Типология государств в юридической науке. Место России в мировом сообществе цивилизаций. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типология государств в юридической науке. Место России в мировом сообществе цивилизаций.

2017-06-19 1250
Типология государств в юридической науке. Место России в мировом сообществе цивилизаций. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типология, классификация государства по типам представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой теории, отражает логику естественно-исторического развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств исторического процесса развития государства и права.

Категория типа государства и права занимает важное место в теории государства и права, позволяет более полно познать сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс этих общественных явлений.

Типология – высший и наиболее сложный вид классификации. Принципиальная специфика типологии состоит в том, что она представляет собой классификацию государств, взятых как целое, во всем объеме их содержания и сущности. Частная классификация же основывается на отдельных признаках (по формам правления). Усилие ученых, направленные на разработку типов государств, порождены стремлением выявить самые глубинные основы этих явлений и отразить их в научных категориях. Типология государства дает позитивные результаты, когда в науки уже сложилась достаточно развитая система абстракций, когда вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения, когда пройден первый этап научного познания. Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.

Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.

Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.

В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.

Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.

Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.

· Тип государства позволяет определить место государства в общей цепи исторического развития

· Тип государства позволяет конкретизировать социальную сущность государства и его назначение в обществе

· Тип государства позволяет нам выявить особенности построения механизма государства, формы осуществления его функций

В современной науки преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.

Формационный подход

До недавнего времени, до 90-ых годов, все рассматривалось исключительно с точки зрения формационного подхода. Суть этого подхода состоит в том, что в основе типизации лежит научная категория общественная формации, основанная на том или ином способе производства, отражающая отношения базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиций его социального назначения. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.

1. Первичный период – архаичный

2. Вторичный – экономический

3. Третичный – коммунистический

Под первичной и третичной общественной формацией Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. С разрушением общины, возникает обращение товаров, появляется закон стоимости и другие экономические закономерности, происходит возникновение экономической формации, на смену личной зависимости приходит экономическая зависимость. Первичная и коммунистическая могут быть характеризованы как общественные формации, не имеющие экономического характера. основные признаки экономической формации – наличие частной собственности, эксплуатация человека человеком, антагонистических классов товарного производства. Таким образом макро-формации по существу идентичны на доклассовое, классовое и бесклассовое общество. В марксистском учение вторичная или экономическая макро-формация является центральным элементом, но Маркс считал что экономическая формация – доисторическое время, история настанет только в бесклассовом обществе. Экономическую формацию Маркс делил на более меньшие периоды – общественно-экономические формации. Каждая из общественно-экономических формаций представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической формации таких общественно-экономических формаций обычно выделяют три. Рабовладельческая (античная), феодальная и буржуазная, каждой из которых соответствует свой способ производства. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и соответственно государство служит классу, господствующему в данном обществе. Типов государства соответственно тоже три. Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг: существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовый противоречиях было необходимо государство, то есть 20т. с.40

Согласно учениям Маркса и Энгельса государственность не упраздняется после ликвидации господства буржуазии, потому что на первой фазу коммунизма (социализм), сохраняются классы, следовательно сохраняется потребность в государстве. После пролетарской революции возникает четвертый этап – социалистическое. Государство служит рабочему классу – государство диктатуры пролетариата. Высказывания Маркса и Энгельса носили прогностический характер, при их жизни таких государств не было. Но в 1917 большевики взяли эту идеологию на вооружение, и стали называть его социалистическим.

Каждая из форм собственности (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалист) является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Совокупность производственных получило название базиса общества, в отличие от его надстройки, куда входят политическая, правовая, идеологическая, моральная формы отношений. Сами же производственные отношения детерминируются уровнем развития производительных сил. Базис и надстройка в совокупности называются формацией. Исторически первым типом государства было рабовладельческое государство (Древние Греция и Рим). Возникновения государств-рабовладельцев было закономерностью, экономической предпосылкой являлось появление товарного производства, возникновения частной собственности и эксплуатация человека человеком. Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность не только на средство производства, но и на рабов. Рабовладельческое государство оставалось на всех этапах средством защиты собственности рабовладельцев и их классового господства.

Следующий исторический тип – феодальное государство, политическая власть в котором покоилась на феодально-производственных отношениях, основой этих отношений являлась собственность на главное средство производства (землю), и отсутствие такой собственности у главного производителя (крестьян). В то же время в эпоху феодализма феодал обладал неполной собственностью на работника, который обладал правом владеть некоторой частью орудий средств производства (для обработки земли и т.д.) Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах:

1) барщина (отработка на феодала определенное время)

2) натуральный оброк (передача части произведенного продукта)

3) денежный оброк

Феодальное государство характеризуется иерархией социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличается особым юридическим статусом. Нет единого права, каждое сословие имеет свое право, распространяющееся только на это сословие. На всех этапах развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием насилия над крепостными крестьянами, органами диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны и укрепления развития феодально-экономического базиса.

Буржуазное государство – впервые в Европе и Северной Америке, в результате буржуазных революций 17-18 веков. Эти революции положили начло новой формации – капитализму. В своем историческом развитии буржуазное государство проходит три стадии развития

· домонополистическое государство

· монополистическое государства

· государство глобального корпоративного капитала

Каждая из стадий имеет свои особенности. На первой стадии государство по своей социальной сущности представляло собой

Организация этого государства характеризуется установление равенства, в то же время благодаря системе различных цензов неимущие классы отстраняются от возможности управлять делами государства, соответственно оно и действует в интересах собственников. Господство собственников оправдывается доктриной государство ночной сторож (только административные функции) – экономический либерализм. Второй этапимпериализм. Это государство, в котором обострились до предела все противоречия свойственный обществу предшествующего этапа. Эксплуатация людей (экономическая) приводила к социальным взрывам. Формирование монополистического капитала в ведущих странах сопровождалось политикой отхода от экономического либерализма, сопровождавшимся активным вмешательством государства в экономику. Рост расходов на социальные нужды преобразовывали характер государства, обеспечивали трудящимся определенные социальные гарантии. Главным результатом эволюции социальной природы государства на этом этапе стало становление социально-правового государства. Развитие этого гос-ва ускорилось после Второй мировой войны. В 80-90ых годах происходит подъем неолиберализма, что связано с возникновением однополярного мира, ускоренной глобализации мирового хоз-ва, буржуазное государство становится полит надстройкой над формирующемся информационном обществом и вступает в третью стадию развития. Характеристики такого государства ее пока разрабатываются. Четвертый тип государства – социалистическое государство. По мнению идеологов марксизма социалистическое государство представляет собой высший и последний тип государства. По мнению марксистов сущность этого государства заключается в том, что оно представляет собой организационную форму экономического, социального, культурного руководства общества, цель которого – строительство коммунизма.

Недостатки – это государство не смогло создать экономических стимулов производства ни промышленности ни сельского хозяйства. Административно командная система отличалась полным отсутствием демократии, диктаторские методы сохранились потом и привели к репрессиям, сформировался правящий слой – номенклатура, кризисные явления настали в обществе, они ускорялись перерождением бюрократии.

Эта теория разработана на европейской истории Марксом и Энгельсом.

Недостатки формационной теории: потерпел неудачу социалистический эксперимент; появление социализма произошло не в самых развитых странах; теория не учитывала возможности появления переходных государств.

Цивилизационный подход

Цивилизация – все что создано человеком, в отличие от того, что дала человеку природа. Цивилизация предполагает с одной стороны определенный уровень технического обещственного и культурного развития, с дургой стороны специфику, которая порождна природными, социальными, этническими, историческими усвоями и обстоятельствами. В наиболее обещм виде цивилизация может быть опрееделна как социо-культурную систему, основанную на определнны духовно-нравственных и культурных ценностях и структурах, система, которая поддерживает необходимую интеграцию общества и вто же время сохраняет высокую степень его дифференциации, что является основной жизнедеятельности все более усложняещегося обещства. На рубуже 20-21 века цив подход заявляет все большие права на описание всемирно-исторического процесса, и в чем то он существенно дополняеет и обогащает формационный подход, позволяет составить принципииально иное представление о соотношении жкономики политики культуры, позволяет по новому понять роль духовного фактора.

в рамках цив подхода существует 2 течени:

- социо-культурный подход – Шпенглер + Тойнби + Данилевский. Данилевский – общая типология культур, является историей локальных цивилизаций, имеющих замкнутый характер, но схожий механизм. Он выделял 11 полноценных циивлзаций. По мнению Данилевского европейскйи тип цивилизации обречен на упадок, который намтелися уже во второй половине 19ого века, а на смену должна прити восточно-славянская цивилизация. Шпенглер противпоставлял культуру и цивилизацию. По мнению Шпенглера – цив – продукт рождения и перерождения культуру. Он выделял 8 культур. Каждая из этих культур переживает зарождение расцвета и упадка. Единйо культруы не существует. Отрицал идею прогресса государственно-правовых форм. Тойнби: приориет культурного начлаа. По тойнби все известные в истории цивилизации – определные типы чел сообществ, вызывающие ассоциации в области религии ирхитектуры живописи и тд. По Тойнби не существует единой истории – это круговорт отдельных цивилизаций и государств, замкнутых в себя и параллельно существующих. Тойнби допускал возможность глобального общества со всемирной религией этикой.

МЕСТО РОССИИ СРЕДИ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В течение большей части ХХ столетия в отечественной исторической науке господствовал так называемый формационный подход. Соответственно и место России во всемирной истории определялось с точки зрения принадлежности ее к одной из общественно-экономических формаций. В последнее время активно стал применяться иной подход – цивилизационный. Наука о цивилизациях является на сегодня одним из признанных и влиятельных направлений общественной мысли. Оба подхода не исключают друг друга, поскольку высвечивают разные стороны всемирно-исторического процесса. Понятие формация отображает его временной срез. Понятие цивилизация может нести в себе временной аспект, но только в рамках региона (в таком-то регионе одна цивилизация может сменить другую); главным же образом это понятие отображает пространственный срез истории (в разных регионах – разные цивилизации). В рамках одной формации могут существовать одновременно несколько цивилизаций, с другой стороны, одна цивилизация может пройти несколько формационных стадий.

Понятие формация отображает в первую очередь социально-экономический строй общества, в то время как цивилизация – главным образом историко-культурный феномен.

Цивилизация – это «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний».

Обычно границы цивилизации перекрывают географические границы национальных, политических или религиозных единиц. В общем и целом каждая из цивилизаций сохраняет свою самобытность вопреки изменениям, касающимся отдельных сторон ее жизни.

Принято деление локальных цивилизаций на два главных типа: западные и восточные цивилизации. Исторические корни западных цивилизаций в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях. К этому типу относится подавляющая часть развитых стран, при всех отличиях в их историческом пути, культуре, менталитете. Другой тип – восточные цивилизации, культурно-психологические устои которых сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типы относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Западники или «европеисты» предложили рассматривать Россию как составную часть Европы в качестве элемента западной цивилизации.

В пользу такой точки зрения говорят многие характеристики Российской истории. Абсолютное большинство населения России исповедует христианство и, таким образом, привержено тем ценностям и социально-психологическим установкам, которые лежат в основе западной цивилизации.

Таким образом, европеисты идеализировали Запад, видели дорогу России к ее совершенству в подражании Западу.

Наиболее крупным течением в исторической и общественной мысли России является течение, отстаивающее идею самобытности России. Сторонниками этой идеи являются славянофилы, евразийцы и многие другие представители так называемой «патриотической идеологии». Славянофилы идею самобытности российской истории связывали с своеобразным путем развития России, и, следовательно, с исключительным своеобразием русской культуры.

Русской цивилизации присуща высокая духовность и коллективистское, общинное устройство социальной жизни.

И славянофилы, и западники признавали отличие России от Запада, но славянофилы в отличие от западников не считали Запад высшим достижением мировой истории. Простое признание России ветвью Запада западниками было также неверно, как и критическое отношение славянофилов к достижениям Запада, что неизменно приводило их к проигрышу с западниками.

Однако была и точка соприкосновения обоих идейных лагерей. Так, для западников Россия была «лишь на круг ниже Европы в движении по той же эволюционной лестнице». Славянофилы же соглашались с тем, что «Россия является тем, чем Европа раньше была».

Другим важнейшим направлением, отстаивающим идею самобытности России, является евразийство. Годом рождения евразийства принято считать 1921-й. Евразийцы, в отличие от славянофилов, настаивали на исключительности России и русского этноса. Эта исключительность, по их мнению, определялась синтетическим характером русского этноса. Россия представляет собой особый природно-культурный мир, определяемый, прежде всего, своеобразием географического положения. Он соединен в единое целое природно-ландшафтными особенностями территории, а также этнокультурными особенностями народов, издавна населяющих эту территорию. Россия ни в каком смысле не является ни только Европой, ни только Азией. Россия есть Евразия.

Одной из коренных идей евразийского учения является идея о «сокровенном сродстве душ» народов, населяющих Евразийский материк, то есть Россию. Из этой идеи прямо следовал вывод, что все российские народы обречены самой судьбой навеки жить вместе в рамках единого государства.

Заслуга этой концепции и в том, что в ее рамках азиатские элементы российской культуры и Азии в целом решительным образом перестают рассматриваться в качестве того, что выступает синонимом отсталости и варварства.

При всех достоинствах евразийской концепции следует отметить, что вызывает большие сомнения само определение России как Евразии. Европейское и азиатское внутри России далеко не то же самое, что вне ее. Образ жизни и мыслей в России никогда не был и не будет ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал. Психологическая структура россиянина, независимо от его принадлежности, никогда полностью не совпадет с психологической структурой европейца или представителя какого-либо из азиатских регионов, например, Ближнего Востока, Китая, Индии или Японии. Политическая и экономическая система России никогда не была и не будет целиком идентична ни одной из политических и экономических систем Европы или Азии.

Многие современные отечественные исследователи считают Россию самостоятельной цивилизацией со своей самобытной исторической судьбой, экономическим и культурным пространством, менталитетом.

Современная теория цивилизаций, считает, что локальная цивилизация в большинстве случаев не является «монолитом»: в ее состав входят народы и индивиды с различными ценностными ориентациями, возникшими на основе множества религиозных направлений. Этот тезис особенно ярко подтверждается на примере цивилизаций современности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.