Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-29 | 5744 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель работы
Путем испытания растворов солей индикаторами доказать, какие соли подвергаются гидролизу и определить реакцию среды данных растворов.
Пояснения к работе
Гидролизом соли называется взаимодействие ионов соли с водой, в результате которого образуется слабый электролит.
Гидролиз соли – это разновидность ионообменной реакции. Реакция протекает в направлении, обратном реакции нейтрализации. Поэтому при гидролизе соли образуются кислота (или кислая соль) и основание (или основная соль), и обычно среда раствора становится соответственно щелочной или кислой. Будет ли соль подвергаться гидролизу и какое значение рН приобретет раствор, можно определить, зная силу кислот и оснований, которыми образована соль.
К сильным электролитам относят: а) практически все растворимые соли; б) кислоты: H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4, HClO3, HMnO4, HCrO3; в) растворимые основания (щелочи) – гидроксиды металлов IA и IB групп периодической системы:
KOH, NaOH, LiOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2. К слабым электролитам относят остальные кислоты и основания, воду и другие вещества.
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются (KCl, Na2SO4, Ba(NO3)2 и др.). Среда водного раствора остается нейтральной.
Если растворимая соль содержит хотя бы один ион слабого электролита (основания, кислоты), то такая соль обязательно подвергается гидролизу; характер среды при этом соответствует более сильному электролиту, образовавшему соль. То есть соль сильного основания и слабой кислоты дает щелочную среду, рН > 7 (Na2CO3, K2SO3, (CH3COO)2Ba и др.); соль слабого основания и сильной кислоты дает кислую среду, рН < 7 (AlCl3, Zn(NO3)2, CuSO4 и др.). Если оба электролита слабые, то в зависимости от того, какой из них сильнее, среда становится слабокислой, нейтральной или слабощелочной.
|
Напишем уравнения гидролиза. Обычно уравнения гидролиза записывают в трех формах: сокращенной ионной, ионной и молекулярной. Удобнее начинать с сокращенной ионной формы, которая отражает сущность процесса гидролиза – взаимодействие ионов соли с водой. Необходимо помнить, что в реакции участвуют ион слабого электролита и одна молекула воды (H+OH-).
7. Соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
хлорид аммония NH4Cl
NH4+ + H2O D NH4OH + H+
NH4+ + Cl- + H2O D NH4OH + H+ + Cl-
NH4Cl + H2O D NH4OH + HCl
хлорид алюминия AlCl3
Al3+ + H2O D AlOH2+ + H+
Al3+ + 3Cl- + H2O D AlOH2+ + H+ + 3Cl-
AlCl3 + H2O D AlOHCl2 + HCl
Обычно реакция гидролиза с участием многозарядного иона протекает по
более сложной схеме, включающей несколько стадий. Об этом следует помнить, но нет необходимости писать остальные стадии, так как первая достаточно полно характеризует процесс: образование иона Н+ указывает на кислую среду раствора, осадок Al(OH)3 не образуется, потому что гидролиз протекает преимущественно по первой стадии.
8. Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой
цианид калия KCN
CN- + H2O D HCN + OH-
K+ + CN- + H2O D HCN + K+ + OH-
KCN + H2O D HCN + KOH
сульфит калия K2SO3
SO32- + H2O D HSO3- + OH-
2K+ + SO32- + H2O D 2K+ + HSO3- + OH-
K2SO3 + H2O D KHSO3 + KOH
Наличие ионов ОН- указывает на щелочную среду раствора
9. Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой
ацетат аммония.CH3COONH4
CH3COO- + NH4+ + H2O D CH3COOH + NH4OH
CH3COONH4 + H2O D CH3COOH + NH4OH
Раствор в данном случае имеет нейтральную среду, так как степени
диссоциации продуктов гидролиза примерно равны.
Многие соли, образованные многозарядными (двух-, трехзарядными) ионами слабых оснований и слабых кислот, подвергаются полному необратимому гидролизу. В таблице растворимости для таких солей указывается прочерк.
карбонат алюминия
Al2(CO3)3 + 3H2O = 2Al(OH)3$ + 3CO2#
MgS +2H2O = Mg(OH)2$ + H2S#
Задание для самопроверки и получения допуска к работе в лаборатории
|
При домашней подготовке необходимо:
1. Самостоятельно изучить методические рекомендации к данной лабораторной работе, конспект и литературу по теме.
2. Подготовить ответы на контрольные вопросы.
3. Решить экспериментальную задачу.
Контрольные вопросы
1. Что называют гидролизом соли?
2. Какие соли подвергаются гидролизу и каков характер среды образующихся растворов? Перечислить все варианты.
Экспериментальная задача
Даны соли: нитрат меди(II), силикат натрия, сульфат калия, карбонат железа(III).
Для каждой соли указать, каким основанием и какой кислотой она образована; определить, подвергается ли соль гидролизу; написать уравнения гидролиза (первая стадия) и указать характер среды раствора.
Работа в лаборатории
Реактивы Оборудование
дистиллированная вода штатив
раствор кислоты девять пробирок
раствор щелочи
растворы солей
индикаторы: лакмус
фенолфталеин
метилоранж
Порядок работы:
Опыт 1. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей и кислот.
Подготовить три пробирки. Налить в первую пробирку немного дистиллированной воды, во вторую – щелочи, в третью – кислоты. Затем прилить в каждую пробирку по две-три капли индикатора лакмуса. Отметить окраску индикатора и занести в первую таблицу отчета.
Подготовить следующие три пробирки и повторить опыт, взяв вместо лакмуса индикатор фенолфталеин. Отметить окраску индикатора и занести в первую таблицу.
Подготовить еще три пробирки и повторить опыт с метилоранжем. Отметить окраску индикатора и занести в таблицу.
Пробирки тщательно промыть.
Опыт 2. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
Подготовить девять пробирок.
В первые три пробирки поместить по 1мл раствора одной из выданных солей. Испытать раствор этой соли всеми индикаторами, то есть в одну из трех пробирок добавить лакмус, в другую – фенолфталеин, в третью – метилоранж.
Пользуясь первой таблицей, по окраске индикаторов определите реакцию среды раствора данной соли. Во вторую таблицу занесите формулу соли, отметьте среду раствора и запишите формулы основания и кислоты, из которых образована данная соль.
В следующие три пробирки поместить по 1мл раствора другой выданной соли и повторить опыт.
|
В последние три пробирки поместить по 1мл раствора третьей соли и повторить опыт.
Объяснить реакцию среды в растворах солей с точки зрения гидролиза, для чего составить ионные уравнения реакций гидролиза тех солей, в растворах которых индикаторы изменили окраску.
Сделать вывод о том, какие соли подвергаются гидролизу (с указанием среды раствора).
Отчет
Лабораторная работа
Гидролиз солей
Выполнил студент…………..……………………………………………………...
фамилия, инициалы
Группа №……….
Цель работы:……………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Опыт 1. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей и кислот.
Индикатор | окраска индикатора | ||
в воде | в щелочи | в кислоте | |
Лакмус | |||
Фенолфталеин | |||
Метилоранж |
Уравнение реакции для кислоты………………………………………………….
Объяснение………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………….
Уравнение реакции для щелочи…………………………………………………...
Объяснение………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Опыт 2. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
Формула соли | среда раствора | какими основаниями и кислотами образована соль | ||
нейтр | щелочн | кислая | ||
Уравнения реакций гидролиза в ионной форме с указанием среды раствора
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………….
Объяснение
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Вывод……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
|
Урок №30
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!