IV.Коррекционно-развивающие занятия ( познавательное развитие) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

IV.Коррекционно-развивающие занятия ( познавательное развитие)

2017-06-25 451
IV.Коррекционно-развивающие занятия ( познавательное развитие) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие познавательных процессов, представлений об окружающей действительности; коррекцию личностных особенностей,

Основные направления коррекционной работы:

Совершенствование сенсомоторного развития. Развитие различных видов восприятия.

Развитие познавательных процессов.

Обогащение представлений об окружающем мире.

Развитие средств общения в речевой и неречевой формах.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

Развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

Развитие познавательных процессов глухих учащихся строится на основе следующих положений:

познавательное развитие осуществляется в тесной связи с предметно-практической деятельностью учащихся;

в предъявляемых заданиях используются естественные ситуации, знакомых детям из жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;

в процессе занятий используются различные формы вербальной и невербальной коммуникации, доступной обучающимся;

обучающимся предлагается разнообразный наглядный материал для обеспечения постепенного обобщения детьми логических отношений, их независимости от конкретного содержания материала;

сформированные умения включаются в задания по различным учебным предметам.

практическое овладение логическими умениями, произвольными психическими процессами без использования специальной терминологии, без заучивания каких-либо правил и определений;

требуется целенаправленное, достаточно длительное по времени времени формирование произвольных психических процессов и приемов логического мышления, происходящих с помощью системы упражнений и заданий, обеспечивающих постепенность становления познавательной сферы.

 

Одной из основных задач коррекционно-развивающих занятий является сенсорное развитие глухих обучающихся с умственной отсталостью, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У глухих детей с умственной отсталостью сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети данной группы наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

В работу по данному направлению включается развитие зрительного восприятия, кинестетического восприятия, восприятия запаха, восприятие вкуса.

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры; наборы предметных и сюжетных картинок, видеоматериалы и т.д.

 

Примерное содержание

Сенсорное развитие. Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека.Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Развитие познавательных процессов. Развитие произвольного внимания, его объема. Развитие наглядного мышления. Использование различных орудий и приспособлений (палка, совок, веревка и др.) для решения задач в игровой и практической деятельности. Создание проблемных ситуаций, в которых необходимо найти решение проблемы (извлечь пуговицу из-под дивана, достать упавший в лужу мяч и т.д.) Развитие наглядно-образного мышления. Развитие логического мышления на доступном материале: группировка предметов и картинок по определенным признакам, со сменой оснований. Развитие словесно-логического мышления (с учетом возможностей детей. Развитие наглядной памяти на доступном детям материале. Проведение игр на запоминание различных символических средств (пиктограмм, bliss-символов, жестов), речевого материала.

Обогащение представлений об окружающем мире. Формирование познавательных интересов, любознательности. Обучение умению задавать вопросы «Что это?», «Для чего нужно?», выявлять свойства и функции предметов, использовать в деятельности. Обогащение представлений об окружающем природном мире.

Развитие средств общения в речевой и неречевой формах. На индивидуальных коррекционных занятиях проводится дополнительная работа по развитию средств коммуникации в том случае, если обучающийся не овладевает ими на уроках, вместе с другими учащимися в классе. Необходимо обучение всем доступным ученику неречевым и речевым средствам. Если ребенок не овладевает жестовой речью или жестами, необходимо использовать пиктограммы, схематические рисунки, картинки.

На индивидуальные коррекционно-развивающие занятия может быть вынесен материал, которым ребенок не овладевает на уроках, например, математические представления, развитие речи.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.