Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями

2017-06-20 216
Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предлоги. Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве само­стоятельной темы предлоги не изучаются.

В I классеосновная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его от­дельно от других слов.

Во II классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок.

В III классепри изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляют некоторые предлоги, а также знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.

Предлоги изучаются в той или иной степени в течение трех лет. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой следующее звено в системе работы над предлогами. Особенностью изучения предлогов является то, что работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. Это обусловлено функцией предлогов как служебной части речи, которая состоит в том, что они выражают отношения (связь) между словами в предложении.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:

1) формирование навыка раздельного написания предлогов со следующим словом, графически правильное их начертание;

2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.

Решение этих задач осуществляется в тесной взаимосвязи. Учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:

— слитное написание со следующим за предлогом словом;

— графически неправильное написание (ис кувшина, бес пальто);

— пропуск предлога (прыгнул воду).

Обучение раздельному написанию предлогов основывается на анализе предложений: подсчет количества слов в предложении, выяснении начальной формы слова, употребленного с предлогом, встав­ка слова между предлогом и следующим за ним словом.

Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе сходен с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог всегда пишется одинаково независимо от его произношения.

Ознакомление со смысловым значением предлогов и их синтаксической ролью является важным учебным материалом. При обучении целесообразно исходить из того, что предлоги имеют и грамматичес­кое, и лексическое значение. С помощью предлогов в языке обозначаются отношения между предметами, между действиями и предметами, признаками и предметами. Однако лексическое значение предлога проявляется только в словосочетании, где оно раскрывается в связи со значением как управляющего, так и управляемого слова.

В работе над предлогами учитель руководствуется с ледующими положениями.

1. Обучение строится так, чтобы постепенно подвести учащихся к пониманию синтаксической роли предлогов. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как о средстве выражения связи между словами в словосочетании.

2. При ознакомлении с предлогом выясняется его лексическое значение. При этом предлоги противопоставляются знаменательным словам (без терминологии): предлог не употребляется в речи без другого слова, а знаменательное слово употребляется самостоятельно.

3. Грамматическое значение предлога, как и лексическое, проявляется в словосочетании, поэтому учащиеся знакомятся с пред­логами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.

4. Поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, целесообразно подвести детей к пониманию близости синтаксических функций предлога и падежных оконча­ний (служат для связи слов).

Итак, изучение предлогов не ограничивается только формированием навыка их раздельного и графически правильного написа­ния. Большое место отводится усвоению их синтаксической роли.

Местоимение. Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно час­то допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Кроме того, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики: устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.

Давая общее представление о местоимениях, следует в процессе упражнений довести до сознания детей их значение. Содержание сообщаемых сведений можно выразить в такой таблице:

Тот, кто сообщает или спрашивает – Я

Я и другие – МЫ

Тот, к кому обращаются с речью – ТЫ

Ты и другие – ВЫ

Тот, о ком говорят – ОН (ОНА, ОНО)

Все, о ком говорят – ОНИ

Программа не ставит цели научить детей определять любую падежную форму местоимений. Но учащиеся должны уметь узнавать местоимения. Ошибки на правописание предлогов с место­имениями вызваны именно тем, что дети не узнают местоимения. В связи с этим полезно давать задания на замену местоимениями существительных с предлогами и наоборот.

Чтобы дети научились узнавать местоимения 1, 2 и 3-го лица, необходимо проводить систематические упражнения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомен­довать и такие:

1) списать, заменяя выделенные существительные местоимениями;

2) выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них;

3) списать и подчеркнуть местоимения;

4) при списывании вместо точек вписать местоимения в нуж­ной форме.

Большое практическое значение имеют не только специальные письменные и устные упражнения, но и постоянное внимание учителя к устной речи учащихся на всех уроках.

Наречие. Тема «Наречие» в начальных классах не изучается, но практика показывает, что первоначальные, самые минимальные сведения об этой части речи необходимо дать младшим школьникам, так как эти слова часто используются детьми в устной и пись­менной речи.

Наречие — это грамматическая категория, под которую подводятся несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. На­речия примыкают к глаголу, именам существительным, прилага­тельным и производным от них.

Являясь знаменательным словом, наречие обладает самостоя­тельным лексическим значением, чем и отличается от служебных слов. Наречия уточняют значения слов, к которым относятся.

В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяемость, примыкание к глаголу и вопросы (как?где?куда?откуда?когда?). Главное при работе с наречиями — научить детей распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребительные, часто встречающиеся наречия:

1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.;

2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.

Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии сознательного усвоения детьми самых характерных особенностей наречия: неизменяемости и связи с глаголом.

Второй задачей является формирование первоначальных навыков правописания небольшой группы наречий.

Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:

1) в процессе выполнения упражнений на выявление связи слов
в предложении, при выписывании пар взаимосвязанных слов: отдыхали как?весело; пришел откуда?издалека;

2) при работе с синонимами: весело — забавно, громко — оглушительно;

3) при работе с антонимами: хорошо — плохо, близко — далеко.

Лексические упражнения желательно связывать и с тренировкой в написании различных орфограмм:

— безударных гласных: тяжело — легко, темносветло;

— непроизносимых согласных: рано -- поздно, весело — грустно;

— звонких и глухих согласных: высоко — низко, далекоблизко.

Полезно обращение к наречиям с целью развивать умение отличать их от других слов при классификации и группировке слов по частям речи.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Изучая части речи, учащиеся обогащают свою речь целым рядом новых слов. Упражнения лексического характера могут быть весьма разнообразными. Среди них выделяются три основные группы:

1) словообразовательные;

2) упражнения в группировке;

3) упражнения в синонимической замене.

Упражнения в словообразовании могут иметь различные формы, например:

— образование слов при помощи различных суффиксов;

— образование слов при помощи приставок.

Словообразовательная и лексическая работа при изучении час­тей речи тесно связана с составлением словосочетаний и предложе­ний. Работая со словосочетаниями, можно предложить детям:

— выписать из предложения пары слов с вопросами;

— составить сочетания из двух существительных, из существительного и глагола, из существительного и прилагательного;

— составить разные сочетания с заданным словом в разных падежах, числах и т.п.;

— составить сочетания со словами, которые употребляются в прямом и переносном значении и др.

Упражнения по составлению предложений различаются тематикой предложений, формами употребляемых частей речи, составле­нием ответов на поставленный вопрос и т.д.

В процессе упражнений по образованию имен прилагательных следует обращать внимание на отдельные значения суффиксов. Лексические упражнения связываются с занятиями по грамматике и правописанию. Кроме этого полезно предлагать работу с сочетани­ями имен прилагательных с существительными в прямом и пере­носном значении. Работа с синонимами и антонимами также ока­зывает влияние на развитие речи учащихся.

Тема «Глагол» дает большие возможности для работы над составом слова и словообразованием, а также для упражнений по лексике и синтаксису. Большинство глаголов можно образовать с помощью приставок. Но не следует отказываться от возможности образовывать глаголы с помощью суффиксов.

Из лексических упражнений нужно указать на такие работы, как выяснение значения некоторых слов, на работу над многознач­ными глаголами, над синонимами и антонимами.

Вопросы и задания


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.