Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства.

2017-06-11 710
Тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Во-первых, с конца 80-х началось резкое снижение ценностей духовной культуры среди россиян, особенно среди молодежи, что, безусловно, связано с глубоким общественным кризисом в стране.

Во-вторых, происходит искажение исторически сложившейся общечеловеческой и национальной иерархии этнических и эстетических ценностей в искусстве и быту. В частности, фундаментальное значение народного и духовного искусства, классики и реализма многие средства массовой информации пытаются умалить, уделяя основное внимание пропаганде масскультовского и авангардистского искусства и моды, не содержащих зачастую позитивного мировоззрения и фальсифицирующих коренные этико-эстетические ценности (истина, добро, красота, гуманизм, трагическое).

Тиражируемый телевидением и радио, магнитной и грамзаписью, иллюстрируемыми журналами масскульт и кич размывает критерии художественного вкуса, вульгаризирует и, по сути, уничтожает его.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отрицательное влияние на аудиторию эскалации сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями, в том числе экспериментальными, зарубежных, прежде всего американских социологов и психологов (А. Бандура, Л. Берковец, Д. Зиллман, Ф. Эндисон и др.).

Эти данные свидетельствуют в пользу утверждения известного западного психотерапевта В. Франкла: «Агрессивность, которую якобы можно переключить на безвредные объекты, например, на телеэкран, в действительности лишь подкрепляется этим и, подобно рефлексу, еще сильнее закрепляется».

С психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие вносит свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную телевизионную аудиторию. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском обществе против подобных негативных явлений пока выступают только отдельные высокодуховные и истинно культурные люди.

Вместе с тем в настоящее время народное, духовно-классическое и современное академическое искусство (включая литературу), лишаясь государственной поддержки, становится все более элитарным, сужается его аудитория. В результате в широкой социальной среде разрушается нормальная, общечеловеческая иерархия разновидностей, жанров и качества искусства, разрушаются дух и сердце истинной культуры, а самое главное—культуры новых поколений. Безнравственное и агрессивное искусство приобрело значительное распространение и вносит свой негативный вклад в духовно-психологический климат современного российского общества. К сожалению, весьма доходный бизнес, связанный с эксплуатацией масскультовского искусства, выгадывающего на инстинктах и «низких истинах», способствует пренебрежению этикой в этой сфере.

Как скоро сумеет наша художественная культура преодолеть кризис духовности и гуманизма? Это зависит как от самих художников, так и от всего общества.

Антигуманную деструктивную сущность различных направлений искусства критиковали такие выдающиеся мыслители, ученые и художники, как Н. Бердяев, И. Ильин, Р. Розанов, О. Мандельштам, Г. Федотов, А. Лосев, А.Швейцер. Ч.Сноу, Э.Фромм, А. Моруа, Ж. Эллюль, В. Франкл, А. Солженицын и др. Одним из главных критиков был великий русско-американский социолог Питирим Сорокин, который писал: «Обобщая, можно сказать, что современное искусство—преимущественно музей социальной и культурной патологии...Покамест оно искусство поношения и унижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности. К сожалению, ныне это вполне относится и к искусству в России, пережившему антика-тарсический период.

Очевидно, что возрождение и развитие любого общества, и искусства в частности, связано с культивированием вечных общечеловеческих ценностей Истины, Добра и Красоты, Веры, Надежды и Любви.

Рано или поздно защитные механизмы в жизнеспособном обществе придут в действие и будут воплощены в соответствующую культурную политику, которую любое цивилизованное государство так или иначе, но разрабатывает и проводит в жизнь. А пока духовно здоровая часть российского общества «голосует ногами» против антигуманного и антихристианского искусства, игнорируя его и не посещая подобные фильмы, спектакли, концерты и выставки. Нравственные приоритеты и ограничения в жизни и в искусстве несомненно присущи большинству россиян. Важно, чтобы и государственная культурная политика соответствовала этим приоритетам.

 

Вопрос № 21.

Актуальные проблемы юридической психологии и законотворчества (Садова)

За последний почти 40-летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это не только психологическое изучение профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм.

Выготский в конце 20-х гг. 20в. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии». Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологической науки, которая не может развиваться без методологического обеспечения концепции своей системы, собственного предмета изучения.

Методология помогает избрать правильное направление в развитии науки, выработать методику исследований, дать мировоззренческую интерпретацию получаемых результатов, осуществить структурирование знаний. Особенно велика роль методологических разработок на начальном этапе становления любой научной отрасли знания, тем более прикладного характера.

Заинтересованность психологии (и в неменьшей степени юридической психологии) в разработке методологических проблем объясняется сложностью, многоплановостью предмета исследования, накоплением «огромного количества эмпирического материала, который просто невозможно охватить без новых методологических подходов». Особая актуальность разработки методологических вопросов ощущается там, где имеются прямые выходы теоретических, экспериментально-психологических исследований юридической психологии в практику (вопросы судебно-психологической экспертизы, психологические аспекты борьбы с различными преступлениями, психологический отбор в правоохранительные органы и т.д.). Именно здесь возникает особая ответственность за публикуемые результаты и выводы о сущности психологического и детерминантах его развития.

К числу теоретических проблем юридической психологии следует отнести проблему права как фактора социальной регуляции поведения. Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами - социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме одно из центральных мест занимает право, правовое регулирование - упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным правовым нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Следующая проблема - проблема правопонимания. Правовой психологией называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения. Право, правовая культура - историческое достижение цивилизации в области соционормативной регуляции жизнедеятельности общества. От правопонимания - трактовки сущности права, отношения общества к праву - зависит состояние законности и правопорядка в данном обществе.

Следующая проблема юридической психологии - проблема социальной адаптации. Социальная адаптация - активное социально-положительное приспособление индивида к условиям социальной среды. Приспособление к социальной среде имеет свои разновидности, оно может быть и социально не адаптированным. Приспособленным к условиям жизни может быть и ловкий карьерист, и изворотливый политический деятель, и удачливый коммерсант.

К числу теоретических проблем юридической психологии следует отнести взаимосвязь социальных, психологических и биологических факторов в детерминации преступного поведения личности; содержание понятия «личность преступника»; психологическую характеристику преступников различных категорий; психологию индивидуального преступного деяния, групповой и организованной преступной деятельности; психологические аспекты вины и юридической ответственности. Основное внимание следует уделить психологии криминального поведения личности.

Научный и практический интерес к проблемам юридической психологии предопределен значительной ролью человеческого фактора и современных психотехнологий в решении ключевых задач правоохранительной и правоприменительной деятельности. Актуальными для отечественной юридической психологии являются исследования психологических проблем, связанных с агрессией, различными ее вариантами и гендерными аспектами, а также с факторами риска формирования девиантного и делинквентного поведения.

Развитие до последнего времени юридико-психологических исследований отличалось серьезными внутренними противоречиями. С одной стороны, на уровне постановки проблемы признавалось, что эта наука имеет своим предметом закономерности и механизмы психической деятельности, которые проявляются в поведении, регулируемом правом; в этой связи отмечалось и значение «раскрытия психолого-юридической сущности фундаментальных категорий права». С другой стороны, при определении системы психологии законотворчества, выделении ее приоритетов эта задача иногда игнорировалась. Достаточно интенсивно развивались такие направления, как криминальная психология, судебная психология, исправительная психология. На стыке с социологией развертывается юридико-психологическое изучение общественного мнения, в том числе профессионального.

Психологические проблемы законотворчества многочисленны и многообразны. Они охватывают социально-психологические аспекты законотворческой деятельности; правосознания и правового поведения личности депутата; взаимоотношений и взаимодействия между людьми в системе социально-правовых связей и пр. Право и все правовые акты эффективны по своему регулирующему влиянию, если его психологический эффект адекватен, то есть отвечает специфике психологии людей, групп, общностей, народа, если обеспечивает понимание, одобрение, правомерное поведение их. Столяренко А.М., доктор психологических и педагогических наук, выдающийся ученый в области юридической психологии, отмечает, что «в законодательной практике и практике правоприменения необходимо учитывать психологию людей, групп населения, всего народа. Значение имеет не учет каких-то частностей, но культурно-исторический менталитет народа, базовые психологические особенности общностей и граждан, их психическое состояние, настроения, общественное мнение, социальные ожидания, интересы, уровень развития правовой психологии. Непродуктивно и даже опасно создавать законы, к восприятию и исполнению которых люди и общество психологически не готовы, но и отставание правового регулирования от жизненных реалий не менее пагубно».

 

Вопрос № 22.

Проблемы психологии бедности и богатства (Шелестова)

Психология бедности и богатства обуславливается условиями и средой в которой родился, вырос и живет человек. У богатых и бедных совершенно разные представления о мире, это только с виду мы все вроде одинаковые и в равной степени заслужили счастья. Но "заслуга" сама по себе богатства не создает, его создает сам человек, в этом и суть привлечения денег.

На развитие определенного типа мышления у человека влияют социальные и экономические факторы, а значительную роль играют психологические. То, как человек относится к себе и миру влияет на его отношение к деньгам.

Психологические факторы формирования отношения к деньгам:

·самооценка и другие личностные особенности;

·переживания и воспоминания из детства, связанные с деньгами;

·отношение к деньгам родителей и других значимых людей;

·негативные или позитивные установки, стереотипы, способы мышления;

·социальные мифы, стереотипы, табу, требования общества.

Чаще переживают, тревожатся и чувствуют себя плохо из-за отсутствия денег женщины, мужчины более рационально относятся к деньгам и их отсутствию. Отношение к деньгам варьируется не только в зависимости от пола, но и от возраста, менталитета, веры и так далее.

Деньги были придуманы людьми как средство обмена благами и удовлетворения потребностей. Но не так важны сами деньги, как их количество. Человек, доход которого выше среднего, имеет возможность не просто удовлетворять потребности, но и накопить богатство. Именно о таком уровне благосостояния мечтают многие бедные люди.

Богатство – изобилие ценностей и благ как материальных, так и нематериальных. Богатыми людьми принято считать тех, кто имеет не только значительное (по отношению к другим членам общества) количество денег, но и личное имущество, недвижимость, сбережения и тому подобное.

Бедность – относительное явление, оно зависит от общего уровня жизни в конкретном обществе. Экономическое положение субъекта определяется как бедность, если он не может удовлетворить минимальный круг жизненных потребностей.

Психологи утверждают, что проблема нехватки средств на существование, кроется в господствующей в сознании конкретного индивида и определенного слоя общества, в котором он живет, психологии бедности.

Психология бедности

Человек, который убежден в том, что у него не получится заработать много денег, ограничивает свои возможности и сам себе мешает разбогатеть. Такому человеку не удастся стать успешным, пока он не сумеет изменить свое отношение к деньгам.

Человека, которому свойственна психология бедности, отличают следующие особенности:

Фатализм и зависть. Индивид думает, что он обречен, если родился «не в той семье» или «не в той стране» и завидует богатым людям. Фатализм часто выражается в том, что бедный человек воспринимает работу как необходимость или тяжкую обязанность, но не как платформу для личностного развития и возможность стать успешным.

Перекладывание ответственности и роль «жертвы». Внешний локус контроля предполагает поиск виноватых и ответственных за личные беды вовне. Человек ищет и находит того, на кого можно возложить ответственность за его финансовую несостоятельность, постоянно жалуется, злится, сетует, обижается. Виновато правительство, семья, начальник, но только не сам бедный человек, он – их «жертва».

Стереотипное мышление. Бедный человек ограничивает себя мыслительными рамками и шаблонами. Даже если в детстве убеждали, что деньги – это зло, портящее людей или что все богатые люди бандиты и больших денег честным трудом не заработать, во взрослом возрасте стоит переосмыслить и изменить эти негативные установки на позитивные.

Заниженная самооценка. Индивид с заниженной самооценкой видит те качества и особенности своей личности, которые мешают ему разбогатеть, но поработать над собой и измениться ему лень. Такие люди в большей мере винят и жалуются на себя, нежели на окружающих, имеют низкие притязания, страхи относительно денег. Так, бедный человек с низкой самооценкой может испугаться и отказаться от предложенной ему высокооплачиваемой работы, то есть попросту упустить свой шанс разбогатеть.

Пассивность и лень. Это негативные качества, мешающие быть энергичным и целеустремленным. Правильная постановка цели мотивирует и делает активным. Мечтать о большом количестве денег, ничего для этого не предпринимая – пустая трата времени. Ждать у моря погоды – неверная стратегия. Нужно уметь правильно выбрать направление развития и активно двигаться к цели.

Неумение обращаться с деньгами. Бедные люди часто не умеют контролировать свои расходы, бывают неоправданно расточительны, постоянно влезают в долги, не умеют планировать бюджет и анализировать предыдущие ошибки.

Психология богатства

По-настоящему богатые люди, как правило, все бизнесмены. Это люди, нашедшие дело по душе, сумевшие реализовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности и умеющие правильно распоряжаться деньгами. Деньги не могут быть самоцелью, целью всегда является достижение блага, причем не только собственного, но и окружающих людей. Если создавать нечто полезное (будь-то товар или услуга) для всех и каждого, это занятие наверняка станет приносить доход.

Психология богатства заключается в умении:

Определять жизненные цели. Цель должна быть записана и оформлена по правилам целеполагания, то есть быть конкретной, реальной, достижимой, измеримой, определенной во времени. Но самое главное – цель должна быть желанной. Ради желанной цели трудиться и работать хочется всегда.

Мыслить позитивно и видеть возможности, а не ограничения. Чтобы видеть возможности, нужно избавиться от негативных стереотипов и шаблонов, мыслить креативно и широко, не бояться совершить ошибку, а стремиться к успеху с верой в себя, проявлять интерес к жизни и рисковать.

Развиваться и расти над собой. Узнавать и учиться чему-то новому, совершенствовать имеющиеся навыки, развивать способности, верить в себя и свои силы. Богатые люди уверены в себе, не принижают своих достоинств, имеют адекватную самооценку и при этом занимаются личностным ростом и развитием.

Развивать морально-волевые и нравственные качества личности. Воля и упорство в достижении цели должны сочетаться с человечностью. Богатые люди умеют быть щедрыми, любят делать подарки, нередко занимаются благотворительностью. В целом, богатые люди с легкостью расстаются с деньгами и не жалеют об этом, так как верят в то, что они обязательно вернутся, приумножившись.

Брать пример с богатых и успешных людей, не ориентироваться на людей, мыслящих категориями бедности (даже если это родители). Яркий пример различий в психологии мышления бедного и богатого человека: бедный откладывает деньги на «черный день», а богатый на осуществление мечты.

Отношение к религии

Как правило, среди сторонников мировых религиозных течений больше бедных людей, чем богатых. Объясняется это просто. Христианство не принимает богатства как ценности, призывая верующих людей копить сокровища небесные, а не земные. В притчах Христос рассказывает о богаче, который попал в ад, и бедняке Лазаре, который удостоился Царствия небесного за свою доброту. Бедному человеку легче выполнять ежедневные нормы и ценности христианства, богатый же должен посвятить свое богатство другим людям, тогда только он сможет называться христианином.

 

Вопрос № 23.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.