Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-20 | 117 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Глагол — разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление. Значение действия — это наиболее обобщенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), передвижение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие.
Кроме разнообразия лексических значений глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Он изменяется по временам, числам, лицам и родам, в состав глагольных форм входят изменяемые и неопределенная (неизменяемая) формы. В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия.
По способам образования глагол также своеобразен: в нем развита система префиксального образования; у глагола довольно сложные способы суффиксального словообразования. В тесной связи с указанными особенностями глагола находится его правописание: безударные гласные корня, наличие безударных не только в корне, но и в приставках, суффиксах и окончаниях.
Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических возможностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. один из главных членов предложения, сообщающий о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организующих центров предложения.
Большое значение глагол имеет для построения словосочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление падежей существительных во многом зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола.
|
В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращенном виде, причем рассредоточенно по всем классам. Программа начальных классов предусматривает кроме сообщения сведений о глаголе, обучение детей свободному и в то же время сознательному использованию глагольных форм, грамотному их написанию и правильному построению словосочетаний и предложений с этими формами.
Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников.
Основные задачи изучения глагола следующие:
1) формирование первоначального понятия о глаголе как части речи;
2) развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях;
3) повышение уровня умственного развития учащихся;
4) выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.
Все задачи решаются во взаимосвязи. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся лишь с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.
Рассмотрим последовательность изучения глагола.
? класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии? класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?».
?класс.Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников.
|
? класс. Работа над глаголом в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Задачи изучения глаголов в III классе следующие:
1) углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении);
2) развитие навыков точного употребления глаголов в речи (с этой целью продолжаются наблюдения над употреблением глаголов в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, практикуется стилистический анализ текста);
3) знакомство со спряжением глаголов; развитие умения распознавать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени;
4) подготовка учащихся к правописанию личных окончаний глагола; первоначальное ознакомление с I и II спряжением, развитие умения распознавать спряжение по неопределенной форме.
Формирование понятия «глагол» начинается в период обучения грамоте. В это время происходит накапливание конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глаголов лексико-грамматического значения: обозначают действие предмета. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обозначает слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например: Птицы осенью (что делают?) улетают. Целесообразно начинать работу с глаголов, лексическое значение которых воспринимается детьми как конкретное действие конкретного предмета (собака бежит, птица летает, снежинка падает). На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозначают глаголы. В дальнейшем следует подбирать глаголы, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» предмета (болеть, удивляться, зеленеть).
|
Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой группы являются названиями предметов, а слова второй группы — названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.
При распознавании вопросов что делает? что делают? что делал? что делала? что делало? что делали? что сделает? что будет делать? и т.д. учащиеся фактически выполняют пропедевтическую работу над категориями времени, рода и числа. Постановка морфологического вопроса проводится в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, признак или действие.
Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной формой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омонимы: знать, печь — глаголы и знать, печь — имена существительные. В словарях в качестве исходных даются именительный падеж существительных и местоимений и неопределенная форма глаголов. Такая близость (по происхождению и по значению) часто влечет за собой смешение глагольных форм с именами существительными, особенно если существительное по своему лексическому значению совпадает с глаголом: решать — решение, ходить — ходьба, составить — составление. А это способствует смешению лексического и грамматического значений в слове. В этом плане полезна практическая работа по словообразованию: образуя от имени существительного или прилагательного глаголы, учащиеся постепенно начинают уяснять и грамматические значения, отличающие друг от друга разные части речи; например, сопоставление слов дрожь — дрожать, зеленый — зеленеть помогает разобраться в различии существительных, прилагательных и глаголов.
|
Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать? И надо добиваться, чтобы дети умели правильно формулировать их. Умение правильно поставить вопрос к глаголу, в частности к глаголу в неопределенной форме, важно для усвоения правописания личных окончаний глаголов. Выработка умения ставить вопрос зависит от того, может ли ребенок:
— найти в предложении слово, обозначающее действие;
— различать вопросы что делать? что сделать?,
— показать, что разбираемые слова — это глаголы.
Неопределенная форма глагола используется для речевых упражнений, которые затем, при изучении временных форм, будут проводиться уже с опорой на эти формы. При изучении неопределенной формы возможны следующие типы упражнений:
1. Провести наблюдения над лексическим (смысловым) значением глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями:
1) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физический труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.):
везти, пилить, решать, шептать, говорить, страдать, плакать;
2) подобрать синонимы к глаголам:
смотреть —..., сказать —..., желать —..., греметь —...;
3) подобрать антонимы к глаголам:
говорить —..., радовать —..., светлеть —..., давать —-.,.;
4) заменить глаголы однокоренными существительными: возвратить —..., встретить —..., кричать —...;
5) заменить существительные однокоренными глаголами: отправление —..., освещение —..., собирание —....
2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопределенной форме и зависимого от него существительного:
приходить в...... зубы
лечить...... книгу
читать..... комнату
3. Добавить недостающие глаголы в неопределенной форме,
обозначающие движение:
Нельзя было... по дороге. Надо было... на автобусе. Люблю.. пешком. Товарищ взялся нас... до вокзала.
4. Перевести личную форму глагола в неопределенную форму,
отвечающую на вопросы что делать? или что сделать?
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!