Теоретическая модель музыкальной психотерапии — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Теоретическая модель музыкальной психотерапии

2017-06-05 209
Теоретическая модель музыкальной психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За основу модели взят подход биосинтеза, предложенный Дэйвидом Боаделлом на основе закономерностей развития эм­бриона из трех зародышевых лепестков — эндодермы, мезо­дермы и эктодермы.

Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы — кости, мышцы и кровеносная система. Из эктодермы — кожа, нервы, органы чувств и мозг. Три лепест­ка могут быть скованы тремя панцирями Эндодермальный свя­зан с висцеральным панцирем, который вызывает нарушение дыхания, перистальтики кишечника, вызывает астму или ко­лит. Мезодермальный связан с мышечным панцирем, от кото­рого страдает костно-мышечная и сердечно-сосудистая систе­мы. Эктодермальный связан церебраль-ным панцирем, который вызывает навязчивые шизоподобные расстройства.

Невроз развивается как нарушение интеграции между мыс­лями, чувствами и поступками. Цель психотерапии — гармо­низация деятельности трех сфер жизни, личностный рост через формирование у человека способности не изменять

быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам, и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуа­ции (Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Новейший спра­вочник Раздел Биосинтез. С. 530-539).

 

Сфера житедеяте.н.но1ти, Психологическое uanpaeienue Виды музыкальной деятельности
на которую направлена «рамках которого осуществляется при помощи которой
психокоррекция коррекционная работа осущестчяста психокоррекция
6 Воображение творчество От Символдрама креативная Рисование музыкальных образов,
ригидности/хаотичности к визуализация сочинение рассказов на тему В
творческому самопознанию себя и   этой музыке как будто,
мира   сочинение собственных песен и
    психотерапевтических формул
5 Речь От суетного многословия/ Гештальттерапия, когнитивная Описание словами содержания
неумения выражать свои мысли и терапия музыкального произведения,
чувства к развитию умений четко   расширение вербального счоваря
выражать свои потребности   эмоций
4 Эмоции От подавления, Исихоана1Ю, гештачьттералия, Прослушивание различных по
оскудения/бурной хаотичности к поведенческая терапия, характеру музыкальных
освоению навыков осознания чувств аутотренинг нейро- произведений, пение музыкальных
и нормальным способам их ■пшгвистическое психотерапевтических форму! и
выражения программирование песен игра на музыкальных
    инструментах, свободная
    импровизация эмоциональных
    состояний
3 Меж тичностные отношения От Групповая терапия, психодрама Хоровое исполнение песен и
избегания/агрессивной экспансии к   формул ритмические групповые
нормальным видам общения   упражнения парные и групповые
    танцы, хороводы, коллективная
    игра на музыкальных
    инструментах
2 Дыхание От Дыхательная гимнастика йогов,  
хаотичности/зажатости к освоение навыков дыхания по дыхания освоение нагаков
сбалансированному ритму к Стрельниковой, Бутейко и певческого дыхания
контакту со своими чувствами через Фротову биосинтез  
саморегуляцию    
1 Движение От скованности/свер* Телесно-ориентированная терапия, Ритмика, развитие координации и
расслабленности к свободе и двигательная терапия, аэробные разнообразия в привычных
естественности упражнения статическая движениях, имитация движений
  гимнастика йогов перекрестные животных и движений в природе
  движения П Дениссон, методика (4 стихни - огонь, вода, земля,
  десенсибилизации при помощи ветер)
  движения 11аз Ф Шапиро  

Рекомендации

Протестируйте себя по тесту Айзенка и выявите свой тем­перамент.

Исходя из теста, определите область ваших музыкальных предпочтений.

Приобретите музыкальные записи тех композиторов, ко­торые соответствуют вашему психологическому складу.

Если от неприятностей и сложностей жизни вам стало со­всем плохо, то:

Слушайте музыку!

Пойте песни!

Танцуйте!

Не ленитесь!

ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ И ОБРЕТЕНИЕМ СМЫСЛА ЖИЗНИ

Цель жизнисамовыражение. Проявить во всей полно­те свою сущностьвот для чего мы живем.

О.Уайльд

Быть в мире и не означить своего существованияэто было бы ужасно.

Н.В. Гоголь

Творчество и здоровье

Когда психотерапевты пытаются вывести человека из не­вроза, отягощенного мрачными и тревожными чувствами, они всегда интересуются, в каком виде деятельности их клиент чув­ствует себя наиболее уютно и комфортно. Нередко оказывает­ся, что клиент не смог найти себе достойного дела, которое он мог бы выполнять с интересом и увлечением, забывая обо всем. И если психотерапевту удается помочь клиенту найти наилуч­шую точку приложения своих сил, то тогда многие невроти­ческие проблемы отпадают и уходят сами собой.

Каждому из нас присуще то, что психологи называют акциональным голодом. Под этим подразумевается наша врож­денная потребность в самореализации и естественном выра­жении нашей внутренней духовной сущности в каком-либо виде деятельности. Лучше всего для этого подходит творче­ство — занятие любимым делом, особенно, когда оно может быть полезным другим людям.

«Для счастья человека, — писал Шопенгауэр, — необхо­дима работа — он должен чем-нибудь заниматься, что-нибудь, где можно, делать и во всяком случае чему-нибудь учиться... Всего счастливее с этой точки зрения люди даровитые, кото­рые сознают в себе способность к созиданию важных, великих и цельных творений» (С. 170).

«Возможность коррекции личностных напряжений — вели­чайший дар природы человечеству, синонимом которого является творчество», — пишет знаменитый американский психоте­рапевт Ролло Мэй. Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряем сами себя, не знаем, кто мы, где мы есть и куда нам двигаться дальше. «Если воодушевить такого человека, —про­должает далее Р Мэй, — помочь ему избавиться от боязни пе­ремен и вывести из статичного болезненного состояния, нач­нется процесс коррекции и неожиданно могут раскрыться его необыкновенные творческие способности». (РоллоМэй. Искус­ство психологического консультирования. М., 1994).

Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от ма­ниакально-депрессивного психоза, в своей «Авторской испо­веди» так разъясняет свою потребность в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я... выдумывал целиком смеш­ные лица и характеры, поставлял их мысленно в самые смеш­ные положения, вовсе не заботясь о том, зачем это, для чего и кому выйдет от этого какая польза».

Другой великий русский писатель — Владимир Галактионович Короленко задался целью проследить по письмам Н.В. Гого­ля его жизнь и сопоставить ее с его творчеством. По словам Короленко, знакомясь с письмами Гоголя, он сам отраженно переживал настоящую душевную пытку. Прочитав ряд писем, датированных определенным временем, Короленко обращался затем к Гоголю-художнику и прочитывал то, что тот написал за это же время. Впечатления Короленко от такого сравнения: «Точно светлый луч пронизывал мутную мглу, точно струя све­жею воздуха врывалась в больничную палату...» (В.Г. Коро­ленко. Воспоминания. Статьи. Письма. М., 1988. С. 172).

В качестве еще одной иллюстрации приведем свидетельства Ромена Роллана о живительной силе на творчество на примере жизни Рихарда Вагнера: "Зигфрид" (имеется в виду одноимен­ная опера Р. Вагнера. — В.П.) — дышит совершенным здоровь­ем и неомраченным счастьем — и удивительно, что был создан в страдании и болезни. Время его написания — одно из самых печальных в жизни Вагнера. Так почти всегда бывает в искусст­ве. Ошибочно было бы искать произведениях великого худож­ника объяснения его жизни. Это верно лишь в виде исключения. Можно с уверенностью биться об заклад, что чаще всего произ­ведения художника — как раз обратное его жизни, они говорят о том, чего ему не удалось пережить. Предмет искусства — воз­мещение художником того, чего он лишен "Симфония к радости" (имеется в виду Девятая симфония Бетховена. — В.П.) — дочь несчастья. Стараются отыскать в "Тристане" (имеется в виду опера Вагнера "Тристан и Изольда") следы какой-либо любовной страсти Вагнера, — а сам Вагнер говорит: «Так как я всю свою жизнь никогда не испытывал настоящего счастья люб­ви, то я хочу воздвигнуть памятник этой прекрасной мечте. Я задумал план "Тристана и Изольды"» (Р. Роллан. Музыкан­ты наших дней. М.,1938. С 82).

Хорошо об этом способе преодоления трудностей сказал поэт В. Бенедиктов:

Пиши поэт, слагай для милой девы

Симфонии сердечные свои.

Переливай в гремучие напевы

Несчастный жар страдальческой любви.

Фрейд называл подобный метод защиты от несчастной люб­ви и вообще от тяжелых жизненных переживаний сублимацией. Согласно его точке зрения все достижения человеческой куль­туры и цивилизации есть сублимация либидо — сексуальной энергии, направляе-мой на общественно-значимые цели.

Творческая и поисковая деятельность, как это видно из био­графий великих ученых, писателей, художников, и как сегодня подтверждено во многих специальных исследованиях, обладают удивительной способностью поддерживать психосоматическое состояние человека на очень хорошем уровне. Философы в этом случае говорят о благодатной трансцендентальной сущности человека, его способности выходить за пределы своего узкоэго­истического бытия и становиться выше своих болезней и пре­вратностей судьбы. Психологи и физиологи — о возможностях поисковой деятельности повышать жизнестойкость организма не только человека, но и животного.

Творчество —это всегда поиск либо новых идей, новых воз­можностей и путей решения старых задач, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилиза­цией внутренних духовно-энергетических ресурсов человека на преодоление выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мо­билизация психоло-гических ресурсов и помогает человеку справляться с бытовыми сложностями жизни и преодолевать разного рода болезни.

В первой главе мы уже говорили о работах по изучению по­исковой активности В.Ротенберга и В.Аршавского. В предпри­нятых ими исследованиях поисковая активность была определена главным фактором, который определяет устойчивость организма к любым неблагоприятным факторам внешней сре­ды, в то время как пассивно-оборонительная реакция делает его значительно более уязвимым ко всевозможным вредным воздействиям.

В экспериментах с крысами вызываемый у животных стресс быстрее приводил к тяжелым соматическим расстройствам в.виде язв кожи и желудочно-кишечного тракта, облысению и истоще­нию вплоть до смерти именно тех особей, которые раньше дру­гих начинали демонстрировать пассивно-оборонительную реак­цию. Если в ходе эксперимента, когда крысу ударяли электри­ческим током, она в ответ начинала кусаться и царапать клетку, пытаясь вырваться из нее, или предпринимала активные по­пытки удрать, тогда патологический процесс, вызванный не­благоприятным фактором, замедлялся. Как отмечают исследо­ватели, эксперименты показали, что бегство, агрессия и само­стимуляция обеспечивают защитное влияние на здоровье. Поисковая активность объединяет эти различные формы пове­дения. Она направлена на изменение ситуации или выход из нее, причем в условиях, когда субъект не может быть уверен в ус­пешности результатов своей поисковой деятельности.

Позитивный стресс сменяется негативным дистрессом, ког­да поиск уступает место отказу от поиска. Поэтому среди пен­сионеров наименьшее число проблем, связанных со здоровьем, наблюдается у тех, кто сохраняет активность и испытывает чув­ство ответственности за какие-либо семейные или обществен­ные дела. В то же время отказ от общественно-полезной дея­тельности, от борьбы, от надежд, от противостояния трудно­стям — надежный предвестник появления разнообразных психосоматических заболеваний. Установка на пассивный от­дых при выходе на пенсию — самое худшее, что может приду­мать себе человек.

Между поисковой активностью и здоровьем существуют вза­имные обратные связи. Для осуществления поисковой активно­сти необходимы достаточные энергетические возможности и хорошее соматическое здоровье, а поисковая активность как раз и способствует этому. Отказ от поиска снижает адаптивные возможности организма и через депрессию приводит его к преж­девременной гибели. Поэтому, как совершенно справедливо по­лагают названные исследователи, развитие потребности в поис­ковой активности, а по нашему представлению — потребности в творчестве, является важным условием сохранения здоровья.

Косвенным доказательством того, что поисковая активность способствует хорошему жизненному тонусу, является всеоб­щее нынешнее увлечение огромного количества людей разного рода кроссвордами. В современных массовых изданиях кроссвор­ды стали такими же популярными, как и гороскопы. Пытаясь найти и отгадать слово в кроссворде, люди на некоторое время забывают свои душевные болячки, трудности и проблемы, от­влекаются от них. Усиление мозговой деятельности приводит к общей активизации обмена веществ и как следствие этого — улучшение иммунитета. Включение в работу левого полушария приглушает деятельность правого, которое, как известно, часто предопределяет появление депрессивных переживаний.

Нижеследующие примеры показывают благотворность вли­яния творчества на здоровье.

В исследовании А.Н. Рубакина, изучившего жизненный путь 604 ученых, было выявлено, что 354 человека (58,6%) из этого числа скончались в возрасте старше 70 лет, из них 150 чело­век — 24,8% прожили свыше 80 лет. Старческие изменения, связанные с прогрессирующим атеросклерозом и другими нару­шениями, среди ученых и деятелей искусства — довольно ред­кое явление. Как тут не вспомнить изречение Ромена Роллана, что «Творить — значит убивать смерть»

В одном из своих писем А.П. Чехов признавался: «Работая, я всегда бываю в хорошем настроении». Он отмечал, что для того, кто испытал наслаждение творчества, все другие наслаждения уже не существуют (Русские писатели о литературном тру­де. Л, 1955, Т.З, С.406).

Известно, что Чарльз Дарвин был очень болезненным и мни­тельным человеком. Его биографы нашли, что все свои тяжелые душевные кризисы великий ученый преодолевал главным обра­зом с помощью работы, с головой уходя в свои исследования.

Одна из знакомых великого композитора и пианиста С. Рах­манинова, О.Н. Конюс, встречавшаяся с ним в последние годы жизни, когда С.Рахманинов уже был нездоров, вспоминает о нем после блестящего концерта: «Удивительно, как человек, кото­рый час тому назад едва мог двигаться в своем номере отеля, в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с та­ким подъемом и вдохновением». Выходя на сцену, С. Рахманинов забывал о тех болях и недомоганиях, которые его мучили в пос­ледние годы. (Воспоминания о Рахманинове. Т. 1.М., 1988).

У выдающегося немецкого дирижера XX века Герберта фон Караяна однажды во время концерта «пошел» почечный камень.

«Я почувствовал это, — признался он в одном из своих интер­вью, — только после выступления. Обычно же ощущаешь та­кие боли, что просто катаешься по полу» (Эликсир жизни — музыка. (Караян о себе) / /Муз. жизнь 1983. № 15. С. 19).

По мнению нашего великого отечественного хирурга Н.Н. Бурденко, чьим именем в Москве назван институт нейро­хирургии, деятельность, связанная с творчеством, способству­ет выработке определенных гормонов, положительно влияющих на состояние человека. Современная психоэндокринология на­зывает среди таких гормонов серотонин, дофамин, амфетамин. Все они обладают тонизирующими и обезболивающими свой­ствами, придающими силы и омолаживающими человека.

Не только писатели и художники знают о целительной силе творчества. Это знают и садоводы-любители, и спортивные тре­неры, и врачи, и вообще любой человек, который способен от­носиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересо­ванно.

Драмы и трагедии нынешней перестройки заключаются в том, что сегодня многие люди вынуждены отказываться от своего призвания, и идти работать не туда, к чему они призваны своей природой, а туда, где больше платят. Но забвение своего призва­ния и отказ от творчества в любимом деле приводит к тяжелей­шим невротическим срывам, которые особенно сильны в так называемом кризисе середины жизни.

В практике психотерапии довольно много встречается слу­чаев, когда в определенный период жизни человек вдруг пони­мает, что занимается не своим делом, что лучшие годы жизни он тратит на зарабатывание денег для покупки престижного авто­мобиля, дачи или ублажения меркантильных родственников. Тогда он переживает мучительный душевный кризис, и его со­стоянию не позавидуешь. Кто-то срывается в этом возрасте в запой, кто — в развод, а кто-то и в самоубийство. Поэтому в современной психологии здоровья наличие творческой деятель­ности справедливо считается одним из определяющих условий полноценной жизни.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.