Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роль философии в системе культуры. Функции философии

2017-06-26 436
Роль философии в системе культуры. Функции философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Роль философии в системе культуры. Функции философии

Соотношение философии с наукой, религией и искусством. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий

мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Философия эпохи Возрождения

Главная особенность философии возрождения – антропоцентризм. Когда человек находится в центре мировозрения и через гуманизм поднимает вопрос о человеческой индивидуальности, творческой сущности человека и его праве на свободу и счастье. Философия в этот период носит антисхолический хар-р, окончательное отделение философии от теологии. Возрождается натурфилософилософское мировоззрение и изменяется понимание бога. Он понимается как пантеизм (буквально «бог во всем») Это учение, согласно которому бог воспринимается не как сверхъестественная личность, а он сливается с природой. Происходит возврат к диалектике, развиваются естественные науки, происходит множество географических открытий. Первый период развития философии –гумманистический (Данте,Дон Мибандола – Речь в достоинстве человека, Кузанский синтезировал в своём творчестве пифагореизм и неоплатонизм; возрождает идеи диалектики и пишет о слиянии противоположностей в едином предмете). Мишель Монтель – выражал скептицизм. Второй период – натурфилософия. (Л.да Винчи, Бернардино-Телезио, Н. Коперник, Галилео Галилей.) Идеи Коперника получили название коперниканской революции, т к они подрывали основу церковного вероучения. Появление значительного политического учения среди представителей пол. учений (Н. Макиавелии) Томас Мор – «Утопия», А.Джентем, Гуго Гроций – разработали идею естественного права.

11. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.

XVII в. называется эпохой научной революции (век разума ). Главным фактором возвышения разума в этом периоде были: 1.кризис возрождения с его художественно-практической направленностью,2. распространение и уточнение протестантизма, ориентированное на целерациональную деятельность, 3. успехи в естествознании и прежде всего в механике и математике, 4. подъём товарного производства особенно мануфактурного и становление индустриального общества. Символом эпохи становятся часы, и вселенная уподобленная часовому механизму. Поскольку наука находит мировоззрение эпохи в философии на первый план выходит вопрос теории познания и методов познания. Формирование двух противоположных направлений: 1.Элеперизм (опыт) – Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бекон 2.рационализм – Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц. Элеперизм – напраление в теории познания, утверждающее, что основным источником знаний о действительности является чувственный опыт. Основной метод индукция. Рационализм – направление утверждающее, что главный способ получения знаний о действительность – разум человека. Основной метод дедукция. Основоположником элеперизма является Бекон. Его знаменитое произведение Новый Органон, в котором он критиковал Аристотеля. Девиз Бекона: «Знание – сила».Бекон полагает, что человеческий разум должен быть очищен от заблуждений и создаёт свою теорию идеалов. Идеалами он называет человеческие заблуждения. Выделяют идола рода (наследника), идолы пещеры(личное заблуждение), идеалы площади или рынка(связь с человеческим обществом), идеалы театра. Основоположник рационализма Рене Декарт. Девиз: «Мыслю, следовательно существую». Одной из централныных мест философии Декарта - учение о субстанции(от лат. сущность). Он определил субстанцию, как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Поэтому в строгом смысле субстанции может быть только Бог, а сотворённый мир Декарт делит на 2 рода субстанций: духовные и материальные. Продолжают развиваться общественно-политические идеи. Например Томас Гоббс, который свои политические взгляды излагал в трудах «Левифан и о гражданине ». Он становится основоположником концепции общественного договора. Дж.Локк продолжил развивать идеи естественных прав человека.

 

12.Философская мысль эпохи Просвещения. XVIII в. наз. веком Просвещения. Характеризуется оптимизмом, тк в этот период капитализм находится на подъёме и возникает убеждение, что можно решить с помощью просвещения все проблемы: экономические, социальные. Это период, когда человеческий разум занимает место евангелия. В качестве идеологического оружия в борьбе против привилегии буржуазия использует учение о естественных правах человека, в борьбе против религии и духовенства использует естествознание, а именно учение Ньютона. Т.о. просветители противоположных разумов, религий и стремлений с его помощью создали условия для всеобщего счастья и прогресса. В этики этого времени возникают концепции разумного эгоизма, т.е. каждый должен искать наилучше для самого себя, но это должно способствовать всеобщему благоденствию. Большинство просветителей не отказались ещё от идей Бога. Но практически его с позиции деизма (деос Бог) – Бог - Творец. Но в дальнейшем мир развивался по своим собственным законам. У Руссо появляется новая концепция общественного договора, в которой равенство и свобода первостепенные ценности. 18 век можно считать 2 этапом развития материализма, который получил название механического и метафизического. В этот период появляются первые концепции общественного прогресса и идей закономерностей человеческой истории.

13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. И. Кант, И. Фихте, Шелинг, Г.Гегель, А.Фейербах. Основные работы канта: Критика чистого разума, критика практического разума, критика способностей суждения и др. Кант совершил рывок в теории познания, которую назвал Коперник Переверотом философии. Подобно Копернику Кант изменил соотношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны воображать, что мир, который мы знаем является таким благодаря воображения субъекта. Процесс познания у Канта: 1Чувственное созерцание,2 Рассудочное познание, 3 Познание на уровне разума. Всё знание Кант делит на 2 вида: знание доопытное(априори) и послеопытное (апостериори). К доопытным формам чувсвенных знаний он относит пространство, время; к априорным категориям рассудка он относит кочество, количество, модальность. Априорные формы чувственности и понятие рассудка, идеалы разума как бы накладываются на человеческие ощущения, полученные в результате контакта с внешней средой. Благодаря этому ощущения превращаюся в феномен или явление. Явления по Канту познаваемы, а сущность этих явлений не познаваема, это вещь в себе. Этика Канта является его продолжением теории познания, т.к. в области этики человек обладает свободой, позволяющей ему рассматривать познание за рамками явления. Основой морали является безусловно нравственный закон – категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Гегель: Наука логики, философии права, энциклопедия философских наук и т д.Гегель создал 2 после Платона знаменитую систему объективного идеализма. В основе всех явлений и процессов лежит: абсолютная идея – она в своём развитии проходит 3 этапа: 1.Логика,он раскрывается через понятия существования качества, количества, противоречия, понятия; 2. Природа – раскрывается с помощью понятий пространства, времени, логичности, растительной и животной природы, жизни, смерти. 3. Дух – раскрывается черезпонятие философии, религии, права, морали и тд. Одновременно Гегель выдвигает идею о развитии этих понятий, их постоянном движении и изменении, а следовательно об изменении и развитии материального мира. Учение о всеобщем изменении Гегель называл диалектикой и строит её как систему законов и категорий. Он формирует 3 закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей, 2. закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, 3. отрицание отрицания. Л.Фейербах: Концепция Фейербаха – антропологический материализм, в центр его учения человек, как единство души и тела. Он хочет создать новую философию, имея достоинства религии только на место любви к богу он хочет построить любовь к человеку. Он критикует религию с помощью понятия отчуждения и говорит о том, что человек создал Бога приписывая ему (отчуждая от себя) свои лучшия качества, тем самым сущность человека раздваивал. Фейербах считал, что достаточно понять это, чтобы упразнить религию.

 

К. Маркса

Маркс выступил с идеей свободной, универсальной, творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. Главным Маркс считал отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Маркс создал концепцию общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В ней он не противопоставляет человека природе. Человек – это результат развития природы, но это высший продукт её развития. Человек – это универсально-всеобщая сила природы. Обладая такими качествами, как руки, мозг, язык, человек способен к различного рода деятельности, к овладению силами природы, подчинению её себе. Эта способность реализуется в производственной деятельности, в труде. Именно в труде марксизм видит специфически человеческое бытие, качественное отличие человека от животных.

По Марксу, человек трудится не в силу своей духовности, но, прежде всего, потому что как материальное, предметное существо он действует предметным образом. В труде Маркс выделил два основных момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно совершает опредмечивание – переход свойств и характеристик живого момента деятельности субъекта, в объект, в предметное воплощение. Но труд нельзя представить как только материальный, чувственно-предметный процесс. В своей основе он имеет духовное, идеальное содержание – проект, замысел, идею. Для материалистического объяснения духовного момента деятельности Маркс использовал понятие распредмечивания. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс, в способности субъекта, это освоение человеком предметных форм культуры, а через них и природы. Маркс ставит в прямую зависимость богатство внутреннего мира личности от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством составляет главную цель межчеловеческого общения. В результате такого общения возникают всесторонне развитые личности. Достижение этого идеала Маркс связывал с: 1) ликвидацией частнособственнических отношений; 2) преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) формированием отношений нового типа – коммунистических отношений.

Маркс и Энгельс значительно расширили сферу применения материализма, распространив его на область общественных явлений. Также они впервые в истории философии соединили материализм и диалектику, став основателями современного диалектического материализма.

К заслугам марксизма относится материалистическое понимание истории. Его суть состоит в том, чтобы на основе материального производства непосредственных жизненных благ сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем, на этой основе, политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически как совпадение знаний о мире самому миру, объективной действительности. Любая истина объективна, но не в том смысле, что она существует независимо от человека. Содержание истины совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. В то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина, раз и навсегда выразившая всю полноту действительности, недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Диалектика абсолютной и относительной истин состоит в следующем. Поскольку в научной теории есть момент объективного содержания (совпадения мыслей с действительностью), постольку в ней есть момент абсолютной истины. Но в целом любая теория носит относительный характер

Понятие онтологии.

Бытие́ — в самом широком значении — существование. Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. С помощью неё определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Понятие Бытия ввёл в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию. Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет.

У Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

Онтоло́гия (новолат. сущее, то, что существует + — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Б. природы как целого;

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Пространственно-временные

Характеристики бытия

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими объяснениями сущности пространства и времени.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

 

 

Роль философии в системе культуры. Функции философии

Соотношение философии с наукой, религией и искусством. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий

мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.