Экзогенные факторы(средовые) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Экзогенные факторы(средовые)

2017-06-12 374
Экзогенные факторы(средовые) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологические:

Влияние географической широты проживания. Основной вывод - географическая широта проживания не оказывает существенного влияния на темпы онтогенеза детей и подростков, если условия жизни не являются экстремальными и замедляющими развитие. Минимальный возраст менархе (12,5-13 лет) характерен для средней полосы и субтропиков, тогда как в тропическом климате и в полярной зоне он увеличивается до 14-15 лет.

Влияние высокогорья. Высокогорные дети по сравнению с равнинными сверстниками обнаруживают уменьшение длины тела на 1-3 см, снижение массы тела на 350-500 г, повышение возраста менархе в среднем на 9 месяцев. Все эти эффекты обусловлены гипоксией.

Индустриальное загрязнение. Загрязнение биосферы приводит к ослаблению ультрафиолетовой инсоляции, уменьшению выработки витамина D и торможению роста. Загрязнение приводит к уменьшению длины тела, увеличению жироотложения, задержке костного возраста до 10 месяцев – 1 года. Особенно сильно негативный эффект проявляется для детей моложе 8 лет и крайне сильно для развивающегося плода, приводя к повышению частоты уродств.

 

Социально-экономические факторы:

Уровень доходов в семье., Уровень образования родителей, Тип воспитания

Размер семьи. Увеличение количества детей в семье уменьшает размеры их тела и задерживает половое созревание.

Уровень питания. Данный фактор значительно связан с темпами роста и развития. Повышение питания выше нормального оптимального уровня не приводит к ускорению развития, а ведет к ожирению. Заметное снижение питания ниже функционального оптимума резко тормозит ростовые процессы.

Урбанизация. Городские дети созревают быстрее сельских, жители крупных городов – быстрее обитателей малых городов и поселков. Различия возраста менархе по вектору «крупный город – село» достигают в среднем полутора лет и отмечены во многих странах. Кроме того, городские дети имеют более отчетливое лептосомное телосложение (узкосложенные с небольшим развитием скелет и мышц) с большим развитием жироотложения, что является следствием гиподинамии.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО!!!(если кому надо будет, но не обязательно)Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.

Основные факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

 

Среда

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. Степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной. При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню организма, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к тем уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске»,на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.

Наследственность:
Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему. Идеи, сформулированные Локком и Руссо в самой общей форме, на долгое время предопределили извечный спор относительно того, что определяет ход психического развитии человека: природа или воспитание, наследственность ил» среда, гены или образ жизни, и т.д.

 

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения.

Особый интерес вызывает действие третьего фактора — активности. «Активность,— писал Н. А. Бернштейн,— важнейшая черта всех живых систем... она является самой главной и определяющей...»

В Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития. Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

 

Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов. Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.