Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-11 | 82 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Российская государственная детская библиотека
(РГДБ)
_________________________________________________________________
Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения
Отдел творческого развития читателя
БЕРЕЗИНА А.В., МАКАРОВА А.О.
ПРОГРАММА
Занятий на основе научно-популярной и художественной литературы
ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ
МОСКВА
Авторы:
Березина А.В. – кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ
Макарова А.О. – психолог отдела творческого развития РГДБ
Пояснительная записка
Программа «Из истории изобретений» написана на основе трехлетнего опыта проведения регулярных и разовых открытых занятий по этой тематике на базе Российской государственной детской библиотеки. В данном издании представлены разработки занятий, которые проводятся на регулярной основе с постоянной группой детей как завершающий этап курса «По следам великих путешественников», а также как открытые занятия в рамках летних чтений в РГДБ.
Занятия ориентированы на детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов и построены с учетом того, что дети этого возраста уже имеют общие представления о природе физических явлений, а также обладают начальными географическими познаниями.
Так как младшие школьники еще не владеют достаточными знаниями о физических и химических процессах и явлениях, закономерностях физического мира, поэтому в работе с ними в большей степени используются литературные описания, визуальные образы, больше времени отводится на рассказ об истории того или иного изобретения и событиях, которые сопутствовали изобретению, жизни изобретателя. Использование на занятиях научно-популярного материала в сочетании с художественными текстами позволяет создавать возможности более объемного видения предметов: сухие факты иллюстрируются отрывками из художественных произведений, позволяя детям включаться эмоционально, видеть их образно.
|
Психологическими особенностями детей младшего подросткового возраста являются уже достаточно сформированные интересы, начало развития абстрактного и словесно-логического мышления, личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности, становление личностной рефлексии и начало формирования идентичности, самосознания и мировоззрения. Поэтому в работе с подростками в большей степени используется научно-популярная литература, дневники и отчеты изобретателей, в которых во многом видны их личностные черты, жизненный путь, приведший к открытию или изобретению. Кроме того, младшие подростки уже могут понять физические принципы, технические особенности изобретения, поэтому с ними мы больше говорим о сути изобретения, о его устройстве, по возможности проводим демонстрацию его работы или работы его частей.
Структура занятий включает в себя следующие части:
1. Знакомство с научно-популярными фактами по теме занятий.
2. Чтение отрывков из художественных или научно-популярных произведений (рассказы, отрывки из повестей, дневников и т.д.).
3. Выполнение творческой работы с элементами конструирования и изобретения.
Проводимые занятия позволяют не только развивать интерес и любознательность школьника(ов) к окружающему миру, но и формировать мотивацию чтения, как художественных, так и научно-популярных произведений.
Программа занятий предназначена для детей 9 – 12 лет.Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1,5 часов. Здесь приводятся в качестве примера разработки 6 занятий. Кроме данных можно включить занятия на темы «Развитие средств связи», «Как были изобретены часы?», «Изобретение автомобиля», «Навигационные приборы» и прочие.
|
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у школьников представлений о природе физических явлений, истории открытий и изобретений, жизни знаменитых ученых и изобретателей на основе чтения художественной и научно-популярной литературы.
Задачи:
1. Формирование у школьников представлений о природе физических явлений, истории открытий и изобретений, жизни знаменитых ученых и изобретателей
2. Развитие интереса к художественной и научно-популярной литературе об открытиях и изобретениях.
3. Развитие дивергентного мышления и способностей к конструированию и изобретению.
4. Формирование мотивации чтения.
План проведения занятий
№ | Структурные части | |||
Название | Литературно-познавательная часть занятия | Раздаточный материал | Творческая работа | |
История кораблестроения | От первых лодок до современных атомоходов. Изобретение весла, руля, паруса, парового двигателя | Карточка с разными типами водных судов: от древности до современности | Корабль | |
Подводная «Одиссея» Ж.И. Кусто | Биография Ж.И. Кусто. Изобретение акваланга. Подводные погружения. | Карточка с изображениями подводного колокола, водолазного снаряжения - «трехболтовки» и акваланга. | Глубоководный аппарат | |
Изобретение батискафа О. Пикаром. Погружение в Марианскую впадину | Биография О. Пикара. Изобретение батискафа. Строение батискафа. Рассказ о Марианской впадине. Рассказ о первом погружении на дно Марианской впадины. | 1. Карточка с изображением батискафа. 2. Карточка: фото О. Пикара, Ж. Пикара и Д. Уолша (в батискафе), Марианская впадина в разрезе. | Батискаф | |
История воздухоплавания | Первые летательные аппараты: воздушные шары, планеры, первые самолеты. Первые полеты на воздушном шаре и планере. Полет братьев Райт. | Карточка с изображениями воздушного шара, дирижабля, планера и самолета. | «Воздушный шар» | |
Изобретение паровоза. По железным дорогам | История изобретения паровоза и железной дороги. Паровоз Тревитика. Джордж Стефенсон, механик-самоучка - родоначальник мирового железнодорожного транспорта. | 1. Карточка с изображением паровоза. 2. Карточка с изображением различных поездов. | Модель паровоза | |
Освоение космоса: от первых спутников до МКС | Космические корабли: ракеты, спутники, космические станции. История космических полетов: от первого спутника до МКС. Жизнь на МКС. | Карточка с различными космическими аппаратами. | Моделирование: Международная космическая станция |
Содержание занятий
|
Первое занятие.
История кораблестроения
Оформление: книги по теме, модели плота, лодки, галеры, каравеллы, парохода и атомохода.
Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма.
Раздаточный материал. Карточка с изображением разных типов водных судов от древности до современности: папирусная лодка Египтян, галеры финикийцев и древних греков, драккар викингов, каравелла, фрегат, атомоход.
Литературно-познавательная часть занятия:
Мы точно не знаем, когда началось мореплавание и вообще освоение водной стихии. Как выдумаете, как впервые человек начал использовать предметы для плавания и что это были за предметы? Обсуждаем с детьми, что, скорее всего, первобытный человек, случайно попав в воду, и увидев плывущее дерево начал понимать, что бревна можно использовать для плавания на них.
Смотрим эпизод из мультфильма «Жили-были искатели» серию «Первые мореплаватели».
Что придумали дальше? (рассказ сопровождается презентацией – фотографиями).
Во-первых, догадались выдалбливать бревна, делая их более легкими и удобными для передвижения на них.
Во-вторых, связывать бревна. Получались плоты.
В-третьих, некоторые народы (чукчи, эскимосы) научились делать из веток каркасы и обтягивать их звериными шкурами (каяки).
В Древнем Египте придумали делать лодки из папируса.
Кроме того, нужно было придумать, как управлять этими лодочками и как заставить их двигаться быстрее. Говорим о первых двигателях: парусах и веслах, а также о первых приспособлениях для управления – рулевых веслах.
Вопрос: для чего люди использовали корабли?
Были две основные причины: торговля и захват (завоевание) новых земель. Это требовало усовершенствования судов.
Говорим о финикийских, а позднее древнегреческих и древнеримских галерах, биремах, триремах. Рассматриваем устройство галеры: ряды весел, парус, рулевое весло, таран. Обсуждаем, для чего они были нужны.
|
Жители тропических островов Океании плавали с острова на остров на сложных сооружениях – катамаранах (двойное судно).
Северные народы – викинги – также были отличными мореплавателями. Они строили большие ладьи – драккары. Викинги знали основы навигации – ориентировались по солнцу.
Эпоха великих географических открытий невозможна была бы без изобретения каравелл. Их отличали: наличие руля, штурвала и большое количество парусов, в том числе косых, позволяющих плыть, ловя боковой и даже встречный ветер. На каравеллах не было весел, а двигалось судно только за счет парусов. Это улучшило подвижность кораблей и позволило покрывать большие расстояния. Благодаря этому европейцы смогли открыть новые земли.
Каковы основные части каравелл и похожих на них судов (записываем на доске и показываем или на модели каравеллы, или на картинке):
Киль — нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности; необходим для обеспечения прочности корпуса.
Шпангоут — поперечное ребро корпуса судна.
Мачты — вертикально стоящие деревья (столбы), являющиеся основой для крепления реев.
Реи — горизонтальные планки для крепления парусов.
Кубрик – единое жилое помещение для команды на корабле.
Легко ли плавать на паруснике? Нужно знать все команды, названия парусов. Ловко лазать по мачтам и реям, уметь вязать сложные морские узлы. Пережидать штормы и штили.
Вспоминаем, какие географические открытия были совершены на каравеллах (открытие португальцами восточного пути в Индию, открытие Америки Колумбом, первое кругосветное путешествие Магеллана).
Дальнейшее развитие: использование металла и парового двигателя. Американский изобретатель Роберт Фултон построил в 1807 году первый в мире колесный пароход «Клермонт». Появление на судах паровых котлов потребовало замены деревянного корабельного корпуса на железный. Сначала железные корабли были очень небольшими. Но постепенно их размеры все увеличивались и начали строиться корабли-гиганты.
Еще одной задачей, которая стояла перед моряками 19 века – преодоление льдов, которые мешали кораблям плавать вблизи Северного и Южного Полюсов. Начали появляться первые ледоколы. Их особенностью были: обтекаемый корпус (чтобы при боковом сжатии льды не раздавили корабль, а вытолкнули его наверх), скошенный нос (чтобы вползать на льдину), очень мощные машины (чтобы бороться с прочным людом). Первое плавание такого ледокола – ледокола «Ермак» - состоялось в 1899 году. Однако оно было неудачным. Только во второй раз получилось пройти через льды.
|
Сейчас строят атомоходы. Это ледоколы на атомном двигателе. Их мощности хватает, чтобы пробить льды до самого Северного Полюса.
Понятия и объекты, рассматриваемые во время рассказа: судно, корабль, парус, руль, весло, киль, галера, триера, каравелла, пароход, атомоход, ледокол.
Творческая часть занятия:
Делаем лодочку из прищепки.
Материалы: большие деревянные прищепки, тонкие палочки или длинные спички (8-10 см длинной), бумага, нитки, карандаши, клей.
В центральное отверстие прищепки вставляем палочку (можно закрепить с помощью пластилина). К верхнему концу палочки (мачты) привязываем нитку и протягиваем ее к переднему концу лодочки, также обматывая нитку вокруг зажимов прищепки. Из бумаги вырезаем флажок, прикрепляем к верней части мачты: прямоугольник (1 см на 5 см) складываем пополам, промазываем клеем и приклеиваем на верхнюю часть палочки).
Далее лодочка украшается детьми по желанию: можно сделать подставку из бруска дерева или из спичечного коробка, приклеить волны из бумаги и т.д.
Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:
1. Кафац А.М. Корабли. – Санкт-Петербург: «БКК», 2007.
2. Корабли и Мореплавание. Серия: Наглядный словарь. – Москва: Издательство СЛОВО/SLOVO, 2000.
3. Лавери Б. Корабли. – Санкт-Петербург: Питер, 2013.
4. Надежин Н.Я. Энциклопедия географических открытий. – Москва: Издательский дом «Звонница-МГ», 2008.
5. Сахарнов С. В. История корабля. – Москва: Издательство «Малыш», 1990.
6. Сахарнов С.В. Большая книга знаний о морях и океанах. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Второе занятие
Третье занятие
Четвертое занятие
История воздухоплавания
Оформление: книги по теме, модель или изображение самолета, модель/изображение воздушного шара.
Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма.
Раздаточный материал. Карточка с изображениями воздушного шара, дирижабля, планера и самолета.
Литературно-познавательная часть занятия:
Мечты о полетах и первые изобретения.
Начало занятия – фрагменты документальной хроники начала XX века с разнообразными летательными аппаратами.
В каких историях (мифах, сказках, легендах) описываются полеты человека?
Аэростаты и дирижабли – летательные аппараты легче воздуха.
Первое изобретение, позволившее человеку подняться в воздух – воздушный шар. Франция, XVIII век. Братья Монгольфье – работники бумажной фабрики – экспериментируют с паром, дымом и разного рода оболочками и придумывают первый воздушный шар.
5 июня 1783 года в городе Аннонэ состоялся первый публичный опыт с шаром из холста, оклеенного обоями, изготовленными на фабрике, где работали братья.
16 сентября 1783 года состоялся торжественный запуск шара братьев Монгольфье в Версале в присутствии короля Людовика XVI. Первые пассажиры – утка, петух и баран – совершили полет и плавно приземлились. Начинается развитие аэростатов самых разнообразных форм.
Рассматриваем картины и гравюры того времени, устройство самого шара.
Воздушные шары появлялись повсюду. Но нельзя не отметить и их недостаток… какой? Воздушным шаром невозможно управлять, его движение зависит от направления ветра. Появление дирижаблей (управляемых аэростатов, на которых был установлен двигатель). Пробы с паровым двигателем (изобретатель – Анри Жиффар) и двигателем внутреннего сгорания (изобретатель – Сантос-Дюмон).
Рассматриваем дирижабли, их устройство, форму.
Воздушные шары, дирижабли и прочие подобные устройства, коих появлялось немало, называют еще аэростатами, это летательные аппараты легче воздуха. Но человек не легче воздуха. Да и птица не легче, а она летает. Поэтому человек не оставлял попыток найти другой способ полета.
Как летает птица? Летательные аппараты тяжелее воздуха.
Наблюдавший в XIX веке за полетами птиц немец Отто Лилиенталь изобретает планер. И хотя сегодня Лилиенталь считается отцом дельтапланеризма, его планер не был совершенным в конструкции, и изобретатель разбился во время одного из полетов.
Об этом печальном событии прочли в газете американские изобретатели братья Оруилл и Уилбер Райт. Заинтересовавшись полетами, именно они усовершенствуют форму и конструкцию планера, добавят на него бензиновый двигатель и получат… первый самолет!
Первый самолет и первый полет. Показ фотографий и видеоматериалов о запуске самолетов братьями Райт.
Понятия и объекты, рассматриваемые во время рассказа: воздушный шар, аэростат, дирижабль, самолет, планер (моноплан, биплан).
Творческая часть занятия:
Делаем модель самолета-планера из бумаги (техника оригами). Ребята могут сложить модель, повторяя за преподавателем, а могут сделать свою (чаще всего, так и происходит). После того, как модели готовы, ребятам предлагается их разрисовать или подписать – теперь они готовы к соревнованиям!
Соревнования можно проводить в нескольких номинациях: самый дальний, самый точный или самый длительный полет, самый красивый вираж и т.д.
Материалы: разноцветная бумага формата А 4, фломастеры.
Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:
1. Томилин А. Н. История авиации. – Санкт-Петербург: Издательский дом «Нева», 2004.
2. Усачев А. А. Сказочная история воздухоплавания. – Москва: РОСМЭН, 2003.
3. Чернов А. А. Путешествия на воздушном шаре. – Москва: Гидрометеоиздат, 1975.
Видеофильм:
1. Из истории великих научных открытий: Братья Райт и самолет. // DaVinci Learning.
Пятое занятие
Шестое занятие
Российская государственная детская библиотека
(РГДБ)
_________________________________________________________________
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!