Учебное пособие для коллективов физической культуры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Учебное пособие для коллективов физической культуры

2017-06-09 356
Учебное пособие для коллективов физической культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б. С. ДЕНИСОВ

Заслуженный мастер спорта

БОКС

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2-е исправленное издание

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»

Москва 1949

Редактор Л. С. Савельев. Техн. редактор З. Г. Мигачева

Л 79600. Сдано в яроивв. 6/IV 1949 г. Подписано к печати 24/VI 1949 г.
Формат 84Х108 1/32- Объем 8,5 п. л. 7,96 авт. листа. 8,17 уч.-изд. листа
38440 зн. в печатном листе. Тираж 20000. Заказ 1318.

16-я типография Главполиграфиздата при Совете Министров СССР.

Москва, Трехпрудный пер., 9

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

Организация работы секции бокса в коллективах физкультуры

Краткие сведения по общей методике обучения тренировке

Преподаватель-тренер

Методы обучения

Расположение материала в уроке и распределение занятий

Схема составления урока

Бой на уроке

Подготовка к соревнованиям

Общие основы бокса

Куда нужно в можно наносить удары

Позиция

Перемещения

Передвижения

Закон шага

Дистанция

Удар

Обучение технике ударов и защит

Группа прямых ударов

Прямой удар левой рукой в голову (типовой)

Легкий прямой удар левой рукой в голову

Прямой удар правой рукой в голову (правый прямой)

Прямые удары в туловище

Прямые удары при отступлении

Простейшие комбинации из прямых ударов

Трехударные серии из прямых ударов

Четырехударная серия из прямых ударов

Группа фланговых ударов

«Крюк» («хук»)

Перекрестный удар («кросс»)

Удар с размаха («свинг»)

Удар снизу («апперкот»)

Двухударные комбинации из ударов снизу

Простейшие комбинации из разнотипных ударов

Двухударные серии

Трехударные серии

Четырехударные серии

Ближний бой («инфайтинг»)

Общая и специальная физическая подготовка и тренировка боксера

Бой с тенью

Снаряды и тренировка

Гимнастика

Тактика бокса

Оборудование и инвентарь для занятий секции бокса

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Вследствие ограниченного объема книги автор вынужден был отказаться от более подробного пояснения техники бокса, сократить разделы методики преподавания, тактики и стратегии бокса.

Предлагаемый нами способ описания техники бокса несколько необычен, но обосновывается тем, что в боксе так­тика совершенно неотделима от техники.

Пояснение техники бокса построено по схеме: а) механи­ка движения того или другого удара (приема), б) методика преподавания его, в) тактическое обоснование приема, г) бое­вое применение приема.

В большинстве частных случаев указываются и необхо­димые вспомогательные средства, способствующие закреп­лению пройденного материала: упражнения на тех или иных снарядах и пр.

Последовательность распределения материала в книге примерно соответствует последовательности прохождения курса бокса на секционных занятиях, построенных по прин­ципу: от простейшего к сложному и от легкого к трудному.

 

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЩЕЙ МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКЕ

Преподаватель-тренер

 

Успех преподавания бокса в дореволюционное время объясняли особым «секретом», которым якобы владел тот или иной преподаватель или тренер. Этому секрету и были будто бы обязаны своими результатами ученики. Теперь мы отлично знаем, что этот «секрет» раскрывается очень просто. Заключается он. во-первых, в личности самого преподавате­ля: он должен знать во всех тонкостях предмет, который преподает, и уметь понятно, толково, коротко и убедительно разъяснить любой из вопросов бокса; во-вторых, в личности занимающегося и в той доле труда, которую он вложит в занятия боксом.

В обязанности преподавателя не входит вести бой со своими учениками наподобие партнера, но он должен уметь показать практически, как производится тот или иной удар, как проводится прием или защита. Этот показ должен быть безукоризненный и четкий. Надо помнить, что ошибки пре­подавателя воспринимаются учеником. Поэтому одной из главных забот даже опытного преподавателя является неустанная борьба с ошибками, требующая пристального внимания, заботливое исправление их.

Преподаватель должен повседневно отдавать себе отчет в том, чего именно он хочет достигнуть на уроке от группы в целом и персонально от каждого ученика. Для этого пре­подаватель прежде всего должен знать своих учеников, знать, что может дать каждый ученик и что можно от него потре­бовать.

В свою очередь, ученик должен хорошо знать своего пре­подавателя, понимать, что тот от него хочет, верить препода­вателю и уважать его. Это достигается не строгостью, окриком, и дисциплинарными мерами взыскания, а результатами работы, проверяемыми на соревнованиях.

Чтобы стать хорошим преподавателем, следует много и усиленно работать, изучая методику и глубоко, детально анализируя все вопросы бокса. Специальное образование и личный боевой стаж могут значительно способствовать деятельности преподавателя, но сами по себе они еще не гарантируют успеха преподавания. Если класс ученика выявляется в процессе соревнований, то класс и квалифика­ция преподавателя определяются, в первую очередь, качест­вами и боевыми результатами его учеников.

Преподаватель должен иметь подробный план и программу обучения и неуклонно следовать им. В плане должны быть предусмотрены все соревнования, в которых примут участие его ученики, а также и такие, в которых они лично не будут участвовать, но посещение которых необходимо в учебных целях.

Наблюдение за боем хороших боксеров приносит огромную пользу. В утверждении, что «выучиться боксу можно, глядя на бой чемпиона», бесспорно есть доля истины.

Чтобы подготовить ученика, пусть даже одаренного, и сделать его боксером высокого класса, необходимо пройти с ним серьезную школу бокса, сообщить ему ряд специальных знаний, выработать и развить особые навыки и качества, обычно не дающие себя знать у человека, не занимающегося этим видом спорта. У людей с выдающимися природными данными должны быть максимально развиты эти качества, отработаны и направлены соответственно требованиям, предъ­являемым боксом.

Без выполнения этих условий высокий класс боксера недостижим.

В курс бокса входят: 1) теория, 2) практическая выработ­ка техники бокса и 3) прикладная часть.

Последняя в свою очередь разделяется на: а) закрепление пройденного материала в учебных боях на ринге и б) общую тренировку.

Цель тренировки—укрепить организм занимающихся спе­циальными и общими гимнастическими и другими упражне­ниями, окончательно выработать и отшлифовать технику, а также закалить молодых боксеров в тренировочных боях, в которых они приобретают боевые навыки, необходимые при предстоящих соревнованиях.

 

Методы обучения

 

Для низовых кружков в первый период обучения мы пред­лагаем использовать синтетический метод. Введенный нами около двадцати лет назад, этот метод дает исклю­чительную экономию сил, средств и времени и весьма полезен при преподавании бокса в кружках и боксерских секциях добровольных спортивных обществ.

Особенно действенен этот метод при работе с детьми и школьниками младших возрастных групп (10—14 лет). Подражательная способность у них исключительно ярко выражена, а точный и эффективный показ настолько захваты­вает юного ученика, что он готов немедленно воспроизвести то, что увидел, со всеми характерными особенностями пока­занного. Было бы необоснованно и нецелесообразно отказы­ваться от использования этой, присущей подросткам, способ­ности подражать и перенимать.

Всякого рода теоретические доказательства при работе с детьми, как показала практика, мало успешны. Наиболее ценных результатов достигает показ действием. Вот почему в начальном периоде обучения синтетический метод мы счи­таем незаменимым.

В последующие периоды, когда занимающийся уже вырос, получил боевую квалификацию и приступил к выработке мастерства, или в тех случаях, когда преподавателю прихо­дится иметь дело с более взрослой группой, следует перейти к так называемому методу «синтеза — анализа». В этих случаях анализ будет играть большую роль, так как подражательная способность выражена значительно слабее, чем у самых юных из этих групп. Однако показ и исполнение приема в целом останутся основой преподавания, тогда как роль анализа будет только вспомогательной.

Метод «анализ — синтез — анализ» может при­меняться лишь в физкультурных учебных заведениях, тре­нерских школах, на сборах и курсах тренеров и пр.

Преподавание на каждом уроке должно вестись по следующей формуле: 1) показ, 2) рассказ, 3) выполнение, 4) корректура.

1. Показ — четкое воспроизведение преподавателем того или иного приема, причем особое внимание уделяется ею деталям.

2. Рассказ представляет собой краткое обоснование дета­лей приема с указанием на совокупность сил, действующих в нем, тактической целесообразности применения его и пр.

3. Выполнение приема — практическое освоение учениками предложенной и показанной им техники.

Прием выполняется обучающимися неоднократно, вна­чале в замедленном темпе, причем особое внимание обращает­ся на освоение определенной детали приема. Затем выраба­тывается скорость выполнения приемов и сила ударов. После этого постепенно усложняется тактическая обстановка (на боевом передвижении) и окончательно прием закрепляется в учебных боях.

4. Корректура — необходимый педагогический прием устра­нения ненужных, неверных и лишних движений, которые делают ученики при воспроизведении показанных им движе­ний или ударов. Ошибки эти являются следствием либо при­родных свойств учеников, либо приобретенных ими ложных навыков, и поэтому борьба с ними и исправление их иногда бывают очень трудны и кропотливы. В некоторых случаях они весьма обременяют преподавателя и отнимают у него много труда и внимания. Если своевременно не исправлять эти недостатки, то дурные и порочные навыки могут закре­питься на весьма длительное время.

Общая схема урока должна состоять из: а) дора­ботки, шлифовки и закрепления пройденного ранее материа­ла, б) разбора, разработки и детализации материала, намеченного «на сегодня» на предыдущем занятии, в) пока­за материала, предназначенного для ближайшего урока.

Каждый преподаватель, имея детально разработанный план и программу на 5—6 месяцев, должен обеспечить про­хождение за этот срок элементарного курса бокса. В дальней­шем молодые боксеры должны будут закрепить приобретен­ные знания, углубленно проработать серии ударов, приобре­сти боевые навыки и научиться тактически правильным дей­ствиям.

В этот период тренировка преобладает над учебной ра­ботой.

 

Схема составления урока

 

Нагрузки, налагаемые занятиями боксом, значительны и потому должны строго регулироваться преподавателем.

Уроком при занятиях боксом называется такого рода занятие, при котором преподаватель в понятной форме и в необходимой последовательности излагает очередной мате­риал, а обучающиеся знакомятся с основами бокса и осваи­вают их.

Учебные бои на ринге являются неотъемлемой частью педагогического процесса и не должны принимать чисто-боевой характер.

С того момента, когда определенный комплекс знаний получен и освоен и боксер готовится к предстоящим боям, название «учебный урок» вряд ли может быть сохранено. С этого момента занятия принимают другую форму — «трениро­вочного урока». Это существенно различные периоды в спор­тивной деятельности боксера и его руководителя.

 

 

Графическое изображение занятий боксера ясно показы­вает разницу между уроками учебными и тренировочными (см. рис. 1). На этой схеме даны кривые нагрузок и указано отведенное для них время.

Обычно урок делится на четыре части: а) вводную, б) под­готовительную, в) основную и г) заключительную. Для раз­личных групп занимающихся и содержание урока по боксу будет различно (см. рис. 1).

 

Урок для группы новичков

 

Вводная часть — 15 мин. Построение, проверка, перестроения, повороты.

Вводная часть при занятиях с группой новичков совершен­но необходима, так как она дает возможность преподавателю «взять в руки» обычно еще недостаточно дисциплинированную группу.

Подготовительная часть — 35 мин. Разогре­вание организма, общеразвивающие упражнения, ходьба, бег.

Основная часть — 60 мин. Освоение техники бокса и все способы совершенствования в ней. Сюда же входят и все специальные, формирующие технику, упражнения. В основ­ную часть для новичков включается и бой условный или учебный (2 раунда по 2 мин.).

Заключительная часть — 10 мин. Успокаива­ющие упражнения с целью привести организм в состояние относительного покоя.

Всего урок занимает 120 мин., включая в это время все виды отдыха и неизбежные перерывы. Уроки этого типа про­водятся в не быстром темпе.

 

Тренировочный урок

 

Вводная часть — 10мин. Разогревание, разминка, различные клоны, повороты (короткое время на различные упражнения), 2 раунда «боя с тенью».

Основная часть — 60 мин. Тренировочный бой (3—4 раунда по 3 мин.)—15 мин.; добавочные нагрузки (2 ра­унда «боя с тенью» по 3 мин.), упражнения на мешке, груше и прочих снарядах (всего 4 раунда по 3 мин.), упражнения со скалкой (2 раунда по 2—3 мин.)—30мин. Специальные упраж­нения: гимнастика—15 мин.

Заключительная часть — 10 мин. Успокаи­вающие упражнения.

Продолжительность тренировочного урока—80 мин.

Темп тренировочных занятий — более быстрый, чем для других групп.

Рассматривая схему занятий, мы видим, что на урок в группе начинающих в промежуточной группе и в группе тре­нирующихся отводится неравное время. Это обусловливается различным темпом и содержанием работы, а, следовательно, различной нагрузкой на организм занимающихся.

Некоторое недоумение может вызвать схема урока группы тренирующихся. Вершина кривой здесь резко передвинута к началу занятий. Однако это необходимо, так как, во-первых, приближает тренирующихся к условиям боя на ринге во время соревнований; во-вторых, тренировочный бой при под­готовке к соревнованиям требует мобилизации всех сил тре­нирующегося, и его нервно-психическое состояние должно быть свежее. Бой, отнесенный к концу урока, когда боксер уже утомлен, неполноценен: будет наблюдаться понижен­ная реакция, некоторая заторможенность, вялость движений боксера, и он не сможет творчески вести бой — применять в бою наиболее правильную тактику.

Опасение, что большие нагрузки при бое в первые же минуты урока могут вызвать нежелательные органические изменения, опасные для деятельности сердца и пр., как пока­зала практика, неосновательно. Организм тренирующегося к этому периоду обычно уже настолько подготовлен, что большие нагрузки тренировочного урока не оставляют ника­ких отрицательных следов на здоровье боксера.

 

Бой на уроке

 

Бой на ринге при обычных занятиях боксом мы вводим в обязательном порядке. Без этого ни знание теории бокса, ни изучение и шлифовка техники, ни работа на снарядах и про­чие упражнения на уроках бокса никогда не превратят зани­мающегося в боксера. Есть очень точное выражение этой простой истины: «боксер растет в боях». Здесь верна аналогия с воином. Как бы ни обучались солдаты и как бы совершен­ны ни были их подготовка и знания, но, не бывшие в боях и не обстрелянные, они иногда слабее и менее подготовленных технически «бывалых солдат», «старых вояк». В мирное вре­мя для проверки боевой готовности войск проводятся пример­ные бои, сражения, маневры, приближающие бойца к усло­виям настоящего боя. Аналогичны маневрам и проводимые на ринге учебные и тренировочные бои.

В боксе различают несколько видов боя; основные из них: «условный», «учебный», «учебно-тренировочный», «трениро­вочный» («спарринг») и «вольный бой».

Условный бой строится по плану преподавателя, причем обязательно применяется определенный удар или прием в бою на ринге. Например, дается задание провести раунд боя только левой рукой, или применять только прямые или иные, точно указанные преподавателем, удары и т. п. Обычно такой бой проводится для новичков, он побуждает их применять различные удары, а не только те, которые они уже освоили.

Следующая, наиболее распространенная форма боя, кото­рая разучивается в основном во время всего прохождения курса бокса, это учебный бой. Такой бой, являясь промежуточным и переходным к тренировочной форме боя, отличается от условного тем, что в нем используется весь пройденный материал. Преподаватель контролирует бой, проверяет отдельные моменты и детали, вносит на ходу необ­ходимые поправки и делает указания о темпе и технике боя. Этот бой ведется на ударах «в полсилы».

Тренировочный бой («спарринг») приме­няется на занятиях группы боксеров, закончивших учебу или тренирующихся к соревнованиям. От настоящего боя на ринге он отличается тем, что проходит не в официальной обстановке матча и не имеет соревновательного характера. Цель его — чисто тренировочная, в условиях, максимально приближающих партнеров к обстановке зачетного матча. Темп, свободное распоряжение средствами боя, выбор тех­нических средств, тактического маневра и пр. предоставля­ют самим боксерам-партнерам. Но они до конца остаются партнерами, а не противниками на соревнованиях, и их бой является не чем иным, как взаимной помощью друг другу.

В нем допускается пользоваться защитным шлемом (ма­ской), перчатками тренировочного типа (14—16 унций), раз­решается смазывать лицо вазелином. Сила ударов бывает обычно не полная, а темп и число раундов устанавливаются по заданию или договоренности.

Вольный бой — основной вид боя, применяемый на соревнованиях. При обычных занятиях секции бокса он при­меняется в случаях просмотра и проверки боксеров, например: для отбора в команду, для участия в особо ответственных соревнованиях и пр.

 

Подготовка к соревнованиям

 

Подготовка к соревнованиям состоит в основном из тре­нировки и режима.

В тренировку входят все упражнения, цель кото­рых — довести организм до полной готовности к разрешению всех задач, поставленных перед бойцом условиями предсто­ящего боя.

К тренировке относятся совершенствование техники, уве­личение быстроты, выносливости, а также воспитание необ­ходимых волевых и моральных качеств.

Режим является не менее важным фактором в процессе подготовки бойца. Под режимом подразумевается правильная организация дня, в котором трудовые процессы и отдых рас­пределены по определенному плану в едином и строго выдер­живаемом порядке.

Какого бы высокого класса ни был боксер, без тщатель­ной подготовки он не может рассчитывать на успех в сорев­нованиях. Период подготовки занимает примерно 3—5 недель и зависит как от индивидуальных качеств боксера, так и от степени его готовности. Для определения сроков подготовки и ее характера имеет немаловажное значение и то, давно ли боксер участвовал в матчах.

Во всех случаях тренер учитывает эти обстоятельства, вырабатывает план тренировок и режима и готовит бойца, строго придерживаясь этого плана.

Подготовка и тренировка к ответственным соревнованиям обычно ведутся ежедневно в следующем порядке: один день — «большой» тренировки, следующий день — «малой». В некоторых случаях тренировка проводится Э—4 раза в неделю.

День большой тренировки начинается с не­большой прогулки в 1,5 —2 километра и в не быстром темпе (не быстрый бег, бой с тенью на ходу и прочие упражнения, не дающие больших нагрузок). Вечером тренировка: в пол­ном объеме. Тренировочный бой обязателен.

День малой тренировки также начинается с прогулки около 1 часа в более быстром темпе. Прогулка изо­билует пробежками, спуртами и осложняется всевозможными препятствиями, прыжками через барьеры, канавы. Бой с тенью обязателен. Выбор нагрузок и упражнений зависит от изобретательности тренера, регулирующего темп и определя­ющего содержание прогулки. Прогулка должна быть до пре­дела насыщена, она должна создавать жизнерадостное наст­роение, но не вызывать переутомления. Заканчивается про­гулка во всех случаях в замедленном темпе, чтобы привести организм в состояние относительного покоя.

Тренировочные занятия в зале в этот вечер должны состоять из ряда специальных и гимнастических упражнений, усиленной работы на снарядах, боя с тенью, работы со ска­калкой и пр., но без тренировочного боя.

Начало тренировочного периода характеризуется посте­пенным увеличением нагрузок на организм тренирующегося. Когда же боксер «войдет в форму» и втянется в работу, нагрузки могут быть доведены до предела и по отягощению, и по количеству времени, и по темпу. Нагрузки достигают предела примерно на третьей неделе тренировочного периода (при одном месяце тренировки). Последний период характеризу­ется уменьшением нагрузок, а за З — 4 дня до боя тренировки в зале прекращаются. Остаются лишь прогулки, притом без особых нагрузок, в не быстром темпе.

Тренер должен зорко следить за состоянием боксеров в период тренировки к соревнованиям и не упускать из виду общее состояние тренирующихся. Если тренируется к соревно­ваниям группа, то некоторые боксеры могут оказаться недотренированными, а другие перетренированными. Первые не смогут выявить в бою все свои возможности, но это все же лучше, чем если боксер окажется перетренированным. Такой боксер в бою будет вял, безинициативен, безразличен к про­исходящему на ринге и обречен на проигрыш. Контроль за весом боксера и наблюдение за его состоянием и общим само­чувствием в период тренировки поможет тренеру определить степень готовности боксера и не дать ему перетренироваться.

Исчезновение у боксера интереса к тренировочному бою, вялость, раздражительность, продолжающаяся потеря веса, несмотря на общую готовность, — все это является тревожным сигналом о наступающей перетренированности боксера. В таких случаях следует немедленно и значительно умень­шить нагрузки, а иногда даже временно прекратить тре­нировку.

К режиму относятся: 1) работа, тренировка, 2) отдых, сон, 3) питание. Тренер должен следить, чтобы боксер при помощи разумной тренировки нашел свойственный ему вес. Выступать в более легкой весовой категории значительно лег­че, но искусственная сгонка веса, особенно более двух-трех килограммов, совершенно не обеспечивает успеха; боксер-сгонщик много, а часто непоправимо, теряет и в силе, и в выносливости. Всякого же рода эксперименты искусствен­ной сгонки веса у юношей и, особенно, у детей не только недопустимы, но и преступны. Такая сгонка весьма отрица­тельно отзывается на росте, общем развитии и здоровье моло­дых боксеров.

Питание имеет большое значение при подготовке боксера, но это относится лишь к высококвалифицированным боксерам, готовящимся к ответственным матчам. В этом случае следует тщательно выбирать меню, в частности, мясо и сахар (в раз­личном виде) должны входить в пего в достаточном количе­стве.

Для всех остальных групп боксеров и, особенно, для нович­ков, вопросы тренировки и режима не имеют такого значения. Обычный метод занятий, несколько заостренный в его боевой части, при соблюдении обычного правильного режима пита­ния и сна, совершенно достаточен, чтобы любой из начинаю­щих и молодых боксеров, а тем более из детской группы, мог с успехом выступать в зачетных и квалификационных боях на ринге.

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ БОКСА

 

Оружием боксера служит кулак. Однако не любой частью кулака можно и нужно наносить удары. Удары следует нано­сить только головками пястных костей в сочленении их с пер­выми фалангами пальцев. Наиболее целесообразно наносить удар, образно выражаясь, «торцевой» и тыльной частью кула­ка (рис. 2).

Удары, нанесенные краем кулака, прилежащим к ми­зинцу, или стороной большого пальца, могут привести к вывихам, растяжениям и другим травмам. Удары ладонной частью кулака запрещены.

Чтобы предохранить руку боксера от возможных повре­ждений, кисть должна быть забинтована.

Как бинтовать руку? Общее указание таково: надев отвер­стием (или петлей) конец бинта на большой палец бинтуемой руки, делают 2—3 оборота, направляя бинт от большого пальца на ладонь и время от времени сжимая кулак, чтобы отрегулировать плотность обмотки, которая не должна мешать сжатию кулака. Затем некоторые боксеры переходят на повороты лучезапястного сустава, а потом, обернув его два раза, переносят в том же направлении бинтовку на боль­шой палец руки, и, наконец, на первые фаланги пальцев. Некоторые предпочитают сразу после первых «ладонных» оборотов бинтовать большой палец, несколько притягивая, прибинтовывая его к ладони, а затем бинтовать остальные пальцы (рис. 3).

 

 

Все эти способы бинтовки хороши, следует только следить, чтобы бинтовка не была слабой, иначе она не достигает цели.

Излишне тугая бинтовка задерживает кровообращение и вызывает чувство онемения в кулаке. После бинтовок боксеры надевают перчатки.

 

Позиция

 

По нашему пониманию, «исходное положение» и «позиция» идентичны, по «основной позицией» или «типовой позицией» мы называем позицию, разбираемую нами. Она наиболее универсальна, чем все другие возможные положения боксера в бою, и может слу­жить ему, как исходное положение для большинства приемов атак и защит при передвижении на ринге. Существуют и другие исходные положения, иногда очень целесообразные, но при них применимы лишь некоторые приемы техники и тактики. Для мастера высокого класса почти всякое положение, в которое он попадает в процессе боя, служит исходным положением для тех или иных действий, соответствующих требованиям момента. Этим он выгодно отличается от молодого боксера, для которого исходным положением является обычно «основная позиция».

 

Мы знаем, какой частью кулака и куда именно, в какие точки целесообразно наносить в бою удары противнику. Но что целесообразно для одного, то не совпадает с планами дру­гого, и каждый боксер, зная уязвимые места, принимает меры к их защите. Прежде всего этой цели служит «позиция». Что такое позиция? Это такое исходное положение боксера, которое, с одной стороны, само по себе предельно преграж­дает доступ кулакам противника к «уязвимым точкам», а с дру­гой — дает полную воз­можность самому боксеру легко переходить в напа­дение.

Существует ли единая для всех боксеров пози­ция? Нет. Говорят: «сколько боксеров, столь­ко позиций». Действи­тельно: рост, ширина плеч, длина рук, сила бо­ксера, манера вести бой, психика и пр., т. е. все это вместе предопределя­ет позицию. Агрессивным по натуре бойцам, осо­бенно если они по своему сложению широки в пле­чах, но с короткими ру­ками и ногами, труднее доставать до своих более длинноруких противни­ков и вести бой с ними на дальней дистанции. По этой причине им более свойственен бой на ближ­ней дистанции, их пози­ция более фронтальна и открыта, чтобы удобнее атаковать фланговыми ударами с обеих рук (что особенно характерно для ближнего боя). Боксерам высоким, сухощавым и длин­норуким свойственна дистанция дальнего боя. Их позиция более закрыта, больше повернута плечом к противнику и бо­лее пряма.

Однако эти особенности каждый боксер найдет для себя позже, вначале же всем ученикам следует предлагать бок­сировать в «типовой» позиции (рис. 5 а, б, в).

Она такова: ноги расставлены примерно на ширину плеч, но не шире. Они относительно прямы и не напряжены. Ноги опираются на переднюю часть стопы, пятка левой ноги лишь слегка отстоит от пола, пятка правой ноги оторвана от пола на 3—4 сантиметра. Обе ступни параллельны и направлены носками в сторону противника (левая ступня должна быть слегка повернута пяткой наружу). Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Туловище не напряжено и повернуто вперед левым плечом, которое при­поднято чуть выше правого, живот слегка убран внутрь. Не следует отклонять туловище ни вправо, ни влево (небольшой наклон впе­ред допускается).

 

  Рис. 5 в. Типовая позиция боксера в перчатках. Положение головы, рук и туловища (с различных сторон)

 

Если посмотреть в профиль на боксера, находящегося в такой по­зиции, то можно заметить не столь­ко наклон вперед, сколько некото­рый сгиб. Сгибание происходит, главным образом, в верхней части позвоночника (в грудных и шейных позвонках); это дает возможность легко наклонить голову и свободно опустить подбородок на грудь. Ни­как нельзя рекомендовать сильно сгибаться вперед в пояснице — это вызовет значительное смещение центра тяжести вперед и сокра­тит возможность маневрировать туловищем. Иногда наблюдается еще одна крайность. Боксер, же­лая «убрать живот», оттягивает таз назад, прогибая спину в пояс­нице (положение лордоза). Это также крайне не целесообразно, так как при этом голова подни­мается вверх (боксер «задирает голову»), и боксеру приходится за­трачивать немало усилий, чтобы удержать подбородок у груди.

При этом обычно наблюдается и такая странность: боксер начинает шаг до предела выпрямленной в коленном суставе левой ногой (жест­ко закрепленной в этом положе­нии), причем самый шаг делает «с пятки», т. е. нога сначала каса­ется пола пяткой, а затем всей ступней. В этом случае все дви­жения становятся ходульными и неуклюжими, тогда как передвижение боксера по рингу обычно поражает даже неи­скушенного зрителя своей легкостью, непринужденностью, целеустремленностью и направленностью, причем поло­жения ног мгновенно меняются в зависимости от условий боя.

Положение рук боксера в позиции: левая рука локтем преграждает доступ к сердцу, а самый локоть отстоит от туло­вища на 10—15 см. Левое предплечье направлено кулаком вверх по вертикали (допускается наклон предплечья, но очень небольшой, притом только в сторону противника). Левый кулак — на уровне левого глаза, полу сжат и пальцами направ­лен по возможности в сторону противника, как бы ежесе­кундно грозя ему атаками.

Правая рука локтем закрывает область печени, кулак полусжат и находится около подбородка, ближе к правой стороне лица. Он также повернут пальцами в сторону против­ника, защищает лицо, но в то же время постоянно готов нане­сти сокрушительный удар.

Голова должна быть всегда наклонена вперед и только вперед (но не склонена набок) и опущена подбородком на грудь под защиту левого плеча.

Наиболее трудно для преподавателя бороться с постоян­ным стремлением ученика опускать руки, искажать свое типовое положение и «задирать» голову вверх. Эти ошибки наблюдаются у учеников в течение очень долгого времени.

Боксер должен привыкнуть к позиции и стремиться сохранить ее и стоя на месте, и при передвижении, и в самом бою, не теряя её ни на мгновение. В то же время она не должна ни в какой степени сковывать боксера. Находясь в позиции, он должен постоянно быть в состоянии некоторого расслаб­ления.

 

Перемещения

 

Под перемещениями мы подразумеваем перемещения веса тела с одной ноги на другую различными способами.

Поставив ученика в типовую позицию, предложите ему перенести вес тела левой ноги на правую только толчком носка левой ноги. Затем толчком правой ноги перенести вес тела на левую. Это и будет основой боксерского шага вперед и назад. Шаг делается не простым переносом веса тела на соответствующую ногу, которую, приподняв от пола, ставят на ступню, но и шаг, и удар, и просто перемещение веса тела на месте начинаются всегда с толчка носком. Это же упражне­ние помогает усвоить шаг вперед и назад, а также служит основой для прямых ударов.

Следующее упражнение в перемещении веса тела делается в той же позиции. Носки ног работают, как и при предыдущем упражнении, и вес тела перемещается так же, но туловище движется не по линии «на противника» и обратно, а влево и вправо (можно делать небольшие уклоны в этой же плос­кости). Это упражнение, в свою очередь, является исход­ным для шага вправо и влево и основой для защиты укло­нами.

Третий способ перемещения веса тела разучивается с уче­ником, поставленным в «прямую» или, как говорят, «фронтальную» позицию, т. е. развернув его грудью к воображае­мому противнику. Ступни ног ставятся параллельно на ши­рину плеч. При этом упражнении толчком правого носка вес тела переносится на левую ногу, которая после этого, со­храняя свое направление, опирается на всю ступню. Правая нога в это время сгибается в колене и подводится к левому колену, а ступня, оставаясь на месте, поворачивается на носке пяткой наружу. Туловище в это время сильно пово­рачивается в левом тазобедренном суставе, вынося вперед правое плечо.

Затем все повторяется в том же порядке, но вправо. Такое упражнение носит название «перекачки» и служит исходным моментом для «шагов с поворотом туловища» и основой всех фланговых ударов, а также и удара снизу, причем вес тела переносится на противоположную ногу.

Последним из рассматриваемых перемещений является следующее упражнение в той же фронтальной позиции: при смещении веса тела на левую ногу, т. е. влево, ученик поворачивается слева направо, как бы смотря на то место, где он ранее стоял, слегка приседая на левой ноге. Поворот делается на носках, после чего ступни ног принимают поло­жение, при котором они направлены носками вправо (пер­пендикулярно к своему исходному положению). Упражне­ние, проделанное вправо, соответствующим образом меняет работу ног и туловища. Это упражнение является основой для бокового шага (сайдстепа), а также для типовых ударов снизу.

 

Передвижения

 

Быстрые, легкие подвижные ноги — основа успехов в бок­се. Тот, кто не умеет легко, быстро и разнообразно передви­гаться, тот и от противника не убежит и догнать его не сумеет. Поэтому ногам и их работе в современном боксе придается исключительное значение. Боксер не просто ходит по рингу, он передвигается различными, но вполне опреде­ленными способами.

Обычный способ передвижения боксера — легкий, сколь­зящий, небольшой, приставной шаг.

Если боксер делает какой-нибудь шаг одной ногой, то другая тотчас же быстро подтягивается в исходное положе­ние (позицию). Иногда боксер двигается «поскоком». Это такой способ передвижения, при котором делаются мелкие, скользящие полушаги-полупрыжки. Есть еще одно движение — «скачок», он будет описан нами ниже.

Шаг вперед всегда делается левой ногой (начинает­ся с толчка носком правой ноги), а правая подтягивается в исходное положение.

Шаг влево также всегда делается с левой ноги, а правая сейчас же занимает определенное ей позицией место.

Шаг вправо делае


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.