Тема 10. Натуралистические концепции власти. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 10. Натуралистические концепции власти.

2017-06-20 367
Тема 10. Натуралистические концепции власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Антропологическая концепция власти Э. Канетти

2. Телеологическая концепция власти Б. Рассела

3. Фрейдистская и неофрейдистские концепции.

Ый вопрос.

Э. Канетти (1905-1994), немецкоязычный писатель и публицист, автор романа «Ослепление», драмы «Пронумерованные», публицистической прозы «Голоса Марракеша», «Масса и власть». Лауреат Нобелевской премии (1981 год).

Родился в болгарском городке Рущук, входившем в состав Австро-Венгрии, в который переселились его предки-евреи в 15 веке из Испании. В 1939 г. эмигрировал в Англию, где прожил большую часть жизни, пока не переехал в Швейцарию

В 20-ые годы начал писать политическую публицистику «Масса и власть» (1960).

Суть антропологического подхода Канетти: рассмотреть власть как самый действенный механизм защиты от угрозы насильственной смерти: «Власть – триумф выжившего» (Э. Канетти)

Но в отличие от насилия власть включает элемент игры.

Сущность власти: контролируемое пространство, где присутствуют надежда на спасение, с одной стороны, надзор и заинтересованность в умерщвлении, с другой.

Разницу между насилием и властью можно продемонстрировать на очень простом примере - на отношении между кошкой и мышью.

Власти в противоположность насилию присуща несколько большая широта, у нее больше и пространства, и времени.

Можно сказать, что тюрьма похожа на пасть: отношение между ними это отношение между властью и насилием.

Специфика власти:

1) Подчинение приказу: «Приказ в своей компактной завершённой форме… является одним из опаснейших элементов совместного человеческого существования.

Только выполненный приказ оставляет своё жало. Кто отклонил приказание, тот не хранит в себе жало.

Свободный человек» - тот, кто научился отклонять приказ, а не тот, кто освобождается от жала впоследствии.

Однако, тот, кто слишком долго тянет с таким освобождением, или вообще не осиливает его, тот, без сомнения, лишён минимума свободы».

2) Специфика человека в его необычной способности к превращению, то есть способности принимать роль другого.

Притворство первая ступень, а окончательная фигура – прожить в образе, который ты принял. Не создать образ, а частично оставаться в нём всегда.

Это «двое в одном», как египетские боги, что даёт «победу на смертью» (Пушкин: «Нет, весь я не умру…»)

Драма «Пронумерованные»: идеология выживания, где каждый человек знал дату своей смерти.

«Политический человек» - ограниченный человеческий тип.

«Лики власти»

Власть как скорость

Это скорость, позволяющая настичь и схватить. И в том и в другом случае образцами для человека служили животные

Быстрей всех во все времена была молния. Зачастую молния главное оружие самого могущественного бога. В подражание ей человек создал и свое особое оружие огнестрельное. Вспышка и гром выстрела из ружья и особенно из пушки вызывали страх у народов, которым это оружие было неведомо: оно воспринималось ими как молния.

И прежде люди всячески старались сделать себя быстрейшими из животных. Приручение лошади и образование конницы в ее наиболее совершенной форме привели к великому историческому прорыву с Востока.

Власть как прощение. Помилование

Власть прощения это власть, на которую у каждого есть право и которой обладает каждый. Властитель никогда не прощает на самом деле. Каждое враждебное действие берется на заметку, скрыто хранится в душе до поры до времени. Иногда прощение дастся в обмен на истинную покорность;

Помилование весьма высокий и концентрированный акт власти, ибо оно предполагает осуждение; без осуждения невозможен и акт помилования.

Высшее проявление власти это когда помилование происходит в последний момент

Власть как право на вопрошание. Всякий вопрос есть вторжение, он проникает словно нож в тело спрашиваемого.

Власть как тайна. Сердцевина власти. Акт выслеживания по своей природе тайный. Сокрытие своей сущности.

Власть как суждение и осуждение. Радость отрицательного суждения очевидна. Сам же ты принадлежишь к другому разряду – лучших.

Свойства массы

Можно выде­лить следующие четыре черты:

1. Масса хочет постоянно расти. Природных границ для ее ро­ста не существует. Там, где такие границы искусственно созда­ны, то есть в институтах, служащих сохранению замкнутой мас­сы, всегда возможен и время от времени происходит прорыв массы. Безусловно надежных учреждений, которые могли бы раз и навсегда помешать приросту массы, не существует.

2. Внутри массы господствует равенство. Оно абсолютно, бес­спорно и никогда не ставится под вопрос самой массой. Оно имеет такое фундаментальное значение, что можно определить состояние массы именно как состояние абсолютного равенства. У всех есть головы, у всех есть руки, а чем там они отличаются, не так уж важно. Ради этого равенства и становятся массой. Все, что могло бы от этого отвлечь, не стоит принимать во внимание. Все лозунги справедливости, все теории равенства вдохновлены в конечном счете этим опытом равенства, который каждый по-своему пережил в массе.

3. Масса любит плотность. Никакая плотность для нее не чрезмерна. Освободить человека от страха перед прикосновением способна лишь масса. Не должно быть никаких перегородок, ничего чуже­родного внутри, все должно по возможности ей принадлежать. Чувство наибольшей плотности она получает в момент разряд­ки. Возможно, еще удастся подробнее; определить и измерить эту плотность.

4. Массе нужно направление. Она находится в движении и дви­жется к чему-то. Общность направления для всех, кто к ней при­надлежит, усиливает чувство равенства. Цель, лежащая вне каждого в отдельности и относящаяся ко всем, вытесняет част­ные, неравные цели, которые были бы для массы смертельны. Для того чтобы она существовала, ей необходимо направление. Поскольку масса всегда боится распада, ее можно направить к какой-то цели. Но тут существует еще и темная инерция движения, зовущая к новым, более важным связям. Часто нет воз­можности предсказать, какого рода будут эти связи.

Ой вопрос

Б. Рассел (1872 – 1970) родился в семье Джона Рассела, виконта Эмберли, и Кэтрин (Стэнли) Рассел.

После смерти обоих родителей Бертрана и двух его старших братьев взяла на попечение их бабушка, графиня Рассел, придерживающаяся пуританских взглядов.

В 1896 году Рассел издает свою первую значительную работу «Германская социал-демократия», где удивительно глубоко для молодого философа рассматривает проблемы и пути развития левых идей.

В 1908 году философ становится членом фабианского общества, в состав которого входили известные писатели Бернард Шоу и Герберт Уэллс, экономист Джон Мейнард Кейнс. Рассел, однако, не разделяет полностью взгляды фабианцев. Он симпатизировал анархизму, а силу государства считал главной причиной несчастья в современном мире.

В годы Первой мировой Рассел как пацифист становится членом организации «Противодействие призыву на военную службу». За противодействие властям Рассела лишают места в Тринити-колледже

В 1961 году за участие в одной из антивоенных акций 89-летнего Нобелевского лауреата приговаривают к семидневному тюремному заключению. Магистрат предложил заменить его на «обещание хорошего поведения», но Рассел отказался.

1962 году во время обострения Карибского кризиса Рассел напрямую обращается к Кеннеди и Хрущеву с призывом немедленно вступить в переговоры.

Работы: «Мои политические идеалы» (1917), «Практика и теория большевизма» (1920), «Происхождение фашизма» (1935), «Власть: новый социальный анализ» (1938), «Власть и личность» (1949)

 

Б. Рассел: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей».

Власть в обществе аналогична энергии в природе, стремление к власти имеет следствием повышенная жизненной энергии, но направленной на реализацию определённых целей.

С точки зрения целенаправленности различается стремление к власти над людьми и власти над природой.

Стремление к власти над людьми есть следствие определённой страсти, которая по силе равнозначна другой основной страсти - стремление к славе

Но здесь люди сильно различаются:

1) Энергично стремятся к власти или славе

2) Стремящиеся, но не склонные к борьбе за власть и славу

3) Большинство средних людей, не наделённых этими стремлениями

4) Одиночки, асоциальные люди, тяготящиеся обществом. публичностью

Вывод: Из двух людей большей властью обладает тот, кто может реализовать те же поставленные цели, что и другой, плюс ещё и нереализованные другим цели.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.