Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-20 | 216 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Предлоги. Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются.
В I классеосновная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.
Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок.
В III классепри изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляют некоторые предлоги, а также знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.
Предлоги изучаются в той или иной степени в течение трех лет. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой следующее звено в системе работы над предлогами. Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. Это обусловлено функцией предлогов как служебной части речи, которая состоит в том, что они выражают отношения (связь) между словами в предложении.
Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:
1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание;
2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.
Решение этих задач осуществляется в тесной взаимосвязи. Учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:
— слитное написание со следующим за предлогом словом;
|
— графически неправильное написание (ис кувшина, бес пальто);
— пропуск предлога (прыгнул воду).
Обучение раздельному написанию предлогов основывается на анализе предложений: подсчет количества слов в предложении, выяснении начальной формы слова, употребленного с предлогом, вставка слова между предлогом и следующим за ним словом.
Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе сходен с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково независимо от его произношения.
Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью является важным учебным материалом. При обучении целесообразно исходить из того, что предлоги имеют и грамматическое, и лексическое значение. С помощью предлогов в языке обозначаются отношения между предметами, между действиями и предметами, признаками и предметами. Однако лексическое значение предлога проявляется только в словосочетании, где оно раскрывается в связи со значением как управляющего, так и управляемого слова.
В работе над предлогами учитель руководствуется с ледующими положениями.
1. Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как о средстве выражения связи между словами в словосочетании.
2. При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. При этом предлоги противопоставляются знаменательным словам (без терминологии): предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно.
3. Грамматическое значение предлога, как и лексическое, проявляется в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.
|
4. Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных окончаний (служат для связи слов).
Итак, изучение предлогов не ограничивается только формированием навыка их раздельного и графически правильного написания. Большое место отводится усвоению их синтаксической роли.
Местоимение. Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Кроме того, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики: устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.
Давая общее представление о местоимениях, следует в процессе упражнений довести до сознания детей их значение. Содержание сообщаемых сведений можно выразить в такой таблице:
Тот, кто сообщает или спрашивает – Я
Я и другие – МЫ
Тот, к кому обращаются с речью – ТЫ
Ты и другие – ВЫ
Тот, о ком говорят – ОН (ОНА, ОНО)
Все, о ком говорят – ОНИ
Программа не ставит цели научить детей определять любую падежную форму местоимений. Но учащиеся должны уметь узнавать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с местоимениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полезно давать задания на замену местоимениями существительных с предлогами и наоборот.
Чтобы дети научились узнавать местоимения 1, 2 и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомендовать и такие:
1) списать, заменяя выделенные существительные местоимениями;
2) выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них;
3) списать и подчеркнуть местоимения;
4) при списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме.
Большое практическое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи учащихся на всех уроках.
Наречие. Тема «Наречие» в начальных классах не изучается, но практика показывает, что первоначальные, самые минимальные сведения об этой части речи необходимо дать младшим школьникам, так как эти слова часто используются детьми в устной и письменной речи.
|
Наречие — это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к глаголу, именам существительным, прилагательным и производным от них.
Являясь знаменательным словом, наречие обладает самостоятельным лексическим значением, чем и отличается от служебных слов. Наречия уточняют значения слов, к которым относятся.
В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как?где?куда?откуда?когда?). Главное при работе с наречиями — научить детей распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия:
1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.;
2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.
Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом.
Второй задачей является формирование первоначальных навыков правописания небольшой группы наречий.
Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:
1) в процессе выполнения упражнений на выявление связи слов
в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов: отдыхали как? — весело; пришел откуда? — издалека;
2) при работе с синонимами: весело — забавно, громко — оглушительно;
3) при работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.
Лексические упражнения желательно связывать и с тренировкой в написании различных орфограмм:
— безударных гласных: тяжело — легко, темно — светло;
— непроизносимых согласных: рано -- поздно, весело — грустно;
— звонких и глухих согласных: высоко — низко, далеко — близко.
Полезно обращение к наречиям с целью развивать умение отличать их от других слов при классификации и группировке слов по частям речи.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
|
Изучая части речи, учащиеся обогащают свою речь целым рядом новых слов. Упражнения лексического характера могут быть весьма разнообразными. Среди них выделяются три основные группы:
1) словообразовательные;
2) упражнения в группировке;
3) упражнения в синонимической замене.
Упражнения в словообразовании могут иметь различные формы, например:
— образование слов при помощи различных суффиксов;
— образование слов при помощи приставок.
Словообразовательная и лексическая работа при изучении частей речи тесно связана с составлением словосочетаний и предложений. Работая со словосочетаниями, можно предложить детям:
— выписать из предложения пары слов с вопросами;
— составить сочетания из двух существительных, из существительного и глагола, из существительного и прилагательного;
— составить разные сочетания с заданным словом в разных падежах, числах и т.п.;
— составить сочетания со словами, которые употребляются в прямом и переносном значении и др.
Упражнения по составлению предложений различаются тематикой предложений, формами употребляемых частей речи, составлением ответов на поставленный вопрос и т.д.
В процессе упражнений по образованию имен прилагательных следует обращать внимание на отдельные значения суффиксов. Лексические упражнения связываются с занятиями по грамматике и правописанию. Кроме этого полезно предлагать работу с сочетаниями имен прилагательных с существительными в прямом и переносном значении. Работа с синонимами и антонимами также оказывает влияние на развитие речи учащихся.
Тема «Глагол» дает большие возможности для работы над составом слова и словообразованием, а также для упражнений по лексике и синтаксису. Большинство глаголов можно образовать с помощью приставок. Но не следует отказываться от возможности образовывать глаголы с помощью суффиксов.
Из лексических упражнений нужно указать на такие работы, как выяснение значения некоторых слов, на работу над многозначными глаголами, над синонимами и антонимами.
Вопросы и задания
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!