Досуг как деятельность. Возрастные, национальные, гендерные особенности досуга. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Досуг как деятельность. Возрастные, национальные, гендерные особенности досуга.

2017-06-12 1498
Досуг как деятельность. Возрастные, национальные, гендерные особенности досуга. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Досуговая деятельность - осознанная актив­ная деятельность человека, осуществляемая им в свободное время, с помощью которой удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности человека,. Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.

Особенности досуговой деятельности: 1. деятельностный мотив (потребность личности в самом процессе деятельности); 2. разнообразна по своему предмету; 3.цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня; 4. носит разный характер: социально полезный, соц. нейтральный, соц. отрицательный, асоциальный.

Возраст является важным аспектом досуговой деятельности. Он начинает проявлять себя с момента, когда ребенок идет в школу, и происходит расчленение времени на свободное и занятое. Особое внимание уделяется досугу детей и молодежи: дошколь­ников, школьников младших, средних, старших групп, подростков (досуговые объединения подростков – стабильный состав, периодичность встреч, постоянное место проведения, традиции), юношей (групповое проведение досуга, активное межличностное общение), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста). Важно при организации досуга учитывать ведущую деятельность и интересы каждой из возрастных групп.

 

Национальные особенности проявляются главным образом в национальных видах спорта и разнообразных увлеченихя, связанных с ними: клубы и общества болельщиков. В Голландии – коньки, в Австрии, Швейцарии – лыжи, в США – амер. Футбол и т.д.. Национальное своеобразие проявляется и в традиционности мест проведения досуга: во Франции – кафе, в странах Востока – чайхана, в Англии- пабы и т.д.

 

Гендерный аспект досуга опирается на соци­альные условия общества, механизмы и закономерности функционирования мужчин и женщин в свободное время; способы удовлетворения потребностей в отдыхе, формы развлечения, об­щения, развития личности, творчества, в процессе функционирования учреждений досуговых услуг. Многие досуговые занятия пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. До­суговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, спорт) связаны с активными действиями. Женщины предпочитают занятия, связанные с созданием чего-то (рукоделие, цветоводство) и в большей степени ценят до­суг как средство общения, предпочитают ходить в гости, беседовать с близкими и знакомыми и т.п.

 

Вопрос 43: Психолого-педагогические аспекты организации досуга школьников в современной России.

Досуг (свободное время)- период времени, когда человек, не имея обязательных дел (учёба, работа, домашние дела и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Важное место в сфере досуга занимает общение с. другими людьми: занятия и игры с детьми, дружеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.), общение через Интернет (различные форумы, социальные сети) Досуг подразумевает такой род занятий, которые дают человеку ощущение удовольствия, приподнятого настроения и радости. Люди проводят досуг для того, чтобы расслабиться, снять стресс, почувствовать физическое и психологическое удовлетворение, разделить свои интересы с друзьями и близкими, завязать общественные контакты и получить возможность самовыражения или творческой деятельности. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.

Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Независимо от типа школы в ней всегда отмечаются День учителя, Новый год, День Победы, Международный женский день и другие праздники. Вместе с тем школа - не театр, в ней нельзя дважды провести мероприятие по одному и тому же сценарию, ведь перед каждым из участников праздничного спектакля открывается возможность проявить свои творческие способности: кто-то подаст авторскую идею и разработает сценарий, другой подберет музыкальное сопровождение и напишет текст, третий блестяще исполнит номер и т.д.

Умение организовывать различные мероприятия очень важно, и любые организаторские способности педагога, не одухотворенного чувством современности, не найдут настоящей поддержки у ребят. Без чувства романтики нашего времени, не идущий в ногу со временем, он не сумеет увлечь ребят на те дела, которые их интересуют. многие государственные учреждения и общественные организации занимаются вопросами становления личности, а значит и вопросами ее социального поведения. В поведении детей проявляется их отношение к другим людям и к самим себе, к окружающему предметному миру и природе, к нравственным, правовым, эстетическим и другим нормам и ценностям общества.

Многие дети к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Значительная часть таких детей, поступив в школу, начинает испытывать серьезные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество. Детям, которые пришли в школу с определенными проблемами, не удается адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.

Далеко не всегда можно успешно решить вопросы адаптации детей, организуя межличностное взаимодействие в учебно- педагогическом процессе. Не все педагоги умеют создать условия для реализации тех умений, навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время. Это часто происходит из-за неспособности учителя исключить неприязнь к личности учащегося. Иногда уверенность и сила педагога подавляют учащихся, часто учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников, подавляет свободу и независимость учащегося, не позволяя ему иметь свое мнение т.д. К тому же на уроке учитель ограничен определенными рамками: изучением программного материала, стандартами общения на уроке и т.д. Поэтому общение между учителем и учащимся на уроке в силу обстоятельств достаточно формальное.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общения со сверстниками, которые воспринимается детьми как нечто очень важное. В общении ребенка с друзьями получает удовлетворение такая важная потребность, как стремление к самоутверждению среди сверстников. А неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности.

«Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота отечества» - именно это высказывание В.А. Сухомлинского составляет основу общешкольных мероприятий.

Вечера и праздники, шоу - программы, театрализованные представления, интеллектуальные конкурсы позволят учащимся узнать, как обустроить свою жизнь, сделать ее счастливой, содержательной, насыщенной полезной информацией, радостной и для себя, и для своих друзей, близких. Наиболее привлекательными для школьников формами развлечения являются информационно-дискуссионные программы, игры-зрелища, КВН, экскурсии, тематические дискотеки, видео и музыкальные викторины, конкурсы, филармонии, салоны, интерактивные программы с применением мультимедиа средств и т.д. Ведущее направление в досуге занимают общение с друзьями, увлечение компьютерными и интернет-технологиями, прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, что свидетельствует о приоритете для них развлекательного досуга.

Проблема организации детского досуга вызывают постоянную тревогу педагогов, волнуется и общественность, беспокоятся по этому поводу и родители. Сегодня нам нужно воспитать личность, которая не примирялась бы с несправедливостью и житейскими трудностями, а восхищалась своими соотечественниками, достигшими высочайшего успеха в труде, искусстве, науке, могла бы бороться, высказывать свои сомнения, защищать доводы, творчески, сознательно относиться к жизни. И все это прежде всего можно и нужно воспитать в школе, в семье, в родном доме.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.