Изобретение паровоза. По железным дорогам — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Изобретение паровоза. По железным дорогам

2017-06-11 80
Изобретение паровоза. По железным дорогам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оформление: книги по теме, модель поезда.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма.

Раздаточный материал.

1) Карточка с изображением паровоза: отмечаем основные элементы – тендер с углем и водой, локомотив, кабину машиниста, трубу, колеса, отбойник, рельсы, шпалы.

2) Карточка с изображением паровоза Тревитика, ракеты Стефенсона, тепловоза, электропоезда, Сапсана.

Литературно-познавательная часть занятия:

Что такое поезд?

За последние 200 лет железные дороги плотной сетью покрыли нашу планету и уже почти не встретить человека, который за всю жизнь хоть раз не прокатился бы на поезде. Давайте же рассмотрим его внимательно.

Поезд, несомненно, является видом транспорта, он может быть грузовым и перевозить товары или пассажирским, в таком мы с вами можем поехать в другой город или даже через всю страну! Как бы вы определили своими словами, что такое поезд, из чего он состоит?

Поезд состоит из вагонов и того, что эти вагоны тянет за собой, двигает – что это? Локомотив – так называется вагон с двигателем. А о чем еще вы думаете, когда говорят слово «поезд»? Часто вспоминают рельсы – поезд двигается по особым дорогам, не будем о них забывать.

Появление рельсовой дороги.

Как вы думаете, что появилось раньше, рельсы или паровозы? Конечно, рельсы появились раньше. Кто их изобрел и когда – никто не знает. Известно только, что при строительстве египетских пирамид уже применяли подобие деревянных рельс. С XVI века рельсы понадобились в рудниках и шахтах. И это не случайно, ведь шахтерский труд всегда был одним из самых тяжелых. По ним катили вагонетки с углем и рудой. Сначала – вручную. Потом – с помощью лошадей. Конная тяга обходилась недешево, но ничего другого просто не было придумано.

Итак, уже в XVI веке вагоны есть, рельсы есть, а поезда в современном смысле, нет. Чего не хватает?

Вагоны по рельсам в то время тянула лошадь. Чтобы появился поезд, нужен был двигатель, который заменил бы лошадиную силу. Какой же двигатель поставят на первый поезд? Паровой! Неужели пар может двигать поезд? Оказывается, может! (смотрим видео- и фотоматериалы, демонстрирующие работу парового двигателя).

Итак, для того, чтобы появился первый поезд – паровоз, необходимо было появление паровой машины. За этим изобретением стоит имя Джеймса Ватта – шотландского ученого, который хоть и не придумал эту машину, зато усовершенствовал существовавшую и распространил в производство.

В машине Уатта, в отличие от модели ее первого изобретателя, Томаса Ньюкомена, пар подавался поочередно с обеих сторон поршня, что сделало машину экономичнее, быстрее и удобнее. Более того, его машины стали ставить не только на насосы, но и на мельницы, прядильные, ткацкие и токарные станки. Из транспорта паровые двигатели поставят сначала на корабли. Почему, как вы думаете?

Первые паровые машины были громоздкими, объемными, тяжелыми и выдержать их могли только судна, корабли – так и появились пароходы.

Для того чтобы появились автомобили и поезда на паровой тяге, нужно было найти способ уменьшить объем паровой машины. Человеком, который сумел это сделать, стал англичанин Ричард Тревитик. В 1804 году Тревитик сконструировал первый действующий паровоз, который тянул угольные вагоны и вез 70 пассажиров.

В один из дней, когда паровоз Тревитика еще грохотал по рельсам, на это диво пришел посмотреть Джордж Стефенсон, механик-самоучка из одного шахтерского городка. Увиденное так впечатлило его, что через десяток лет он построил свой паровоз, который и считается родоначальником мирового железнодорожного транспорта.

Стефенсон понимал и важность рельсовых путей. Не зря его еще называют отцом железных дорог. Первой в мире железной дорогой общего пользования, грузовой и пассажирской, стала линия, соединявшая английские города Стоктон и Дарлингтон. Строительство этой дороги также связано с именем Стефенсона. В 1825 году дорога открылась! Поезд, управляемый Стефенсоном, состоял из 33 повозок, 12 были с углем, в остальных сидели люди. Перед паровозом на коне скакал человек, который просил всех уйти с дороги. Когда поезд приехал в Стоктон, оказалось, что пассажиров было 600! Так, первая в мире пассажирская железная дорога была открыта.

Изобретение железной дороги вызвало огромный интерес и очень скоро железнодорожные линии появились во многих странах мира. Поначалу путешествие на поезде считалось опасным приключением, но уже с середины XIX века на поездах начинают ездить состоятельные пассажиры и появляются вагоны трех классов. Так, между Францией и Турцией курсировал Восточный экспресс, билет на который мог купить только состоятельный человек.

Понятия и объекты, рассматриваемые во время рассказа: поезд, паровоз, рельсы, шпалы, паровой двигатель, локомотив, вагон, тендер (вагон с углем и водой).

Творческая часть занятия:

Моделирование. Ребятам показываются фотографии самых необыкновенных моделей поездов прошлого, и предлагается из бумаги сконструировать свою модель, у которой должен быть локомотив, вагон и колеса. Это может быть паровоз, электропоезд, поезд будущего или любая другая модель с основными элементами поезда.

Материалы: плотные и обычные листы бумаги белого цвета, ножницы, карандаши, клей.

 

 

Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:

1. Ивич А. Приключения изобретений: Научно-художественные рассказы. – Москва: Детская литература, 1990.

2. Литвина А. Метро на земле и под землей. – Москва: «Пешком в историю», 2010.

3. Леу М. Большая книга поездов. – Москва: «Манн, Иванов и Фербер», 2016.

4. Надель О. М. Легендарные поезда. – Москва: «Клевер», 2013.

5. Тернбулл С. Неизвестные и удивительные факты: Поезда. – Москва: «Росмэн», 2003.

6. Черненко Г. Узнай мир: от паровоза до магнитоплана. – Санкт-Петербург: «Балтийская книжная компания», 2007.

Шестое занятие


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.