Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наука как форма общественного сознания

2017-06-19 767
Наука как форма общественного сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Наука как форма общественного сознания

Общественное сознание в целом и его формы — политическое и правовое, научное и религиозное, нравственное и эстетическое и т.п. — являются составной частью культуры общества.
Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от чисто индивидуального, личностного и выделяют взгляды, идеи, концепции, теории, характерные для общества в целом или какой-либо социальной группы. Хотя общественное сознание прямо и опосредованно формируется людьми, личностями, оно выходит из-под их влияния и становится достоянием всего общества. В частности, открытия, сделанные конкретными учёными (например, в области химии или физики, математики или экономики, социологии или педагогики и т.п.), принадлежат всему обществу, человечеству.
Наука возникла как средство разрешения сложной гносеологической задачи и преобразования природных и общественных явлений на основе познания их сущности. В этом плане проявляются две функции науки:
- первая — познавательная (новационная), заключающаяся в проникновении в сущность вещей;
- вторая — практическая (инновационная), суть которой в участии науки в преобразующей деятельности человека и общества.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, составляет предмет науки. Ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает его метод.
В результате исследования конкретный учёный или научный коллектив получают новые знания, делают открытия, которые становятся прорывными для деятельности в конкретной сфере жизни. Одновременно они становятся достоянием всего общества. Становясь достоянием общества, эти знания приобретают форму общественного сознания — научного, имеющего свою номологическую специфику.
Если в других формах общественного сознания рациональное познание объективной действительности, её упорядоченное и систематизированное отражение является вторичной целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место.
Наука — это базовая форма общественной деятельности, сфера жизни общества, её исторически сложившийся системообразующий институт, целенаправленный на познание и преобразование действительности. Это такая духовная деятельность, которая имеет своим продуктом предметно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

·

Юриспруденция как социально-гуманитарная наука. Взаимосвязь юридической науки с неюридическими гуманитарными науками. Юридическая наука и философия. Взаимосвязь юриспруденции с политологией, экономическими науками, социологией, историей.

 

Юридическая наука, исследуя право как феномен интегративный, отражающий сущность и закономерности упорядочиваемых им явлений, неразрывно связана с науками, изучающими эти явления. Особенно ощутима связь юридической науки с философией, формулирующей общие закономерности природы, общества и человека, а также экономической и политической науками, познающими объективные законы в этих весьма значимых сферах жизни и детальности людей.

Философские научные законы и категории важны для как отправные положения, преломляющиеся в нраве в русле соотношения общего с отдельным. Одним из конкретных проявлений этого соотношения является отпочкование в правоведении науки философии права.

Экономические науки вооружают юриспруденцию знанием экономических законов, механизм действия которых в итоге обусловливает функционирование правовых закономерностей. Здесь конкретным проявлением воздействия является отпочкование науки экономического (хозяйственного) права.

Для правоведения также значимы науки, изучающие закономерности поведения человека, характер этого поведения, в частности психические переживания, воздействующие на формирование права и его реализацию. В связи с этим не случайно в юриспруденции возникла психологическая школа права, а психология как наука вторгается в правоведение еще и в качестве прикладных юридических дисциплин (судебная психология, судебная психиатрия).

Изменения в поведении людей непосредственно предопределяются их мнением, складывающимся под воздействием конкретных условий, исследуемых социологией. Она также вторгается в правоведение как своими общими научными выводами, так и сформировавшейся конкретной юридической наукой - социологией права.

Закономерности политической сферы важны для правоведения потому, что они, с одной стороны, включаются в право, как и другие регулируемые им явления, а с другой стороны - объективные законы права, его принципы диктуют политической власти соответствующую ориентацию в процессе ее осуществления. Органическая связь государственной власти и права обусловила появление в юриспруденции науки общей теории государства и права, а субъективная потребность исследования специфики политической жизни - обособленной науки политологии.

Юриспруденция связана и с другими общественными науками, объектами которых являются отношения, регулируемые правом. В свою очередь, значимые для правоведения науки сами нуждаются в юридических знаниях, поскольку они не могут игнорировать то реальное, что привносит право, упорядочивая соответствующие явления и процессы, изучаемые этими науками.

Содержание и форма государства. Основные подходы в государствоведении к понятиям государственный аппарат, механизм государства и форма государства.

Содержание и форма государства.

От того, какие задачи решает государство, его аппарат управления, зависит положение людей. Сущность государства проявляется в его форме, типе. Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях. Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы. Кант рассмат­ривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-полити­ческих кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государст­ве устойчиво, стабильно главным образом относится к его фор­ме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государствен­ного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юриди­ческой сферы в значительной степени берет свое начало госу­дарственно-правовой нигилизм — тяжелый социальный недуг на­шего времени. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука дер­жала в центре своего внимания два вопроса: 1) какие формы государства знает история и современность и 2) какая из извест­ных государственных форм наилучшим образом подходит для данного народа в данное время. Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства неотделима от его формы, на что указывает этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антро­пологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духов­ной способности — души). «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи» — считали римские юристы. Римские юристы полагали, что именно форма дает бытие вещи. Форма есть способ существования и выражения содержания, именно форма, а не что-либо другое, содержательна. Так, Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование любой вещи возникает из ее формы. Марксистская философия выдвинула тезис о диалектическом единстве формы и содержания. При этом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма – ту его сторону, которая модифицируется и изменяется в зависимости от изменения содержания и конкретных условий его существования. В свою очередь форма, обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активное воздействие на содержание: форма, соответствующая содержанию, ускоряет его развитие, тогда как форма, переставшая соответствовать изменившемуся содержанию, тормозит его дальнейшее развитие.

Содержание формы государства

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образова­ния и организации высших органов государственной власти и уп­равления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цент­ральной, региональной и местной властей. В-третьих, это при­емы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (го­сударственного, политического) режима. Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения: а) форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика); б) форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация); в) политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти (демократический и антидемократический. Указанное понимание формы государства сложилось не сра­зу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитичес­ком пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входит 12 его участников - бывших союзных республик.

Понятие государственного механизма и государственной власти Для обеспечения выполнения функций в любом государ­стве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государ­ственной власти, механизм государства. Государственная власть выражается в способности офици­альных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного при­нуждения. Как подчеркивал Н.М.Коркунов, «государствен­ная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Власть реализуется в определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с про­грессивными гуманистическими доктринами функциониро­вание государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граж­дан в органах власти; разделение властей; гласность и от­крытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм. В юридической науке понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» различаются, но суще­ствует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.). Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", или "вещество", из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные орга­ны, учреждения и организации. Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организа­ций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства. Механизм государства главное и опре­деляющее звено политической системы, может оказывать положитель­ное и отрицательное воздействие на процессы, про­исходящие в обществе. Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят госу-дарственные органы управ­ления, обладающие властными полномочиями, государ­ственные учреждения, не обладающие властными полно­мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения). Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля­ется человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют­ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас­совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп­ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы­сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи­тельные концепции относительно понятия «механизм государства». Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования меха­низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го­сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества. Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти. Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений. Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами): = Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством. = Единство и Соподчиненность структурных элементов. Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело­го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст­венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже­стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя­щих. Взаимоотношения между государственными органа­ми могут строиться на началах координации (меж­ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо­дательными органами субъектов РФ) и на началах субординации (органы прокуратуры). Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу является показателем кризиса политической власти в государстве. = Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования. = Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных ору­дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно­сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа­рат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения. = Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».

Формационный подход

До недавнего времени, до 90-ых годов, все рассматривалось исключительно с точки зрения формационного подхода. Суть этого подхода состоит в том, что в основе типизации лежит научная категория общественная формации, основанная на том или ином способе производства, отражающая отношения базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиций его социального назначения. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.

1. Первичный период – архаичный

2. Вторичный – экономический

3. Третичный – коммунистический

Под первичной и третичной общественной формацией Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. С разрушением общины, возникает обращение товаров, появляется закон стоимости и другие экономические закономерности, происходит возникновение экономической формации, на смену личной зависимости приходит экономическая зависимость. Первичная и коммунистическая могут быть характеризованы как общественные формации, не имеющие экономического характера. основные признаки экономической формации – наличие частной собственности, эксплуатация человека человеком, антагонистических классов товарного производства. Таким образом макро-формации по существу идентичны на доклассовое, классовое и бесклассовое общество. В марксистском учение вторичная или экономическая макро-формация является центральным элементом, но Маркс считал что экономическая формация – доисторическое время, история настанет только в бесклассовом обществе. Экономическую формацию Маркс делил на более меньшие периоды – общественно-экономические формации. Каждая из общественно-экономических формаций представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической формации таких общественно-экономических формаций обычно выделяют три. Рабовладельческая (античная), феодальная и буржуазная, каждой из которых соответствует свой способ производства. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и соответственно государство служит классу, господствующему в данном обществе. Типов государства соответственно тоже три. Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг: существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовый противоречиях было необходимо государство, то есть 20т. с.40

Согласно учениям Маркса и Энгельса государственность не упраздняется после ликвидации господства буржуазии, потому что на первой фазу коммунизма (социализм), сохраняются классы, следовательно сохраняется потребность в государстве. После пролетарской революции возникает четвертый этап – социалистическое. Государство служит рабочему классу – государство диктатуры пролетариата. Высказывания Маркса и Энгельса носили прогностический характер, при их жизни таких государств не было. Но в 1917 большевики взяли эту идеологию на вооружение, и стали называть его социалистическим.

Каждая из форм собственности (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалист) является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Совокупность производственных получило название базиса общества, в отличие от его надстройки, куда входят политическая, правовая, идеологическая, моральная формы отношений. Сами же производственные отношения детерминируются уровнем развития производительных сил. Базис и надстройка в совокупности называются формацией. Исторически первым типом государства было рабовладельческое государство (Древние Греция и Рим). Возникновения государств-рабовладельцев было закономерностью, экономической предпосылкой являлось появление товарного производства, возникновения частной собственности и эксплуатация человека человеком. Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность не только на средство производства, но и на рабов. Рабовладельческое государство оставалось на всех этапах средством защиты собственности рабовладельцев и их классового господства.

Следующий исторический тип – феодальное государство, политическая власть в котором покоилась на феодально-производственных отношениях, основой этих отношений являлась собственность на главное средство производства (землю), и отсутствие такой собственности у главного производителя (крестьян). В то же время в эпоху феодализма феодал обладал неполной собственностью на работника, который обладал правом владеть некоторой частью орудий средств производства (для обработки земли и т.д.) Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах:

1) барщина (отработка на феодала определенное время)

2) натуральный оброк (передача части произведенного продукта)

3) денежный оброк

Феодальное государство характеризуется иерархией социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличается особым юридическим статусом. Нет единого права, каждое сословие имеет свое право, распространяющееся только на это сословие. На всех этапах развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием насилия над крепостными крестьянами, органами диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны и укрепления развития феодально-экономического базиса.

Буржуазное государство – впервые в Европе и Северной Америке, в результате буржуазных революций 17-18 веков. Эти революции положили начло новой формации – капитализму. В своем историческом развитии буржуазное государство проходит три стадии развития

· домонополистическое государство

· монополистическое государства

· государство глобального корпоративного капитала

Каждая из стадий имеет свои особенности. На первой стадии государство по своей социальной сущности представляло собой

Организация этого государства характеризуется установление равенства, в то же время благодаря системе различных цензов неимущие классы отстраняются от возможности управлять делами государства, соответственно оно и действует в интересах собственников. Господство собственников оправдывается доктриной государство ночной сторож (только административные функции) – экономический либерализм. Второй этапимпериализм. Это государство, в котором обострились до предела все противоречия свойственный обществу предшествующего этапа. Эксплуатация людей (экономическая) приводила к социальным взрывам. Формирование монополистического капитала в ведущих странах сопровождалось политикой отхода от экономического либерализма, сопровождавшимся активным вмешательством государства в экономику. Рост расходов на социальные нужды преобразовывали характер государства, обеспечивали трудящимся определенные социальные гарантии. Главным результатом эволюции социальной природы государства на этом этапе стало становление социально-правового государства. Развитие этого гос-ва ускорилось после Второй мировой войны. В 80-90ых годах происходит подъем неолиберализма, что связано с возникновением однополярного мира, ускоренной глобализации мирового хоз-ва, буржуазное государство становится полит надстройкой над формирующемся информационном обществом и вступает в третью стадию развития. Характеристики такого государства ее пока разрабатываются. Четвертый тип государства – социалистическое государство. По мнению идеологов марксизма социалистическое государство представляет собой высший и последний тип государства. По мнению марксистов сущность этого государства заключается в том, что оно представляет собой организационную форму экономического, социального, культурного руководства общества, цель которого – строительство коммунизма.

Недостатки – это государство не смогло создать экономических стимулов производства ни промышленности ни сельского хозяйства. Административно командная система отличалась полным отсутствием демократии, диктаторские методы сохранились потом и привели к репрессиям, сформировался правящий слой – номенклатура, кризисные явления настали в обществе, они ускорялись перерождением бюрократии.

Эта теория разработана на европейской истории Марксом и Энгельсом.

Недостатки формационной теории: потерпел неудачу социалистический эксперимент; появление социализма произошло не в самых развитых странах; теория не учитывала возможности появления переходных государств.

Цивилизационный подход

Цивилизация – все что создано человеком, в отличие от того, что дала человеку природа. Цивилизация предполагает с одной стороны определенный уровень технического обещственного и культурного развития, с дургой стороны специфику, которая порождна природными, социальными, этническими, историческими усвоями и обстоятельствами. В наиболее обещм виде цивилизация может быть опрееделна как социо-культурную систему, основанную на определнны духовно-нравственных и культурных ценностях и структурах, система, которая поддерживает необходимую интеграцию общества и вто же время сохраняет высокую степень его дифференциации, что является основной жизнедеятельности все более усложняещегося обещства. На рубуже 20-21 века цив подход заявляет все большие права на описание всемирно-исторического процесса, и в чем то он существенно дополняеет и обогащает формационный подход, позволяет составить принципииально иное представление о соотношении жкономики политики культуры, позволяет по новому понять роль духовного фактора.

в рамках цив подхода существует 2 течени:

- социо-культурный подход – Шпенглер + Тойнби + Данилевский. Данилевский – общая типология культур, является историей локальных цивилизаций, имеющих замкнутый характер, но схожий механизм. Он выделял 11 полноценных циивлзаций. По мнению Данилевского европейскйи тип цивилизации обречен на упадок, который намтелися уже во второй половине 19ого века, а на смену должна прити восточно-славянская цивилизация. Шпенглер противпоставлял культуру и цивилизацию. По мнению Шпенглера – цив – продукт рождения и перерождения культуру. Он выделял 8 культур. Каждая из этих культур переживает зарождение расцвета и упадка. Единйо культруы не существует. Отрицал идею прогресса государственно-правовых форм. Тойнби: приориет культурного начлаа. По тойнби все известные в истории цивилизации – определные типы чел сообществ, вызывающие ассоциации в области религии ирхитектуры живописи и тд. По Тойнби не существует единой истории – это круговорт отдельных цивилизаций и государств, замкнутых в себя и параллельно существующих. Тойнби допускал возможность глобального общества со всемирной религией этикой.

МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В течение большей части ХХ столетия в отечественной исторической науке господствовал так называемый формационный подход. Соответственно и место России во всемирной истории определялось с точки зрения принадлежности ее к одной из общественно-экономических формаций. В последнее время активно стал применяться иной подход – цивилизационный. Наука о цивилизациях является на сегодня одним из признанных и влиятельных направлений общественной мысли. Оба подхода не исключают друг друга, поскольку высвечивают разные стороны всемирно-исторического процесса. Понятие формация отображает его временной срез. Понятие цивилизация может нести в себе временной аспект, но только в рамках региона (в таком-то регионе одна цивилизация может сменить другую); главным же образом это понятие отображает пространственный срез истории (в разных регионах – разные цивилизации). В рамках одной формации могут существовать одновременно несколько цивилизаций, с другой стороны, одна цивилизация может пройти несколько формационных стадий.

Понятие формация отображает в первую очередь социально-экономический строй общества, в то время как цивилизация – главным образом историко-культурный феномен.

Цивилизация – это «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний».

Обычно границы цивилизации перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц. В общем и целом каждая из цивилизаций сохраняет свою самобытность вопреки изменениям, касающимся отдельных сторон ее жизни.

Принято деление локальных цивилизаций на два главных типа: западные и восточные цивилизации. Исторические корни западных цивилизаций в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран, при всех отличиях в их историческом пути, культуре, менталитете. Другой тип – восточные цивилизации, культурно-психологические устои которых сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типы относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Западники или «европеисты» предложили рассматривать Россию как составную часть Европы в качестве элемента западной цивилизации.

В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики Российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, таким образом, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации.

Таким образом, европеисты идеализировали Запад, видели дорогу России к ее совершенству в подражании Западу.

Наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической идеологии». Славянофилы идею самобытности российской истории связывали с своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры.

Русской цивилизации присуща высокая духовность и коллективистское, общинное устройство социальной жизни.

И славянофилы, и западники признавали отличие России от Запада, но славянофилы в отличие от западников не считали Запад высшим достижением мировой истории. Простое признание России ветвью Запада западниками было также неверно, как и критическое отношение славянофилов к достижениям Запада, что неизменно приводило их к проигрышу с западниками.

Однако была и точка соприкосновения обоих идейных лагерей. Так, для западников Россия была «лишь на круг ниже Европы в движении по той же эволюционной лестнице». Славянофилы же соглашались с тем, что «Россия является тем, чем Европа раньше была».

Другим важнейшим направлением, отстаивающим идею самобытности России, является евразийство. Годом рождения евразийства принято считать 1921-й. Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый природно-культурный мир, определяемый, прежде всего, своеобразием географического положения. Он соединен в единое целое природно-ландшафтными особенностями территории, а также этнокультурными особенностями народов, издавна населяющих эту территорию. Россия ни в каком смысле не является ни только Европой, ни только Азией. Россия есть Евразия.

Одной из коренных идей евразийского учения является идея о «сокровенном сродстве душ» народов, населяющих Евразийский материк, то есть Россию. Из этой идеи прямо следовал вывод, что все российские народы обречены самой судьбой навеки жить вместе в рамках единого государства.

Заслуга этой концепции и в том, что в ее рамках азиатские элементы российской культуры и Азии в целом решительным образом перестают рассматриваться в качестве того, что выступает синонимом отсталости и варварства.

При всех достоинствах евразийской концепции следует отметить, что вызывает большие сомнения само определение России как Евразии. Европейское и азиатское внутри России далеко не то же самое, что вне ее. Образ жизни и мыслей в России никогда не был и не будет ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал. Психологическая структура россиянина, независимо от его принадлежности, никогда полностью не совпадет с психологической структурой европейца или представителя какого-либо из азиатских регионов, например, Ближнего Востока, Китая, Индии или Японии. Политическая и экономическая система России никогда не была и не будет целиком идентична ни одной из политических и экономических систем Европы или Азии.

Многие современные отечественные исследователи считают Россию самостоятельной цивилизацией со своей самобытной исторической судьбой, экономическим и культурным пространством, менталитетом.

Современная теория цивилизаций, считает, что локальная цивилизация в большинстве случаев не является «монолитом»: в ее состав входят народы и индивиды с различными ценностными ориентациями, возникшими на основе множества религиозных направлений. Этот тезис особенно ярко подтверждается на примере цивилизаций современности.

Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

2) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеоло­ги естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находит­ся в сфере должного, то право - в сфере сущего;.е.

3) Т.е. закон – писанное право, право – реализация закона (правопорядок, юридическая практика, правоприменение);

4) под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений - физи­ческих и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория «живого» права;

5) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в про­цессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

- такое по<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.