Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Этап 4. Завершение консультативной беседы

2017-06-12 756
Этап 4. Завершение консультативной беседы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Продолжительность этапа - 5-10 мин при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повторенное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется, какие задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. Лучше предварительно договориться о следующей встрече, чем оставить этот вопрос неопределенным.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

 

Вопрос 54 (Роль и место консультанта в психоконсультировании. Требования к личности психоконсультанта. типичные ошибки консультанта)

1). Консультант всегда совместно с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту:

разобраться в мотивировке повседневных выборов и наступающих последствий;

разрешить множество эмоциональных проблем и запутанные межличностные отношения;

преодолеть чувство внутреннего хаоса — сделать непонятное и изменчивое позитивным и целесообразным.

Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе говоря, возникает вопрос определения роли консультанта. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.

 

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

 

Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

 

М. Сох (1988) называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование — это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем является консультант, а во втором — что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу приходится ограничивать, если консультант чувствует, что в данный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов.

 

Руководствуясь таким пониманием процесса консультирования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие ролевые функции консультанта:

 

построение отношений с клиентом на взаимном доверии;

выявление альтернатив самопонимания и способов деятельности клиентов;

непосредственное "вхождение" в жизненные обстоятельства клиентов и их отношения со значимыми для них людьми;

создание вокруг клиентов здорового психологического климата;

постоянное совершенствование процесса консультирования.

Если таким образом в общих чертах представить содержание роли консультанта, становится очевидным, что очень существенной составляющей процесса консультирования является ЛИЧНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА.

 

2)Н.Н. Обозов [1993, с. 20-26] обращает внимание на следующие качества:

 

1. Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.

 

2. Чуткость к эмоциональному состоянию человека, который находитсярядом. В психологическом консультировании эта чуткость может выглядеть как профессиональный такт. Например, психолог-консультант избегает доводить до клиента информацию в той форме, которая может его травмировать.

 

3. Пластичность (динамичность в сочетании с гибкостью). Имеется в виду способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков, быстро менять различные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса.

 

4. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Имеется в виду способность избегать невротических и субъективных отклонений в собственных оценках и поведении. Быть предельно сдержанным в ответ на срывы клиента, уметь снять тревожность другого, его успокоить - терпимость к возможным невротическим срывам с его стороны.

 

5. Поддержание общей культуры поведения возможно только при многочисленных и разнообразных контактах психолога с другими людьми. В результате этого формируются своеобразные штампы речевых оборотов, форм общения, предпочтений относительно близости - дистантности в межличностных контактах, характерной жестикуляции и мимики. Необходимо иметь и навыки переписки для ситуации дистантного письма. Психолог-консультант должен знать лучшие образцы культурного наследия, но не замыкаться на них.

 

6. Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения. Имеется в виду, что если клиент нервничает и перескакивает с одной темы на другую, то психолог-консультант сможет своевременно возвратить беседу к заданной теме. Если обсуждение других людей начнет выходить за рамки объективности, то психолог-консультант сумеет сохранить эти рамки.

 

7. Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах. Имеется в виду, что интравертирован-ному, застенчивому индивиду бывает сложно порой выйти из напряженной ситуации, он не всегда легко говорит «нет», а оказавшись в зависимости от другого, использует более экстремальные средства разрешения затруднения в отношениях, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.

 

Р.-А.Б. Кочюнас [1999, с. 25-32] пишет о следующих чертах:

 

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.

 

2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.

 

3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

 

Но наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме консультативной психологии, из черт, рассмотренных Р.-А.Б. Кочюнасом, нам представляются следующие:

 

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

 

доступность - степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

 

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

 

2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

 

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

 

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» - относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность - сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение - некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность). Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности - самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:

 

высокий уровень тревожности;

 

ощущение собственной беспомощности;,,,

 

неверие в будущее;

 

пониженный эмоциональный фон;

 

ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

 

Незнание причин своего состояния у такого человека тем не менее может выражаться в утверждениях, что у него все в порядке, ему не нужно что-либо менять в своей жизни. Описанный выше конструктивный путь достижения идентичности (вследствие личностного поиска и выбора) приводит к формированию того, что принято называть личностной идентичностью. Никто не рождается консультантом. Что самое существенное - никто окончательно не становится консультантом. Требуемые качества развиваются в течение всей профессиональной жизни специалиста-консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако модель идеального консультанта до сих пор не построена, разные авторы указывают разные личностные особенности

 

3)Результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными психологами, позволяют выделить ошибки начинающих консультантов:

 

1. Ошибки контакта:

 

Редуцирована или отсутствует фаза установления контакта

 

Вторжение в личное пространство клиента

 

Периодическое прерывание контакта с клиентом

 

2. Наличие непроработанных личных проблем:

 

Переключение на собственные проблемы

 

Демонстрация клиенту своих нерешенных проблем

 

Обесценивание значимых для клиента событий или чувств

 

Спутывание причины и следствия в проблемной ситуации

 

3. Речевые коммуникативные ошибки:

 

Перебивание клиента

 

Невнимательность к словам клиента, искажение или интерпретация

 

Использование профессиональной терминологии без объяснения значений терминов

 

Многословность либо длительное бесцельное молчание

 

Неточные названия чувств, неправильные формулировки мыслей

 

Неумение вернуть клиента к ответу на заданный ранее значимый вопрос

 

4. Нарушение этики психологического консультирования:

 

Нарушение любого пункта общепризнанных этических норм психологического консультирования

 

Обесценивание психотерапевтического процесса

 

5. Проблемы в ориентации на «здесь и сейчас»:

 

Невнимание к телесным реакциям клиента

 

Игнорирование актуальных проблем и потребностей клиента

 

6. Трудности в работе на определенном уровне обобщения:

 

Не сформулирован или неправильно сформулирован контракт (цель работы)

 

Работа на чрезмерно абстрактном уровне без обращения к конкретным проблемным ситуациям, чувствам и мыслям клиента

 

Невнимание к значимым для психокоррекции биографическим данным клиента

 

Отсутствие или некорректность выводов и домашнего задания по итогам консультации

 

Ориентация на средство (технику), а не на цель работы

 

Кроме того, наиболее распространенными ошибками являются:

 

Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге. Ощущает и показывает себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожалеть, что пришел.

 

Излишняя естественность (говорит и делает, что ему хочется) или искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается, прячась за искусственный фасад) поведения психолога-консультанта в диалоге. Естественность опасна тем, что не осуществляется процесс психологической работы, а идет обычный разговор собеседников, с взаимными упреками, раздражениями и так далее. Искусственность опасна тем, что клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», нет ощущения встречи.

 

Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.

 

Психологическая консультация выглядит как монолог психолога-консультанта.

 

С неуверенным клиентом психолог может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека.

 

Консультант испытывает внутренний страх перед молчанием, поэтому он стремится собственной активностью заполнить каждую наступившую паузу. На какое-то время это снижает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

 

Психолог переносит (проецирует) собственные трудности на клиента.

 

Психолог оценивает клиента. Оценочное суждение психолога – барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента.

 

Психолог переживает проблемы клиента как свои собственные. Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внутреннее равновесие и не может в полной осуществить действенную психологическую помощь клиенту.

 

Многочасовая консультация как ошибка консультанта. Причина – внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает позицию пассивного слушателя. Вторая причина – внутренняя установка психолога на выслушивание клиента.

 

Психолог как объект манипулирования со стороны клиента. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним окружением, как своеобразного «жизненного судью», как авторитет.

 

 

55. Взаимодействие как категория философии, психологии и педагогики. Уровни и типы взаимодействия участников образовательного процесса.

Уровни:

1. Я-Я – самопознание, самопроетирование, самоанализ и самооценка. Умение взаимодействовать с собой определяет качество взаимодействия с другими.

2. Я – человек – уровни общения: мнение другого важнее моего, равноправность или мнение другого не имеет значения.

3. Я – система – взаимодействие с системой или группой систем.

Типы взаимодействия:

· учитель – «Я»;

· учитель – учитель;

· учитель – ученик;

· учитель – группа учащихся;

· учитель – ученическое самоуправление;

· учитель – родитель.

Характеризуют педагогическое взаимодействие (Л. В. Байбородова):

· взаимопознание,

· взаимопонимание,

· взаимоотношение,

· взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

· сотрудничество,

· диалог,

· соглашение,

· опека,

· подавление,

· конфликт,

· индифферентность (равнодушие, безучастность, безразличие)

· конфронтация (противостояние, противоборство, столкновение взглядов, принципов, систем).

Философия.

Философский подход к проблеме взаимодействия отличается выявлением того общего, что внутренне присуще любому акту взаимодействия и что одновременно выделяет взаимодействие как специфическое природное и общественное явление. Философская наука уже в своих истоках определяет его важную роль в возникновении и развитии объектов (Анаксагор: всеобщий закон взаимодействия материи; Аристотель: изменение взаимодействующих тел в качестве определяющей черты взаимодействия; Платон: о существовании вещи можно судить по ее способности воздействовать или испытывать воздействие).

Дальнейшее углубление содержания категории взаимодействия в философии связано с изучением взаимосвязи и взаимозависимости между взаимодействующими объектами (Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.). Прежде всего, это касается активности и сопротивления, притяжения и отталкивания в их диалектическом единстве.

И. Кант: взаимодействие - причина и одновременно условие возникновения тех или иных объектов, которые вступают в определенные отношения, имеющие для них обоюдоважное значение. Данный принцип находит свое углубление в работах Г. Гегеля. В учении о сущности он показывает диалектический характер взаимодействия как внутреннего источника самодвижения и саморазвития действительности. Тем самым с помощью категории взаимодействия им обосновывается принцип развития, имеющий важное значение для педагогики.
Философы также связывают понятие взаимодействия с понятием структуры.
А.Г. Чусовитин: взаимодействие -особой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими объектами. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. О.В. Чернышов попытался определить и обосновать структуру самого процесса объективного взаимодействия.Включает следующие существенные моменты: отношение, связь, снятие. Отношение как специфическая форма реального взаимодействия устанавливает тип изменений в виде потенциальных возможностей; связь определяет характер изменений в сфере реального существования каждого элемента; снятие фиксирует преобразование, аккумуляцию, организацию и управление проявлением свойств элементов для устойчивого развития и функционирования целого как системы. Это позволяет в общем виде проследить динамику изменений взаимодействующих сторон. Взаимодействие всегда целостно, и ни одна из его форм не может существовать в отрыве от остальных.
Одной из ведущих идей экзистенционализма, философско-психологических изысканий, философской антропологии является представление о том, что личность нельзя познать, рассматривая ее изолированно, вне взаимодействия с другими людьми. При этом человек понимается как некое целое, причем целое не в виде результата, а в виде процесса (процесса постоянного изменения и развития).
Важным представляется исследование соотношения активности и свободы личности, которое Э.В. Ильенков объясняет через взаимодействие с окружающими. Свобода - накопление опыта индивида в процессе взаимодействия. Личность - продукт, складывающийся в сети взаимных отношений. Ученый показывает, что отношения человека к другому человеку имеют двустороннюю направленность: активное действие одного из них, направленное на другого, «отражается» от него и тем самым превращается в действие, направленное через другого на самого себя.
Г.С. Батищев: проблема взаимодействия в контексте становления личности. Безадресность человеческого бытия, по мнению автора, ведет к внутренней опустошенности субъекта.

Таким образом, анализ философских позиций к феномену взаимодействия позволяет определить сущность данной категории, выделить его основные признаки.

Взаимодействие в философском понимании - категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Общие признаки взаимодействия как реального явления: целостность, одновременность существования объектов, двусторонность связей, взаимопереход объектов, взаимообусловленность изменений сторон, внутренняя самоак-тивность субъектов.

Каждому уровню развития материи соответствует свой тип взаимодействия. С усложнением форм движения усложняется и тип взаимодействия. Высшей форме движения - социальной - соответствует и высший тип взаимодействия.


Психология.
Изучение взаимодействия в психологии осуществляется по таким основным направлениям, как уточнение категориального статуса самого понятия «взаимодействие»; выделение компонентов его структуры и содержания; определения его места в развитии психических процессов индивида. Нет единого мнения относительно места взаимодействия в иерархии других психологических феноменов, что в значительной степени затрудняет и его собственную характеристику. Наиболее противоречивым моментом в работах ученых является соотношение категорий взаимодействия и общения: понятие «взаимодействие» либо отождествляется с общением, либо выступает частью общения, либо включает в себя этот процесс.
Существует тенденция объяснять «общение» через категорию «взаимодействие».

1. А.А. Бодалев, М.Т. Громкова, М.С. Каган, М.И. Лисина и др.: данные понятия используются как тождественные.

А.А. Бодалев: «межличностное общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности, суть которого составляет взаимодействие человека с человеком», что «межличностное взаимодействие людей, обозначаемое как общение, почти всегда оказывается вплетенным в деятельность и выступает условием ее выполнения».

М.И. Лисина: общение есть не что иное, как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения результата. Общение - это особого рода взаимодействие, своеобразный вид активности человека, предусматривающий инициативное воздействие человека на своего партнера.

М.С. Каган: межсубъектное взаимодействие есть общение, которое существует в материальной и духовной формах. Они различаются тем, что в материальном общении духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, тогда как целью духовного общения является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности, а практические действия, если они при этом и используются, служат только данной цели.

 

2. Сторонники другого направления (Г.М. Андреева, Н.В. Казаринова, Р.Л. Кричевский, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, В.М. Погольша, Я. Щепаньский и др.) рассматривают взаимодействие как одну из сторон или один из процессов общения.

А.А. Леонтьев понимает феномен общения как интеракцию, коллективную деятельность, считая, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.

В концепции Г.М. Андреевой выделены три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. По мнению автора, взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, «которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность».
3. Существует еще один подход к вопросу соотношения понятий взаимодействия и общения, когда первое выступает в качестве более широкой категории по отношению ко второму. Представители данного подхода (Б.Г. Ананьев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов и др.) трактуют общение как специфическую форму, условие или процесс взаимодействия.

Б.Ф. Ломов: «общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов». Сущность общения проявляется в отдельных межличностных взаимодействиях и специфика различных видов взаимодействия людей определяется по тем свойствам, которые характеризуют их как субъектов. Данное положение ценно тем, что позволяет раскрыть зависимость характера взаимодействия от особенностей вступающих в него субъектов. Психическое развитие личности возможно лишь во взаимодействии с другими людьми в контексте совместной деятельности и общения.

Н.Н. Обозов выделяет межличностное взаимоотношение и межличностное общение как специфические формы взаимодействия, указывая на их взаимность. «Межличностные взаимоотношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условии общения, совместной
деятельности».

В.Н. Мясищев рассматривал общение как тип взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и взаимовлияющих друг на друга.

Таким образом, понятие взаимодействия тесно связано по своему категориальному статусу с феноменами деятельности и общения. Стоит отметить, что, несмотря на разницу позиций относительно соотношения категорий взаимодействия, деятельности и общения, все авторы выделяют особую роль межличностного взаимодействия в становлении личности его участников. Подчеркивается, что оно имеет личностный и эмоциональный характер.
Главным различием в позициях психологов относительно структуры взаимодействия является сам принцип подхода к ее обоснованию.

Так, начальным пунктом такого построения для одной группы исследователей выступает процесс взаимодействия как таковой (В.Н. Панферов, Я. Щепаньский и др.), для другой -
внутренние психические процессы индивида (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.). Третьи, как, например, К. Левин, соединяют в структуре контакта индивида и среду, определяя жизненное (топологическое) пространство в качестве единицы взаимодействия субъекта и его окружения.
Н.Н. Обозов характеризует структуру взаимодействия, основываясь на трехкомпонентном членении поведения индивида, выделяя аффективную, когнитивную и поведенческую составляющие. При этом поведенческий компонент включает в себя, прежде всего, результаты деятельности и поступки, аффективный - все то, что связано с состоянием личности, а когнитивный понимается как осознание субъектом объекта. В своей классификации автор опирается на аналогичные исследования А.А. Бодалева, выделяющего в структуре межличностного взаимодействия такие составляющие, как праксическая, аффективная и гностическая, на высказывания Я.Л. Коломинского о поведенческом, аффективном и когнитивном его компонентах, на обоснование Б.Ф. Ломовым его регулятивной, аффективной и информационной составляющих. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что включение субъекта в процесс взаимодействия влияет не только на внешние проявления индивида, но и затрагивает все сферы его психики, обусловливая их поступательное совершенствование.
Психологическое содержание понятия взаимодействия - основа - обмен по тем или иным параметрам между контактирующими индивидами. Результат подобной коммуникации выступает изменение установок и поведения членов группы, достижение ими определенной степени сопереживания, взаимопонимания, согласия, т. е. изменение реальных взаимоотношений между ними. Под взаимоотношениями А.А. Бодалев понимает «взаимную готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий».
Фундаментальные основы исследования проблемы отношений, возникающих в процессе взаимодействия индивидов, заложены в трудах В. Н. Мясищева: система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфичной характеристикой личности. Он видит в отношениях личности, в ее потребностях, интересах, склонностях не столько продукт каких-то абстрактных условий, а прежде всего результат того, как человеку удается взаимодействовать с окружающей средой, и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми. Именно отношение рассматривается в психологии, и в частности, в работах В.Н. Мясищева, не только как итог того или иного акта взаимодействия индивидов, но и как основа для возникновения у них потенциальной потребности в последующих контактах друг с другом, что позволяет говорить об определенной цикличности взаимодействия.
Значение мотивации взаимодействия в развитии самосознания индивида и укреплении его отношений с другими людьми изучает М.И. Лисина: для каждого участника контакта мотивом служит другой человек, его партнер по общению. В качестве продуктов взаимодействия М.И. Лисина называет не только новые взаимоотношения субъекта с окружающими людьми, но и возникающий у него образ самого себя. В совокупности это, по ее мнению, имеет наибольшее значение для адекватного понимания сущности процесса самопознания, которое определяется как значимый компонент взаимодействия.
При рассмотрении проблем взаимодействия в психологической литературе находят свое выражение вопросы позиционной активности участников того или иного контакта. Они напрямую связаны с осмыслением движущих сил конкретного акта взаимодействия, распределением ролей между его участниками. Последнее, в свою очередь, отражает степень их личной заинтересованности в контакте, мотивационной готовности к его осуществлению и определяет, тем самым, его значение для саморазвития каждого из взаимодействующих индивидов, а также их общности в целом.
В.Н. Мясищев, подчеркивая роль активности и инициативы индивида в процессе контакта, утверждает, что развитие и рост активности делают поведение человека более внутренне обусловленным. Поступки индивида при этом перестают определяться ситуацией момента. Л.С.

А.А. Бодалев: активность личности - условие ее эффективного взаимодействия с другими людьми. Активность здесь проявляется в направленности личности как на другого человека, так и на себя. Она связана с особенностями памяти, мышления, эмоциональной сферы, которые проявляются в наблюдательности, способности анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умении поставить себя на место другого человека, способности сопереживать и т. д.

Таким образом, авторы рассматривают активность субъектов, с одной стороны, как условие эффективного взаимодействия, а с другой - как его результат.

 

К основным феноменам межличностного взаимодействия Н.Н. Обозов относит:

1. взаимопонимание, которое характеризуется сходством субъективных суждений партнеров друг о друге и соответствием этих суждений их объективным особенностям.

2. содействие (взаимные действия) - «помощь и взаимопомощь, при которых действия одного партнера направлены на стимуляцию, поддержание и облегчение действий другого».

3. эмпатия, видами которой являются сопереживание и соучастие.

 

Наглядным подтверждением влияния взаимодействия на развитие личности выступают своеобразные эффекты.

Наряду с подходами, обозначающими влияние взаимодействия на саморазвитие личности путем анализа отдельных элементов исследуемых процессов, ведется разработка целостных концепций процесса взаимодействия (концепция деятельностного опосредования межличностных отношений А.В. Петровского и концепция личностно-ориентированного взаимодействия, разработанную под руководством В.А. Петровского). Здесь интересны положения относительно обусловленности движения цели индивидуальной деятельности человека другими людьми; о возрастании индивидуальных возможностей субъектов в условиях непосредственного взаимодействия с окружающими, решающими ту же задачу; о связанности деятельности самопостроения с феноменом инициативы, самостоятельности индивида и ряд других.

Таким образом, все еще не определен до конца категориальный статус самого понятия «взаимодействие». Наиболее важные аспекты взаимодействия: деятельностный (действия, операции, приемы) и межличностный (общение, виды отношений). Приведенные психологические подходы к рассмотрению сущности взаимодействия характеризуют его также как динамичный процесс, которому присущ двусторонний характер связей и изменение взаимодействующих сторон, приводящее каждое звено в новое качественное состояние.

Такой взгляд важен для педагогики, т. к. он позволяет рассматривать взаимодействие как одно из условий развития личности и, следовательно, как сущностную характеристику педагогического процесса.

Раскрывая структуру взаимодействия, исследователи выделяют его компоненты: субъекты взаимодействия, ситуация, позиции участников, пространство взаимодействия, уровни взаимодействия. Однако анализ психологических исследований не позволяет однозначно судить о взаимосвязи и взаимовлиянии выделенных элементов.

Педагогика.

Необходимо разграничить термин «взаимодействие» и часто используемые в педагогике наряду с ним понятия «воздействие» и «влияние». «воздействие» в гуманистически ориентированном воспитательном процессе подчеркивает особую степень влияния и оставляющего своеобразный «яркий след» в сознании личности, но он все же в большей мере характерен для авторитарной педагогики. Понятие «влияние» представляется в этом плане более нейтральным, оно очень часто употребляется с термином «взаимодействие», отражая характер результативности последнего.
В советской педагогике термин «взаимодействие» хотя и употреблялся, но чаще всего в связи с взаимодействием различных воспитывающих сил и воспитательных институтов. Все они объединялись для того, чтобы, координируя свои усилия, совместно и согласованно воздействовать на личность ребенка в процессе ее становления. Содержание педагогического взаимодействия понималось как «процесс оптимальной концентрации комплексных педагогических воздействий на формирующуюся личность».
По-своему решала проблему педагогического взаимодействия педагогика сотрудничества (1980-е гг): Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др: ведется поиск форм взаимодействия в ходе учебного процесса, способствующих гуманизации педагогических отношений. Такой характер взаимодействия связан с диало<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

2.119 с.