Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения

2017-06-11 118
Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отдел творческого развития читателя

БЕРЕЗИНА А.В., МАКАРОВА А.О.

ПРОГРАММА

Занятий на основе научно-популярной и художественной литературы

ИЗ ИСТОРИИ ИЗОБРЕТЕНИЙ

 

 

МОСКВА

Авторы:

Березина А.В. – кандидат психологических наук, доцент, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ

Макарова А.О. – психолог отдела творческого развития РГДБ

Пояснительная записка

Программа «Из истории изобретений» написана на основе трехлетнего опыта проведения регулярных и разовых открытых занятий по этой тематике на базе Российской государственной детской библиотеки. В данном издании представлены разработки занятий, которые проводятся на регулярной основе с постоянной группой детей как завершающий этап курса «По следам великих путешественников», а также как открытые занятия в рамках летних чтений в РГДБ.

Занятия ориентированы на детей младшего школьного и младшего подросткового возрастов и построены с учетом того, что дети этого возраста уже имеют общие представления о природе физических явлений, а также обладают начальными географическими познаниями.

Так как младшие школьники еще не владеют достаточными знаниями о физических и химических процессах и явлениях, закономерностях физического мира, поэтому в работе с ними в большей степени используются литературные описания, визуальные образы, больше времени отводится на рассказ об истории того или иного изобретения и событиях, которые сопутствовали изобретению, жизни изобретателя. Использование на занятиях научно-популярного материала в сочетании с художественными текстами позволяет создавать возможности более объемного видения предметов: сухие факты иллюстрируются отрывками из художественных произведений, позволяя детям включаться эмоционально, видеть их образно.

Психологическими особенностями детей младшего подросткового возраста являются уже достаточно сформированные интересы, начало развития абстрактного и словесно-логического мышления, личностное общение со сверстниками как ведущий вид деятельности, становление личностной рефлексии и начало формирования идентичности, самосознания и мировоззрения. Поэтому в работе с подростками в большей степени используется научно-популярная литература, дневники и отчеты изобретателей, в которых во многом видны их личностные черты, жизненный путь, приведший к открытию или изобретению. Кроме того, младшие подростки уже могут понять физические принципы, технические особенности изобретения, поэтому с ними мы больше говорим о сути изобретения, о его устройстве, по возможности проводим демонстрацию его работы или работы его частей.

Структура занятий включает в себя следующие части:

1. Знакомство с научно-популярными фактами по теме занятий.

2. Чтение отрывков из художественных или научно-популярных произведений (рассказы, отрывки из повестей, дневников и т.д.).

3. Выполнение творческой работы с элементами конструирования и изобретения.

Проводимые занятия позволяют не только развивать интерес и любознательность школьника(ов) к окружающему миру, но и формировать мотивацию чтения, как художественных, так и научно-популярных произведений.

Программа занятий предназначена для детей 9 – 12 лет.Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1,5 часов. Здесь приводятся в качестве примера разработки 6 занятий. Кроме данных можно включить занятия на темы «Развитие средств связи», «Как были изобретены часы?», «Изобретение автомобиля», «Навигационные приборы» и прочие.

Цели и задачи программы

 

Цель программы: формирование у школьников представлений о природе физических явлений, истории открытий и изобретений, жизни знаменитых ученых и изобретателей на основе чтения художественной и научно-популярной литературы.

Задачи:

1. Формирование у школьников представлений о природе физических явлений, истории открытий и изобретений, жизни знаменитых ученых и изобретателей

2. Развитие интереса к художественной и научно-популярной литературе об открытиях и изобретениях.

3. Развитие дивергентного мышления и способностей к конструированию и изобретению.

4. Формирование мотивации чтения.

План проведения занятий

Структурные части
  Название Литературно-познавательная часть занятия Раздаточный материал Творческая работа
  История кораблестроения От первых лодок до современных атомоходов. Изобретение весла, руля, паруса, парового двигателя Карточка с разными типами водных судов: от древности до современности Корабль
  Подводная «Одиссея» Ж.И. Кусто Биография Ж.И. Кусто. Изобретение акваланга. Подводные погружения. Карточка с изображениями подводного колокола, водолазного снаряжения - «трехболтовки» и акваланга. Глубоководный аппарат
  Изобретение батискафа О. Пикаром. Погружение в Марианскую впадину Биография О. Пикара. Изобретение батискафа. Строение батискафа. Рассказ о Марианской впадине. Рассказ о первом погружении на дно Марианской впадины. 1. Карточка с изображением батискафа. 2. Карточка: фото О. Пикара, Ж. Пикара и Д. Уолша (в батискафе), Марианская впадина в разрезе. Батискаф
  История воздухоплавания Первые летательные аппараты: воздушные шары, планеры, первые самолеты. Первые полеты на воздушном шаре и планере. Полет братьев Райт. Карточка с изображениями воздушного шара, дирижабля, планера и самолета.   «Воздушный шар»
  Изобретение паровоза. По железным дорогам История изобретения паровоза и железной дороги. Паровоз Тревитика. Джордж Стефенсон, механик-самоучка - родоначальник мирового железнодорожного транспорта.   1. Карточка с изображением паровоза. 2. Карточка с изображением различных поездов. Модель паровоза
  Освоение космоса: от первых спутников до МКС Космические корабли: ракеты, спутники, космические станции. История космических полетов: от первого спутника до МКС. Жизнь на МКС. Карточка с различными космическими аппаратами. Моделирование: Международная космическая станция

Содержание занятий

Первое занятие.

История кораблестроения

Оформление: книги по теме, модели плота, лодки, галеры, каравеллы, парохода и атомохода.

Оборудование: мультимедийное оборудование для показа презентации и видеофильма.

Раздаточный материал. Карточка с изображением разных типов водных судов от древности до современности: папирусная лодка Египтян, галеры финикийцев и древних греков, драккар викингов, каравелла, фрегат, атомоход.

Литературно-познавательная часть занятия:

Мы точно не знаем, когда началось мореплавание и вообще освоение водной стихии. Как выдумаете, как впервые человек начал использовать предметы для плавания и что это были за предметы? Обсуждаем с детьми, что, скорее всего, первобытный человек, случайно попав в воду, и увидев плывущее дерево начал понимать, что бревна можно использовать для плавания на них.

Смотрим эпизод из мультфильма «Жили-были искатели» серию «Первые мореплаватели».

Что придумали дальше? (рассказ сопровождается презентацией – фотографиями).

Во-первых, догадались выдалбливать бревна, делая их более легкими и удобными для передвижения на них.

Во-вторых, связывать бревна. Получались плоты.

В-третьих, некоторые народы (чукчи, эскимосы) научились делать из веток каркасы и обтягивать их звериными шкурами (каяки).

В Древнем Египте придумали делать лодки из папируса.

Кроме того, нужно было придумать, как управлять этими лодочками и как заставить их двигаться быстрее. Говорим о первых двигателях: парусах и веслах, а также о первых приспособлениях для управления – рулевых веслах.

Вопрос: для чего люди использовали корабли?

Были две основные причины: торговля и захват (завоевание) новых земель. Это требовало усовершенствования судов.

Говорим о финикийских, а позднее древнегреческих и древнеримских галерах, биремах, триремах. Рассматриваем устройство галеры: ряды весел, парус, рулевое весло, таран. Обсуждаем, для чего они были нужны.

Жители тропических островов Океании плавали с острова на остров на сложных сооружениях – катамаранах (двойное судно).

Северные народы – викинги – также были отличными мореплавателями. Они строили большие ладьи – драккары. Викинги знали основы навигации – ориентировались по солнцу.

Эпоха великих географических открытий невозможна была бы без изобретения каравелл. Их отличали: наличие руля, штурвала и большое количество парусов, в том числе косых, позволяющих плыть, ловя боковой и даже встречный ветер. На каравеллах не было весел, а двигалось судно только за счет парусов. Это улучшило подвижность кораблей и позволило покрывать большие расстояния. Благодаря этому европейцы смогли открыть новые земли.

Каковы основные части каравелл и похожих на них судов (записываем на доске и показываем или на модели каравеллы, или на картинке):

Киль — нижняя балка, проходящая посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности; необходим для обеспечения прочности корпуса.

Шпангоут — поперечное ребро корпуса судна.

Мачты — вертикально стоящие деревья (столбы), являющиеся основой для крепления реев.

Реи — горизонтальные планки для крепления парусов.

Кубрик – единое жилое помещение для команды на корабле.

Легко ли плавать на паруснике? Нужно знать все команды, названия парусов. Ловко лазать по мачтам и реям, уметь вязать сложные морские узлы. Пережидать штормы и штили.

Вспоминаем, какие географические открытия были совершены на каравеллах (открытие португальцами восточного пути в Индию, открытие Америки Колумбом, первое кругосветное путешествие Магеллана).

Дальнейшее развитие: использование металла и парового двигателя. Американский изобретатель Роберт Фултон построил в 1807 году первый в мире колесный пароход «Клермонт». Появление на судах паровых котлов потребовало замены деревянного корабельного корпуса на железный. Сначала железные корабли были очень небольшими. Но постепенно их размеры все увеличивались и начали строиться корабли-гиганты.

Еще одной задачей, которая стояла перед моряками 19 века – преодоление льдов, которые мешали кораблям плавать вблизи Северного и Южного Полюсов. Начали появляться первые ледоколы. Их особенностью были: обтекаемый корпус (чтобы при боковом сжатии льды не раздавили корабль, а вытолкнули его наверх), скошенный нос (чтобы вползать на льдину), очень мощные машины (чтобы бороться с прочным людом). Первое плавание такого ледокола – ледокола «Ермак» - состоялось в 1899 году. Однако оно было неудачным. Только во второй раз получилось пройти через льды.

Сейчас строят атомоходы. Это ледоколы на атомном двигателе. Их мощности хватает, чтобы пробить льды до самого Северного Полюса.

Понятия и объекты, рассматриваемые во время рассказа: судно, корабль, парус, руль, весло, киль, галера, триера, каравелла, пароход, атомоход, ледокол.

Творческая часть занятия:

Делаем лодочку из прищепки.

Материалы: большие деревянные прищепки, тонкие палочки или длинные спички (8-10 см длинной), бумага, нитки, карандаши, клей.

В центральное отверстие прищепки вставляем палочку (можно закрепить с помощью пластилина). К верхнему концу палочки (мачты) привязываем нитку и протягиваем ее к переднему концу лодочки, также обматывая нитку вокруг зажимов прищепки. Из бумаги вырезаем флажок, прикрепляем к верней части мачты: прямоугольник (1 см на 5 см) складываем пополам, промазываем клеем и приклеиваем на верхнюю часть палочки).

Далее лодочка украшается детьми по желанию: можно сделать подставку из бруска дерева или из спичечного коробка, приклеить волны из бумаги и т.д.

 

Литература, использованная для подготовки к проведению занятия:

1. Кафац А.М. Корабли. – Санкт-Петербург: «БКК», 2007.

2. Корабли и Мореплавание. Серия: Наглядный словарь. – Москва: Издательство СЛОВО/SLOVO, 2000.

3. Лавери Б. Корабли. – Санкт-Петербург: Питер, 2013.

4. Надежин Н.Я. Энциклопедия географических открытий. – Москва: Издательский дом «Звонница-МГ», 2008.

5. Сахарнов С. В. История корабля. – Москва: Издательство «Малыш», 1990.

6. Сахарнов С.В. Большая книга знаний о морях и океанах. – Тула: ООО «Издательство «Родничок»; Москва: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Второе занятие


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.