Т: методика изучения частей речи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Т: методика изучения частей речи

2017-06-20 440
Т: методика изучения частей речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

План:

1. Лингвистические основы методики работы над частями речи.

2. Система изучения имен существительных.

3. Система изучения имен прилагательных.

4. Система работы над глаголами.

5. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.

6. Словообразовательная работа и лексические упражнения.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Лингвистической основой методики работы над частями речи в школе является учение о частях речи как разрядах слов, объе­диненных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики.

Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (ча­стям речи) осуществляется на основании трех признаков:

семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.);

морфологического (морфологические категории слова);

синтаксического (синтаксические функции слова).

В связи с этим работа должна быть направлена на осознание детьми общности в русском языке определенных групп слов, их роли в общении людей.

Ведущим лингвометодическим положением, определяющим последовательность изучения частей речи, выступает положе­ние о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных клас­сах от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход позволяет сравнивать части речи уже на начальном этапе их изучения, тем самым способствуя более четкому выделению основных сторон формируемых грам­матических понятий. Учащиеся начальных классов усваивают следующие признаки имен существительных, имен прилагатель­ных и глагола:

1) что обозначает слово (предмет, признак или действие);

2) на какие вопросы отвечает;

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории;

4) каким членом предложения чаще всего является;

5) какие имеет окончания, как чаще всего образуется.

Программа / класса включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. // класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: ролью в язы­ке, обобщенным лексическим значением, категорией рода, числа, времени (у глаголов), функцией в предложении. В /// классе уг­лубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой ча­сти речи: изменении имен существительных и имен прилагатель­ных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое внимание уделяется развитию навыков правописания окончаний.

Умение распознавать части речи формируется с опорой на по­нимание сути признаков. Программой начальных классов не пре­дусматривается специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на эти две группы.

Одной из ведущих задач изучения частей речи является разви­тие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение сло­варного запаса детей новыми именами существительными, прила­гательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для этого рекомендуется проводить работу над си­нонимами, антонимами, многозначными словами, а также словами, употребляемыми в прямом и переносном смысле.

 

День

Ночь

Утро

Определите род существительных.

Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным теплый:

день какой? — теплый

ночь какая? — теплая

утро какое? — теплое

Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?

2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных.

Прочитайте вывод в учебнике.

Определите, какого рода имена существительные.

Определите род имен прилагательных.

Почему изменилось окончание в прилагательных?

— Выделите окончания в прилагательных.

3. Аналогичные задания с прилагательными синий, молодой.

4. Обобщение:

Что можно сказать о роде имен прилагательных?

На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?

5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).

Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существительное, к которому от­носится имя прилагательное, определяют род, число и выделя­ют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последую­щей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагатель­ных в речи.

Падежные окончания имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в уст­ной и письменной речи.

3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирова­ния этого навыка составляют следующие знания и умения:

— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;

— знание окончаний падежей;

— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:

1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;

2) определяет род, число и падеж существительного;

3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;

4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.

Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:

 

Мужской род Средний род
И.п. какой? веселый новогодний праздник какое? веселое новогоднее представление
Р.п. какого? в еселого новогоднего праздника Р.п. какого? веселого новогоднего представления
Д.п. какому? веселому новогоднему празднику Д.п. какому? веселому новогоднему представлению
В.п. Как именительный падеж
Т.п. каким? веселым новогодним праздником каким? веселым новогодним представлением
П.п. о каком? о веселом новогоднем празднике о каком? о веселом новогоднем представлении

Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинако­вые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления на­выка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.

Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Единственное число Множественное число
Мужской и средний род Женский род
И.п. какой? какое? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее какая? - ая, -яя какие? - ые, -ие
Р.п. какого? - ого, - его какой? - ой, - ей каких? - ых, -их
Д.п. какому? - ому, -ему какой? -ой, -ей каким? – ым, -им
В.п. какой? какое? какого? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его какую? -ую, -юю какие? каких? -ые, -ие, - ых, -их
Т.п. каким? - ым, -им какой? - ой, -ей какими? - ыми, - ими
П.п. о каком? - ом, -ем о какой? - ой, -ей о каких? - ых, -их

 

Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопос­тавления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельнос­ти. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).

Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению [- ова], [-ева].

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен при­лагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необхо­димо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: городом (каким?) старым полем (каким?) широким. Для распознавания творительного и предлож­ного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, оконча­ния. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.

При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Изучая части речи, учащиеся обогащают свою речь целым рядом новых слов. Упражнения лексического характера могут быть весьма разнообразными. Среди них выделяются три основные группы:

1) словообразовательные;

2) упражнения в группировке;

3) упражнения в синонимической замене.

Упражнения в словообразовании могут иметь различные формы, например:

— образование слов при помощи различных суффиксов;

— образование слов при помощи приставок.

Словообразовательная и лексическая работа при изучении час­тей речи тесно связана с составлением словосочетаний и предложе­ний. Работая со словосочетаниями, можно предложить детям:

— выписать из предложения пары слов с вопросами;

— составить сочетания из двух существительных, из существительного и глагола, из существительного и прилагательного;

— составить разные сочетания с заданным словом в разных падежах, числах и т.п.;

— составить сочетания со словами, которые употребляются в прямом и переносном значении и др.

Упражнения по составлению предложений различаются тематикой предложений, формами употребляемых частей речи, составле­нием ответов на поставленный вопрос и т.д.

В процессе упражнений по образованию имен прилагательных следует обращать внимание на отдельные значения суффиксов. Лексические упражнения связываются с занятиями по грамматике и правописанию. Кроме этого полезно предлагать работу с сочетани­ями имен прилагательных с существительными в прямом и пере­носном значении. Работа с синонимами и антонимами также ока­зывает влияние на развитие речи учащихся.

Тема «Глагол» дает большие возможности для работы над составом слова и словообразованием, а также для упражнений по лексике и синтаксису. Большинство глаголов можно образовать с помощью приставок. Но не следует отказываться от возможности образовывать глаголы с помощью суффиксов.

Из лексических упражнений нужно указать на такие работы, как выяснение значения некоторых слов, на работу над многознач­ными глаголами, над синонимами и антонимами.

Вопросы и задания

Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

План:

1. Лингвистические основы методики работы над частями речи.

2. Система изучения имен существительных.

3. Система изучения имен прилагательных.

4. Система работы над глаголами.

5. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.

6. Словообразовательная работа и лексические упражнения.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.