Система изучения имен прилагательных — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Система изучения имен прилагательных

2017-06-20 108
Система изучения имен прилагательных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система изучения имен прилагательных предполагает посте­пенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями.

Имя прилагательное — это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета раз­нообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, фор­мы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.

Будучи грамматической категорией, объединяющей слова, которые обозначают признак предмета, имена прилагательные определяют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и падеже. Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множествен­ного числа родовые различия отсутствуют.

В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного:

1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;

2) имена прилагательные употребляются в предложении с именами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже;

3) имена прилагательные часто образуются от имен существительных и других частей речи при помощи суффиксов;

4) имя прилагательное является частью речи.

Рассмотрим последовательность работы по годам обучения.

/ класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над лексическим значением

прилагательных и вопросов, на которые они отвечают.

 

Первоклассники узнают, что:

— среди слов, употребляемых нами в речи, есть слова, кото­рые отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие?;

— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим сло­вом, обозначающим предмет;

— предметы отличаются друг от друга своими признаками;

— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;

— признаками предмета могут быть цвет, вкус, запах, вели­чина, форма и т.д.;

— по признакам можно узнать предмет.

Все указанные знания и навыки формируются у детей в процессе выполнения практических работ, среди которых видное мес­то занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.

// класс. На втором году обучения работа над именем прилагательным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они от­вечают, предполагается усвоение некоторых грамматических при­знаков данной части речи. Дети знакомятся с изменением прила­гательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча­ниями множественного числа.

/// класс. В этом классе программа предусматривает изучение следующего материала: изменения имен прилагательных по падежам, родам и числам в зависимости от существительного, право­писания безударных окончаний имен прилагательных.

Таким образом, формирование понятия «имя прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, по­казывая предмет или его изображение, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Обя­зательно отмечается, что написаны слова, а сам предмет с его при­знаками существует в жизни.

Осознанию учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повыша­ется, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое?, по сути своей, связана с умением определить род имен суще­ствительных и имен прилагательных и пониманием синтаксичес­кой зависимости между ними. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.

Во II классе формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обоб­щенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют свой­ства, характерные для имен прилагательных как части речи:

— обозначают признак предмета;

— отвечают на вопрос какой?,

— изменяются по родам и числам;

— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только вы­разителями связи прилагательных с существительными. Следо­вательно, усвоить род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день (какой?) теплый, ночь (какая?) теплая, утро (какое?) теплое. В результате наблюдения над именами существительными, соче­тающимися с одним и тем же прилагательным, учащиеся опре­деляют род имен существительных и имен прилагательных и делают следующие выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное муж­ского рода, то и прилагательное мужского рода и т.п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? иимеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женс­кого рода отвечает на вопрос какая?и имеет окончание –ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое (-ее).

Наблюдая за прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилага­тельные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание детей и на следующий факт: после твердых согласных пишутся окончания -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных -ий, -яя,-ее, -ие.

Согласно программе у школьников формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение уча­щимися алгоритмом (порядком) действий.

1. Выясню, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного определю род имени прилагательного.

3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам можно построить по следующему плану.

1. Наблюдение над сочетаниями существительных с прилагательным.

Запишите имена существительные:

День

Ночь

Утро

Определите род существительных.

Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным теплый:

день какой? — теплый

ночь какая? — теплая

утро какое? — теплое

Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?

2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных.

Прочитайте вывод в учебнике.

Определите, какого рода имена существительные.

Определите род имен прилагательных.

Почему изменилось окончание в прилагательных?

— Выделите окончания в прилагательных.

3. Аналогичные задания с прилагательными синий, молодой.

4. Обобщение:

Что можно сказать о роде имен прилагательных?

На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?

5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).

Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существительное, к которому от­носится имя прилагательное, определяют род, число и выделя­ют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последую­щей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагатель­ных в речи.

Падежные окончания имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в уст­ной и письменной речи.

3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирова­ния этого навыка составляют следующие знания и умения:

— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;

— знание окончаний падежей;

— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:

1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;

2) определяет род, число и падеж существительного;

3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;

4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.

Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:

 

Мужской род Средний род
И.п. какой? веселый новогодний праздник какое? веселое новогоднее представление
Р.п. какого? в еселого новогоднего праздника Р.п. какого? веселого новогоднего представления
Д.п. какому? веселому новогоднему празднику Д.п. какому? веселому новогоднему представлению
В.п. Как именительный падеж
Т.п. каким? веселым новогодним праздником каким? веселым новогодним представлением
П.п. о каком? о веселом новогоднем празднике о каком? о веселом новогоднем представлении

Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинако­вые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления на­выка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.

Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Единственное число Множественное число
Мужской и средний род Женский род
И.п. какой? какое? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее какая? - ая, -яя какие? - ые, -ие
Р.п. какого? - ого, - его какой? - ой, - ей каких? - ых, -их
Д.п. какому? - ому, -ему какой? -ой, -ей каким? – ым, -им
В.п. какой? какое? какого? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его какую? -ую, -юю какие? каких? -ые, -ие, - ых, -их
Т.п. каким? - ым, -им какой? - ой, -ей какими? - ыми, - ими
П.п. о каком? - ом, -ем о какой? - ой, -ей о каких? - ых, -их

 

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопос­тавления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельнос­ти. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).

Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению [- ова], [-ева].

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен при­лагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необхо­димо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: городом (каким?) старым полем (каким?) широким. Для распознавания творительного и предлож­ного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, оконча­ния. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.

При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.