История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формирование системы показателей модели прогнозирования и оценки качества деятельности дистанции пути

2017-06-11 563
Формирование системы показателей модели прогнозирования и оценки качества деятельности дистанции пути 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Недостаток ресурса путевого хозяйства требует построение таких моделей мониторинга, прогнозирования и оценки качества деятельности дистанции пути, которые позволили бы правильно принимать решения и качественно распределять инвестиции для повышения качества и надежности пути при реализации транспортного производства.

В настоящей главе рассмотрены некоторые аспекты анализа и прогнозирования показателей качества деятельности линейных предприятий ДВЖД на примере путевого хозяйства.

Учитывая сложности и важность проблемы управления техническим состоянием железнодорожного транспорта необходимо создать обобщающую систему управления предприятиями железнодорожного транспорта. Применительно к системе ведения путевого хозяйства на Дальневосточной железной дороге предлагается следующая схема поэтапного управления качеством работы «путейцев»:

Этап 1. Получение объективной и контролируемой информации о реальном состоянии хозяйства пути в целом и отдельных его элементов;

Этап 2. Создание системы мониторинга технического состояния дистанции пути, используя базу данных учета основных средств;

Этап 3. Внедрение технико-экономических методов оценки хозяйства пути и его элементов;

Этап 4. Разработка и внедрение методов прогнозирования изменения пока­зателей системы от изменения состояния путевого хозяйства и его элементов.

Принятие технико-экономических решений адекватно реагирующих на воз­никающие изменения в состоянии сложной технической системы, является оптимальным методом управления качеством в работе путевого хозяйства. Работа сложных систем предусматривает выбор необходимого числа контролирующих параметров, не­сущих полную информацию о состоянии системы в любой момент времени, разработку алгоритмов контроля выбранных параметров и принятия решения при изменении этих параметров.

Существующие методы оценки и прогнозирования деятельности предприятий железнодорожного транспорта раскрыты в работах следующих ученых: Галабурды В.Г, Смехова Н.Г., Мачерет Д.А., Лисицы А.Л., Журавлева А.И., Мазо Л.А., Лапидуса Б.М., Баумана В.А., Певзнера В.О., Ульяновской Н.М., Липунова С.А. и др.

Анализ существующих методик планирования, прогнозирования и оценки деятельности железнодорожного транспорта показали, что зачастую в реальных прикладных условиях многие из них оказываются недостаточно эффективными. Это определяется тем, что они базируются во многом на среднесетевых показателях, и не могут быть увязаны в должной мере к структурным подразделениям и хозяйствам железных дорог, как объектов исследования. Кроме того, в долж­ной мере по путевому хозяйству нет увязки с показателями состояния пути на данном участке, а также не учитывается влияние состояния дистанций пути на экономические результаты деятельности путевого хозяйства в целом.

На основании этого для построений экономико-математической модели прогнозирования и оценки деятельности работы дистанций пути была разработана система показателей, которые наиболее подробно отражают основные особен­ности изучаемого объекта управления путевым хозяйством.

Деятельность дистанций пути, как сложной системы, оценивается выполне­нием показателей, отражающих производственные, трудовые, технические, природно-климатические и экономические результаты работы предприятия за определенный период времени. Каждое направление оценки включает в себя группу конкретных показателей.

Показатели, характеризующие производственную деятельность, отра­жают объем выполненных работ и рассчитываются в натуральных единицах измерения. К ним относятся: грузонапряженность и балльность.

Трудовая деятельность характеризуется показателями, непосредственно связанными с трудом и заработной платой, такими как среднемесячная зара­ботная плата, общий контингент, контингент на эксплуатации, аппарат управ­ления.

Экономическая деятельность характеризуется денежными показателями: эксплуатационные расходы, расходы по элементам затрат, расходы по статьям затрат дистанций пути, стоимость основных фондов по видам и их общий ко­эффициент износа.

Технические показатели отражают техническую оснащенность предпри­ятий путевого хозяйства: количество рабочих отделений, приведенная длина пути, развернутая длина по видам пути, количество стрелочных переводов, количество переездов, количество мостов и длина пути по типам.

Показатели технического состояния пути показывают состояния техниче­ских средств верхнего строения пути, рельсового и шпального хозяйств, а также браки по службе пути: протяженность пути с ограничением скорости; количество крушений и браков; количество дефектных рельс, шпал, крестовин, стрелочных переводов; протяженность дефектного земляного полотна; путь с загрязненным балластом; протяженность пути со сверхнормативным сроком службы.

Природно-климатические показатели. Как отмечают многие авторы климатические условия Дальневосточного региона оказывают большое влияние многие показатели, особенно на расходы и показатели технического состояния пути. На основе отчетных данных о погодных условиях Метеостанции Дальне­восточной железной дороги были сформированы и включены в модель сле­дующие показатели по дистанциям пути: годовое количество осадков, средняя температура зимнего и летнего периода, среднегодовая температура воздуха, максимальная и минимальная температура воздуха, число дней ниже – 20 °С, – 30 °С, – 40 °С и + 30 °С, максимальная годовая амплитуда температур, число
дней с осадками и максимальные осадки за сутки. Система показателей модели прогнозирования и оценки деятельности дистанций пути представлена на рис. 3.1.1.

Значение всех интересующих нас показателей для построения модели взяты из статистических отчетов дистанций пути (АГО-1; форма 6-жел; бухгалтерская отчетность; пояснительные записки дистанций пути; отчет работы путевого хозяйства ДВЖД и др.), а также анкетные данные, оформленные по запросу исследователя.

Прежде чем начать формировать экономико-математическую модель про­гнозирования показателей деятельности дистанций пути необходимо осущест­вить комплексный анализ основных производственно-экономических показате­лей дистанций пути, позволяющий обоснованно оценить качество использова­ния производственных, трудовых и материальных ресурсов и дает представле­ние о направлениях дальнейшего развития хозяйственной деятельности.

 

3.2. Методические рекомендации по анализу деятельности дистанций пути методом комплексной оценки

 

Стратегическое и тактическое управление экономическими субъектами на микроуровне могут осуществляться на основе сравнительного экономического анализа. Вопросы, связанные с анализом структурных подразделений, всегда находились в центре внимания ученых-экономистов. Значительный вклад в изучение этих проблем внесли такие исследователи, как Балабанов И.Т., Шеремет А.Д., Баканов М.И и др.

Особого внимания заслуживает метод многомерного сравнения, который необходим в анализе комплексной оценки результатов хозяйствования струк­турных подразделений железнодорожного транспорта. Такая задача встает пе­ред хозяйствами железных дорог, когда надо дать обобщающую сравнительную: оценку результатам деятельности структурных подразделений для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретных реалиях финансово-хозяйствен­ной деятельности.

Многомерное сравнение представляет собой комплексную оценку деятель­ности структурных подразделений на основе:

· анализа показателей, разработанных для исследуемого хозяйства дороги;

· выведения итогового рейтинга по каждому подразделению;

· ранжирования результатов и сравнения их с рейтингами других предпри­ятий и предприятия – эталона.

Полученные результаты позволяют решить две основные задачи:

1. Определить место каждого предприятия среди предприятий исследуемого хозяйства железной дороги.

2. Определить близость или удаленность структурного подразделения от эталонного предприятия.

Основными этапами многомерного сравнения являются:

· формирование системы показателей, используемых в оценке и их классификация, сбор и обработка исходной информации исследуемого хозяйства пути за анализируемый период времени;

· расчет итогового рейтинга предприятий;

· ранжирование предприятий по окончательному рейтинговому показателю и сравнение их с предприятием – эталон.

Рассмотрим подробнее этапы решения задачи многомерного сравнительного анализа предприятий путевого хозяйства.

Этап 1. Система и классификация показателей, по которым оцениваются результаты хозяйственной деятельности, приведена в табл. 3.2.1.

Исходная информация для показателей всех групп, используемых в много­мерном сравнении, собирается на основе бухгалтерского баланса, отчета 6-жел, отчета АГО-1 и др., либо на основе трансформации данных системы учета. Водная информация экстраполируется в форме матрицы Х=хij, где i = 1, п – номер показателя; j = 1, т – номер предприятия.

х11 х12... х

х21 х22... х

Х = … … … …

хn1 хn2... хnт

 

 

Множество оценочных показателей может включать показатели-
стимуляторы, увеличение которых улучшает общую оценку работы объекта и показатели-дестимуляторы, уменьшение которых улучшает общую оценку ра­боты объекта.


 


Рис. 3.1.1. Система показателей модели прогнозирования и оценки деятельности дистанций пути

 


В связи с этим к матрице X добавляется вектор S, элементы ко­торой si принимают значение или (-1), если i -й показатель - дестимулятор, или (+1), если i -й показатель – стимулятор

S = (S1 S2... Sn)

Вся вводная информация накапливается в базе данных программного продукта разработанного для ПВЭМ (табл. 3.2.1.)

Таблица 3.2.1

База исходных данных показателей структурных подразделений

хозяйства пути Дальневосточной железной дороги

Показатель ПЧ-1 ПЧ-2 ПЧ-5
Эксплуатационные расходы, тыс. руб.      
ФОТ, тыс. руб.      
Отчисления, тыс. руб.      
Материалы, тыс. руб.      
Амортизация без рем. фонда, тыс. руб.      
Ремонтный фонд, тыс. руб.      
Прочие, тыс. руб.      
«Текущее содержание пути» ст. 322      
«Одиночная смена материалов ВСП» ст. 323      
«Охрана пути, переездов и ИССО» ст. 324      
«Содержание ИССО» ст. 325      
«Содержание защитных лесонасаждений» ст. 326      
«Работы по снего-, водо- и пескоборьбе» ст. 327      
«Прочие работы дистанции пути» ст. 328      
«Отчисления в резерв на кап. ремонт ЗП и ИССО» ст. 329      
«Отчисления в резерв на кап. ремонт ВСП» ст. 330      
«Амортизация ЗП и ИССО» ст. 333      
«Амортизация ВСП» ст. 334      
Расходы основные общие для всех отраслей хоз-ва      
Общехозяйственные расходы      
Численность работников, всего      
АУП      
Эксплуатация      

 

Этап 2. Расчет итогового рейтинга предприятий путевого хозяйства может производится несколькими способами: суммирования значений всех показателей; суммы мест; расстоянии; таксонометрический.

Так как способ суммирования значений и мест предполагает обеспечение сопоставимости показателей, то для расчета итоговой оценки эти способы не применяются, а расчеты по способу расстоянии и таксонометрическому способу не смогут повлиять на конечную оценку, т.к. они позволяют учесть индивидуальные особенности показателей через сопоставление не абсолютных значений, а на основе относительной вариации.

Для расчетов в матрицу вводится дополнительная колонка т +1, в которой выбирается лучшее значение показателя по выборке (показатели эталонного
предприятия).

Эталонное предприятие – это условное структурное под­разделение, которое характеризуется наилучшими значениями по каждому показателю среди всех имеющихся. Показатель предприятия-эталона строится сле­дующим образом:

max xij при si = +1

xiэт=, –1 ≤ i ≤ n.

min xij при si = – 1

 

В каждом столбце матрицы Хэт = xiэт находится наилучшее значение пока­зателя; найденные значения образуют дополнительную строку чисел – показа­телей предприятия-эталона:

 
 


х1эт

Хэт = x2эт

хnэт

 

По способу расстояний оценка Rj каждой дистанции пути вычисляется как квадрат расстояния между двумя точками в т – мерном пространстве, координаты первой – значение показателей предприятия эталона, а координаты второй – показатели дистанций пути. определяется по формуле:

, .

Таксонометрический способ является обобщением способа расстояний. Исходная матрица X предварительно стандартизируется, что позволяет элиминировать неявную значимость показателей, возникающую за чет их различной вариации. Матрица преобразуется по следующим формулам:

, , ,

где хi –среднее арифметическое всех уравнений показателя i (строчки матрицы X); – среднее квадратическое отклонение показателя i.

Таким образом, матрица Z является исходной для расчета комплексной оценки. Далее методика расчета полностью совпадает с методикой расчета спо­соба расстояний.

, .

Этап 3. Предприятия ранжируются в порядке возрастания итоговой рейтин­говой оценки.

Оценка наилучшего предприятия службы пути определяется по следующе­му критерию: min Rj (1 < j < m). Чем меньше рейтинг, тем лучше оценка предприятия. Кроме обычного распределения предприятий по местам произведена их разбивка на группы, что позволило выделить четыре группы.

В каждой группе объединены предприятия, расстояние которых примерно равны эталону или отличаются друг от друга не более чем на 3%.

Обработка и получение результатов комплексной оценки деятельности структурных подразделений хозяйства пути производятся с помощью разработанного программного продукта. Результаты расчета комплексной оценки по исследуемым двум методам приводятся в табл. 3.2.2.)

Таблица 3.2.2

Выходные данные по комплексной оценке показателей деятельности дистанций пути (а - метод расстояний; б - таксонометрический метод)


Результаты сравнения: по сумме мест
предприятие Значение
  ПЧ-9 Спасск-Дальний  
  ПЧ-2 Биробиджан  
  ПЧ-7 Бикин  
  ПЧ-28 Тырма  
  ПЧ-8 Ружино  
  ПЧ-12 Приморская  
  ПЧ-29 Новый Ургал  
  ПЧ-30 Амгунь  
  ПЧ-31 Горин  
  ПЧ-18 Высокогорная  
  ПЧ-1 Облучье  
  ПЧ-27 Этыркэн  
  ПЧ-6 Хабаровск-2  
  ПЧ-10 Сибирцево  
  ПЧ-11 Уссурийск  
  ПЧ-14 Партизанск  
  ПЧ-26 Февральск  
  ПЧ-16 Комсомольск  
  ПЧ-15 Литовко  
  ПЧ-13 Первая речка  
  ПЧ-20 Юктали  
  ПЧ-23 Беркакит  
  ПЧ-5 Хабаровск-1  
  ПЧ-22 Тында  
  ПЧ-25 Верхнезейск  
  ПЧ-19 Советская Гавань  
  ПЧ-24 Дипкун  
Результаты сравнения: по таксонометрическому методу
предприятие значение
  ПЧ-2 Биробиджан 83,25
  ПЧ-9 Спасск-Дальний 91,90
  ПЧ-7 Бикин 97,15
  ПЧ-8 Ружино 103,67
  ПЧ-11 Уссурийск 106,11
  ПЧ-29 Новый Ургал 107,50
  ПЧ-14 Партизанск 113,37
  ПЧ-6 Хабаровск-2 113,79
  ПЧ-30 Амгунь 129,00
  ПЧ-28 Тырма 137,00
  ПЧ-12 Приморская 139,31
  ПЧ-31 Горин 142,94
  ПЧ-16 Комсомольск 144,80
  ПЧ-1 Облучье 150,51
  ПЧ-18 Высокогорная 155,35
  ПЧ-10 Сибирцево 160,85
  ПЧ-20 Юктали 170,54
  ПЧ-26 Февральск 170,72
  ПЧ-27 Этыркэн 176,65
  ПЧ-13 Первая речка 185,60
  ПЧ-15 Литовко 193,85
  ПЧ-5 Хабаровск-1 195,63
  ПЧ-22 Тында 211,00
  ПЧ-23 Беркакит 216,00
  ПЧ-24 Дипкун 220,55
       

По мнению авторов, предлагаемая методика многомерного сравнительного ана­лиза имеет некоторые преимущества:

Во-первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как производственно-хозяйственная деятельность предприятия.

Во-вторых, она учитывает реальные достижения всех структурных подраз­делений и степень их близости к показателям предприятия -эталона.

В-третьих, предлагаемая методика делает количественно измеримой оцен­ку деятельности структурных подразделений хозяйства пути, основанную на результатах прошлой и текущей деятельности, что позволяет избежать субъек­тивизма и более реально оценивать рейтинг предприятий.

В-четвертых, процесс выведения рейтинговой оценки создает информаци­онную базу для поиска резервов и принятия управленческих решений в целях повышения эффективности хозяйствования.

Комплексная оценка деятельности структурных подразделений хозяйства пути с применением многомерного сравнительного анализа позволяет выявить отклонения показателей деятельности предприятия от соответствующих пока­зателей других предприятий, либо по анализируемому предприятию за необхо­димый ряд лет.

Многомерный анализ основных технико-экономических показателей дея­тельности дистанций пути позволяет обоснованно оценить качество использо­вания производственных, трудовых и материальных ресурсов и дает представление о направлениях дальнейшего совершенствования их хозяйственной деятельности. На основе полученной информации руководители различных уров­ней управления (начальники дистанций пути, руководители службы пути, эко­номическая служба) могут оперативно регулировать, планировать и прогнозировать деятельность дистанций пути в рамках принятого горизонта расчета.

Это позволит при помощи анализа факторов, оказывающих негативное влия­ние на деятельность подразделения, впоследствии элиминировать и исключить негативные тенденции из его деятельности. Вследствие этого результаты оценки могут быть использованы при аттестации предприятий по итогам работы желез­ной дороги за отчетный период. При этом предприятия стоящие в первой группе могут претендовать на поощрение, тогда когда предприятия последней группы могут быть подвержены более тщательному анализу (разбору). Кроме того, комплексная оценка является переходным звеном для этапа прогнозирования показателей деятельности дистанций пути на основе эконо­мико-математического моделирования.


3.3.Экономико-математическое моделирование прогнозирования показателей качества деятельности дистанции пути (на примере Дальневосточной железной дороги)

Общие положения

В современных условиях теория и практика прогнозирования все в большей степени опирается на количественные методы эконометрики. В связи с этим при изучении состояния хозяйствующего субъекта все чаше используется ко­личественный анализ. По существу, эта статистическая процедура используется в прогнозировании для оценки взаимосвязи между зависимой и независимой переменной. Одним их инструментов при решении задач прогнозирования яв­ляется корреляционно-регрессионный анализ, позволяющий установить степень тесноты связи между экономическими показателями, а также построить и проверить модель связи меду одной эндогенной (зависимой) и одной или несколькими экзогенными (независимыми) переменными.

Используя корреляционно-регрессионный анализ мы определяем тесноту связи показателей с помощью коэффициента корреляции. При этом обнаружи­ваются связи, различные по силе (сильные, слабые, умеренные и др.) и различ­ные по направлению (прямые и обратные). Если связи оказываются существен­ными, то находится их математическое выражение в виде регрессионной моде­ли. В зависимость от числа переменных, используемых в моделировании, различают следующие виды регрессии: простая регрессия – регрессия между двумя переменными (Y и X); множественная регрессия – между зависимой пере­менной Y и несколькими независимыми переменными Xi.

Применение корреляционно-регрессионного анализ на железнодорожном транспорте позволит создать адаптированную к современным условиям систе­му анализа и прогноза. Для того чтобы начать формирование экономико-математической модели прогнозирования деятельности работы хозяйства пути необходимо определить может ли вообще иметь место связь между техниче­скими и экономическими параметрами деятельности дистанций пути. Для того, чтобы определить эту возможность был выбран интегральный показатель качества состояния пути – балльность.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.