Глава 18. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 18. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения

2017-06-20 700
Глава 18. Правовое положение Государственной инспекции безопасности дорожного движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§1. Задачи, обязанности и права Государственной инспекции
безопасности дорожного движения

 

В комплексе мер, направленных на улучшение экономического и социального уровня жизни общества, важное место отводится мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения. По числу погибших на 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) Российская Федерация в 4-6 раз превышает аналогичные показатели зарубежных стран. Ежегодно в стране происходит свыше ста тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых травмируется более 200 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. со смертельным исходом.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15% от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30 – 40%[118].

Большие размеры социальных и экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.

Важным шагом в реализации государственной политики в области дорожного движения стало принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения», определившего основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [119], одной из важнейших функций которых становится осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения. Реализация этого положения сегодня не возможна без государственных органов, наделенных специальными надведомственными полномочиями, к которым относятся: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорожное агентство Минтранса России, Федеральное агентство по техническому регулировании и метрологии. Основная роль в выполнении поставленных задач принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.

Правительством РФ была принята концепция развития Госавтоинспекции на 1998-2005 гг., в которой прописан порядок создания и функционирования государственной системы учета основных показателей состояния безопасности движения, порядок регистрации автомототранспортных средств и т.п.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности государственных контрольных и надзорных органов Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г., утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Положение[120]). После проведения административной реформы Главное управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) переименовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД[121]).

В этом документе указано, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД или Госавтоинспекция) становится правопреемником Государственной автомобильной инспекции МВД России (далее – ГАИ) и осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции.

Ранее эти функции выполняла Государственная автомобильная инспекция, созданная на базе общесоюзной специальной инспекции Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс)[122], его местными органами были одноименные главные управления (Главдортрансы) при правительстве союзных республик. Цудортранс входил в состав Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС).

В начале 1932 г. Цудортранс был выделен из состава НКПС в самостоятельное Всесоюзное центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта при Совнаркоме СССР[123]. Специальная инспекция была образована для контроля состояния и эксплуатации транспортных средств в автохозяйствах всех ведомств, а также строительства и содержания дорог. Постановлением СНК СССР от 5 ноября 1934 г. Цудортрансу поручено улучшить надзорную деятельность и повысить статус дорожной инспекции. При Цудортрансе была организована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ)[124].

Необходимо отметить, что в первые годы существования ГАИ выполняла лишь контрольные, наблюдательные функции. Право назначать административные наказания за нарушение правил дорожного движения было предоставлено позднее, после упразднения в 1935 г. Цудортранса и включения ГАИ в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР[125]. Руководство дорожным строительством и обеспечение безопасности дорожного движения возлагалось на НКВД СССР, а автомобильным транспортом – на местные Советы.

Постановлением СНК СССР от 3 июля 1936 г. было утверждено Положение о ГАИ ГУРКМ НКВД СССР[126]. С этого момента и начинается основная деятельность ГАИ.

Перед Госавтоинспекцией ставились задачи: борьба с авариями на дорогах, разработка технических норм эксплуатации транспорта, наблюдение за подготовкой шоферов, учет автопарка. В связи с этим на нее возлагались следующие обязанности: учет аварий; анализ и выявление их причины; привлечение лиц, виновных в ДТП, к ответственности; контроль за проведением автомобильными хозяйствами, а также народными комиссариатами, учреждениями и организациями необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения и др.

ГАИ были предоставлены права: беспрепятственно посещать и производить обследование автохозяйств, ремонтных заводов и мастерских; требовать у руководителей этих организаций предоставления сведений о состоянии автопарка, о расходовании горюче–смазочных материалов; приостанавливать эксплуатацию технически неисправных автомобилей; ставить пред квалификационной комиссией вопрос о лишении водителей права управлять транспортными средствами за грубое систематическое нарушение правил движения; налагать на виновных в нарушении установленных на автомобильном транспорте норм и правил денежные штрафы. Все это явно свидетельствовало о надзорном предназначении автомобильной инспекции. Положение о Государственной автомобильной инспекции предусматривало использование работниками всех прав, установленных для сотрудников милиции[127].

Начиная с 1936 г., круг надведомственных контрольных полномочий ГАИ постоянно расширялся. Если первым Положением о ГАИ на службу были возложены две контрольные функции (контроль подготовки и воспитания шоферских кадров и контроль проведения наркоматами и автомобильными хозяйствами необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии), то в Типовом положении о Госавтоинспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики (1963) было записано уже семь функций, связанных с осуществлением контроля, а в Положении о ГАИ (1978) – двенадцать[128]. В дальнейшем на протяжении нескольких лет органы ГАИ дополнительно выполняли функции по контролю, возложенному на них нормативными актами Министерства внутренних дел[129].

В настоящее время коренным образом меняется политика государства. На смену административно-командным методам пришли экономические «рычаги» управления, наблюдается децентрализация государственной власти. Влияние государства на автотранспортные организации, водителей, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляется в основном с помощью лицензирования и сертифицирования их работ и услуг. Назрела необходимость привести Положение о ГАИ, утвержденное постановлением Правительства РФ 22 мая 1992 г., в соответствие с современными требованиями. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. № 711 утвердил новое Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). ГАИ прекратила свое существование, ее правопреемником стала ГИБДД, полномочия которой несколько усилены названным документом.

Согласно Положению Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России выполняет задачи по обеспечению соблюдения всеми участниками дорожного движения, юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведения мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Основные обязанности Госавтоинспекции состоят в контроле за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к:

– проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

– эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

– конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

– изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

– перевозкам тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России выполняет также и другие обязанности:

– принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

– регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

– организация в порядке, определяемом Правительством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

– регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

– осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;

– осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортных происшествий, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

– участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

– осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

– организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

– проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

– участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

– изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проекта организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов безопасности дорожного движения;

– выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

– разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;

– разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

– выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;

– выдача в порядке, определяемом Правительством РФ, разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками, на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, а также (в пределах ее компетенции) опасные грузы;

– осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

– ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.

Для выполнения возложенных на Государственную инспекцию обязанностей ей предоставлены права:

– запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

– давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения (в соответствии с их компетенцией) в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;

– участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;

– предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

– временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо, если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;

– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков и транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

– останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;

– осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение. Производить осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей и граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;

– отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

– проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо для объективного рассмотрения дела о правонарушении;

– осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;

– использовать в установленном порядке специальные оперативно-технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;

– вызывать в Государственную инспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

– составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение;

– использовать для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;

– пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;

– осуществлять в установленном порядке возлагаемые на Министерство внутренних дел Российской Федерации функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;

– осуществлять во взаимодействии с государственными надзорными органами контроль за соблюдением юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных ГИБДД, требовать от них необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания;

– осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами – в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог;

– участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Государственной инспекции научных разработок;

– участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области.

Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

§ 2. Организационное построение Государственной инспекции
безопасности дорожного движения

 

Система службы ГИБДД достаточно проста. Возглавляет ее Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. В МВД, ГУВД, УВД функционируют управления (отделы) ГИБДД, в ГОРОВД – отделы (отделения) ГИБДД. Аналогичные структуры созданы в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, а в системе МВД – научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.

Согласно приказу МВД России от 27 июня 2003 г. № 486 «Об организационно-штатном построении Государственной инспекции безопасности дорожного движения» в состав ГИБДД входят подразделения: организационно-аналитическое, организации деятельности дорожно-патрульной службы; организации розыска транспортных средств; административной практики и дознания; технического надзора; регистрационной работы, экзаменационной работы; дорожной инспекции и организации движения; контрольно-профилактическое; статистической информации; оперативного реагирования; лицензионно-разрешительной работы; пропаганды безопасности дорожного движения и др.

Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД МВД России, начальники ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, начальники ГИБДД ГРОВД являются по должности соответственно Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, главными госинспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, районов в городах, а их заместители – заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения.

Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.

Важная роль в системе Государственной инспекции безопасности дорожного движения принадлежит подразделениям дорожно-патрульной службы (ДПС). В соответствии с приказом МВД России «Об организации деятельности строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 марта 2002 г. № 263, они формируются в виде строевых подразделений и подчиняются по вертикали вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям, департаментам ГИБДД УВД, МВД субъектов Российской Федерации), а также по горизонтали – территориальным органам внутренних дел (УВД, РОВД). Иногда в виде исключения подразделения ДПС имеют двойное подчинение: как руководству ГУВД, УВД, так и ГИБДД. В состав строевых подразделений ГИБДД МВД России входят: подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД; специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

В зависимости от величины обслуживаемого административно-территориального образования, количества зарегистрированных на территории транспортных средств, численности личного состава и других критериев подразделения ДПС могут быть сформированы в группы, отдельный взвод, моторизованный взвод, отдельную роту, отдельный батальон, полк.

Отдельные группа, взвод, моторизованный взвод обычно создаются при районных и городских органах внутренних дел. Подразделения ДПС с большей численностью сотрудников – отдельные роты, батальоны, полки дорожно-патрульной службы – формируются в крупных городах, городах федерального значения, субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях).

Крупные подразделения дорожно-патрульной службы, как правило, имеют в своей структуре руководящий состав, организационно-аналитический отдел либо штаб, отдел (отделение) кадров либо помощника по кадровой работе, дежурную часть, отделение (группу) административной практики, дознания и розыска, пропаганды, финансовый отдел, техническую часть, службу обеспечения и обслуживания, роты, взводы.

Полки ДПС ГИБДД, а также непосредственно подчиненные управлениям, отделам, отделениям ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации отдельные батальоны, роты, взводы ДПС ГИБДД, в том числе специализированные, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МВД России, и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения создаются, реорганизуются или ликвидируются в порядке, определяемом Правительством РФ, и содержатся за счет средств федерального бюджета.

Подразделения ДПС ГИБДД осуществляют: контроль за дорожным движением, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, применение в установленном порядке мер административного воздействия к нарушителям; распорядительно-регулировочные действия; выезд на места дорожно-транспортных происшествий, выполнение в пределах установленной компетенции неотложных действий, производство дознания по ним в случаях и порядке, установленных действующим законодательством; участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, розыск и задержание угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП и др.

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения выполняют особые функции: обеспечение во взаимодействии с Федеральной службой охраны Российской Федерации безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения при следовании в них объектов государственной охраны; выполнение обязанностей в соответствии с требованиями Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД при отсутствии проездов автомобилей с объектами государственной охраны.

Дорожно-патрульная служба ГИБДД осуществляется также на стационарных постах. Стационарный пост – место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Под зоной ответственности понимается территория поста с прилегающим к ней участком дороги, в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности. Дислокация стационарных постов на федеральных автомобильных дорогах утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации, на территориальных дорогах – МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Наряды ДПС на стационарных постах осуществляют: оказание в пределах своей компетенции помощи участникам дорожного движения и защиту их законных прав и интересов; регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий; осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание им первой медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра; предупреждение, выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации, привлечение в установленном порядке и в пределах своей компетенции к административной ответственности лиц, совершивших такие правонарушения
и др.

В состав наряда стационарного поста назначается не менее двух сотрудников дорожно-патрульной службы. Один сотрудник должен быть экипирован в бронежилет и вооружен автоматическим оружием с целью осуществления страховочных функций при проверке нарядом транспортных средств.

Наряды стационарных постов находятся в прямом подчинении руководства строевых подразделений дорожно-патрульной службы или органа внутренних дел (в соответствии со штатной структурой), оперативном – дежурных частей строевых подразделений, органов внутренних дел, а также вышестоящих подразделений ГИБДД.

На стационарные посты могут дополнительно выставляться наряды других министерств и ведомств для осуществления контроля за передвижением транспорта и перевозкой грузов. Например, водитель, участвующий в международном дорожном движении, в соответствии с п. 2.2 Правил дорожного движения обязан останавливаться по требованию работников Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и предъявлять для проверки необходимые документы и транспортное средство.

При проведении специальных мероприятий наряды стационарных постов могут усиливаться за счет сотрудников других подразделений органов внутренних дел. На постах могут использоваться служебные собаки. Инструктаж и контроль за несением службы нарядами стационарных постов возлагаются на командование соответствующих строевых подразделений дорожно-патрульной службы или руководство органов внутренних дел по территориальности.

§ 3. Полномочия должностных лиц ГИБДД
по применению мер административного принуждения

 

Административное принуждение обладает целым рядом специфических признаков, которые позволяют выделить его в качестве самостоятельного вида государственного принуждения. Административное принуждение является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер[130].

Сущность обеспечения безопасности дорожного движения заключается в том, чтобы убедить или при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, все министерства, ведомства, предприятия, учреждения и другие организации, всех должностных лиц, а также граждан соблюдать требования норм, касающихся безопасности дорожного движения[131].

Выполнение этих задач возможно только при реализации Государственной инспекцией безопасности дорожного движения соответствующих государственно-властных полномочий, применения мер административного принуждения.

Большинство ученых в зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения подразделяют на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресекательные меры); меры административной ответственности; меры административно-процессуального обеспечения[132]. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей[133].

Меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), будучи одним из видов административного принуждения, используются субъектами их применения в целях предупреждения правонарушений и обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. Они выступают в качестве ограничений административно-правового характера, административно-побудительных действий в отношении того или иного физического, должностного или юридического лица[134].

Должностным лицам ГИБДД в целях предупреждения правонарушений предоставлено право применять административно-предупредительные меры, такие, как остановка транспортного средства, технический осмотр, досмотр транспортных средств, грузов и багажа, личный досмотр водителей, пассажиров, иных участников дорожного движения, проверка документов водителей, предусмотренных Правилами дорожного движения[135], использование транспорта и средств связи, принадлежащих физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности, пригл


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.