Подходы и виды норм в оценке человека. Определение психической нормы, аномальности, — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Подходы и виды норм в оценке человека. Определение психической нормы, аномальности,

2017-06-25 366
Подходы и виды норм в оценке человека. Определение психической нормы, аномальности, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отклоняющегося развития.

 

Проблема норма - аномальность, или нормальное и нарушенное развитие – это частный случай проблемы – «здоровье и болезнь». Она стала актуальной благодаря развитию цивилизации и соц сообществ. В СП интерес к ней появился в связи с закономерностью развития науки. На прежних этапах изучались в основном, грубые и выраженные формы дизонтогенеза, которые не требовали определения в силу своей очевидности. На протяжении десятилетий чаще всего предлагались не определения феномена, а различные его названия. Подходы к различию нормы и патологии различны, с одной стороны есть общие законы развития, с др этико-философские нормы. Очень часто норма определяется как отсутствие патологии, и патология как нарушение состояния нормы.

Хухлаева предлагает выделить: 1. психическое здоровье – отсутствие симптомов, мешающих адаптации челов в обществе. 2. психологическое здоровье – это присутствие определенных личностных черт характера, позволяющих не только адаптироваться, но и развиваясь самому развивать общество. Здесь альтернатива норме не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизни. Мясищев, основываясь на критерии соц и биологического выделил 4 типа:

1.социально и биологически полноценно

2. социально-полноценный при биологической недостаточности.

3.биологически-полноценный при социальной недостаточности

4. биологически и социальной недостаточности

Братусь предложил рассматривать феномен здоровья как единородное и многоуровневое образование:

1. личностно-смысловое здоровье – нравственное самосознание личности.

2. индивидуально-психологическое здоровье – способность строить адекватные способы реализации своих устремлений, связанных с когнитивной деятельностью

3. психофизиологическое здоровье – материальная база, деятельность, его биологический, нейрофизический фундамент.

В современных науках, связанных с изучением человека, выделяют различные виды нормостатические, физиологические и др. В психологии дифференцируют понятие нормы по возрасту, полу, соц, культурный, этнической принадлежности субъекта. Наиболее часто применяющиеся в психологии виды и формы:

1. статистическая норма - с точки зр. статистики, нормальное явление, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Однако имеются сложности при понимании нормы как самой высокой частоты появления признака. Они возникают при оценке таких свойств челов, которые очень желательны и должны быть отнесены к норме, но при этом встречаются крайне редко и потому с точки зр. статистической нормы не нормальны (напр: бескорыстие), поэтому статистическую норму во многих случаях следует воспринимать сдержано и не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.

2. функциональная или индивидуальная норма – оценивая уровень развития индивида с точки зр. индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. Но применение этой нормы также д.быть осторожно, прежде всего в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом.

3. социокультурная норма – это обще признанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности обеспечивающие упорядоченность, регулярность соц взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служит основанием оценки их поступков.

4. социально-психологическая норма – это система требований, предъявляемых обществом психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5. идиальная норма – понимается как оптимальный способ существования личности в оптимальных соц условиях. Здесь при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно норма не средняя или наиболее часто встречающаяся, а то что составляет совершенство, образец, идеал.

Критерии и понятие психической нормы (Ушаков):

1. детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, и порядочность

2. соответствующая возрасту индивида, зрелость чувства, постоянство, место обитания (константность)

3. максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектом действительности

4. гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней

5. адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и психические влияния

6. соответствие физических и психических реакций, силе и частоте внешних раздражителей

7. чувства положения в среде себе подобных, гармония взаимоотношений с ними

8. способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

 

СП предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятия «идеальная программа развития». Под этим подразумевается своевременная поступательная формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности, генетическими законами и таким же идеальным воздействиям внешних факторов. «Идеальная модель» может существовать только как программа развития некого «идеального» ребенка в идеальных условиях. Поэтому появляются понятия «соц –психологический норматив» - как система требований предъявляемых обществом психическому и личностному развитию его членов.

Отклоняющееся развитие – это любое отклонение отдельной функции или системы психической функции от программы развития в независимости от знака этого изменения + или - (опережение или запаздывание) выходящее за пределы социально-психологического норматива определяемого для данной образовательной, социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

 

Типы отклоняющегося развития:

1. ретардация – запаздывание или приостановка психического развития. При частичной ретардации имеется приостановка или запаздывание развития отдельных психических функций. При общей – тотальное.

2. асинхрония – выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. Это приводит в дисгармоничному развитию личности в целом.

3. акселерация – ускоренное развитие, но ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания», что создает определенные сложности в становлении личности, что проявляется в конфликтах межпоколенного диалога, фрустрациях, кризисными реакциями, компенсаторными и гиперкомпенсаторными формами поведения и у детей и у взрослых. Данные о психической акселерации – ускорение ителектуального развития противоречивы.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.