Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-20 | 440 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
План:
1. Лингвистические основы методики работы над частями речи.
2. Система изучения имен существительных.
3. Система изучения имен прилагательных.
4. Система работы над глаголами.
5. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.
6. Словообразовательная работа и лексические упражнения.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЧАСТЯМИ РЕЧИ
Лингвистической основой методики работы над частями речи в школе является учение о частях речи как разрядах слов, объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики.
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков:
— семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т.д.);
— морфологического (морфологические категории слова);
— синтаксического (синтаксические функции слова).
В связи с этим работа должна быть направлена на осознание детьми общности в русском языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
Ведущим лингвометодическим положением, определяющим последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход позволяет сравнивать части речи уже на начальном этапе их изучения, тем самым способствуя более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий. Учащиеся начальных классов усваивают следующие признаки имен существительных, имен прилагательных и глагола:
|
1) что обозначает слово (предмет, признак или действие);
2) на какие вопросы отвечает;
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории;
4) каким членом предложения чаще всего является;
5) какие имеет окончания, как чаще всего образуется.
Программа / класса включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. // класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: ролью в языке, обобщенным лексическим значением, категорией рода, числа, времени (у глаголов), функцией в предложении. В /// классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменении имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое внимание уделяется развитию навыков правописания окончаний.
Умение распознавать части речи формируется с опорой на понимание сути признаков. Программой начальных классов не предусматривается специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на эти две группы.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи. Для этого рекомендуется проводить работу над синонимами, антонимами, многозначными словами, а также словами, употребляемыми в прямом и переносном смысле.
День
Ночь
Утро
— Определите род существительных.
— Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным теплый:
|
день какой? — теплый
ночь какая? — теплая
утро какое? — теплое
— Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?
2. Выяснение причины изменения окончаний прилагательных.
— Прочитайте вывод в учебнике.
— Определите, какого рода имена существительные.
— Определите род имен прилагательных.
— Почему изменилось окончание в прилагательных?
— Выделите окончания в прилагательных.
3. Аналогичные задания с прилагательными синий, молодой.
4. Обобщение:
— Что можно сказать о роде имен прилагательных?
— На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода? женского рода? среднего рода?
5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных (по учебнику).
Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложением, учащиеся отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число и выделяют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.
Падежные окончания имен прилагательных. В III классе программой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.
1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.
Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:
— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);
— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;
|
— знание окончаний падежей;
— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.
Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:
1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;
2) определяет род, число и падеж существительного;
3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;
4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.
Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:
Мужской род | Средний род |
И.п. какой? веселый новогодний праздник | какое? веселое новогоднее представление |
Р.п. какого? в еселого новогоднего праздника | Р.п. какого? веселого новогоднего представления |
Д.п. какому? веселому новогоднему празднику | Д.п. какому? веселому новогоднему представлению |
В.п. Как именительный падеж | |
Т.п. каким? веселым новогодним праздником | каким? веселым новогодним представлением |
П.п. о каком? о веселом новогоднем празднике | о каком? о веселом новогоднем представлении |
Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинаковые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления навыка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.
Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
|
Единственное число | Множественное число | |
Мужской и средний род | Женский род | |
И.п. какой? какое? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее | какая? - ая, -яя | какие? - ые, -ие |
Р.п. какого? - ого, - его | какой? - ой, - ей | каких? - ых, -их |
Д.п. какому? - ому, -ему | какой? -ой, -ей | каким? – ым, -им |
В.п. какой? какое? какого? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его | какую? -ую, -юю | какие? каких? -ые, -ие, - ых, -их |
Т.п. каким? - ым, -им | какой? - ой, -ей | какими? - ыми, - ими |
П.п. о каком? - ом, -ем | о какой? - ой, -ей | о каких? - ых, -их |
Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во II классе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).
Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -его противопоставляется произношению [- ова], [-ева].
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необходимо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: городом (каким?) старым полем (каким?) широким. Для распознавания творительного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Изучая части речи, учащиеся обогащают свою речь целым рядом новых слов. Упражнения лексического характера могут быть весьма разнообразными. Среди них выделяются три основные группы:
1) словообразовательные;
2) упражнения в группировке;
3) упражнения в синонимической замене.
Упражнения в словообразовании могут иметь различные формы, например:
— образование слов при помощи различных суффиксов;
— образование слов при помощи приставок.
|
Словообразовательная и лексическая работа при изучении частей речи тесно связана с составлением словосочетаний и предложений. Работая со словосочетаниями, можно предложить детям:
— выписать из предложения пары слов с вопросами;
— составить сочетания из двух существительных, из существительного и глагола, из существительного и прилагательного;
— составить разные сочетания с заданным словом в разных падежах, числах и т.п.;
— составить сочетания со словами, которые употребляются в прямом и переносном значении и др.
Упражнения по составлению предложений различаются тематикой предложений, формами употребляемых частей речи, составлением ответов на поставленный вопрос и т.д.
В процессе упражнений по образованию имен прилагательных следует обращать внимание на отдельные значения суффиксов. Лексические упражнения связываются с занятиями по грамматике и правописанию. Кроме этого полезно предлагать работу с сочетаниями имен прилагательных с существительными в прямом и переносном значении. Работа с синонимами и антонимами также оказывает влияние на развитие речи учащихся.
Тема «Глагол» дает большие возможности для работы над составом слова и словообразованием, а также для упражнений по лексике и синтаксису. Большинство глаголов можно образовать с помощью приставок. Но не следует отказываться от возможности образовывать глаголы с помощью суффиксов.
Из лексических упражнений нужно указать на такие работы, как выяснение значения некоторых слов, на работу над многозначными глаголами, над синонимами и антонимами.
Вопросы и задания
Т: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
План:
1. Лингвистические основы методики работы над частями речи.
2. Система изучения имен существительных.
3. Система изучения имен прилагательных.
4. Система работы над глаголами.
5. Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями.
6. Словообразовательная работа и лексические упражнения.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!