Исторические аспекты этики и дионтологии в оказание помощи человеку. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Исторические аспекты этики и дионтологии в оказание помощи человеку.

2017-06-25 307
Исторические аспекты этики и дионтологии в оказание помощи человеку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На всем протяжение европейской культуры в ней формировались и изменялись моральные принципы и правила, сопровождавшие развитие медицины. На формирование этических моделей влияли нравственные регуляторы – религиозные, культурные, этические, социально-экономические. Хронологически можно выделить четыре основных модели, причем каждая из последующих не отрицала принципов предыдущей, надстраивалась над ней и дополняла этику профессионального общения согласно новой идеологической парадигме.

(1) модель Гиппократа – принцип «не навреди» формировал исходную профессиональную гарантию, условие признания врача обществом в целом и каждым человеком, доверяющим ему свое здоровье и жизнь;

(2) модель Парцельса – принцип «делай добро», то есть врачевание – это организованное осуществление добра. Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то в рамках модели Парцельса выделяются нравственные отношения с пациентом, индивидуальные особенности личности, глубина ее душевных контактов с врачом, которые входят в лечебный процесс.

(3) Дентологическая модель – принципы «соблюдение долга». В первые термин «деонтология» предложил английский философ Бентам. Понятием «деонтология» Бентам обозначил науку о долге и моральной обязанности врача. Основой этой модели является отношение специалиста к больному (клиенту) таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к нему. Деонтологическая модель – это совокупность «должных» правил, включающих в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, с больными и их родственниками;

(4) Биоэтика – принцип «уважение прав и достоинства личности» - формируется в 60-70гг. ХХ века, как новая модель, которая рассматривается медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» (этика жизни) предложен Поттером в 1969г. и означает «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранения в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете» моральных ценностей и принципов. Как альтернатива патернализму все большее распространение приобретает автономная модель: пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением, врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая перспективу нелечения, а пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.

Далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходиться действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциального ошибочного решения.

Этический кодекс психолога:

-1- профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми;

- 2 – в случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью;

- 3 – работа психолога строиться на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отмечено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями;

- 4 – отменить решение психолога может только специальная комиссия, состоящая их высококвалифицированных психологов и наделена соответствующими властными полномочиями;

- 5 – в работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности;

- 6 – работа психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Специфика требований этики в работе с лицами с ограниченными возможностями:

- (1) – нужно хорошо знать границы своей компетенции, не браться за случаи к которым не чувствуешь себя готовым;

- (2) – вопрос толетарности, умение отстраниться от симпатии или антипатии, от собственного настроения и выстроить и контролировать дистанцию общения с пользой для клиента и для самого себя;

- (3) – о дефект центризме, то есть о подходе к клиенту, как носителю определенного симптома или синдрома, но не как к личности;

- (4) – об изменении «Я» клиента. В ходе исследования он может отменить какие-то свои особенности, которые до сих пор не заметил. Изменение самооценки и самопредставления может быть негативным и даже привести к принятию решений неблагоприятных для дальнейшей жизни;

- (5) – при нарушение в развитии компетентность в информированности согласии человека может быть временное или постоянное ограничено, например, при снижении интеллекта и трудности понимания, при психологических расстройствах, поражающих компоненты воли при принятии решений.

ВОПРОС – 15.

ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕНОЙ СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Специальная педагогика (называемая в нашей стране так же дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогик, одной из ее ветвей.

Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психологическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно.

Объект специальной педагогики – это специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями, как социокультурный и педагогический феномен.

Субъект специальной педагогики – это человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий в следствии этого особые образовательные потребности.

Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования: изучение особенностей развития и образования «особого человека» изучение особенностей его становления и социализации личности.

Цели специальной педагогики – имеет с общей педагогической общую цель – социализацию и самореализацию развивающейся личности. Однако есть собственный смысл этой цели в специальной педагогике – это достижение человека максимально возможной самостоятельности и независимости и независимой жизни.

Цели специальной педагогики:

(1) коррекция недостатков;

(2) его компенсация педагогическими средствами;

(3) абилитация (применительно к младенчеству и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная:

а) воспитание чувство собственного достоинства;

б) преодоление чувства малоцености, маргинальности;

в) неадекватной самооценки – преодоление;

г) формирование адекватных форм социального поведения.

Задачи специальной педагогики:

1- изучение педагогических закономерностей развития и обучения лиц с ограниченными возможностями;

2- определение его коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой нарушения, его социальными последствиями;

3- обоснование и разработка специальных педагогических классификаций;

4- изучение закономерностей специального образования, его развития, актуального состояния и прогнозирование будущего;

5- разработка научных основ содержания, методов, средств, форм специального образования;

6- разработка и реализация коррекционо-педгогических и реабилитационных программ обучения;

7- программ специальной и средовой адаптации и реабилитации а также интеграции лиц с ограниченными возможностями;

8- программ профориентации, профконсультирования и подготовки лиц с ограниченными возможностями;

9- взаимодействия со специальной педагогикой по общим проблемам инвалидов;

10- разработка проблемы профилактики аномального детства;

11- разработка совместно с общей педагогикой программ интеграции в образовании, психолого-педагогическая подготовка родителей детей с ограниченными возможностями.

Современная специальная педагогика состоит из предметных областей которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. К их числу относятся:

- I – тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

- II – сурдопедагогика (глухие, слабовидящие и позднооглохшие);

- III – тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

- IV – логопедия (лица с нарушениями речевого развития);

-V– олигофрепедагогика (лица с нарушением интеллекта и с образовательными затруднениями);

- VI – отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- VII – отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В стадии становления находятся области специальной педагогики, специализирующиеся на помощи хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями.

Этапы становления национальных систем специального образования за рубежом и в России.

1) от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения - VIIIв.до нашей эры - XIIIвв. (в Европе); X-XIIIвв. (в России) – этап развития специального образования – О (нет);

2) от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможностей обучения глухих и слепых - XIII-XVIIIвв. (в Европе); XVIII-XIXвв. (в России) – попытки индивидуального обучения глухих и слепых детей;

3) от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности и необходимости обучения глухих, слепых, умственно отсталых – 18 в. – начало 20в. в Европе; 1801-1930гг. в России (1) начало создания параллельной образовательной системы для трех категорий детей с отклонениями в развитии;

4) от права на образование трех категорий аномальных детей к пониманию необходимости обучения в их – (2) дифференциация ССО. Ее структурное совершенствование по горизонтали и вертикали;

5) от изоляции к интеграции – 70-е годы ХХв. -? (в Европе); 1991 -? (в России) – (3) перестройка организацию основ ССО на основе идей педагогической интеграции. Раннее начало обучения (с первых месяцев жизни). Включение родителей. Индивидуализация.

Первый период – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии – в России претенденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715гг. и связаны с реформами Петра I;

Второй период – от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию обучения хотя бы части из них – в России претенденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих в 1806 году и для слепых в 1807 году) связаны со знакомством императора Александра I с западным опытом и приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюн для работы в России;

Третий период – от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых – это время создания параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системы с тремя типами специальных школ приходиться на советский период – 1927-1935гг.и связано с законом всеобучения;

Четвертый период – от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей – в России происходит развитие и дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 видам специального обучения осуществляется в 50-90-е гг. однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3% детей школьного возраста а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны. В России изменения политики (внутренний) государства в 50-60гг. и закон «об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии» системы народного образования ввел обязательное 8-летние образование а в 1966 году – 10 –летник срок обучения. Это не могло не отразиться на специальном образовании. Изменение государственного стандарта (в сторону усложнения) потребовало от организаторов образования обратить внимание на детей, испытывающих стойкие трудности в овладении школьной программы. Ужесточение государственной позиции по исполнению закона «о всеобуче» заставило республиканские, региональные органы управления образованием задуматься о создании учебных мест для детей с тяжелыми нарушениями речи ЗПР нарушением опорно-двигательного аппарата.

Пятый период – от изоляции к интеграции – в России возникновения этой тенденции совпадает с распадом СССР и кардинальным изменением устройства государства. Объявив себя демократическим государством РФ в 1991 году ратифицировала Конвенции ООН «о правах ребенка», «о правах инвалидов», «о правах умственно отсталых лиц» тем самым государство продекларировало смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, что дает основание утверждать переход в новый период эволюции в России был обусловлен кардинальной ориентацией государства и совпал с глубоким экономическим кризисом в стране в целом.

Философские основы СП.

В соответствии с разделами философии в исследованиях специальной педагогики выделяются отдельные направления:

-1- - онтологическое – место специального образования в структуре бытия;

-2- - гносеологическое – связь обучения и познания;

-3- - аксиологическое – педагогические приоритеты и ценности;

-4- - филосовско-антропологическое – углубленное познание жизни и социализации человека с ограниченными возможностями;

-5- - историко-философское – реконструкция взглядов философов прошлого на проблематику специального образования;

-6- - социально-философское – анализ и оценка явлений специальной педагогики в социокультурном аспекте.

Философия использует междисциплинарный подход, то есть знания из разных наук. Сегодня система специального образования в нашей стране переживает ценностный кризис, то ест прежняя система ценностей ушла с прежней идеологией, необходимо построение новой.

Выделяют основные направления построения этой системы (парадичны специальной педагогики):

1- - гуманизация – цель специального образования сделать полноценным и достойным существование человека с ограниченными возможностями;

2- - фундаментализация – укрепление общей базовой теории, где главным является вопрос нормы и аномальности и качественного и количественного характера;

3- - интеграция – многообразие формы совместного обучения и воспитания детей с недостатками в развитие и нормальными детьми.

До середины 20 века во всем мире торжествовала философия ценности главная идея которой социальная полезность человека. На этой основе строилось вся работа по социальной реабилитации, то есть приобщение человека к общественно-полезному труду с тем чтобы он не был обузой для общества.

В СССР к людям с ограниченными возможностями было покровительственно-ограничительное отношение.

Эта политика порождения негативные социокультурные феномены (социокультурные основы специальной педагогики):

- -1- - воспроизведение культуры бедности людьми с ограниченными возможностями;

- -2- - стойкая моргинализация – вынужденное суждение социальных связей и активности (формирование субкультуры);

- -3- - нарушение социальных связей – ограничение и нерегулярная помощь;

- -4- - формирование иждивенческих установок (ориентация на социальную помощь). С 1948 года мир начинает строить свою жизнь в соответствии с гуманическими идеалами по отношению к людям с ограниченными возможностями. Главной становиться идея независимости в условиях приоритета интересов личности над интересами общества – Это концепция независимого образа жизни. Главным путем реализации этой концепции является интеграция в обществе на базе формирования конкретных сфер независимого образа жизни:

1 сфера – жизнеобеспечение (активное участие человека в производстве, быту, самообслуживание);

2 сфера – социализация – процесс и результат овладения социальными ролями. Правилами и нормами данного общества;

3 сфера – коммуникация – навыки социального общества;

4 сфера – рекреация – умение организовывать свой отдых.

ВОПРОС – 16.

СТРУКТУРА. ПРИНЦИПЫ. ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБЮРАЗОВАНИЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И СТАНДАРТЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

 

Дифференцированное образование:

ДОУ -1 – 8 видов интегрированный подход.

Дошкольное учреждение ДОУ комбинированного типа

 

Школы временная интеграция в массовое

образовательное учреждение

 

постшкольное учреждение группы в массовых образовательных

учреждениях индивидуальная

интеграция

 

индивидуальная практика

 

На протяжении 20 века система специального образования развивается, как в вертикальном. Так ми в горизонтальном направлении.

Современное специальное образование находиться на этапе от изоляции к интеграции.

Прообразом специального ДОУ 21 века сегодня считается УКТ (учреждение комбинированного типа). Каждое такое учреждение будет специализироваться на интегрированном обучении детей с определенными нарушениями в развитии, что позволит даже в небольшом населенном пункте организовать необходимое обучение всех детей с особыми образовательными потребностями.

Школы: 1 вида для глухих детей;

2 вида для слабослышащих и позднооглохших;

3 вида для незрячих;

4 вида для слабовидящих;

5 вида для детей с тяжелыми нарушениями речи;

6 вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7 вида для детей с ЗПР;

8 вида для детей с умственной отсталостью.

Дошкольное образование.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными программами разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Накопляемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений в возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет):

1) – с тяжелыми нарушениями речи только в возрасте старше трех лет (6-10 человек);

2) С фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше трех лет (12 человек);

3) Глухих – 6 человек для обеих возрастных групп;

4) Слабослышащих – 6-8 человек;

5) Слепых – 6 человек для обеих возрастных групп;

6) Слабовидящих (10 человек);

7) С нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

8) С нарушениями интеллекта (умственной отсталости) – 6-10 человек;

9) С ЗПР – 6-10 человек;

10) С глубокой умственной отсталостью, только в возрасте 3 лет – 8 человек;

11) С туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

12) Часто болеющих – 10-15 человек;

13) Со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек в обеих возрастных группах.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организовываются группы кратковременного пребывания. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Это новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю.

В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционо-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Специалисты предполагают, что в настоящее время такие условия легче создать:

а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы;

б) в центрах развития группы, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа – детский сад». Основная цель учреждения – осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей. Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Для детей со специальными потребностями испытывающими трудностями в обучении, общении социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «начальная школа – детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Эти учреждения могут быть трех видов:

1. компенсирующего типа, предназначенные для детей с теми или иными отклонениями в развитии;

2. комбинированного типа, имеющие группы (классы) для нормально-развивающих детей и группы (классы) компенсирующего вида;

3. общеразвивающего типа в условиях интегрированного совместного с нормально-развивающимися детьми обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклоняющимся развитием.

Другой тип специальных образовательных учреждений – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Сюда относятся центры диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогическогй реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Занятия с детьми проводятся как правило. В условиях разновозрастных групп.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты санаторные детские дома для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе социальной защите и разностороннем развития детей, нуждающихся в длительном лечении.

Для детей 506 лет не воспитывающихся по разным причинам в специальных ДОУ созданы дошкольные отделения (группы при специальных школах и школах-интернатах).

В течении 1-2 лет у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой ему коррекционо-развивающей среде. Кроме того, такие группы для детей 3-6 лет могут создаваться на базе обычных ДОУ и школ.

Одной из зарекомендовавших себя в помощи детям с ограниченными возможностями структур образования стали учреждения дополнительного образования, где главной задачей является сокращение социальной изоляции больного ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной деятельности и творчества. Одновременно здесь успешно решаются вопросы социально-психологической реабилитации аномальных детей.

Дети школьного возраста имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому.

В настоящее время существуют 8 основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития:

1 – 1-го вида для глухих;

2 – 2-го вида для слабослышащих и позднооглохших;

3 – 3-го вида для незрячих детей;

4 – 4-го вида – для слабовидящих детей;

5 – 5-го вида –для детей с тяжелыми нарушениями речи;

6 – 6-го вида –дл ядетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7 – 7-го вида –для детей с ЗПР;

8 – 8-го вида –для детей с умственной отсталостью.

Первые шесть видов школ работают, как правило, в форме школ-интернатов, что связано с необходимостью проведения комплексного коррекционо-развивающего и реабилитационного процесса.

Во всех специальных (коррекционных) школах реализуются специальные образовательные стандарты, обеспечивающие выпускникам (за исключением школ 8-вида) цензовое образование, то есть соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы.

В специальной школе может быть создан класс для детей со сложной структурой дефекта по мере их выявления, а также открыты классы для детей с выраженными нарушениями умственного развития и сочетающимися с ним другими нарушениями. Главные задачи таких классов – обеспечения элементарного начального образования условий для развития профессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки в рамках его возможностей.

Особенностью образовательного процесса в специальной школе является обеспечение ребенку систематического медицинского и психологического сопровождения подготовленными специалистами. Совместно с педагогическим персоналом они поддерживают в школе охранительный режим, проводя диагностические, психопрофилактические, психокоррекционые и психотерапевтические мероприятия.

Для детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей и имеющих нарушения в развитии функционируют специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с характером нарушения. В основном это учреждение для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

Обучение в домашних условиях организуется в том случае, когда ребенок по ряду причин (например, выраженные нарушения поведения, эпилепсия и так далее) не могут обучаться в режиме школы. В этом случае близлежащие ДОУ или школы оказывают консультативную и методическую помощь родителю в освоении общеобразовательных программ.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными тяжелыми нарушениями в развитии а также сопутствующими заболеваниями функционируют реабилитационные центры различных профилей. Занятия в таких центрах строятся по индивидуальным или групповым программам и призваны оказывать помощь коррекционо-педагогического и психолого-педагогического и социального плана.

Логопедическая служба как самостоятельная форма специального образования работает с детьми, имеющими в общеобразовательных школах наиболее распространенные логопедические пункты при массовых школах и ДОУ. Задачами их деятельности является коррекция нарушенной устной и письменной речи, предупреждение обусловленной ими не успеваемости, распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Наряду со сложившейся системой специального образования идет интенсивный поиск новых моделей специальных образовательных учреждений, которые смогли бы эффективно работать в современных социокультурных и экономических условиях.

Так востребованной является такая модель специального образованного учреждения, которая наряду с функцией образования (дошкольного и школьного) выполняет функции психолого-педагогического центра социальных услуг для малоимущих слоев населения, центра общеобразовательных услуг в получении начального профессионального образования (например, в Москве, Санкт-Петербурге).

Существует модель современного образовательного учреждения для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. (Псковский лечебно-педагогический центр).

Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психологические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение о своему изменяет развитие растущего человека.

Важнейшими задачами, поэтому является предупреждение. Возникновения вторичных отклонений в развитии их коррекция и компенсация средствами образования.

Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя:

1). Наличие современных и специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционо-развивающий);

2). Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционо-педагогического процесса, применении специальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекции;

3).Адекватную среду жизнедеятельности;

4). Проведение коррекционо-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными педагогами;

5). Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.

Существует образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся, которые называются государственным стандартом общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, или специальными образовательным стандартом.

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражают требования к общеобразовательной подготовке, профилактической и оздоровительной подготовке, коррекционо-развивающей работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.

При разработке требований стандарта учитываются, как общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями недостатки развития, так и особенности, характерные только для какой-либо определенной категории.

Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов, проводится их коррекция.

Для преодоления последствий первичных нарушений развития (при отсутствии и неполноценности зрительного или слухового восприятия и так далее) в содержании специального образования включены специфические учебные предметы, которых нет в содержании обычного школьного образования.

Стандарт специального образования учитывается также степень выраженности нарушения и соответственно ограничение возможностей, а также возможность сочетания с другими нарушениями развития.

Причины специального образования - это система наиболее общих существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционо-образовательного процесса и управление познавательной деятельности лиц с особыми образовательными потребностями.

1). Принцип педагогического оптимизма – обусловлен с одной стороны. Уровнем современного научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями и, с другой стороны представлениями о современных педагогических возможностях абилатации и реабилитации детей и взрослых с нарушениями в развитии. Этот принцип основывается на гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека быть включенным в образовательный процесс;

2). Принцип ранней педагогической помощи - современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционо-педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностике отклонений развития ребенка для определения его особых образовательных потребностей;

3). Принцип коррекционо-компенсирующей направленности образования – он предлагает опору на здоровые силы обучающего воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма, в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционная работа направленная на исправление или ослабление недостатков психофизического развития (например, коррекция недостатков речи и другое), создает дополнительные возможности для процесса компенсации утраченных или неполноценных функций или систем организма;

4). Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Социально-адаптирующая направленность образования позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде, помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограниченная возможностей максимально бы компенсировались;

5). Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи, мышления, формирования речевого поведения, освоение коммуникативных умений. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционо-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

6). Принцип деятельного подхода в обучении и воспитании - определяющая роль в становлении и развитии личности общеизвестна. Деятельностный принцип в специальной педагогике опирается на существующие в психологии понятия «ведущая деятельность». Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии;

7). Принцип дифференцированного и индивидуального подхода – индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения;

8). Принцип необходимости специального педагогического руководства – учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие ее реализации. Она направлена на коррекционо-компенсирующей преобразование различных психологических функций и удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в соответствии с его недостатком. Поэтому только специальный педагог зная законом


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.