История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-11 | 356 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
АЛЬНО – наклон волокон в тангенциальной плоскости пиломатериала.
Проявляется в результате не параллельности сердцевинных лучей, смоля-
ных ходов, трещин и полосок грибных поражений продольной оси пило-
материала, а также прочерчивание вдоль волокон линий тонким, но не
режущим инструментом. Пилопродукция с В.п.н.т. отличается повышен-
ной продольной усушкой и короблением.
ВОЛОКНО ПИЛОМАТЕРИАЛА СПИРАЛЬНОЕ – волокна, распо-
ложенные по спирали вокруг сердцевины.
ВОЛОКНО СТЕКЛОКЕРАМИЧЕСКОЕ – базальтовые супертонкие
волокна диаметром 1-3 мкм, прошедшие предварительную термообработ-
ку в диапазоне 750-850°С.
ВОЛОКНО СТЕКЛЯННОЕ (стекловолокно) – материал круглого или
профильного сечения, формуемый из расплавленного стекла. Изготавли-
вается двух видов: непрерывное (диаметром 3-100 мкм, длиной более 20
км) и штапельное (диаметром 0,1-20 мкм, длиной 1-50 см). В.с. обладает
высокими теплостойкостью, диэлектрическими свойствами, гибкостью,
модулем упругости, прочностью при растяжении, устойчивостью к хими-
ческим реагентам, низкой теплопроводностью. Применяется (в виде нитей,
жгутов, тканей, нетканых материалов, например стеклохолста) как арми-
рующий наполнитель для стеклопластиков, фильтровальный, электро- и
теплоизоляционный материал, в волоконной оптике и др.
ВОЛОКНО СТЕКЛЯННОЕ ЩЕЛОЧЕСТОЙКОЕ – стекловолокно,
обладающее относительно высокой стойкостью в среде твердеющего
цементного камня за счет введения в состав стекла циркония или титана.
ВОЛОКНО УГЛЕРОДНОЕ – состоит главным образом из углерода,
получается термической обработкой (400-3000°C) химических волокон.
Обладает очень высокой механической прочностью (на растяжение – до
|
3500 МПа); устойчиво к действию высоких температур, химических реа-
гентов, УФ-излучения. Применяется как наполнитель углеродопластов, в
производстве фильтровальных материалов, электронагревательных эле-
ментов, защитной одежды и др.
ВОЛОКНО ХИМИЧЕСКОЕ – волокна, получаемые из продуктов хи-
мической переработки природных полимеров (искусственной волокна)
или из синтетических полимеров (синтетические волокна). Производство
(т.н. формование) В.х. обычно заключается в продавливании раствора или
расплава полимера через отверстия фильеры в среду, которая вызывает
затвердевание образовавшихся тонких волокон. Такой средой при формо-
вании из расплавов служит холодный воздух, из растворов – горячий
воздух («сухой» способ) или специальный раствор, т.н. осадительная ванна
(«мокрый» способ). Выпускаются в виде мононити, штапельного волокна
или пучка из множества тонких нитей, соединѐнных путѐм крутки.
ВОЛОКНО ШТАПЕЛЬНОЕ – 1) химические волокна, получаемые
разрезанием или разрыванием жгута продольно сложенных элементарных
нитей на отрезки длиной 3,4-12 см (называют штапели); 2) устаревшее
название химических волокон вообще.
ВОЛОКНООБРАЗОВАНИЕ – получение минерального волокна из
расплава путем раздува, вытягивания, выдавливания или центрифугирова-
ния.
ВОЛОСОВИНА – дефект катаных или кованых металлических изделий
(главным образом стальных) в виде тонких, чѐтко очерченных трещинок,
расположенных вдоль направления течения металла при деформации
(вдоль волокна).
ВОЛОЧЕНИЕ – обработка металлов давлением, при которой прокат –
катаные или прессованные металлические заготовки круглого или фасон-
ного профиля (главным образом прутков, катанки, труб и т.д.) протягива-
ется через отверстие волоки, сечение которого меньше сечения исходного
материала. Цель В. – уменьшение поперечного сечения изделий или при-
дание им более точных размеров и гладкой поверхности. В. производится
|
на волочильных станах, состоящих в основном из матрицы или фильера и
тянущего механизма.
ВОЛОЧЕНИЕ В ХОЛОДНОМ СОСТОЯНИИ – упрочнение стальной
арматуры путем уменьшения площади сечения прутка при протяжке его
через фильер.
«ВОЛЧИЙ СКОК» – отверстие в живой изгороди парка, открывающее
неожиданную видовую перспективу (см. также ах-ах).
ВОЛЬЕР (вольера) – 1) в современном употреблении предназначенная
для содержания зверей или птиц большая клетка, павильон или участок
(площадка с навесом или открытая), огороженный рвом или металличе-
ской сеткой и т.п., иногда оборудованная бассейном, клетками или доми-
ками для содержания животных (кроликов, пушных зверей, птиц, собак) в
звероводчeских хозяйствах, зоопарках, на выставках. В общем случае В.
состоит из убежища (клетки, домика, навеса) и соединѐнного с ним вы-
гульного двора, обычно огороженного сеткой; выгульный двор для птиц
затягивают сеткой и сверху. 2) В кролиководстве и звероводстве В. –
огороженный выгул, примыкающий к домику. 3) в архитектуре XVII-
XVIII вв. – парковый увеселительный павильон, в котором находились
клетки с певчими птицами.
ВОЛЬТАМПЕРОМЕТРИЯ – совокупность электрохимических методов
количественного и качественного анализа, основанные на определении
зависимости между силой тока и напряжением поляризации при электро-
лизе раствора или расплава изучаемого вещества.
ВОЛЬТМЕТР – прибор для измерения эдс или напряжения (в мкВ, мВ, В,
кВ) в электрических цепях; включается параллельно нагрузке.
ВОЛЬФРАМ – химический элемент VI группы периодической системы.
Светло-серый металл, наиболее тугоплавкий из металлов, плотность 19,3
г/см3, tпл 3380°C. На воздухе при обычной температуре устойчив. Главные
минералы – вольфрамит (Fe, Mn) WO4 и шеелит CaWO4. Компонент жа-
ропрочных сверхтвѐрдых сталей (инструментальные, быстрорежущие) и
износоустойчивых сплавов (победит, стеллит и др.); чистый В. использует-
ся в электротехнике (нити ламп накаливания) и радиоэлектронике (катоды
и аноды электронных приборов).
ВОЛЬФРАМА КАРБИД – серые кристаллы (WC), при 2720 °C разлага-
ется. Основа металлокерамических твердых сплавов; используется для
легирования сталей, при изготовлении элементов буровых коронок.
ВОЛЬФРАМА ОКСИД – лимонно-жѐлтые кристаллы (WO3); tпл 1470°C.
|
Не растворяется в воде. Промежуточный продукт в производстве вольф-
рама, вольфраматов, жѐлтый пигмент для керамики и стекла, катализатор
гидрогенизации и крекинга углеводородов.
ВОЛЬФРАМАТ – соли вольфрамовых кислот (например, H2WO4).
Na2WO4 используют в производстве пигментов. CaWO4, BaWO4 и MgWO4
– люминофоры. В. редкоземельных элементов – компоненты лазерных
материалов.
ВОЛЮТА – 1) архитектурно-декоративная деталь карнизов, порталов,
дверей, окон или орнаментальный мотив криволинейного очертания в
форме спиралевидного завитка с кружком «глазком» в центре (по одной из
версий, такие завитки воспроизводят мотив распускающегося цветка); 2)
один из двух парных спиралевидных завитков «с глазком» в центре, со-
ставная часть капителей ордерных колонн (характерна для ионической
капители). Применяется для украшения карнизов, дверей, порталов и др. В
архитектуре Итальянского Возрождения и барокко В. стали использовать в
качестве конструктивных (в поддерживающих консолях) и декоративных
элементов. Характерный мотив – две симметрично расположенные В. по
сторонам центрального ризалита фасада, портала или оконного проема.
Греческое название В. – гелика, большие В. называют также суппортами
или эвольвентами.
ВОМИТОРИЙ («тошниловка») – 1) выходы, пандусы древнеримского
амфитеатра, спускающиеся от зрительских мест – театрона – к площадке
внизу – арене; 2) пристройка к столовой в древнеримском доме, где можно
было избавиться от лишней пищи.
ВООРУЖЕНИЕ ПОЖАРНОЕ – совокупность средств, включающая
пожарное оборудование, ручной пожарный инструмент, пожарные спаса-
тельные устройства, средства индивидуально защиты, технические уст-
ройства для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначени-
ем и др.
ВООРУЖЕНИЕ ПОЖАРНОТЕХНИЧЕСКОЕ – комплект, состоящий
из пожарного оборудования, ручного пожарного инструмента, пожарных
спасательных устройств, средств индивидуальной защиты, технических
устройств для конкретных пожарных машин в соответствии с их назначе-
нием.
ВООРУЖЕННОСТЬ ТЕХНИЧЕСКАЯ – интегральный статистико-
|
экономический показатель отношения количества технических средств
производства, используемых строительно-монтажными организациями, к
затратам труда рабочих. Главными показателями В.т. являются: фондово-
оруженность, механовооруженность, энерго- и электровооруженность
труда.
ВОРОБИНА – 1) длинная доска толщиной около двух вершков; 2) желез-
ный крюк в солеварне, к которому подвешен чрен.
ВОРОБЬЕВИТ – минерал, разновидность берилла розового цвета, со-
держащая примеси щелочных элементов, марганца.
ВОРОК – скотный двор.
ВОРОН – см. кронштейн.
ВОРОНЕНИЕ – получение термической или химической обработкой на
поверхности стальных или чугунных изделий декоративного (коричнево-
го, тѐмно-синего, чѐрного) или защитного слоя оксидов железа (0,004-2,5
мкм). Разновидность оксидирования.
ВОРОНЕЦ – балка из крупного бревна, расположенная от печного столба
к наружным стенам, служащая опорой для потолочных массивных матиц.
ВОРОНКА – в общем смысле – близкое по форме к усеченному конусу,
обращенному более широкой стороной вверх приспособление, геологиче-
ское образование, область распространения какого-либо свойства (напри-
мер, В. депрессии) и т.п.
ВОРОНКА ВЗРЫВА – углубление в грунте, образовавшееся в результате
разрушения наружной поверхности взрывной среды, часть которой вы-
брошена. Величина В.в. зависит от величины заряда и типа взрывчатого
вещества, глубины взрыва, а также от свойств грунта. В военном деле В.в.
часто используются в качестве простейших укрытий или открытых огне-
вых сооружений, иногда при атаке неприятельских позиций, местность
впереди последних нарочно обстреливается с целью создания В.в., кото-
рые создают укрытия атакующих и облегчают им продвижение к цели.
ВОРОНКА ВОДОСТОЧНАЯ – конструктивная деталь в виде кониче-
ского раструба, устанавливаемая на верхнем конце водосточной трубы
(расширенная верхняя часть водосточной трубы).
ВОРОНКА ВОЗДУШНАЯ – поперечный ровик, временно вырываемый
на обочине в весенний период для отвода воды от основания дорожной
одежды в пучинистых местах.
ВОРОНКА ВЫЩЕЛАЧИВАНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО – карстовая
форма рельефа в виде воронки, образующаяся за счѐт выноса в растворѐн-
ном состоянии выщелоченной на поверхности породы через поноры или
трещины.
ВОРОНКА ДЕПРЕССИИ – воронка, образующаяся вокруг вертикально-
го водозабора при откачке из него воды (вокруг горизонтальных водозабо-
ров создаются депрессионные понижения уровенй ли напоров). Различают
В.д. симметричные (в бассейнах подземных вод, расположенных в толщах
с однородным литологическим составом водовмещающих пород) и асси-
|
метричными (в потоках и бассейнах подземных вод в толщах с неодно-
родным литологическим составом водовмещающих пород). Размер В.д.
определяется ее радиусом (радиус влияния водозабора).
ВОРОНКА ДРЕНАЖНАЯ ПЕСЧАНАЯ – поперечный ровик, выры-
ваемый в обочинах и заполняемый песком (или щебнем), для отвода воды
из дренирующего слоя и осушения верхней части земляного полотна.
ВОРОНКА ПРОВАЛЬНАЯ – карстовая форма рельефа, образующаяся
за счѐт обвалов сводов подземных карстовых полостей. В результате
слияния нескольких В.п. образуются более крупные карстовые формы –
карстовые котловины.
ВОРОНКА ТРУБЧАТАЯ – прокладываемый поперек обочин и под
кромкой проезжей части ряд дренажных труб (диаметром 8-10 см) для
отвода воды из основания дорожной одежды и осушения верхней части
земляного полотна.
ВОРОНЦЫ – в традиционной русской избе длинные деревянные полки,
расположенные примерно на уровне головы.
ВОРОТ – простейшее грузоподъемное устройство, состоящее из барабана
с ручным приводом (вращаемого рукояткой), на который наматывается
канат или цепь, несущий на свободном конце поднимаемый груз. Для
увеличения выигрыша в силе применяют дифференцированный В. со
ступенчатым барабаном.
ВОРОТА – 1) проем в ограде или стене для пропуска транспортных
средств, закрываемый специальным заполнением (широкая дверь, створы
для прохода или въезда обычно во двор либо в гараж) и собственно само
заполнение, закрывающее воротный проѐм; 2) архитектурное сооружение,
представляющее собой арку, воздвигнутую, как правило в связи с каким-то
значительным событием. Обычно различают В. усадебные (для въезда на
территорию хозяйственного двора с калиткой), дворовые (расположенные
в бревенчатой стене подклета дома или примыкающего к нему скотного
двора), полевые (расположенные в ограде на границе крестьянской усадь-
бы и земельных угодий); 3) узкий горный проход или суженная часть
речной долины с высокими крутыми склонами (например, Железные
Ворота на Дунае); короткий морской пролив (например, Карские Ворота).
ВОРОТА БАРЬЕРНЫЕ – ворота, как правило, деревянные для запира-
ния выхода из полевых и временных укреплений (типа редутов) и обеспе-
чения их от нечаянного нападения; иногда вместо ворот ставились пово-
ротные рогатки.
ВОРОТА ВЕРТИКАЛЬНО-СКЛАДНЫЕ – ворота, состоящие из вер-
тикальных полотен, смещаемых при открывании в стороны по горизон-
тальным направляющим с образованием вертикальных складок.
ВОРОТА ГАБАРИТНЫЕ – конструкция для проверки габарита гружѐ-
ного подвижного состава, состоящая из двух вертикальных стоек и гори-
зонтальной перекладины с подвешенными к ней планками на высоте,
ограничивающей предельную высоту транспортного средства (подвижно-
го состава) и погруженного на него груза. В.г. высотой до 4,5 м устанавли-
ваются на автомобильных дорогах с обеих сторон переезда через электри-
фицированные железнодорожные пути. В.г. устанавливают также на путях
железнодорожных грузовых пунктов; при этом планки, подвешенные на
горизонтальной перекладине своими очертаниями повторяют предельные
очертания габарита погрузки грузов на открытом подвижном составе и
снабжены устройствами, которые при касании груза к планкам срабаты-
вают, сигнализируя о негабаритности.
ВОРОТА ГАРАЖНЫЕ – ворота, устанавливаемые в зданиях для пар-
ковки транспортных средств.
ВОРОТА ГОРИЗОНТАЛЬНО-СКЛАДНЫЕ – ворота, состоящие из
горизонтальных полотен, перемещаемых при открывании вверх по верти-
кальным направляющим с образованием горизонтальных складок.
ВОРОТА ДВУПОЛЬНЫЕ – ворота, состоящие из двух раздвижных или
распашных вертикальных полотен.
ВОРОТА ДВУСТОРОННЕГО ОТКРЫВАНИЯ – см. ворота с качаю-
щимися полотнами.
ВОРОТА ЗОЛОТЫЕ – украшенные золотом главные ворота древнерус-
ского города.
ВОРОТА ЛИФТОВЫЕ (двери лифтовые) – ворота, состоящие из двух
соединенных между собой полотен.
ВОРОТА МНОГОПОЛЬНЫЕ – ворота, имеющие более двух полотен.
ВОРОТА О ТРЕХ ЩИТАХ – ворота с двумя калитками.
ВОРОТА ОДНОПОЛЬНЫЕ – ворота, состоящие из одного вертикаль-
ного или горизонтального полотна.
ВОРОТА ОПУСКНЫЕ – однопольные ворота, полотно которых при
открывании опускается вниз в специальный карман, устроенный ниже
отметки проезда.
ВОРОТА ОТКАТНЫЕ – ворота с полотнами, открывающимися и за-
крывающимися путем перемещения (отката) в горизонтальном направле-
нии по направляющим.
ВОРОТА ОТКАТНЫЕ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ – полотно ворот со-
стоит из двух или более частей.
ВОРОТА ПЛАСТИНЧАТЫЕ РОЛЛЕТНЫЕ – ворота, полотно кото-
рых состоит из соединенных между собой пластин.
ВОРОТА ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНЫЕ – однопольные ворота, по-
лотно которых при открывании совершает движение опрокидывания, а
затем устанавливается вверху и удерживается в горизонтальном положе-
нии.
ВОРОТА ПОДЪЕМНО-ПОВОРОТНЫЕ СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ –
ворота, полотно которых состоит из двух шарнирно-соединенных элемен-
тов, перемещающихся по вертикальным направляющим и складываю-
щихся вверх при открывании ворот.
ВОРОТА ПОДЪЕМНЫЕ – однопольные ворота, полотно которых при
открывании поднимается вверх (обычно вертикально).
ВОРОТА ПОДЪЕМНЫЕ СЕКЦИОННЫЕ – состоят из соединенных
петлями горизонтальных секций, которые перемещаются по непрерывным
направляющим из вертикального закрытого положения в горизонтальное
открытое состояние.
ВОРОТА ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ – ворота с нормируемым пределом
огнестойкости, оборудованные устройствами для самозакрывания и уп-
лотнением в притворах.
ВОРОТА ПРОФИЛЬНЫЕ – крепостные ворота, проем которых начина-
ется от подошвы вала в их основании.
ВОРОТА РАЗДВИЖНЫЕ – ворота, полотна которых при открывании
перемещаются в стороны параллельно плоскости стены.
ВОРОТА РАСПАШНЫЕ – ворота, каждое полотно которых шарнирно
закреплено с одной стороны и открывается только в одном направлении
поворотом полотна или полотен вокруг вертикальной оси. В.р. являются
наиболее традиционными и часто использующимися воротами, в частно-
сти при строительстве зданий из легких металлоконструкций (ЛМК).
Делятся на двустворчатые и одностворчатые, откатные вручную или
автоматические.
ВОРОТА РАСПАШНЫЕ СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ – ворота с одним
или несколькими шарнирно сочлененными полотнами.
ВОРОТА РОЛЛЕТНЫЕ – ворота, полотно которых перемещается вверх,
наматываясь на вал или барабан.
ВОРОТА РУЛОННЫЕ – вид подъѐмных ворот с двойными стальными
стенками и утеплителем – вспенѐнным полиуретаном с изменяемой тол-
щиной панели 40/42 мм. В.р. состоят из полотна, направляющих, короба,
внутри которого находится вал, и устройства управления. Принцип дейст-
вия следующий В.р.: когда открываются рулонные ворота полотно, со-
стоящее из соединенных друг с другом ламелей, движется по направляю-
щим и наматывается на вал, находящийся в коробе.
ВОРОТА РУЛОННЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ – ворота гаража, осна-
щенные радиоуправлением, которые можно открывать и закрывать, не
выходя из автомобиля, нажав на кнопку небольшого брелка-передатчика.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!