Диаметр арматуры стеклопластиковой периоди- — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Диаметр арматуры стеклопластиковой периоди-

2017-06-11 312
Диаметр арматуры стеклопластиковой периоди- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НОМИНАЛЬНЫЙ – диаметр равновеликого

по площади поперечного сечения круглого гладкого стержня без учета

оплеточной нити.

ДИАМЕТР ОКРУЖНОСТИ – отрезок прямой, соединяющий две точки

окружности и проходящий через ее центр.

ДИАМЕТР ПОРОКА ДРЕВЕСИНЫ СРЕДНИЙ – полусумма наи-

большего диаметра порока на торце бревна и диаметра, перпендикулярно-

го наименьшему.

ДИАМЕТР УСЛОВНОГО ПРОХОДА ТРУБЫ – геометрический

параметр поперечного сечения трубы, равный диаметру условного кругло-

го прохода (без учета допускаемых отклонений), по которому проводят

гидравлический расчет трубопровода.

ДИАПАЗОН – разность между наибольшим и наименьшим значениями,

которые может принимать данная величина или функция. Д. изменений –

область значений измеряемой величины, для которой нормированы допус-

тимые погрешности средства измерений.

ДИАПАЗОН ДИНАМИЧЕСКИЙ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ – диапазон

амплитуд сигналов, которые может обрабатывать ультразвуковая аппара-

тура без перегрузки или чрезмерных искажений.

ДИАПАЗОН ИЗМЕРЕНИЙ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ – область

значений физической величины, в пределах которой нормированы допус-

каемые пределы погрешности средства измерений.

ДИАПАЗОН ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРА – область значений шкалы

прибора, ограниченная начальным и конечным значениями шкалы.

ДИАПИР (складка диапировая) – куполовидная, антиклинальная склад-

ка, возникшая путѐм выдавливания снизу высокопластичных пород (соль,

глины), которые при своѐм подъѐме прорезают слои, слагающие свод

складки, и образуют т.н. ядро протыкания.

ДИАСОМА – проход в древнегреческом театроне, разделяющий места

для зрителей по полукругу, параллельно орхестре.

ДИАСТИЛЬ – 1) колоннада с расстоянием между осями соседних ко-

лонн, превышающим нижний диаметр колонны более, чем в два раза

(либо превышающим диаметр колонны втрое); 2) тип храма с широко

расставленными колоннами при интерколумнии (расстоянии между осями

соседних колонн), равном трем нижним диаметрам (эмбатам) колонны.

ДИАТОМИТ – рыхлая или слабосцементированная кремнистая осадоч-

ная горная порода белого, светло-серого или желтоватого цвета. Д. содер-

жит главным образом кремнезем в аморфном состоянии, поскольку более

чем на 50% состоит из панцирей диатомей, водорослей и частично из

скелетов животных организмов. Д. обладают большой пористостью (60-

70%), малой плотностью (0,4-1,0 г/см3, не тонут в воде), адсорбционными

и теплоизоляционными свойствами, кислотостойки, огнеупорны.

ДИАФАН – матовый фарфор без глазури.

ДИАФРАГМА – сплошной или решетчатый элемент пространственной

конструкции, способствующий увеличению ее жесткости; применяется в

тонкостенных конструкциях, каркасных и крупнопанельных зданиях и т.д.

Д. могут быть вертикальными (в виде стен) и горизонтальными (в виде

дисков).

ДИАФРАГМА БЕТОННАЯ – см. экран бетонный.

ДИАФРАГМА ЖЕСТКОСТИ – вертикальные элементы несущей сис-

темы, обеспечивающие восприятие горизонтальных нагрузок и передачу

их на фундаменты; кроме того, диафрагмы жесткости воспринимают

вертикальные нагрузки, непосредственно к ним приложенные, от ригелей,

плит перекрытий, лестниц, инженерного оборудования и др.

ДИАФРАГМА КОНСТРУКЦИИ – сплошной или решетчатый элемент

пространственной конструкции, способствующий увеличению ее жестко-

сти.

ДИАФРАГМА ПЛОТИНЫ – противофильтрационное устройство

внутри тела плотины, сооружаемой из грунтовых материалов, выполнен-

ное в виде стенки из негрунтовых материалов (бетона, железобетона,

металла, дерева или полимерных пленочных материалов).

ДИАФРАГМА ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННАЯ – водонепроницае-

мая тонкая конструкция, создаваемая в грунте посредством однорядных

соприкасающихся свай (шпунтовая стена) или траншейных стен для пре-

дотвращения или снижения фильтрации воды через водопроницаемые

слои грунта. См. также экран противофильтрационный.

ДИАФРАГМА ТРУБОПРОВОДА (сужающее устройство трубопро-

вода) – диск с отверстием, вставляемый в трубопровод или воздуховод в

качестве сужающего устройства. Применяется при измерении расхода

жидкости, пара, воздуха или газа, протекающих по трубе или воздуховоду.

ДИАФРАГМА ЦЕМЕНТОГРУНТОВАЯ – вертикальная строительная

конструкция из связанных между собой цементогрунтовых элементов,

создаваемая при использовании струйной технологии возведения фунда-

ментов и подземных сооружений.

ДИАФРАГМА ЩЕЛЕВАЯ – непрозрачная металлическая пластинка с

прорезью в центре поля зрения. Совместно с бипризмой Д.щ. образует


 

 


разделительное оптическое устройство, позволяющее наблюдать изобра-

жение в верхней и нижней части оптической системы дальномеров двой-

ного изображения.

ДИВАННАЯ – помещение в богатом доме, обставленное диванами вдоль

стен и предназначенное для бесед.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ – одновременное развитие нескольких связанных

или не связанных производств или разнородных сфер деятельности (на-

пример, проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производст-

венной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их

деятельности; Д. связана с процессом концентрации производства на

межотраслевом уровне). В широком смысле Д. – распространение хозяй-

ственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры про-

дукции, видов предоставляемых услуг и т.п.).

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ – процесс распределения

инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые

между собой непосредственно не связаны. Д.и. снижает степень риска и

увеличивает вероятность получения среднего дохода.

ДИВИДЕНДЫ – часть чистой прибыли акционерной фирмы, которая

выплачивается ее акционерам пропорционально стоимости принадлежа-

щих им акций.

ДИГЛИФ (двоерез) – сходный с триглифом повторяющийся элемент

дорического фриза, на лицевой стороне имеющий вид двух вертикальных

выступов с желобком между ними.

ДИЗАЙН – комплексная творческая деятельность по формированию

эстетических и функциональных качеств конкретной предметной среды,

объектом которой являются промышленные изделия, элементы и системы

городской и производственной среды, визуальная информация и др. Д. –

творческий метод, процесс и результат художественно-технического

проектирования изделий, их комплексов и систем, ориентированного на

достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды

в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и

эстетическим. Д. включает творчество художника-конструктора (дизайне-

ра), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве.

В узком смысле Д. – художественное конструирование. Термин Д. упот-

ребляется для обозначения как творческой (проектной) деятельности, так и

ее результата (проектного решения и его воплощения, например, Д. квар-

тиры). См. также стратегия дизайна, тактика дизайна.

ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНЫЙ – сфера архитектурно-строительной

деятельности, направленная на формирование объектов и сооружений

массового назначения, рядовых жилых, общественных и производствен-

ных зданий и открытых городских пространств. См. также дизайн среды

архитектурной.

ДИЗАЙН БЮДЖЕТНЫЙ – дизайнерские решения, предполагающие

либо строгое ограничение, либо минимизацию стоимости реализации

проекта. Это может осуществляться за счет экономии на выборе недорогих

основных позиций отделочных материалов и предметов интерьера.

ДИЗАЙН-БЮРО – см. фирма дизайнерская.

ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ – совокупность благоустройства, «отделки» и

оборудования открытых городских пространств, их предметного наполне-

ния, необходимых для функционально-эстетической организации, реали-

зации образа жизни и поведения городского населения. Все элементы Д.г.

разделяют на: а) оборудование и инженерные устройства, вызванные

общими потребностями технологии городской деятельности (уличное

освещение, контактные сети транспорта, указатели уличного движения);

эти формы как бы принадлежат всему городу и проектируются «абстракт-

но»; б) вещное исполнение, предназначенное обеспечить «местные» за-

просы (оборудование детских площадок, рекреационных зон обществен-

ных центров, витрины и рекламы магазинов, наборы малых форм и ланд-

шафтных включений в специализированных парках), которые проектиру-

ются и отбираются относительно свободно, в привязке к конкретике ден-

ной средовой ситуации; в) элементы Д.г. принадлежащие к какой-либо

общегородской функциональной системе (транспортной инфраструктуре,

сети «фирменных» учреждений обслуживания), но требующие одновре-

менно и согласования с контекстом места размещения (в таких объектах

должны раскрываться и родовые качества, и индивидуальная (местная)

специфика. Элементы Д.г. выполняют разнообразные композиционные

роли – дополняют крупные архитектурно-пространственные построения,

гармонизируют колористический ряд, экранируют неблагоприятные

видовые точки или наоборот, обращают на себя внимание, «вписывают»

конкретную средовую систему в общий контекст места, района. Как пра-

вило, в среде элементы Д.г. применяются функционально-

композиционными группировками, составляя либо ряды (цепочки), либо

компактные образования, либо рассеянную по средовому пространству

«россыпь», формируя в «большом» средовом объекте «микроуголки» со

своими специфическими формами и эмоциональным климатом. См. также

элемент дизайна городского.

ДИЗАЙН ГРАФИЧЕСКИЙ – художественно-проектная деятельность,

основным средством которой служит графика. Целью Д.г. является на-

глядное представление информации, предназначенной для массового

распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также

создание графических элементов предметной среды и изделий. Роль со-

временных коммуникаций в обществе огромна. Техническая революция

породила и развила средства коммуникации, которые видоизменили при-

вычные представления о скорости, пространстве и времени, позволили

сосредотачивать внимание множества людей на каком-либо событии,

ситуации, проблеме, вырабатывать, тиражировать и транслировать любые

идеи. Наиболее важная сторона Д.г. – визуализация смысла высказывания:

от реального изображения до словесных знаков, где смысл несет не только


слово, но и его начертание. Основные средства Д.г. – различные виды

графических изображений: фотографика, монтаж, аппликация, типографи-

ка, цветография, компьютерная (машинная) графика. Они активно форми-

руют стиль промышленных изделий и оказывают влияние на всю пред-

метно-пространственную среду.

ДИЗАЙН ИНЖЕНЕРНЫЙ – область дизайнерского творчества, связан-

ная с формированием объектов и систем инженерно-технического назна-

чения, особая часть промышленного дизайна. Произведения Д.и. отличает

принципиальное подчинение в первую очередь утилитарно-

прагматическим установкам и задачам проектирования, неукоснитель-

ность соблюдения требований эффективной эксплуатации и безаварийно-

го функционирования. Объекты Д.и.: мосты, дороги, путепроводы, тонне-

ли и другие «статические» инженерно-технические сооружения, а также

плотины, шлюзы, канатные и подвесные дороги, лифты, эскалаторы,

установки инженерных коммуникаций (линии электропередач, трансфор-

маторные подстанции), уникальные научно-исследовательские приборы и

комплексы (реакторы, радиорелейные системы, телескопы и пр.). Формо-

образование сооружений и устройств этого класса внешне как бы отделено

от задач эстетики или индивидуальных требований художественной цен-

ности. Однако лежащая в основе их форм рациональность, тектоничность

структурных решений, техническая целесообразность, базирующиеся, как

правило, на оригинальных конструктивных и технологических разработ-

ках, безусловная масштабность, значимость этих объектов в нашей жизни,

наконец, специфическая выразительность их облика делают объекты Д.и.

частью эстетики среды, которые интересны и сами по себе, и как источни-

ки композиционных мотивов в формообразовании других сфер дизайна.

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА – отрасль дизайна, ориентированная на повыше-

ние функциональности и качественного уровня интерьера; художественно-

техническая практика комбинирования и других манипуляций объектами

интерьера с целью приведения помещения к удовлетворению функцио-

нальным и эстетическим запросам пользователей (оптимизация), в частно-

сти повышения эргономичности труда в помещении, понижения уровня

цветовых, формовых и прочих шумов, улучшение навигации в крупных

помещениях, оптимизация маркировки используемой мебели, разработка

специализированных помещений (например, студия звукозаписи, студия

киномонтажа, студия фотографии, аквапарк). В основе Д.и. лежит син-

тез прагматических и художественных идей и решений, направленных на

улучшение условий существования человека в целостной эстетически

совершенной форме. Интерьер понимается как система из трѐх состав-

ляющих: строительная оболочка (пол, стены, потолок), предметное напол-

нение (оборудование, мебель); функциональные процессы, формирующие

и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

ДИЗАЙН КОММЕРЧЕСКИЙ – творческая деятельность по созданию

эстетически привлекательной промышленной продукции (в первую оче-

редь бытового назначения), в которой главное внимание уделяется про-

блеме ее коммерческой реализации, проблемы же повышения потреби-

тельских качеств, технологичности производства (как, впрочем, и пробле-

мы собственно эстетической ценности) занимают подчиненное положе-

ние. Наиболее точно задачи Д.к. определяет известная формулировка Р.

Лоуи: «уродливое плохо продается».

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ – основная идея, целостная идеальная модель

будущего объекта, описывающая его основные характеристики, формули-

ровка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проект-

ного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайне-

ра о явлениях более масштабных, чем данный объект. Как правило, стоя-

щие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем

прототипов, допускают разные варианты их решения – как в части функ-

циональных технологий, так и в области декоративно-пластических поис-

ков. Поэтому Д.-к., изучая сравнительные достоинства этих вариантов,

рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во

время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабаты-

вает своего рода предпроектную идею будущего решения, формулирую-

щую принципы дальнейшей работы проектировщика.

ДИЗАЙН ЛАНДШАФТНЫЙ – направление в ландшафтной архитекту-

ре и дизайне, рассматривающее целенаправленное проектирование фраг-

ментов архитектурно-ландшафтной среды, в т.ч. пути изменения природ-

ных объектов по определенным правилам в целях их наилучшего приспо-

собления к потребностям человека (в том числе и эстетическим). Д.л.

включает также практические действия по озеленению (с использованием

газонов, садово-парковых насаждений, малых архитектурных форм, го-

рок), благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов,

горок, применению малых архитектурных форм в зелѐном строительстве.

Главная задача Д.л. – создание гармонии, красоты в сочетании с удобства-

ми использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности

между урбанизациоными формами и природой, зачастую от них страдаю-

щей. В Д.л. различают три относительно самостоятельные сферы прило-

жения проектных усилий: а) инженерный Д.л. (формирование крупных

искусственных комплексов – водохранилищ, лесных полос и массивов,

связанное со строительством плотин, каналов, ирригационными работами

и т.д.); б) садово-парковое искусство, включающее и сложные природно-

планировочные образования (парки развлечений, дендрапарки и пр.), и

разного рода «малые сады» – приусадебные и дачные участки, сады на

крышах; а также включение элементов живой природы, прежде всего

растительности, в интерьеры жилых, общественных и производственных

зданий; в) ландшафтная архитектура, реализующая идеи и принципы Д.л.

на уровне формирования архитектурно-художественного образа.

«ДИЗАЙН МАРГИНАЛЬНЫЙ» – местные, экзотические, эксперимен-

тальные направления в дизайнерском формообразовании, достаточно


 

 


заметные, чтобы на них обращали внимание специалисты, но не ставшие

всеобщим образцом для подражания и внедрения. В отличие от направле-

ний, имеющих глубокие корни в национальных традициях и освоенных

профессионалами региональных дизайнов, варианты «Д.м.» опираются на

частные запросы и тенденции конкретных ферм стиля жизни или эстети-

ческие капризы и предпочтения, не завоевавшие признания в массовом

порядке. Вместе с тем «Д.м.» активно выражает эстетические интересы

(чаще всего поверхностные) определенных групп населения (молодежи,

социальных «изгоев», национальных кланов и сообществ и т.д.), т.е. стоит

в ряду явлений по преимуществу декоративно-прикладных, но несущих

определенный заряд художественной самобытности. «Д.м.» подразделяют

на: а) «протестный» (характерная культура панков, рокеров, молодежная

мода и пр.); б) местные и национальные течения (например, орнаменталь-

ная раскраска «нормальных» автобусов в Индии и Малайзии); в) активную

личную самодеятельность непрофессиональных художников и ремеслен-

ников, неудовлетворенных эстетикой господствующих направлений как в

дизайне, так и в искусстве вообще.

ДИЗАЙН-ПРОГРАММИРОВАНИЕ – соединение в целостный процесс

мер по реализации проектно-художественной идеи (дизайн-концепции)

сложного дизайнерского объекта с привлечением соисполнителей разного

профиля и квалификации. Д.-п. завершается составлением дизайн-

программы – директивного и адресного документа, определяющего ком-

плексный по ресурсом, исполнителям и срокам заданий план мероприя-

тий, обеспечивающих эффективное использование методов и средств

дизайна при создании и реализации проекта. В широком смысле Д.-п. –

выражение целостного отношения к предметному миру (в том числе

эстетического), одно из проектных средств реализации особого проектного

метода – комплексного проектирования.

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ – комплект документов, необходимых для проведе-

ния строительных, ремонтных и отделочных работ на объекте, отражаю-

щий как дизайнерские, так и технические требования к современному

интерьеру.

ДИЗАЙН ПРОМЫШЛЕННЫЙ – проектная деятельность, имеющая

целью создание образцов изделий функционального назначения, изготав-

ливаемых промышленными методами, то есть с использованием машин-

ного производства. Как самостоятельный род искусства промышленный

дизайн возник в конце XIX – начале XX вв. со становлением массового

машинного производства.

ДИЗАЙН-ПРОЦЕСС – см. конструирование художественное.

ДИЗАЙН РЕГИОНАЛЬНЫЙ – формообразование, которое в значи-

тельной степени определяется образом жизни, художественными и ремес-

ленными традициями какой-либо региональной или этнической группы.

Среди школ Д.р. выделяются как установившиеся еще в 1930-е гг. (италь-

янская, скандинавская), так и новые, получившие развитие в последние

десятилетия (Латинская Америка, Юго-Восточная Азия).

ДИЗАЙН СРЕДЫ – представление о способах функционирования, обли-

ке, стилевых или образных характеристиках средового объекта или систе-

мы, синтезирующее в едином впечатлении особенности пространственной

структуры, индивидуальных или «фирменных» деталей внешнего вида и

т.п., формирующих среду каждая по-своему, но «работающих» в комплек-

се, совместно; формирование (проектирование и реализация) средовых

ситуаций, объектов и систем, выполняемое с помощью профессиональных

проектировщиков, производственников, служб эксплуатации и потребите-

лей этих образований, целенаправленно ищущих специфику жизнедея-

тельности и особенности облика среды. Д.с. – сложный многостадийный

процесс (предпроектный анализ, проектирование компонентов среды и

среды в целом, учет видоизменений среды в процессе эксплуатации и

развития средовой ситуации), требующий привлечения специалистов

различного профиля – от архитекторов, дизайнеров и художников до

технологов и экономистов. Высшей формой Д.с. является Д.с. архитектур-

ной, обращающий основное внимание на проектирование образно-

художественных особенностей средового объекта, вытекающих из суще-

ства функциональных процессов и их общественной значимости.

ДИЗАЙН СРЕДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ – искусство проектирования

предметно-пространственной среды, оптимизирующей функциональные

процессы жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического

уровня. Д.с.а. – вид проектной деятельности, включенный в общую систе-

му создания отдельных форм и комплексов реальных предметно-

пространственных объектов. Д.с.а. – архитектурно-дизайнерское проекти-

рование, связанное с постановкой и решением особого типа проектных

задач (в том числе для вновь строящихся или реконструируемых объек-

тов), отличающихся комплексным использованием средств пространст-

венной и предметной организации среды обитания в самых различных

сферах – от жилой до социально-культурной. Будучи направлен на эстети-

ческое формообразование условий жизни, синтезируя архитектуру и из-

вестные формы дизайна, он отличается от них как по предмету деятельно-

сти (объекту проектирования и характеру обеспечения жизненных процес-

сов), так и подходом к решению проектных задач, т.е. по морфологии и

профессиональным приемам.

ДИЗАЙН СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОЙ – комплексное формирование

совокупности объектов и систем транспортного назначения, oт передвиж-

ных и передвигающихся устройств (кораблей, автомобилей, поездов,

фуникулеров, лифтов и пр.), являющихся произведениями промышленно-

го (транспортного) дизайна, до дорог, путепроводов, каналов, аэропортов и

других сооружений, принадлежащих к сфере средового (архитектурного)

и инженерного дизайна. Д.с.т. – интегральная форма средового дизайна,

соединяющая в единый объект средства и технологии всех видов дизайна

– средового, промышленного, графического (фирменный стиль), а также


ландшафтного, инженерного и архитектурного. См. также дизайн транс-

портный.

ДИЗАЙН ТРАНСПОРТНЫЙ – проектирование средств транспорта –

воздушного, водного, наземного разного рода (от автомобилей до рельсо-

вых видов), транспортеров, трубопроводов, лифтовых и эскалаторных

устройств и соответствующих информационных, сервисных и управляю-

щих инфраструктур. В Д.т. тесно переплетены интересы инженерно-

технического и научного творчества и функционального, коммерческого

обслуживания населения. См. также дизайн среды транспортной.

ДИЗАЙН ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ (экодизайн) – область комплексной

дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых

объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызы-

вает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими

поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы (эко-

логическое формообразование). Образ современной жизни подвержен

влиянию экологизации, то есть стремления к учету оптимального соотно-

шения между миром живого и средой его обитания. В результате происхо-

дит сближение среды и культуры, складывается концепция слияния во-

едино архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций,

прикладных и изобразительных видов искусства. В «экологическом»

художественном проектировании повышенное внимание уделяется эколо-

гическим аспектам производства и функционирования объекта: его мате-

риало- и энергоемкости, безопасности для окружающей среды, возможно-

сти утилизации по окончании срока службы. Причем в понятие «экологи-

чески чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного

воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им

(визуальная гармония с окружением), что открывает для художника-

конструктора новые формообразующие возможности.

ДИЗАЙН ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ (эргодизайн) – художественное про-

ектирование объектов, формообразование которых определяется в первую

очередь требованиями эргономики (пульты управления, оборудование

рабочих мест и другие изделия, эффективность функционирования кото-

рых зависит от взаимодействия их с человеческим организмом). В 60-е гг.

ХХ в. термином Д.э. определялись разработки отдельных дизайнерских

школ, в творчестве которых эргономические требования привели к «ана-

томическому» формообразованию (в результате создавались своеобразные

ручные инструменты, рукоятки управления и т.п.).

ДИЗЕЛЬ – поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением

от сжатия. Работает на дизельном топливе, экономичен.

ДИЗЕЛЬ-МОЛОТ – свайный молот с дизельным двигателем.

ДИККИТ – минерал, полиморфная модификация каолинита. Образует

тонкие пластинки и их пачки (т.н. «книжки»). Бесцветный, белый. Твер-

дость 2,5- 3,5; плотность 2,6 г/см3. Продукт гидротермального изменения

алюмосиликатов.

ДИЛАТАЦИЯ – локальное расширение, растяжение.

ДИЛАТОМЕТР – прибор для измерения теплового расширения тел, а

также изменений размеров тел под действием давления, электрических и

магнитных полей, ионизирующих излучений и др. факторов.

ДИЛЕР – посредник, чаще всего – биржевой маклер, осуществляющий

торговлю ценными бумагами как за собственный счет, так и по поручению

клиентов, однако в деятельности Д. преобладает не посредничество, а

самостоятельная торговля, когда они сами покупают товар, а затем пере-

продают его с учетом спроса и предложения на рынке. В отличие от бро-

керов основным источником дохода Д. является не вознаграждение, а

разница между ценой покупки и ценой продажи товара.

ДИЛЕР ПО НЕДВИЖИМОСТИ – предприниматель на рынке недви-

жимости, деятельность которого состоит в покупке, преобразовании или

владении недвижимостью с целью продажи или получения прибыли от ее

использования.

ДИЛЕТАНТИЗМ – занятие какой-либо профессиональной деятельно-

стью без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с пред-

метом; например, применительно к архитектуре, Д. – непрофессиональное,

любительское (дилетантское) отношение к решению, восприятию и оценке

архитектурных проблем, явлений и задач в теории, истории и практике

формирования и использования архитектурной среды и ее составляющих.

ДИМЕР (диммер) – выключатель-светорегулятор, позволяющий поворо-

том рукояти плавно регулировать (увеличивать или уменьшать) яркость

подключенных через него к электрической сети ламп накаливания. Д., как

и другие светорегуляторы не может использоваться с энергосберегающи-

ми лампами (лампами «дневного света»).

ДИНАМИКА – раздел механики, в котором изучается движение тел под

действием приложенных к ним сил. Основа Д. – Ньютоновы законы меха-

ники.

ДИНАМИКА ГАЗОВАЯ – см. газодинамика.

ДИНАМИКА ГРУНТОВ – раздел механики грунтов и оснований, по-

священный изучению влияния на грунты и фундаменты зданий вибраций

и сотрясений, вызываемых работой промышленного оборудования, машин

и механизмов, транспорта, проведением взрывных работ и технологиче-

ских процессов с использованием вибрационных и ударных воздействий.

ДИНАМИКА ЛАНДШАФТНАЯ – сезонные, годовые, многолетние,

циклические, обратимые и необратимые изменения ландшафта.

ДИНАМИКА МАШИН И МЕХАНИЗМОВ – раздел теории машин и

механизмов, в котором изучается движение тел, входящих в состав машин

и механизмов, с учѐтом действующих в них сил.

ДИНАМИКА ПОДЗЕМНЫХ ВОД – раздел гидрогеологии о движении

вод в горных породах земной коры.

ДИНАМИКА ПРОЦЕССОВ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ КРИОГЕННЫХ

пространственно-временное изменение активности процессов.


 

 


ДИНАМИКА СООРУЖЕНИЙ – наука (раздел строительной механики),

изучающая поведение сооружений, конструкций и строительных материа-

лов в условиях воздействия динамических нагрузок; о колебаниях соору-

жений, вызываемых динамическими нагрузками, методах расчета таких

сооружений и способах уменьшения колебаний.

ДИНАМИТ – желатинообразное нитроглицериновое взрывчатое вещест-

во.

ДИНАМИЧНОСТЬ СРЕДЫ – одно из важнейших свойств средовых

объектов и систем дизайна, отражающее динамичность связанных с ними

процессов жизнедеятельности и подвижность, изменчивость их природно-

го и градостроительного окружения. Внешне Д.с. представляет собой

изменчивость (подвижность, мобильность) облика среды или смену про-

цесса деятельности, но в среде эти стороны активно взаимодействуют,

поэтому через некоторое время обязательно устанавливается новое средо-

вое состояние, синтезирующее любые односторонние деформации. В

результате взаимодействия «формы» (предметно-пространственных пара-

метров) и «содержания» (вмещаемых средой видов деятельности) среды за

счет отдельных изменений на разных уровнях всей системы устанавлива-

ется или восстанавливается относительно устойчивое равновесие среды.

ДИНАМО-МАШИНА – устаревшее название электрического генератора

постоянного тока.

ДИНАМОМЕТАМОРФИЗМ – преобразование горных пород при срав-

нительно низкой температуре под воздействием высокого давления, воз-

никающего при складкообразовательных процессах под влиянием текто-

нических движений, происходящее с разрушением, раздроблением и

истиранием породообразующих минералов, но без существенной перекри-

сталлизации.

ДИНАМОМЕТР – прибор для измерения усилий (силы или крутящего

момента), состоящий из силового звена (упругого элемента) и отсчѐтного

устройства. Д. разделяют по принципу действия на механические (пру-

жинные или рычажные), гидравлические и электрические; по назначению

– на образцовые и рабочие (общего назначения и специальные).

ДИНАМОМЕТР ПРУЖИННЫЙ – прибор, предназначенный для

измерения силы. Чувствительный элемент прибора – пружина, деформа-

ция которой пропорциональна модулю измеряемой силы.

ДИНАС – огнеупорный материал (огнеупорный кирпич), содержащий не

менее 93% кремнезема, изготовленный из зерен крупномолотых кварце-

вых горных пород на известковой (2-3%), глиняной или иной связке обжи-

гом при высоких температурах, огнеупорность 1680-1730°С. Применяется

в кладке промышленных печей (например, коксовых, стекловаренных,

металлургических).

ДИНГЕЗ – см. нигез.

ДИОД – двухэлектродный электровакуумный, полупроводниковый или

газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в

электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детекти-

рования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.

ДИОКСАН (диэтилендиоксид) – бесцветная жидкость, t кип 101,8°C.

Растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел,

красителей.

ДИОКСИД КРЕМНИЯ (кремнезем) – соединение кремния с кислоро-

дом (SiO2). В природе – минерал кварц, тридинамит, кристаллобарит и др.

На дне морей из водорослей и инфузорий образуется аморфный Д.к. (аэро-

сил и белая сажа). Монокристаллы Д.к. получают в гидротермальных

условиях. Природный Д.к. – сырье в производстве кремния, кварцевого

стекла, компонент различных материалов.

ДИОПСИД – минерал, моноклинный пироксен, Ca(Mg, Fe) [Si2O6]. Край-

ний член изоморфного ряда Д. – геденбергит. Примесь Cr (до 2% Cr2О3 в

хромдиопсиде). Белые, зелѐные, синие (виолан) кристаллы, зернистые

массы, лучистые агрегаты. Твердость 5,5-6; плотность 3,3-3,4 г/см3. Поро-

дообразующий минерал (в основных изверженных породах, эклогитах,

скарнах и др.). Хромдиопсид, виолан используются в ювелирном деле.

ДИОПТР (диоптры) – приспособление для визирования в простейших

геодезических инструментах в виде двух пластин с вырезами (например, в

буссоли).

ДИОРАМА – 1) лентообразная, изогнутая в плане полукругом живопис-

ная картина (панорамное изображение) с передним предметным планом

(сооружения, объемные фигуры, реальные и бутафорские предметы). Д.

рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специ-

альных павильонах. Д. (главным образом батальные сцены) создаются с

XIX в.; 2) панорама с живописным задником на прозрачной основе, через

которую (в изображении окон, луны и т.п.) происходит незаметная под-

светка трехмерного переднего плана.

ДИОРИТ – полнокристаллическая изверженная магматическая горная

порода среднего состава, по минералогическому составу представлены

плагиоклазом, роговой обманкой, реже – биотитом и авгитом или кварцем

(кварцевый Д.). Цвет от серовато-серого с мелкими белыми и черными

пятнышками до чѐрно-зелѐного. Плотность 2,7-2,9 г/см3, предел прочности

при сжатии 180-200 (300) МПа. Д. характеризуются высокой вязкостью,

хорошей сопротивляемостью удару и истиранию, стойкостью против

выветривания, а также морозостойкостью; хорошо поддается полировке.

Д. применяются в основном в дорожном строительстве и в качестве деко-

ративно-отделочных материалов (в виде облицовочных плит).

ДИПИЛОН – в древнегреческой архитектуре – расположенные в крепо-

стной или городской стене двое ворот («двойные ворота»), связанные

продольными стенами (прообраз средневековых барбаканов); назначение

Д. в том, что если враг берет первые ворота, то не только не прорывается в


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.321 с.