Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Задачи современной кросс-культурной психологии

2017-06-11 1786
Задачи современной кросс-культурной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Кросс-культурная психология (англ. cross-cultural psycholog y) — область психологии, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования психики в контексте обусловленности её формирования социальными, культурными и экологическими факторами.[1] Кросс-культурная психология занимается выявлением как универсальных, так и специфических особенностей психического развития, а также описывающих их теорий.

Кросс-культурная психология – это «наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнических группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных»

Кросс-культурная психология касается не только разнообразия, но также и единообразия: что может быть общим или универсальным в психологическом отношении для всех людей? Кроме того, есть другие виды контекстуальных изменений (которые не обязательно включаются в концепцию культуры). Они также считаются частью кросс-культурного подхода. К ним относятся такие биологические переменные, как питание, генетическая наследственность и гормональные процессы, которые могут отличаться в зависимости от культуры, а также экологические переменные, основанные на предположении, что популяции людей находятся в процессе адаптации к окружающей среде, включающей такие факторы, как экономическая деятельность (охота, собирательство, сельское хозяйство и т. д.) и плотность населения.

Современные подходы в кросс-культурной психологии наря-ду с фокусом на культурные различия нацелены на поиск универсалий в психологии человека в разных культурах. Кроме того, изучаются – биологические различия (в питании, генетических особенностях, гормональных процессах), которые можно варьировать в группах людей внутри разных культур; – экологические различия человеческих популяций в процессе адаптации к природной среде, которые базируются и на видах экономической деятельности (охота, собирательство, земледелие); – кросс-национальные различия, т. е. различные культурные группы внутри одного государства (этот подход понимается как собственно этническая психология, изучающая группы как носителей оригинальных культур, значительно отличающихся от доминирующей культуры и сохраняющихся во многих поколениях после миграции).

Цели кросс-культурной психологии: – «перенос и проверка», т. е. психологические теории и фак- ты, которые были получены в одной культуре, проверяются на «прочность» в других культурах; т. о., происходит поиск универсалий и культурно-специфических психологических явлений; – изучение других культур для нахождения психологических особенностей, отсутствующих в культуре исследователя; – объединение и интегрирование данных исследований, по- лученных в разных культурах, создание более универсальной психологии, теория и законы которой валидны для возможно большего числа культур. Кросс-культурная психология – междисциплинарная наука, опирающаяся на различные научные традиции: – биологию, которая дает информацию о структуре и функционировании человеческого организма; – общую психологию, которая изучает индивидуальный уровень человеческого поведения и психики; – социальные науки (социология, антропология), которые изучают феномены на уровне популяций [3].

Главное отличие кросс-культурной психологии и психологической антропологии в том, что в первой проверяются и разрабатываются прежде всего психологические теории и законы; поиск универсалий и культурной специфики ведется прежде всего психологическими методами.

Современные кросс-культурные психологи должны исходить из двух ключевых теоретических положений: 1) необходимо учитывать культурный контекст, чтобы понимать психологические явления на индивидуальном уровне, сравнивая при этом разные культуры; 2) поведение и культура взаимосвязаны (индивиды создают культуру, а культура влияет на индивидуальное поведение)

 

Предметом кросс-культурной психологии и ее главной задачей оказывается выявление зависимостей поведения людей от культурных факторов. Как видим, область исследования, которая определяется как «кросс-культурная психология», представляет собой своего рода синтез культурологии и бихевиористской психологии, представленной на американском континенте, прежде всего, как социобихевиоризм Дж. Мида. Во всяком случае базовая модель бихевиоризма «стимул – ответ» («stimuli – response») была принята кросс-культурной методологией, в рамках которой обсуждается вопрос как о репрезентативности стимулов, так и интерпретации ответов, которые следует понимать в широком смысле слова, от моргания глаза до сложных форм поведения или навыков.


1. «Кросс-культурное исследование в психологии является точным, систематическим сравнением психологических переменных в различных культурных условиях, с целью определить причины и условия разнообразного поведения».
2. «Кросс-культурная психология сосредоточивается на эмпирическом исследовании представителей разнообразных культурных групп, обладающих различным опытом, который приводит к предсказуемым и важным различиям в поведении. В большинстве таких исследований изучаемые группы говорят на разных языках и принадлежат к различным политическим системам».
3. «Целью культурной психологии, прежде всего, является сравнительное изучение того, как культура и психика дополняют друг друга».
4.«Культурная психология — это изучение роли культуры в духовной жизни людей».

Задачи

Первоначально, в 50-е гг., задачей кросскультурной психологии было выявление общих закономерностей психического развития. Но многочисленные факты подвергли сомнению идею об универсальности так называемых психологических законов. На смену старым пришли новые убеждения, которые гласили, что теории - это просто ограниченные обобщения, основанные на этноцентрическом видении реальности. С конца 50-х гг., когда ускорился процесс деколонизации, пишут А.Херон и Э.Кругер, "бессознательный этноцентризм социальных ученых был существенно подорван".

Основной целью кросс-культурной психологии, прежде всего, является сравнительное изучение того, как культура и психика дополняют друг друга.

Поставленная цель реализуется через решение целого ряда задач. Первой и наиболее приоритетной задачей кросс-культурной психологии является проверка универсальности существующих психологических знаний и теорий.

Также важной задачей кросс-культурной психологии является проверка кросс-культурной общности уже существующих принципов до их принятия [Сигалл, Дасен и Пуртинг]. Решая эту задачу, Дж. Берри и П. Дасен поставили задачу исследовать другие культуры, чтобы открыть культурные и психологические феномены, которые отсутствуют в нашем собственном культурном опыте.

Третья задача кросс-культурной психологии состоит в попытке собрать и обобщить в рамках общепринятой психологии результаты, полученные при выполнении первых двух задач, и создать практически универсальную психологию, которая будет валидной для более широкого диапазона культур.

Следовательно, основные цели и задачи кросс-культурной психологии направлены на изучении других культур, на поиск тех психологических особенностей, которые отсутствуют в собственной культуре исследователя.

Кроме того, важной задачей кросс-культурной психологии является объединение и систематизация данных исследований, которые получены в разных культурах и создание универсальной психологии, теория и законы которой станут валидными для многих культур.

 

Кросс-культурные исследования занимают центральное место в развитии психологии. Их вклад должен возрасти в будущем, поскольку все больше психологов из различных стран освобождаются от ограничений, накладываемых европейскими и американскими теориями. Психологи в др. странах могут создавать свои собственные теории для того, чтобы дать объяснение экспериментальным данным, отличающимся от прогнозов, сделанных на основе евро-американских теорий. Кросс-культурные данные могут скорректировать результаты, полученные только для нескольких стран, указывая на специфические ограничения теорий. Более того, кросс-культурные факты могут дать стимул к новому мышлению, которое, в свою очередь, приведет к новым и более общим теориям.

 

Жирным – дополнительная информация, можно пропускать!

 

Поскольку психология в качестве академической дисциплины была разработана преимущественно в Северной Америке, некоторые психологи посчитали, что концепции, принятые в качестве универсальных, не были так однозначны, как предполагалось ранее. Кросс-культурная психология отличается от культурной психологии, которая утверждает, что на поведение человека в значительной степени влияют культурные особенности, подразумевая тем самым, что психологию носителей разных культур можно сравнить лишь в ограниченной степени. В задачи кросс—культурной психологии входит поиск возможных универсалий в поведении и ментальных процессах в различных культурах.[2][3]

До 60-х гг. XX века кросс-культурные психологические исследования носили эпизодический характер и чаще всего являлись частью антропологических исследований. Кросс-культурная психология получила широкое распространение в последней четверти XX века в связи с развитием глобализационных процессов.[4]

В 1972 году была создана Международная ассоциация кросс-культурной психологии.[5] Кросс-культурная психология продолжает развиваться, с одной стороны, благодаря росту научного интереса к культурному разнообразию и необходимости взаимодействия культур и, с другой стороны, из-за проявившегося желания народов сохранить свою культурную идентичность.[4]

Исследовательские подходы

Кросс-культурная психология выделяет два исследовательских подхода: эмический и этический. При эмическом подходе в полевых условиях изучаются особенности носителей одной культуры: как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении. При этическом подходе исследователь принимает позицию стороннего наблюдателя, он дистанцируется от конкретных культур, чтобы выделить их общие черты, культурные универсалии. По мнению американского психолога Гарри Триандиса, большинство кросс-культурных исследований осуществляется на основе псевдо-этического подхода, так как авторам тяжело избавиться от стереотипов собственной культуры. Для надежности кросс-культурного исследования необходимо применять комбинированный подход: сначала выделить определенные универсальные процессы (этический подход), затем проанализировать их с точки зрения каждой культуры в отдельности (эмический подход) и, наконец, сравнивать результаты, используя этический подход.[6]

Исследование Герта Хофстеде

Одной из первых масштабных работ в области кросс-культурной психологии стало исследование Герта Хофстеде для компании IBM, для которого применялся анкетный опрос 116 тыс. работников в различных странах. Для оценки Хофстеде использовал 5 параметров: индивидуализм — коллективизм; дистанцированность от власти (степень участия в принятии решений, касающихся всех); неприятие неопределенности; маскулинность — феминность (нацеленность на достижение результата); краткосрочная – долгосрочная ориентация на будущее.[7] Исследователь показал, что национальные культуры влияют на организацию через ценности, которыми руководствуются её работники. Исследования были опубликованы в двух работах Хофстеде — «Последствия культуры» (1980) и «Измерения национальных культур в пятидесяти странах и трёх регионах» (1983).

Восприятие эмоций

Исследователей давно интересовало, воспринимают ли одинаково представители разных культур эмоции. Психологи Пол Экман и Уоллис Фризен провели кросс-культурное исследование по изучению восприятия мимики человека. В одном из экспериментов приняли участие представителей из пяти стран (Аргентины, Бразилии, США, Чили и Японии), которые должны были определить эмоции и их интенсивность по выражениям лица на фотографиях. Результаты показали высокий уровень схожести интерпретаций гнева, печали, страха, отвращения, радости и удивления.[8]

Субъективное благополучие

Термин «субъективное благополучие» часто используется в психологических исследованиях и основывается на трех показателях: 1) удовлетворенность жизнью, 2) положительные эмоциональные переживания, 3) отсутствие негативных переживаний. Мнения представителей различных культур об идеальном уровне субъективного благополучия могут отличаться. К примеру, согласно исследованиям, для бразильцев важное место занимает переживание позитивных эмоций, в то время как китайцы не дают очень высокую оценку этому пункту. Поэтому при кросс-культурном сравнении субъективного благополучия необходимо принимать во внимание, что представители различных культур оценивают показатели благополучия по-разному.[9]

 

Вопрос № 29.

Проблемы современной клинической психологии (новые формы патологических состояний) (Матвеева)

Клиническая психология – прикладная область психологии, в задачи которой входит разработка принципов и методов психологического исследования в медицине, влияющих на развитие заболевания, его профилактику и лечение, а также применяется для изучения психических проявлений различных заболеваний.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.