящихся и расходящихся скал,
Семидесятилетний путь по Алтаю проехав,
Многие земли объехав, я прибыл.
3610 До владений семи лам
Никак не могу доехать,
Чтобы узнать, где душа моя [спрятана],
Так изнуряя себя, теперь езжу.
Конь мой уже устал —
3615 Мягкой травы нарвав, ему положил,
Сам я проголодался —
Чтобы супа поесть,
В вашу юрту зашел,
Бедный-пеший87 я человек»,—
3620 Так нарочно им сказал.
Мать в лице изменилась,
Испугалась, удивилась.
Маадай-Кара старик,
Покачав головой, плюнул:
3625 «Жирное молоко у суки, говорят,
Хитрый ум у раба, говорят.
Без одежды, голым ты, негодный, создан —
Не потому ль сходящиеся и расходящиеся скалы проскочил?
На торбоке ездить ты создан —
3630 Не потому ли в ядовитом море не утонул, переехал его?
Море, через которое птица не перелетает,
Твой конь перелетел, [что ли]?
Гору, через которую зверь не переваливает,
Твой конь перевалил, [что ли]?
3635 В другом месте так не ври,
Кто лжет, того худой конец ждет».
Его мать Алтын-Тарга
Четырехухую бронзовую чашу
На огонь поставила.
3640 Мясо змей и лягушек
Подогрела и подала.
Суп из вшей и гнид
Подогрела и подала88.
В чашку, золотом украшенную,
3645 Налив, подала.
Когюдей-Мерген, молодой богатырь,
Чашку с мясом и супом принял.
Когда он съел — не видели,
Когда выпил — не заметили,
3650 [Старуха] еще не успела убрать протянутую руку,
Как в холщовой одежде Тастаракай,
Золотом украшенную чашку
[Уже опустошив], вперед бросил.
«Проголодавшийся, я насытился,
3655 Уставший, я отдохнул.
Кто мясо змеи поест,
Тот [настоящий] пир увидит — я так слышал,
Кто мясо вшей поест,
Тот бием станет — я слышал.
3660 За хорошую пищу
Большое вам спасибо!» — сказал.
Маадай-Кара промолвил:
«Извини-прости, сынок,
Лучшей пищи у нас нет,
3665 Мы едим, что велит Кара-Таади.
Никакого зла у нас нет,
Зло исходит от Кара-Кула.
Хорошую пищу есть
Каан запрещает,
3670 Такую пищу [заставляя] есть,
Нас на муки он обрекает.
Чтобы огонь наш не погас,
|
Помет в очаг бросаем,
Чтобы [самим] не пропасть,
3675 Нечистой пищей питаемся,
Мы — люди, живущие в горе.
Когда пришло время умирать,
Рабами мы стали.
Над нами ставший богом каан есть,
3680 Даже разговаривать с ним нельзя,
Жизнью моей распоряжающийся каан есть,
Нас он не хочет и слушать.
Если [сами] нечистые люди
Употребляют такую пищу,
3685 То что другое нам есть?
С людьми Эрлик-бия
Нас равняя,
Такую еду [и нам] дают»,— сказал.
Услышав это, Тастаракай,
3690 С шумом поднявшись, на улицу выскочил,
Много ли, мало ли времени прошло,
Тастаракай вернулся.
«Ээй-ээй, почтенные,
Вожака многочисленного стада,
3695 Девятилетнего черного быка, я увидел,
На его левом роге девяносто алыпов засохли,
На его правом роге кости семидесяти быков засохли,
Стыда и совести не знающее животное,
С расстояния года пути врага он чует,
3700 С расстояния месяца пути бодать бежит,
Громоподобно ревет.
На его остром, как пика, роге
Сгнившие тела людей есть.
Если этим не побрезговав,
3705 Шкуру с него сдерем и сварим —
Что будет, почтенные?» — так спросил.
Маадай-Кара [его] дразнит:
«Ээй-ээй, парень,—
Поди попробуй заколоть его.
3710 Каан, думая, что ты приедешь,
Целых девять лет его кормил,
Кажется, для тебя и вырастил его».
В холщовой одежде Тастаракай
С шумом поспешно выбежал.
3715 Из левого голенища
Нож-складень вытащил.
Из правого голенища
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!