Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И.



Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И.

Отбор детей в специальные дошкольные учреждения.

М.: Просвещение, 1972 - 143с.

 

 

Введение

Глава I. Характеристика психического развития глухих, слабослышащих и умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста.

А. Необученные глухие дети

· Развитие речи

· Сенсорное и интеллектуальное развитие

· Развитие моторики

· Развитие игру

· Поведение

Б. Необученные слабослышащие дети

· Развитие речи

· Сенсорное и интеллектуальное развитие

· Развитие моторики

· Развитие игру

· Поведение

В. Оглохшие дети

Г. Умственно отсталые дети

· Развитие речи

· Сенсорное и интеллектуальное развитие

· Развитие моторики

· Развитие игру

· Поведение

Глава II. Психолого-педагогическае обследование

· Оборудование для психолого-педагогического обследования

· Обстановка обследования

· Запись хода обследования

· Методика обследования, фиксация и оценка результатов

А. Наблюдение за игрой и поведением

Б. Проверка состояния слуха

В. Проверка состояния речи

Г. Обследование восприятия и интеллектуального развития

Глава III. Составление характеристики и заключения о характере дефекта

Глава IV. Уточнение диагноза в процессе обучения и повторного обследования

· Методические указания к работе по заданиям

· Программа работы с ребенком

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

Обучение игре

I. Обыгрывание игрушек.

II. Обучение игровым действиям

Заключение

 

 

Введение

Дети-дошкольники, которые имеют дефекты умственного и физического развития, должны обучаться в специальных дошкольных учреждениях. Это предполагает наличие научно обоснованной системы отбора и сети соответствующих учреждений. От своевременного начала обучения и воспитания в большой мере зависит успех всей дальнейшей работы.

Чем раньше ребенок начинает обучаться и воспитываться в специальном дошкольном учреждении, тем более полной может оказаться компенсация дефекта.

Дошкольным воспитанием должны быть охвачены те дети, которые могут быть подготовлены к обучению в каком-либо из видов школ (массовая школа, школа глухих, школа слабослышащих, школа для детей с речевым недоразвитием, вспомогательная школа, школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Каждый тип дошкольного учреждения для аномальных детей руководствуется своей программой и методикой и осуществляет компенсацию и коррекцию совершенно определенного дефекта развития. Таким образом, в каждом из типов учреждений осуществляется специфическая коррекционно-воспитательная работа. В связи с этим очень важно правильно определить тип учреждения, в который должен быть направлен тот или иной ребенок. Направление ребенка с одним видом дефекта в учреждение или группу, где обучаются дети с дефектом другого характера, является вредным как для данного ребенка, так и для того коллектива, в котором он неправомерно оказался. В дошкольные учреждения для умственно отсталых иногда отгадают умственно полноценные дети со сниженным слухом. Поскольку обучение в этих учреждениях не учитывает специфику работы с детьми со сниженным слухом, слабослышащие дети оказываются вне влияния обучающего процесса, отстают в развитии и квалифицируются как необучаемые. С другой стороны, в учреждения для детей с нарушениями слуха нередко попадают дети, имеющие нормальный слух и сниженный интеллект. Пребывание такого ребенка в группе детей с нормальным интеллектом имеет не только отрицательные последствия для умственно отсталого ребенка, но и мешает организации и проведению работы со всей группой глухих детей.



В связи с тем что дети, имеющие один дефект, не могут обучаться и воспитываться совместно с детьми, имеющими другой дефект, необходима разветвленная сеть специальных учреждений для разных категорий аномальных детей дошкольного возраста. Сеть этих учреждений в нашей стране непрерывно растет, что обеспечивает дифференцированный подход к разным категориям аномальных детей. В настоящее время в системе народного образования и здравоохранения имеются следующие типы учреждений:

1) для детей с нарушениями слуха: ясли-сады, детские сады, детские дома, группы при массовых детских садах, дошкольные отделения и группы при школах для глухих и слабослышащих детей;



2) для детей с нарушениями зрения: детские дома, дошкольные группы при школах для слепых и слабовидящих детей; детские сады для детей, страдающих косоглазием;

3) для детей с нарушениями речи: детские сады, группы при массовых детских садах; группы при дошкольных детских домах общего типа;

4) для детей с нарушениями интеллекта: детские сады и детские дома;

5) для слепоглухонемых детей имеются дошкольные группы при детском доме г. Загорска.

В ближайшее время открываются дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Отбор детей в перечисленные выше учреждения производится, как правило, медико-педагогическими комиссиями, а также соответствующими секторами и лабораториями Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, психоневрологическими диспансерами, сурдо-логопедическими кабинетами поликлиник и больниц.

Кроме перечисленных выше категорий, на диагностические приемы и отборочные комиссии поступают дети, имеющие сложные дефекты:

слепые и слабовидящие со сниженным интеллектом,

слепые и слабовидящие с нарушениями моторики,

глухие и слабослышащие со сниженным интеллектом,

глухие и слабослышащие с моторными нарушениями,

дети с нарушениями слуха, моторики и интеллекта,

дети с нарушениями слуха и отставанием в психофизическом развитии,

дети с нарушениями слуха и эмоционально-волевой сферы,

дети с нарушениями слуха и психическими расстройствами,

дети с нарушениями интеллекта и моторики и др.

На приемы поступают также дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы при сохранном слухе и интеллекте и дети, страдающие психическими заболеваниями.

Дети со сложными дефектами составляют около 20% от общего числа детей, поступающих на диагностические приемы.

Приведем несколько примеров.

Среди обследованных сектором дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефектологии АНН СССР встретились, например, такие:

Миша Е., 3 года 3 мес., Москва. Правосторонний гемипарез (падает, волочит правую ногу, работает левой рукой). Слюнотечение. Глухота. Речи нет. Интеллект нормальный.

Миша К., 5 лет 10 мес., г. Норильск. Снижение слуха (глухота со значительными остатками слуха). Речи нет. Снижение интеллекта. Гаргоэлизм.

Оля К., 5 лет, г. Стерлитамак. Глубокое недоразвитие речи при сохранном слухе. Расстройство моторики. Глубокое снижение интеллекта. Поведение агрессивное.

Витя 3., 2 года 5 мес., г. Лысьва (Пермской обл.). Глухота. Речи нет. Не ходит. Страдает приступами возбуждения и приступами страха. Интеллект в пределах нормы.

Рита Ж., 4 года 4 мес., Московская обл. Значительное снижение слуха. Снижение интеллекта. Речи нет. Патологические черты личности (вязкость, инертность процессов).

Тома Ш., 3 года, Москва. Симптоматическая эпилепсия. Остаточные явления раннего органического поражения центральной нервной системы (внутриутробного генеза). Глубокое снижение интеллекта. Слух нормальный. Речи нет.

Сережа Ф., 4 года 7 мес. Москва. Глухой. Речи нет. Гидроцефалия. Нарушение моторики вследствие внутриутробного поражения центральной нервной системы. ЭЭГ указывает на разлитую патологию мозга, выражающуюся в отсутствии альфа-ритма и наличии медленных колебаний во всех областях коры. Отставание в психическом развитии. Интеллект в пределах нормы.

Ранняя диагностика дефекта чрезвычайно сложна. Трудным является и отграничение глухоты от тугоухости, и отграничение нарушений слуха от снижения интеллекта и от речевых нарушений. В сочетании с отсутствием твердых критериев это приводит к ошибкам диагностики. Ошибки имеются как в диагнозах врачей-психоневрологов, так и в диагнозах отоларингологов и логопедов. Приведем несколько примеров.

Лена Д., 6 лет, Рязань. Поступила с диагнозом: «Моторная алалия с сенсорными компонентами». При обследовании установлено, что девочка слабослышащая; пользуется речью в общении.

Лена М., 2 года 3 мес., Москва. Поступила с диагнозом: «Органическое поражение ЦНС. Резкая задержка развития. Тугоухость». При обследовании выявлено, что девочка глухая. Интеллект нормальный.

Катя 3., 4 года 7 мес., Донецк. Поступила с диагнозом: «Психическое недоразвитие, осложненное тугоухостью». Обследование показало, что у девочки слух в пределах нормы. Отсутствие речи обусловлено снижением интеллекта.

Сережа Л., 5 лет 4 мес., Свердловская обл. Поступил с диагнозом: «Олигофрения. Тугоухость». Обследование показало, что мальчик действительно слабослышащий, но имеет нормальный интеллект. Имеются нарушения поведения.

Повторные консультации этих детей и результаты их обучения подтвердили правильность заключений, сделанных при первом обследовании детей в НИИ дефектологии.

Ошибки в диагностике часто обусловлены тем, что многие врачи-психоневрологи, отоларингологи, а также логопеды недостаточно знакомы с особенностями психического развития детей преддошкольного и раннего дошкольного возраста с нарушением слуховой функции. Если диагностика психического развития осуществляется по аналогии с развитием нормально слышащих детей, то умственно полноценные дети с нарушениями слуха квалифицируются как умственно отсталые. В других случаях все отклонения в развитии ребенка относятся за счет сенсорных дефектов и умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха диагностируются как интеллектуально полноценные.

Большой процент ошибок идет за счет смешения слабослышащих детей с детьми, у которых имеются нарушения речи при сохранном слухе (сенсорные и моторные алалики).

Трудности дифференциации отдельных аномалий применительно к детям преддошкольного и дошкольного возраста усугубляются еще и тем, что обусловленные разными причинами нарушения хода развития в этом возрасте могут иметь сходные внешние проявления. Почти все родители аномальных детей жалуются на отсутствие или недоразвитие у детей речи, на трудности их поведения, трудности общения с ними. В то же время почти никто из родителей не указывает на отставание в сенсорной или интеллектуальной сфере. Напротив, они очень часто утверждают, что ребенок «все понимает».

В связи с этим, прежде чем перейти к вопросу о критериях отбора в специальные дошкольные учреждения, мы остановимся на характеристике психического развития отдельных категорий аномальных детей раннего и дошкольного возраста.

А. Необученные глухие дети

К глухим относятся дети с врожденной или рано возникшей глухотой,

до 2 – 3 лет, т. е. до овладения речью.

Развитие речи

У глухих детей с нормальным интеллектом гуление появляется обычно позднее, чем у слышащих детей, и не переходит в стадию ответного лепета. Для глухих детей в возрасте от 1 года до 6 лет характерно большое многообразие голосовых реакций. К ним относятся следующие: лепет (неотнесенный); голос; гуление; кряхтенье; чмоканье; мычание, артикулирование без голоса и т.д. В большинстве случаев глухие дети имеют звонкие, чистые голоса, звонкий смех, естественный плач. Из-за отсутствия обратной слуховой связи у большинства необученных детей количество голосовых реакций с возрастом резко сокращается. У многих они становятся очень однообразными, а иногда пропадают совсем. Словесная речь без специального обучения не появляется. У многих детей отмечается внимание к губам говорящих людей: они смотрят на губы, иногда подражают артикуляции взрослых с голосом или без голоса.

Слуховое восприятие

Глухие дети, как правило, реагируют преимущественно на громкие звуки (гул самолета, гудок поезда, звучание некоторых музыкальных инструментов, голос повышенной громкости на разном расстоянии).

Среди глухих детей с нормальным интеллектом почти не встречаются такие, которые не реагируют хотя бы на один из слуховых раздражителей.

Ответные реакции детей характеризуются в младшем возрасте большим разнообразием. Большая часть реакций носит при этом безусловнорефлекторный характер: поворот головы; торможение (замирание); расширение зрачка; вскидывание глаз; поиски источника звука; вздрагивание; усиленное мигание; вегетативная реакция (покраснение); эмоциональные реакции (смех, улыбка, обида, плач).

Постепенно количество видов ответных реакций у глухих детей сокращается.

Изменяется также характер реакций детей на звуковые раздражители. У детей до 2,5 лет ведущее место занимают ориентировочные однократные реакции; эти реакции носят диффузный характер и очень быстро угасают.

С 3 лет у глухих детей появляются довольно четкие реакции на звучания. Однако быстрая адаптация к звуку происходит у части глухих детей вплоть до окончания дошкольного периода развития.

Особенно быстро адаптируются к звуку дети преддошкольного возраста. Они, как правило, дают однократную реакцию, после чего перестают реагировать на звук, хотя и ощущают его.

На голос разговорной громкости глухие дети не реагируют. До определенного возраста наблюдается некоторое развитие остаточного слуха и без специального обучения. Повышается чувствительность детей к неречевым и речевым звукам, увеличивается расстояние, с которого они оказываются в состоянии ощущать или воспринимать акустические раздражители, повышается различительная чувствительность.

Развитие моторики

Многие дети, имеющие врожденную или рано приобретенную глухоту и сопутствующие нарушения вестибулярного аппарата, с самого начала отстают от нормально развивающихся детей того же возраста с точки зрения развития статических и локомоторных функций. Среди обследованных нами детей около 70% начали позже срока держать голову; из них 25% с опозданием более чем на 2 месяца. Задержка проявляется и в том, что дети позднее, чем положено, начинают сидеть, стоять, ходить. Однако задержка в сроках начала ходьбы несколько меньше, чем в сроках удержания головы. По нашим данным, задержка начала самостоятельной ходьбы отмечается у 50% глухих детей (из них 25% начинают ходить с опозданием более чем на 2 месяца). Приведенные данные показывают, что у глухих детей, как правило, задержка прямостояния компенсируется к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес.

Компенсация происходит в такой степени, что внешне большинство глухих детей раннего возраста уже выглядят моторно сохранными. Однако некоторая неустойчивость, трудности в сохранении равновесия, недостаточная координация движений сохраняются у многих из них на протяжении всего дошкольного детства. Так, многие матери в ответ на вопрос, ходит ли их ребенок, отвечают: «бегает», имея в виду при этом стремительную, бегающую походку ребенка. Очень долго дети не могут оторваться от пола (прыжки на двух ногах). Многие в раннем и младшем дошкольном возрасте не в состоянии бросить мяч, так как бросок связан с нарушением равновесия всего тела.

У многих глухих детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, недостаточно дифференцированы мелкие движения пальцев, артикуляционного аппарата. Подражание движениям артикуляционных органов вызывает у детей большие трудности на протяжении длительного периода. Более выраженные нарушения бывают у детей с последствиями резус-конфликта.

Развитие игры

Все глухие дети с нормальным интеллектом в преддошкольном и дошкольном возрасте проявляют интерес к игрушкам. Однако с возрастом происходят некоторые изменения в игровых интересах детей: они становятся, с одной стороны, более избирательными, а с другой – значительно более устойчивыми. Так, младшие дошкольники прекращают игру через 3 – 5 минут после получения игрушек, так как не знают, что с ними делать дальше. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно играть с игрушками не менее 15 – 20 мин. Большинство родителей глухих детей отмечают быстрое пресыщение игрушками и отсутствие интереса к старым. Так, на вопрос об игровых интересах ребенка дома многие родители отвечают: «ребенок интересуется только новыми игрушками», «игрушками не любит играть», «предпочитает играть с кастрюлями, крышками, молотками». Причиной повышенного интереса глухих детей младшего дошкольного возраста к бытовым предметам является, с одной стороны, то обстоятельство, что они издают громкие звуки, шумы, воспринимаемые ребенком и доставляющие ему удовольствие, а с другой – то, что с ними можно производить однотипные процессуальные действия, к которым чрезвычайно склонны маленькие глухие.

У глухих детей мы не наблюдаем неадекватных действий с игрушками. Они не производят с ними никаких действий, противоречащих их функциональному назначению. Но мы также не наблюдаем у них условного использования предмета.

У глухих детей преддошкольного возраста преобладающим видом игровых действий является манипуляция с предметами (как неспецифическая, так и специфическая). После 3 лет, наряду с манипуляцией, у детей появляются процессуальные действия, которые являются основным содержанием игры значительного большинства детей. Процессуальный характер игры сохраняется у глухих детей на протяжении всего дошкольного детства, однако в игре детей старше 4 лет появляются элементы сюжета, которые не меняют ее общего характера. Такие элементы сюжета имеются в игре примерно половины детей старше 4 лет и у всех детей старше 5 лет. Так, например, ребенок может несколько раз раздевать и одевать куклу. При этом он увлекается самим процессом одевания и раздевания. Наконец, он укладывает раздетую куклу в кровать. Затем поднимает куклу. После этого продолжается процесс одевания и раздевания. Точно так же ребенок может бесцельно возить машину, а потом на каком-то этапе нагрузить ее кубиками или покатать в ней куклу. Никакого замысла в игре при этом усмотреть нельзя.

У старших дошкольников иногда наблюдаются как бы сцепленные между собой два элемента – покормить куклу и уложить ее спать (иногда наоборот).

Развернутой сюжетной игры у необученных глухих детей дошкольного возраста мы не наблюдали. Под развернутой сюжетной игрой мы понимаем игру, которой предшествует замысел и которая состоит из действий, логика которых отражает не только функциональное использование предметов, но и отношения между людьми. Такая игра у глухих детей появляется только и исключительно в случае прямого обучения их игровой деятельности.

Поведение

Как правило, глухие дети контактны. Формы контакта меняются с возрастом. Преобладание относительно простых форм контакта сменяется более сложными. Так, от простого подчинения взрослому дети переходят к подлинному контакту. Ребенок учитывает реакции взрослого (одобрение, порицание и т. д.), ребенок сам активно поддерживает контакт, проявляет заинтересованность в нем. В ходе совместных действий со взрослым контакт углубляется; ребенок начинает активно требовать внимания со стороны взрослого.

С возрастом контакты становятся более прочными и длительными. Более половины детей младшего возраста (до 2 лет) периодически порывают контакт по мере истощения внимания или в тех случаях, когда к ним предъявляют непривычные требования. Дети более старших возрастов порывают контакт только в исключительных случаях.

Линия развития прослеживается также в реакциях ребенка на замечание. Уже самые маленькие глухие дети с нормальным интеллектом реагируют на замечание взрослого, однако далеко не во всех случаях за реакцией на замечание следует исправление поведения. Реакция может быть и негативной. Важно подчеркнуть, что количество случаев исправления поведения в соответствии с замечанием взрослого тоже от года к году заметно увеличивается. Достаточно рано у глухих детей появляется адекватная реакция на одобрение.

Более показательна в этом смысле реакция детей на неудачу. Умение вовремя заметить неудачу в своих действиях и внести в них соответствующие исправления свидетельствует о наличии самоконтроля, предполагающего довольно высокий уровень развития. У самых маленьких не только нет попытки внести исправления в свои действия; саму неудачу они, как правило, самостоятельно не оценивают. Более половины детей старше 4 лет самостоятельно выделяют неудачные решения; многие из них исправляют их.

Одним из важных параметров в оценке развития ребенка является его внимание.

Устойчивость внимания на протяжении дошкольного детства меняется. Преддошкольник может заниматься одним и тем же не более трех минут, после чего он требует смены вида занятия. Средний и старший дошкольник может, не истощаясь, заниматься одним и тем же до 10—12 мин. При смене видов занятий старший дошкольник может выполнять различные задания, не истощаясь, в течение 40 и более минут.

Устойчивость внимания у одного и того же ребенка может быть разной в зависимости от вида деятельности. Так, у одних детей мы обнаруживаем относительно более устойчивое внимание в процессе осуществления свободной деятельности. Другие оказываются способными к более длительному сосредоточению внимания в условиях организованной взрослыми деятельности. Среди преддошкольников встречаются дети, имеющие неустойчивое внимание при выполнении обоих видов деятельности; среди детей старше трех с половиной лет нет глухих с нормальным интеллектом, имеющих неустойчивое внимание при выполнении обоих видов деятельности.

С возрастом заметно улучшается концентрация внимания и способность переключаться от выполнения одного вида задания к другому, от одного вида деятельности к другому.

Причины прекращения деятельности различны у детей разного возраста. Малыши прекращают действия в связи с наступлением истощения (независимо от того, решена ли задача), старшие дошкольники, как правило, выполняют задание до конца.

Развитие речи

В раннем периоде развитие речи у глухих и слабослышащих детей, как правило, совпадает. У слабослышащих детей, так же как и у глухих, наблюдается большое многообразие голосовых реакций. В большинстве случаев различия не проявляются вплоть до 3 лет. Лишь в редких случаях у слабослышащих детей моложе 3 лет наряду с активным лепетом, присущим и глухим, появляется контур элементарных слов.

Более существенные различия в устной речи глухих и слабослышащих детей обнаруживаются в возрасте от 4 до 5 лет. Здесь начинает обнаруживаться дифференциация внутри самой категории слабослышащих. У многих слабослышащих детей 4 – 5 лет еще не проявляется ничего специфического по сравнению с «речью» глухих детей: их «речь», так же как и речь глухих этого возраста, носит характер активного лепета (иногда отнесенного), лепетных и усеченных слов. Другая половина слабослышащих 4 – 5 лет уже резко отличается по уровню развития речи: дети произносят отдельный слова и простые фразы с фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают элементарную обращенную речь.

В последующие годы, вплоть до 7 лет, продолжают увеличиваться различия в уровне развития активной и пассивной речи у глухих и слабослышащих детей. Внутри категории слабослышащих довольно долго (иногда до 6 лет) остается небольшой процент детей, которые имеют такой же уровень развития устной речи, что и у глухих (лепет, голос, отдельные звуки, чмоканье). Эти дети не понимают обращенной речи и не умеют пользоваться своим слухом, хотя многие из них обладают значительными остатками слуха – реагируют на шепот. Однако, в отличие от глухих, у слабослышащих детей, не имеющих речи к старшему дошкольному возрасту, мы не наблюдаем никакого обеднения лепета.

У подавляющего большинства слабослышащих детей к концу дошкольного периода появляются слова, а у некоторых детей—фразы; их речь чаще всего страдает фонетическими и грамматическими искажениями. Эти дети понимают обращенную речь в пределах определенной ситуации; лишь очень небольшая часть необученных слабослышащих детей понимает речь вне ситуации.

При сопоставлении уровня развития речи у необученных глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста выявляются разные линии развития; у глухих дошкольников без специального обучения кривая оказывается затухающей, тогда как у слабослышащих, даже без специального обучения, кривая развития речи возрастающая.

Развитие моторики

У слабослышащих детей, имеющих рано приобретенное или врожденное поражение слуха и нарушение вестибулярного аппарата, статические и локомоторные функции часто отстают в своем развитии. Процент детей, которые позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, среди слабослышащих тот же, что и среди глухих детей. Компенсация задержки развития происходит в те же самые сроки, что и у глухих, т. е. к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес.

В преддошкольном возрасте слабослышащие дети также во многих случаях сохраняют неустойчивость; сохранение равновесия дается им с трудом.

Среди слабослышащих имеется значительное количество детей с последствиями резус-конфликта. У таких детей моторные нарушения бывают выражены сильнее и иногда сохраняются на протяжении всего дошкольного детства, даже в тех случаях, когда они не являются грубыми и не лишают ребенка возможности свободно передвигаться, играть, осуществлять самообслуживание.

В дошкольный период развития слабослышащие дети, не имеющие резус-конфликта, как правило, выглядят моторно сохранными. Недостатки в координации движений, в развитии мелкой моторики не бросаются в глаза, хотя и могут быть обнаружены при внимательном наблюдении или в процессе совместной деятельности с ребенком.

Развитие игры

Кардинальных различий в развитии игры у глухих и слабослышащих детей не наблюдается.

Слабослышащие дети с нормальным интеллектом во всех возрастах проявляют интерес к игрушкам. Стойкость интереса находится в связи с возрастными особенностями детей. Все дети пользуются игрушками адекватно.

Тенденция возрастного развития выражается в наличии в игре детей элементов сюжета.

Элементы сюжета появляются в игре уже у части детей старше 3 лет. У детей старше 4 лет элементы сюжета наблюдаются больше, чем в половине случаев.

У необученных слабослышащих, имеющих небольшое снижение слуха и овладевших речью (хотя бы с фонетическими и грамматическими искажениями), к концу дошкольного периода можно наблюдать сюжетную игру.

Поведение

У слабослышащих, как и у глухих детей, на протяжении дошкольного детства возрастает устойчивость внимания при выполнении обоих видов деятельности.

Однако и среди слабослышащих мы встречаем таких детей, которые обнаруживают устойчивость внимания при выполнении какого-либо одного из видов деятельности.

К 5 годам мы не встречаем детей (при отсутствии дополнительных нарушений), у которых внимание оказывалось бы неустойчивым по отношению к обоим видам деятельности.

Способность концентрировать и переключать внимание развивается на протяжении дошкольного периода.

Большинство слабослышащих детей легко вступает в контакт со взрослыми. Возрастные различия в этом плане не являются существенными. С возрастом уменьшается количество детей, порывающих контакт, не умеющих сохранять его достаточно длительное время.

Постепенно развивается умение активно поддерживать контакт со взрослым.

Даже самые маленькие дети реагируют на замечания взрослого.

У детей обнаруживается все возрастающая готовность, желание, умение исправить свое поведение в соответствии с замечанием взрослого. К концу дошкольного возраста большинство слабослышащих детей правильно реагируют на замечания взрослого и исправляют поведение.

Характерно, что у подавляющего большинства слабослышащих детей наблюдается реакция на одобрение.

С возрастом у слабослышащих детей увеличивается способность к самостоятельной оценке неуспешности своих действий и осуществлению соответствующих исправлений. Однако такая оценка может вести к отказу от выполнения соответствующей деятельности.

В. Оглохшие дети

Эта категория детей является весьма разнородной. В данной работе мы будем говорить только о тех детях, которые потеряли слух к моменту, когда уже в той или иной степени владели речью (как минимум, имели простую фразу типа «Мама, дай собачку», «Катя упала» и т. п. При этом у детей могло быть много фонетических искажений, присущих данному возрасту в норме).

В большинстве случаев сразу после потери слуха дети ощущают себя полностью глухими, мир звуков для них перестает существовать. В дальнейшем часть детей, оказавшихся слабослышащими, начинает учиться пользоваться своим сохранившимся слухом.

Первый период после потери слуха – самое тяжелое время и для ребенка, и для его родителей. Резко меняется поведение оглохшего ребенка. Одни дети становятся расторможенными, капризными, временами даже агрессивными. Другие уходят в себя, избегают общения с окружающими, с трудом или совсем не устанавливают контакт с детьми и взрослыми. В этих состояниях дети не выполняют требований взрослых, не принимают заданий, предложенных в самых интересных формах, фактически оказываются вне обследования. Если такие состояния продолжаются длительное время, то дети забывают речь и со временем ее теряют. Из-за особенностей поведения такие оглохшие дошкольники не овладевают способами речевого общения с окружающими слышащими детьми.

В редких случаях описанное выше тяжелое состояние длится недолго. Обычно это относится к детям старшего дошкольного возраста. Такие оглохшие дошкольники обычно обнаруживают в процессе обследования высокие уровни сенсорного и интеллектуального развития и наличие фразовой речи. Иногда речь оказывается еще полностью сохранной; в других случаях наблюдаются некоторые фонетические дефекты и грамматические искажения. Чаще всего такие оглохшие дошкольники начинают понимать с губ родителей элементарную обращенную речь. На этот процесс протекает значительно быстрее в тех случаях, когда дети теряют слух в старшем дошкольном возрасте (в 5 – 7 лет).

Как правило, оглохшие дети теряют речь постепенно. После потери слуха у детей могут некоторое время сохраняться активный лепет, отдельные слова в искаженной форме, фразы с грамматическими и фонетическими искажениями; у многих речь становится смазанной. Существенное значение при этом имеют время и степень потери слуха, уровень развития речи.

Если слух потерян в раннем дошкольном возрасте, то речь может распасться очень быстро; в дальнейшем ее приходится формировать заново. Однако при своевременном оказании необходимой помощи родителям ребенка или непосредственно самому ребенку его речь может быть не только сохранена, но и полноценно развиваться в дальнейшем.

Г. Умственно отсталые дети

В эту категорию включаются дети не только с разным характером поражения, различной структурой психического недоразвития, но и разным генезом нарушения интеллекта. Поэтому группа умственно отсталых не может быть охарактеризована как единая. Мы попытаемся лишь наметить те общие черты в; психическом развитии умственно отсталых дошкольников, которые позволяют отграничить эту категорию детей от детей с нарушениями слуха, с одной стороны, и от детей с нарушениями речи – с другой.

Развитие речи

Как правило, умственно отсталые дети раннего и дошкольного возраста не понимают речи в полном объеме. Большинство из них не владеет развернутой фразовой речью.

Среди умственно отсталых детей встречаются такие, которые совершенно не понимают обращенной речи, и такие, которые, ограниченно понимая обращенную речь, не владеют самостоятельной. У части детей отмечается нечленораздельный и предметно неотнесенный лепет, у части – только голосовые реакции. Некоторые произносят по несколько лепетных слов.

Большинство детей понимает обращенную речь лишь в пределах обихода. Иногда дело ограничивается пониманием лишь нескольких отдельных слов.

Часть детей понимает речь в более полном объеме, но лишь в пределах ситуации (не понимают вопросов, даже вопроса «кто?»; часто дают неадекватные ответы и т. п.).

Собственная речь детей тоже ограничена, изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. У большинства детей отмечается косноязычие. У ряда детей наблюдаются дизартрия, логоневроз. Большое количество детей проявляет склонность к эхолалии. У некоторых детей отмечаются нарушения структуры слов и персеверации.

Часть детей ограничивается произнесением отдельных слов (в некоторых случаях предметно неотнесенных) обиходного характера.

Менее чем ⅓ детей пользуется простой фразой (в большинстве случаев с большим количеством грамматических искажений). Часть детей, пользуясь простой фразой, не умеет передать в речи ни элементарных желаний, ни просьб. Их фразы, по существу, являются набором слов. Речь, состоящая из таких фраз, – пустая, без всякого содержания, бессмысленная, не соотнесенная с выполняемым ребенком действием. Словарь детей очень беден, в ряде случаев он ограничивается обиходными словами. В большом количестве случаев пассивный словарь по объему примерно равен активному. В значительном числе случаев вся речь состоит из номинативных фраз.

Среди умственно отсталых встречается небольшая группа с формально хорошо развитой речью. У этих детей мы не наблюдаем ни сложного косноязычия, ни аграмматизмов. Речь зачастую бывает очень обильна. В то же время она оторвана от деятельности ребенка, не наполнена содержанием, не отражает истинных сенсорных и интеллектуальных возможностей ребенка. Такие дети, повторяя словесную инструкцию, обычно не умеют пользоваться ею, т. е. не выполняют предписанного инструкцией действия.

Такое грубое недоразвитие речи (ее понимания и употребления) препятствует общению с детьми и детей друг с другом.

Слуховое восприятие

В возрасте до 4 лет дети со сниженным интеллектом часто дают нечеткие реакции на звучание барабана. Эти дети в большинстве случаев не дают четких реакций и на неакустические раздражители (тактильные, вибрационные).

У части умственно отсталых детей реакции на звучание барабана совсем отсутствуют (все глухие дети на звучание барабана реагируют). Дети, которые не реагируют на звучание барабана, часто не реагируют ни на один из предлагающихся им раздражителей. Начиная с 4 лет все дети, независимо от уровня их психического развития, дают ответные реакции на звучание барабана. Однако у умственно отсталых эти реакции могут оставаться нечеткими.

У умственно отсталых детей, реагирующих на звуковые раздражители, мы можем отметить высокие пороги ощущения и восприятия.

Как правило, у умственно отсталых детей нарушен фонематический слух.

Развитие моторики

Характерно, что у этих детей чрезвычайно задерживается развитие прямостояния. Задержка носит значительно более выраженный характер, чем у детей с нарушениями слуха, и не компенсируется к 1 году 2 мес. – 1 году 4 мес. Среди детей со сниженным интеллектом многие начинают держать голову около 6 мес., но есть и немало таких, которые начинают удерживать голову после полугода и даже после года.

Большой процент умственно отсталых детей начинает сидеть значительно позднее (от 1 до 2 лет), чем нормально развивающиеся дети. Случается также, что дети начинают сидеть после 2 лет.

У умственно отсталых детей очень редко бывает своевременное начало ходьбы. Около половины детей начинает ходить в возрасте 1 года 6 мес. — 2 лет.

Но более чем у трети детей развитие ходьбы заде<






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.029 с.