История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-20 | 108 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями.
Имя прилагательное — это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.
Будучи грамматической категорией, объединяющей слова, которые обозначают признак предмета, имена прилагательные определяют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и падеже. Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множественного числа родовые различия отсутствуют.
В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного:
1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;
2) имена прилагательные употребляются в предложении с именами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже;
3) имена прилагательные часто образуются от имен существительных и других частей речи при помощи суффиксов;
4) имя прилагательное является частью речи.
Рассмотрим последовательность работы по годам обучения.
/ класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над лексическим значением
прилагательных и вопросов, на которые они отвечают.
|
Первоклассники узнают, что:
— среди слов, употребляемых нами в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой?какая?какое?какие?;
— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет;
— предметы отличаются друг от друга своими признаками;
— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;
— признаками предмета могут быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.;
— по признакам можно узнать предмет.
Все указанные знания и навыки формируются у детей в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.
// класс. На втором году обучения работа над именем прилагательным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они отвечают, предполагается усвоение некоторых грамматических признаков данной части речи. Дети знакомятся с изменением прилагательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и окончаниями множественного числа.
/// класс. В этом классе программа предусматривает изучение следующего материала: изменения имен прилагательных по падежам, родам и числам в зависимости от существительного, правописания безударных окончаний имен прилагательных.
Таким образом, формирование понятия «имя прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, показывая предмет или его изображение, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Обязательно отмечается, что написаны слова, а сам предмет с его признаками существует в жизни.
Осознанию учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
|
Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое?, по сути своей, связана с умением определить род имен существительных и имен прилагательных и пониманием синтаксической зависимости между ними. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.
Во II классе формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют свойства, характерные для имен прилагательных как части речи:
— обозначают признак предмета;
— отвечают на вопрос какой?,
— изменяются по родам и числам;
— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.
Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с существительными. Следовательно, усвоить род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день (какой?) теплый, ночь (какая?) теплая, утро (какое?) теплое. В результате наблюдения над именами существительными, сочетающимися с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают следующие выводы о прилагательных.
1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).
2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т.п.
3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? иимеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая?и имеет окончание –ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое (-ее).
|
Наблюдая за прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание детей и на следующий факт: после твердых согласных пишутся окончания -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных -ий, -яя,-ее, -ие.
Согласно программе у школьников формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом (порядком) действий.
1. Выясню, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.
2. По роду имени существительного определю род имени прилагательного.
3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.
4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам можно построить по следующему плану.
1. Наблюдение над сочетаниями существительных с прилагательным.
— Запишите имена существительные:
День
Ночь
Утро
— Определите род существительных.
— Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным теплый:
день какой? — теплый
ночь какая? — теплая
утро какое? — теплое
— Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?
2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных.
— Прочитайте вывод в учебнике.
— Определите, какого рода имена существительные.
— Определите род имен прилагательных.
— Почему изменилось окончание в прилагательных?
— Выделите окончания в прилагательных.
3. Аналогичные задания с прилагательными синий, молодой.
4. Обобщение:
— Что можно сказать о роде имен прилагательных?
— На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?
5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).
Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число и выделяют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.
|
Падежные окончания имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.
1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.
Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:
— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);
— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;
— знание окончаний падежей;
— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.
Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:
1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;
2) определяет род, число и падеж существительного;
3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;
4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.
Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:
Мужской род | Средний род |
И.п. какой? веселый новогодний праздник | какое? веселое новогоднее представление |
Р.п. какого? в еселого новогоднего праздника | Р.п. какого? веселого новогоднего представления |
Д.п. какому? веселому новогоднему празднику | Д.п. какому? веселому новогоднему представлению |
В.п. Как именительный падеж | |
Т.п. каким? веселым новогодним праздником | каким? веселым новогодним представлением |
П.п. о каком? о веселом новогоднем празднике | о каком? о веселом новогоднем представлении |
Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинаковые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления навыка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.
|
Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
Единственное число | Множественное число | |
Мужской и средний род | Женский род | |
И.п. какой? какое? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее | какая? - ая, -яя | какие? - ые, -ие |
Р.п. какого? - ого, - его | какой? - ой, - ей | каких? - ых, -их |
Д.п. какому? - ому, -ему | какой? -ой, -ей | каким? – ым, -им |
В.п. какой? какое? какого? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его | какую? -ую, -юю | какие? каких? -ые, -ие, - ых, -их |
Т.п. каким? - ым, -им | какой? - ой, -ей | какими? - ыми, - ими |
П.п. о каком? - ом, -ем | о какой? - ой, -ей | о каких? - ых, -их |
Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).
Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению [- ова], [-ева].
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необходимо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: городом (каким?) старым полем (каким?) широким. Для распознавания творительного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!