Тема 13.(см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия») — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 13.(см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия»)

2017-06-26 497
Тема 13.(см. на «Семинары, практические и лабораторные занятия») 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 14. Показатели и критерии трудовой деятельности

1. Признаки и характеристики труда.

2. Компоненты труда и уровни анализа.

 

Е.А.Климов выделил три базовых признака труда:

1. наличие самого процесса действий как совокупности последовательных актов.

2. процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды или ее преобразование.

3. процесс действий имеет значение для существования и развития человека и общества.

Существенные признаки труда: труд ориентирован на заданный социально ценностный результат; регламентирован социальными нормами, правилами и традициями; в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления; в труде люди вступают между собой в особые производственные отношения.

Основные эргатические функции (любые трудовые функции) отражают взаимодействие субъекта и объекта труда в эргатической системе: «человек-машина-среда-социум-культура- природа». Основные эргатические функции: духовное производство; производство упорядоченности социа-льных процессов; производство полезных действий обслуживания и само-обслуживания; материальное производство.

Е.М.Иванова выделяет три уровня системного анализа трудовой деятельности:

1. нормативно-параметрический - характеристики объекта труда социально-технические и социально- экономические; цели, условия, средства; объективные;

2. морфологический – сама структура и взаимоотношение нормативно заданных

3. составляющих; трудовой процесс;

4. функциональный;

В.Д.Шадриков выделяет:

1. личностно-мотивационный уровень - общественная значимость профессии;

2. личностная значимость;

3. компонентно-целевой анализ - трудовая деятельность в целом и ее отдельные операции; информационная основа действия; ПВК человека;

4. информационный уровень - психофизиологический аспект, оценочный и психологический;

5. структурно-функциональный уровень;

6. индивидуально-психологический;

Е.А.Климов выделяет уровни: деяний, действий, макроэлементов действия, микроэлементов.

Основные компоненты труда:

· субъект труда * мотивы

· условия труда * цели

· содержание труда * программы

· средства труда * информационная основа

· организация труда * процессы принятия решения

* психомоторные процессы

* ПВК

Тема 15. Психология труда и задачи профессиональной подготовки

1.Профессиональное обучение и профессиональное образование.

2.Проблема профподготовки - какой специалист нужен?

Профессиональное обучение предполагает:

- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоз-зрения и других качеств личности;

- целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося;

- активную деятельность самого обучающегося, как профессионала.

Средствами профессионального образования (Маркова А.К.) могут служить психолого-педагогические стратегии:

- развития и доразвития нужных психических качеств;

- жесткого формирования - обучения четкому составу трудовых действий (соотнесение с алгоритмизированными педагогическими технологиями);

- мягкого формирования - обучения широкому спектру трудовых действий (соотнесение с программированным обучением);

- коррекции – перестраивание неправильно сложившихся ЗУНов;

- развития личности профессионала.

Главная проблема – какой специалист нужен – какой субъект труда нужен производству? Узкопрофильный мастер своего конкретного дела или широ-копрофильный – ориентирующийся в смежных областях.

Решетова З.А. считает, что профессиональное образование должно задавать обобщенную ориентировку: в результате и цели деятельности; в предмете профессиональной деятельности; в средствах и составе – плане.

Организация обучения специалиста должна:

- вовлекать студентов в самостоятельную исследовательскую деятельность;

- заинтересовать и побудить к самостоятельной учебной работе;

- стремиться вырабатывать собственный стиль учебно-профессиональной деятельности;

- соблюдать правила тактичного поведения и эффективного слушания на занятиях;

- иметь практическую направленность;

- формировать нравственные основы будущего профессионала.

Гессен С.И. выделяет «основные свойства университета»: целостность реа-лизованного в нем научного знания; свобода преподавания и учения; само-управление и самопонимание.

Тема 16. Профориентация.

Методические рекомендации. В связи сведением специального курса «Профориентология» и возможным делегированием данного направления работы другим специалистам образования предлагается рассматривать профориентацию с двух сторон: с широко-социальной (для формированию готовности к выбору профессий и перепрофилирования по требованиям общества и производства) и узко – специализированной профессиональной саморефлексии).

1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение

2. Направления и формы профориентации

Профессиональная ориентация- комплекс мер по оказанию помощи в

выборе профессии.

Климов Е.А. выделяет два уровня профессионального самоопределения:

- гностический - перестройка сознания и самосознания;

- практический - реальные изменения статуса.

Основные группы задач профориентации:

1. Информационно-справочные, просветительские.

2. Диагностические.

3. Морально-эмоциональная поддержка.

4. Помощь в выборе.

Основные стратегии: тестологическая, информационно-просветительская, рационалистическая, психоаналитическая, гуманистическая-психотерапев-тическая, организационно-управленческая, идеологическая, принудительная, активизирующая, «частичные услуги»; негативные: стратегия «обмана» и «самообмана»; директивное консультирование, игра в «терапию», «дестру-ктивно - рекомендательная», «адаптивно - манипулятивная».

Профессиональная ориентация - научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда. Задачи: перспективные и ближайшие. Цели: установление оптимального соответствия между личностью и профессией; упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.

Формы: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда); профконсультирование.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.