Терапия осознанием ощущений и восприятий — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Терапия осознанием ощущений и восприятий

2017-06-05 215
Терапия осознанием ощущений и восприятий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перлз часто напоминал, что в основе его подхода лежит простая фраза. «Теперь я осознаю»

В простейших упражнениях по снятию стресса клиенту пред­лагается вслух перечислять все, что он в данный момент видит, слышит, осязает, обоняет Такое задание переводит сознание из средней зоны, заполненной фантомными виртуальными мыслями, в пережи-вание настоящего момента. Это осознание открывает насущную потребность и возможность для действия в соответствующем направлении. Одновременно с этим такое осознание делает человека счастливым Американский психо­лог Джанетт Рейнуоттер, работающая в русле гештальттера-пии, написавшая замечательную книгу «Это в ваших силах. Как стать собственным психотера-певтом», пишет в ней, что «стрем­ление к счастью тщетно.. ибо счастье — это то, что вы можете пережить только в настоящем. И не важно, чем вы при этом занимаетесь- подстригаете ли деревья в саду, нянчите ребенка, любуетесь закатом, беседуете с другом или даже моете посуду. Для меня счастье — это понимание того, насколько полно, до забвения всего остального, я вовлечена в одно, совершаемое сейчас дело» (М., 1992. С 169-170).

Занимаясь чем-то одним, тем, что нам интересно, мы все же не должны забывать и про, окружающий мир. У популярного сегодня писателя Пабло Коэльи в повести «Алхимик» приво­дится поучительная притча, в которой рассказывается о моло­дом юноше, который пришел во дворец одного царя и попро­сил у него совета относительно того, как надо правильно жить. Царь предложил юноше осмотреть его дворец и дал ему ложку с маслом, которую он не должен был во время своего осмотра ненароком опрокинуть. Когда юноша вернулся, то на вопрос царя, что ему больше всего понравилось во дворце, он ответил, что мало что увидел, потому что все время смотрел на ложку с маслом, боясь его пролить. И тогда царь ответил, что жить надо так, чтобы видеть жизнь вокруг себя и в то же время не опро­кинуть свою ложку с маслом, то есть не упустить из виду то, что тебе особенно дорого.

Упражнение «Наблюдение и самонаблюдение»

Заранее приготовьте:

• несколько ароматических веществ — цветы или духи.

• кусочки яблок, клубники, персиков или любыхдругихфруктов.

Осмотритесь вокруг себя и обратите внимание на все вещи и предметы, которые находятся в поле вашего зре­ния. Начинайте их рассматривать и перечисляйте их. (Вот полки с книгами, вот фотографии, вот музыкальный центр, вот шторы и т. д.). Затем остановитесь на каком-либо предмете, например, авторучке и начинайте просто раз­глядывать ее, не называя, а просто созерцая.

Теперь закройте глаза и прислушайтесь к звукам, кото­рые вы можете услышать. Что вы в них слышитегул проезжающих машин, отголоски разговоров, чьи-то шаги, или еще что-то? Далее переместите ваше внимание на зву­ки, идущие из вашего тела. Слышите ли вы биение своего сердца? Свое дыхание или какие-то урчания в животе?

Теперь, снова закрыв глаза, сосредоточьтесь на обоня­нии и запахах, которые вы вдыхаете. Чем пахнет воздух, которым вы дышите? Достаточно ли он свеж? Чем пахнут ваши руки, кожа? Есть ли запах пыли или какой-нибудь еще у книг, которые вы читаете?

Попробуйте представить аромат ваших любимых цве­тов или духов. Погрузитесь в них с чувством наслаждения и умиротворения.

Теперь переходите к вкусовым ощущениям. Какие ощу­щения сейчас у вас во рту? Положите в рот кусочек яблока или немного варенья. Какие ощущения вы испытываете? Что вы ощутили, когда стали проглатывать? Какие новые ощущения появились в животе после этого?

Далее перейдите к ощущениям, связанным с дыханием. Сейчас вы дышите ровно? Или в вашем дыхании есть какие-то задержки? Вы дышите животом или грудью? А может быть вы дышите только при помощи ключичного дыхания? Какая фаза длиннеевдоха или выдоха? До конца ли вы выдыхаете при выдохе? Как ведут себя плечи при вдохе — они спокойны или немного поднимаются?

Теперь займемся тактильными ощущениями. Снова зак­ройте глаза и сомкните ваши ладони. Какие они на ощупь? Сухие или влажные? Теплые или холодные?

Правой рукой проведите по левой стороне своего тела, немного ощупывая ее. Какой она вам воспринимаетсясветлой или темной? Мужественной или женственной, рас­судочной или эмоциональной?

Левой рукой проведите по правой стороне и задайте себе те же самые вопросы. Сравните ваши ощущения от правой илевой стороны вашего тела.

В заключение переходите к осознанию телесных ощу­щений. Примите удобную позу сидя или лежа. Понаблю­дайте за дыханием. Оно должно стать совершенно спо­койным. Повторите про себя: «я вдыхаю и выдыхаю, я вды­хаю и выдыхаю».

Ощущаете ли вы, как воздух входит через ноздри и вы­ходит? Ваши щеки сейчас какиепрохладные или теплые? Губы сведены или приоткрыты? Мышцы у глаз свободны или вы прищуриваетесь? Как ведут себя скулы? Они сведе­ны или разжаты?

Теперь прислушайтесь к сердцу, ощутите ритмы его бие­ния. В каких местах вашего тела они могут еще отдаваться?

Далее мысленным взором пройдитесь по всему телу. Начните с рук. Что вы ощущаете сейчас в правой руке? Она напряжена или расслаблена? В каком положении она находится? Ей удобно или нет. То же самое проделайте с левой рукой.

Переведите внимание на шею и голову. Они в удобном положении? Плечи. Что вы в них ощущаете? Напряже­ние или спокойствие? Расслабьте их, если в них есть на­пряжение.

Переведите внимание на грудь и живот. Им приятно и хорошо? Внутри живота все спокойно? Мысленно спус­каетесь в область малого таза. Как ведут себя сфинкте­ры? Напряжены или спокойны?

Переведите внимание на позвоночник. Мысленно по­гладьте и помассируйте его руками. Почувствуйте, как по нему пошла энергия тепла. Ощутите ее распространение по ногам — бедрам, икрам, ступням.

Теперь почувствуйте ваше тело как единое целое. По­здоровайтесь с ним, скажите ему: «Это — я. Я (назовите свое имя.) Я здесь живу». Скажите своему телу, что вы его любите и что будете о нем заботиться.

Теперь отдохните, припомните, работа с какими ощу­щениями доставила вам наибольшее удовольствие? Как вам больше всего нравится воспринимать окружающий мир — на взгляд, на слух или на телесные ощущения?

Запомните ваши ощущения, откройте глаза и осмотритесь вокруг. Что изменилось после выполнения этого упражнения?

Несколько комментариев к приведенному упражнению.

Согласно исследованиям американских психологов правши воспринимают левую часть своего тела как женственную, тем­ную и интуитивную, а правую — как ясную, мужественную, рациональную.

Любимый способ связи с окружающим миром через конк­ретный орган чувства является одновременно и наиболее пси­хотерапевтическим. Поэтому для визуалиста наиболее подхо­дящими средствами оздоровления будут занятия рисунком и живописью, для аудиста — общение с музыкой, для кинестетика — занятия двигательными и статическими упражнения­ми, а так же танцами.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.