Система работы над глаголами — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Система работы над глаголами

2017-06-20 117
Система работы над глаголами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глагол — разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Глагол — это часть речи, обо­значающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, со­стояние или становление. Значение действия — это наиболее обоб­щенное значение глагола как части речи. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголам относятся слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить, строить), пере­движение лица или предмета (идти, ползти), чувства (слышать, видеть), мыслительные процессы (думать, рассуждать), физическое состояние (спать, лежать) и многие другие.

Кроме разнообразия лексических значений глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Он изменяется по временам, числам, лицам и родам, в состав гла­гольных форм входят изменяемые и неопределенная (неизменяе­мая) формы. В начальных классах не рассматриваются категории наклонения, залога, причастия, деепричастия.

По способам образования глагол также своеобразен: в нем развита система префиксального образования; у глагола довольно слож­ные способы суффиксального словообразования. В тесной связи с указанными особенностями глагола находится его правописание: безударные гласные корня, наличие безударных не только в кор­не, но и в приставках, суффиксах и окончаниях.

Своеобразие глагола выражается и в его синтаксических возможностях: это прежде всего сказуемое в предложении, т.е. один из главных членов предложения, сообщающий о подлежащем ка­кую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из организу­ющих центров предложения.

Большое значение глагол имеет для построения словосочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление, правильное употребление падежей существительных во многом зависит от понимания учащимися лексического и грамма­тического значения глагола.

В начальной школе глагол изучается в довольно элементарном, сокращенном виде, причем рассредоточенно по всем классам. Программа начальных классов предусматривает кроме сообщения сведений о глаголе, обучение детей свободному и в то же время сознательному использованию глагольных форм, грамотному их на­писанию и правильному построению словосочетаний и предложе­ний с этими формами.

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изу­чения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательны­ми возможностями младших школьников.

Основные задачи изучения глагола следующие:

1) формирование первоначального понятия о глаголе как части речи;

2) развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях;

3) повышение уровня умственного развития учащихся;

4) выработка навыка правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения.

Все задачи решаются во взаимосвязи. Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся лишь с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.

Рассмотрим последовательность изучения глагола.

? класс. Подготовительный этап совпадает условно с периодом обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором полугодии? класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?».

?класс.Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с измене­нием глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употре­бительных в речи младших школьников.

? класс. Работа над глаголом в этом классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой гла­гола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков пра­вописания безударных личных окончаний глаголов. Задачи изуче­ния глаголов в III классе следующие:

1) углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении);

2) развитие навыков точного употребления глаголов в речи (с этой целью продолжаются наблюдения над употреблением глаголов в прямом и переносном значении, над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, практикуется стилистический анализ текста);

3) знакомство со спряжением глаголов; развитие умения распознавать лицо глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени;

4) подготовка учащихся к правописанию личных окончаний глагола; первоначальное ознакомление с I и II спряжением, развитие умения распознавать спряжение по неопределенной форме.

Формирование понятия «глагол» начинается в период обучения грамоте. В это время происходит накапливание конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глаголов лексико-грамматического зна­чения: обозначают действие предмета. Упражнения проводятся в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам и т.п. Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, учащиеся устанавливали связь между тем, что обознача­ет слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например: Птицы осенью (что делают?) улетают. Целесообразно начинать работу с глаголов, лексическое значение которых воспринимается детьми как конкретное действие конкретного предмета (собака бежит, птица летает, снежинка падает). На примере действий, которые выполняют сами учащиеся, они наглядно убеждаются в том, что обозна­чают глаголы. В дальнейшем следует подбирать глаголы, значение которых не совпадает с житейским пониманием «действия» пред­мета (болеть, удивляться, зеленеть).

Одним из ведущих умений, формируемых у первоклассников, является постановка вопроса к слову. Учитель специально упраж­няет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что?, сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой группы являются названиями предметов, а слова второй группы — названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.

При распознавании вопросов что делает? что делают? что делал? что делала? что делало? что делали? что сделает? что бу­дет делать? и т.д. учащиеся фактически выполняют пропедевтическую работу над категориями времени, рода и числа. Постановка морфологического вопроса проводится в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Мор­фологический вопрос ставится для выяснения, что обозначает сло­во: предмет, признак или действие.

Неопределенная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица, она более абстрактна, чем другие глагольные формы. Поэтому изучение этой формы нецелесообразно в I и II классах. Нео­пределенная форма глагола (инфинитив) обозначает действие или состояние без указания лица и времени и является начальной фор­мой глагола. По своему происхождению и положению в системе языка неопределенная форма напоминает имя существительное в именительном падеже; недаром в русском языке имеются омони­мы: знать, печь — глаголы и знать, печь — имена существитель­ные. В словарях в качестве исходных даются именительный падеж существительных и местоимений и неопределенная форма глаголов. Такая близость (по происхождению и по значению) часто влечет за собой смешение глагольных форм с именами существительны­ми, особенно если существительное по своему лексическому зна­чению совпадает с глаголом: решать — решение, ходить — ходьба, составить — составление. А это способствует смешению лексичес­кого и грамматического значений в слове. В этом плане полезна практическая работа по словообразованию: образуя от имени существительного или прилагательного глаголы, учащиеся постепен­но начинают уяснять и грамматические значения, отличающие друг от друга разные части речи; например, сопоставление слов дрожь — дрожать, зеленый — зеленеть помогает разобраться в различии существительных, прилагательных и глаголов.

Учащимся начальных классов практически постоянно приходится иметь дело с глаголами совершенного и несовершенного вида, ставить вопросы к глаголам: что делать? что сделать? И надо добиваться, чтобы дети умели правильно формулировать их. Умение правильно поставить вопрос к глаголу, в частности к глаголу в неопределенной форме, важно для усвоения правописания личных окончаний глаголов. Выработка умения ставить вопрос зависит от того, может ли ребенок:

— найти в предложении слово, обозначающее действие;

— различать вопросы что делать? что сделать?,

— показать, что разбираемые слова — это глаголы.

Неопределенная форма глагола используется для речевых упражнений, которые затем, при изучении временных форм, будут проводиться уже с опорой на эти формы. При изучении неопреде­ленной формы возможны следующие типы упражнений:

1. Провести наблюдения над лексическим (смысловым) значением глаголов в неопределенной форме, над их многозначностью, синонимией, сопровождаемые заданиями:

1) сгруппировать глаголы по значению (передвижение, физический труд, говорение, работа мысли, состояние погоды и т.д.):

везти, пилить, решать, шептать, говорить, страдать, плакать;

2) подобрать синонимы к глаголам:

смотреть —..., сказать —..., желать —..., греметь —...;

3) подобрать антонимы к глаголам:

говорить —..., радовать —..., светлеть —..., давать —-.,.;

4) заменить глаголы однокоренными существительными: возвратить —..., встретить —..., кричать —...;

5) заменить существительные однокоренными глаголами: отправление —..., освещение —..., собирание —....

2. Составить словосочетания, состоящие из глагола в неопре­деленной форме и зависимого от него существительного:

приходить в...... зубы

лечить...... книгу

читать..... комнату

3. Добавить недостающие глаголы в неопределенной форме,
обозначающие движение:

Нельзя было... по дороге. Надо было... на автобусе. Люблю.. пешком. Товарищ взялся нас... до вокзала.

4. Перевести личную форму глагола в неопределенную форму,
отвечающую на вопросы что делать? или что сделать?


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.