Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4. Рыночные барьеры и динамика рынка

2017-06-13 731
Тема 4. Рыночные барьеры и динамика рынка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1. Природа и определение рыночных барьеров.

2. Виды барьеров входа-выхода.

3. Показатели оценки рыночных барьеров.

1. Барьеры для входа на рынок и выхода с рынка являются

важнейшими характеристиками структуры рынка.

Уровень монополизации экономики решающим образом зависит от

наличия барьеров входа-выхода в отрасль.

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и

обстоятельства правового, организационного, технологического,

экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на

данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими

там участниками.

Под барьерами выхода с рынка понимаются любые факторы,

затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом

деятельности на рынке без серьезных экономических потерь.

Экономическая роль рыночных барьеров:

1. Препятствуют выходу из отрасли без потерь

2. Ограничивают количество фирм в отрасли

3. Препятствуют входу на рынок новых фирм

4. Снижают угрозы потенциальной конкуренции

5. Действующие на отраслевом рынке фирмы получаю прибыль в

долгосрочном периоде.

Уровень барьеров входа на отраслевой рынок:

1. Очень высокий – действующие на отраслевом рынке фирмы могут

устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки

производства на 10% и более, не опасаясь входа на рынок новых фирм.

2. Значительный – действующие на отраслевом рынке фирмы могут

устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки

производства на 5-9%, не опасаясь входа на рынок новых фирм.

3. Умеренный или низкий - действующие на отраслевом рынке фирмы

могут устанавливать цену, превышающую минимальные средние издержки

производства на 1-4%, не опасаясь входа на рынок новых фирм.

По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на

рынок, отрасли можно классифицировать следующим образом:

1. Отрасли со свободным входом. Здесь уже действующие на рынке

фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с

потенциальными конкурентами: цена в отрасли устанавливается на уровне

предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных,

финансовых и трудовых ресурсов между отраслями.

2. Отрасли с краткосрочными барьерами входа. В этих условиях

старые фирмы (фирмы-старожилы) могут получать положительную

экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет краткосрочного

недопущения новых фирм на рынок. Однако преимущества старых фирм

исчезают в долгосрочном периоде.

3. Отрасли с замедленным входом. В таких отраслях старые фирмы

обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую

политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в

результате чего старые фирмы получают положительную прибыль даже в

долгосрочном периоде. Но с течением времени небольшое число новых

конкурентов все же может «просочиться» на рынок. Рынок не является

полностью закрытым для соперников.

4. Отрасли с блокированным входом. В этом случае вход новых фирм

на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в

долгосрочном периодах. Число фирм не меняется на протяжении очень

длительных периодов времени.

Исследователи Р. Кейвс, М. Портер, У. Шеферд и др. считают, что при

прочих равных условиях, чем выше барьеры для входа, тем больше

рентабельность фирмы в данной отрасли. В совокупности, высокие барьеры,

значительная рыночная доля и возможности сговора доминирующих

отраслевых фирм обеспечивают более благоприятные условия для

увеличения капитализации.

Рис 3. Зависимость доходности капитала фирмы от структуры

отраслевого рынка

2. Барьеры входа-выхода можно разделить на две большие группы:

1. Нестратегические барьеры

2. Стратегические барьеры.

К нестратегическим барьерам относятся условия, находящиеся вне

контроля фирм-старожилов и объясняющие причину, по которой входа

новых фирм не происходит при цене выше предельных издержек.

Стратегические барьеры – это стратегические действия фирм в случае

опасности (угрозы) входа со стороны потенциальных новых конкурентов.

Классификация рыночных барьеров входа-выхода:

1. Нестратегические барьеры:

- емкость рынка (ограниченность спроса);

- объем капитальных затрат (первоначальных инвестиций);

- абсолютное преимущество в издержках;

- административные барьеры;

- состояние инфраструктуры рынка;

- качество товара и репутация фирмы;

- криминальные барьеры.

2. Стратегические барьеры:

- ценообразование, ограничивающее вход;

- дополнительные инвестиции в оборудование;

- продуктовая дифференциация;

- долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями;

- репутация «жесткого» конкурента.

3. В мировой практике для определения уровня входных и выходных

барьеров применяют следующие статистические показатели:

Показатели входа

1) Норма входа фирм на отраслевые рынки:

Нвх = Мв / М в+д, (16)

где Мв – число вошедших за год на рынок фирм;

Мв+д – общее число фирм действующих на рынке на конец года.

2) Норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

Нпр = Qв / Qв+д, (17)

где Qв – объем производства продукции вошедших на рынок фирм;

Qв+д – общий объем производства продукции на рынке.

3) Показатель роста (Тd) равен периоду времени достижения входящими

на отраслевой рынок фирмами размеров уже действующих на нем.

Показатели выхода

1) Норма выхода:

Нвых = Му / Мд, (18)

где Му – число фирм ушедших с рынка за анализируемый период;

Мд – общее число фирм, действующих на рынке на конец

анализируемого периода.

2) Коэффициент выживаемости:

Квыж = Мв/Мо (19)

Квыж – коэффициент выживания фирм на отраслевом рынке;

Мв - количество вошедших на рынок фирм за год;

Мо – количество оставшихся фирм из числа вошедших.

К числу статистических показателей уровня входных и выходных

барьеров можно также отнести: долю банкротств, поглощений и слияний

сравнительно с новыми фирмами на рынке.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.