История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-04 | 465 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Отграничение глухих от слабослышащих, детей с нарушениями слуха от детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, детей с отставанием в психическом развитии от детей со снижением интеллекта, детей с разными степенями снижения интеллекта друг от друга в некоторых случаях бывает невозможно произвести в процессе однократного обследования.
В этих случаях необходимо направить ребенка в диагностическую группу на срок до одного года.
Во время пребывания ребенка в диагностической группе с ним должна проводиться систематическая коррекционно-воспитательная работа.
Педагог-дефектолог диагностической группы регулярно ведет подробные записи о продвижении ребенка и трудностях, которые возникают в связи с овладением программным материалом.
Записи педагога и характеристика, написанная педагогом и двумя воспитателями группы, представляются на комиссию при повторном обследовании ребенка.
Однако только на основании этих документов нельзя давать заключение о состоянии слуха, речи и интеллекта ребенка. Для этого необходимо полное повторное обследование ребенка по всем описанным выше методикам и сопоставление результатов первичного и повторного обследования.
В тех случаях, когда повторное обследование показывает продвижение, это всегда говорит в пользу ребенка.
В тех случаях, когда нет диагностической группы или возможности направить в нее ребенка, рекомендуется назначение на повторную консультацию через год. Для того чтобы во время повторного обследования можно было наилучшим образом выявить возможности ребенка, целесообразно проводить с ним занятия по определенной программе в условиях семьи. Эти занятия могут проводить родители, логопеды, сурдологи, сурдопедагоги, олигофренопедагоги.
|
Работа должна быть направлена на создание у ребенка готовности к обучению (формирование общения со взрослым, понимание поставленной задачи, выработка положительного отношения к занятиям, преодоление отставания в развитии).
Ниже приводится разработанная нами программа проведения таких занятий. Программа включает семь заданий, которые должны выполняться последовательно, так как они составлены с учетом необходимости одновременно формировать моторные и сенсорные процессы, мышление, элементарную речь. Каждое следующее задание является продолжением предыдущего; нами учитывался один из основных дидактических принципов – постепенное усложнение материала по всем разделам программы.
Эта программа рассчитана на работу с маленькими глухими и слабослышащими детьми, с глухими и слабослышащими детьми, имеющими отставание в развитии (в тех случаях, когда при однократном обследовании это отставание трудно отграничить от умственной отсталости), а также с детьми с нормальным слухом и задержкой психического развития, которую необходимо отграничить от умственной отсталости. Эта программа может быть предложена и для умственно отсталых детей с сохранным слухом, обучаемость которых вызывает сомнение.
Программа предусматривает работу по следующим направлениям:
I. Развитие движений (основные движения и мелкая моторика).
II. Развитие восприятия:
а) зрительного (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений, целостное восприятие предмета и т. д.);
б) слухового, (восприятие звучания музыкальных инструментов, восприятие слов в лепетной и полной форме);
в) тактильно-двигательного (определение формы, величины, материала и др. свойств объекта на ощупь и по обводящему движению);
г) вибрационной чувствительности (реакции на грубые и тонкие вибрационные раздражители).
III. Формирование мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).
|
IV. Формирование речи (понимание устной речи в полной или лепетной форме и элементарной жестовой речи).
V. Формирование игровой деятельности.
VI. Обучение изобразительной деятельности.
В процессе работы формируются личностные качества ребенка (внимание, оценка неудачи, отношение к замечанию и одобрению, к требованиям взрослых, интерес к деятельности, контактность, доброжелательность). Особых заданий или упражнений для формирования личностных качеств не существует. Однако они формируются, если формы контакта налажены правильно, к ребенку предъявляются всегда одинаковые требования, ребенок чувствует доброжелательность, желание прийти ему на помощь при его ошибках и неудачах, его удачи вызывают радость и одобрение со стороны окружающих.
Задания могут предлагаться детям от 1 года 6 мес. до 5 – 6 лет.
В любом случае, в каком бы возрасте ребенок ни начинал работать по программе, ему предлагается первое задание. Темп проработки материала первых двух – трех заданий зависит от возраста ребенка, характера и степени выраженности дефекта.
В некоторых случаях в течение года между первым и вторым обследованием ребенок может выполнить все семь заданий, в других случаях – четыре-пять.
Методические указания к работе по заданиям
1. Занятия должны проводиться ежедневно (1 – 2 раза в. день). Если занятия проводятся педагогом 2 – 3 раза в неделю, то остальные дни с ребенком занимаются родители по заданиям педагога.
2. Длительность каждого занятия определяется возрастом ребенка и степенью его подготовленности. Первые занятия с ребенком 2 – 4 лет не должны превышать 10 – 15 минут. С детьми старше 4 лет занимаются по 15 – 20 минут. По мере работы с ребенком длительность занятий должна увеличиваться; однако она не должна быть более 30 минут.
3. На каждом из занятий необходимо обеспечить смену видов деятельности.
Аномальный ребенок дошкольного возраста (особенно ребенок с отставанием в развитии или снижением интеллекта) не может пользоваться произвольным вниманием и длительно заниматься одним видом деятельности. Долгая задержка на одном виде упражнений (если взрослый хочет сразу же добиться ощутимого результата) может привести не только к истощению внимания ребенка, но и к негативной реакции.
Для обеспечения продуктивности занятия следует чередовать. упражнения, во время которых ребенок сидит за столом, с подвижными.
|
Длительность проведения каждого упражнения нужно ограничить 2 – 5 минутами.
Примерное построение занятия:
А. Для детей младшего возраста:
а) складывание небольших предметов в мешочек;
б) катание мяча от взрослого к ребенку;
в) нанизывание пирамидки;
г) проведение игры «Ку-ку»;
д) скатывание мяча с наклонной плоскости.
В дальнейшем количество упражнений на одном занятий уменьшается, а время, употребляемое на каждое занятие, увеличивается.
Б.Для детей старшего возраста:
а) лепка шара;
б) развитие слухового восприятия: дифференциация звучаний барабана и аккордеона;
в) сличение цветов;
г) повторение лепетных слов.
4. Все игрушки и пособия, которые употребляются во время занятий с ребенком, не даются ему для игры. Эти игрушки сразу же после проведения занятий следует прятать; для самостоятельной игры ребенку даются другие.
5. В программе указан определенный минимум слов, которыми пользуется взрослый при проведении занятий. Не следует требовать их повторения от ребенка. Если в результате обучения ребенок сам начинает пользоваться этими словами, его следует поощрять.
Поскольку понимание речи детьми, для которых предназначена программа, очень ограничено или полностью отсутствует, речевое сопровождение занятий может отвлекать ребенка от решения поставленных перед ним задач. Желательно ограничить речь взрослого указанными в программе словами.
6. Говорить с ребенком всегда нужно естественно, четко произнося слова, но не скандируя. При работе с глухими детьми не нужно искусственно выделять в речи отдельные звуки, так как дети могут привыкнуть к утрированной артикуляции и не будут понимать окружающих.
7. Если взрослый находится на некотором расстоянии от ребенка, то следует несколько усиливать голос (до средней громкости), но ни в коем случае не кричать.
Когда взрослый произносит слова около уха ребенка, он должен говорить голосом нормальной силы, не прикасаясь губами к ушной раковине ребенка.
8. Ни в коем случае не следует заставлять ребенка повторять сказанное взрослым (даже указанные в программе лепетные слова). В противном случае у ребенка может возникнуть негативное отношение к речи.
|
9. С самого начала занятий нужно приучать ребенка к тому, <1то его действия и поведение подвергаются оценке; при этом следует пользоваться словами «хорошо» и «плохо».
Программа работы с ребенком
1-е задание
1. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.
Ребенка сажают на пол. Взрослый катит мяч ребенку и жестом (а также словом «дай») предлагает покатить его обратно. Если ребенок не понимает задания или не может его выполнить, взрослый ему помогает. Мяч прокатывается три-четыре раза.
2. Нанизывание пирамидки.
Ребенка сажают за столик и на его глазах снимают кольца-с пирамидки; желательно, чтобы пирамидка была маленькая (из четырех-пяти крупных элементов). Взрослый забирает все-кольца; потом он дает их ребенку по одному и предлагает надеть на стержень. При необходимости взрослый помогает ребенку. Подавая очередное кольцо, взрослый говорит: «Надень».
3. Проведение игры «Ку-ку».
На спинку стула вешается простынка, пеленка или покрывало. Стул поворачивается спинкой к ребенку. Взрослый берет куклу (желательно бибабо) и надевает ее на руку. Кукла несколько раз выглядывает из-за занавески в одном и том же месте и быстро исчезает. Нужно добиться того, чтобы ребенок ждал появления куклы в обычном месте. Ребенку разрешается вскакивать и подбегать к занавеске. Взрослый прячет куклу и незаметно для ребенка убирает ее в шкаф. (Взрослый не говорит «ку-ку» и не требует этого от ребенка.)
4. Отталкивание мяча.
Мяч подвешивается (в сетке) на протянутой в комнате веревке. Взрослый отталкивает мяч рукой. Потом он придерживает возвращающийся обратно мяч, чтобы он не ударил стоящего рядом ребенка. Потом мяч отталкивает сам ребенок. Взрослый опять следит за тем, чтобы мяч не ударил малыша. Если ребенок не хочет выполнять это упражнение, можно привлечь куклу – сначала мяч «отталкивает кукла», а потом ребенок.
5. Складывание небольших предметов в мешочек.
Ребенок кладет в мешочек парные предметы – выбирает две одинаковые куколки, две одинаковые машины, два одинаковых кубика и т.п. Всего перед ним должно быть не более четырех-пяти предметов. После того как ребенок выберет нужный предмет (нашел пару), взрослый называет его в лепетной или в полной форме («ам-ам» или «собака»; «ляля» или «кукла» и т.д.).
6. Бросание мелких предметов (бирюлек) в сосуд с узким горлышком.
Предметы можно бросать в стеклянную баночку с узким горлышком, в бокал для карандашей и т.п. Бирюльки лежат на блюдечке. Ребенок должен брать их по одной и бросать в сосуд. Взрослый помогает ребенку высыпать их в блюдечко, потом он предлагает ребенку сделать то же самое, но другой рукой.
|
7. Ощущение вибрации.
Ребенок сидит на стульчике или в кроватке и чем-нибудь занимается. Взрослый осторожно подходит к ребенку сзади так, чтобы малыш его не видел, и ударяет палочкой или ладонью по сиденью стула или дну кроватки. После того как ребенок повернется, взрослый показывает ему какую-нибудь интересную игрушку и улыбается. Игрушку ребенку не дают. Взрослый отходит в другой конец комнаты и делает вид, что чем-то занят – он ждет, пока ребенок перестанет поворачиваться к нему и займется своим делом. Потом взрослый вновь повторяет удары ж демонстрацию игрушки при повороте ребенка. Упражнение повторяется раза три. Но каждый раз нужно выжидать, пока ребенок не перестанет поворачиваться к взрослому в ожидании игрушки.
8. Проведение игры. «Беги ко мне».
Взрослый отходит в противоположный конец комнаты и жестом зовет к себе ребенка (при этом можно говорить: «Беги! Беги!»). Взрослый обнимает или подбрасывает вверх подбежавшего к нему ребенка. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, а ребенок остается на том месте, куда он прибежал. Упражнение повторяется. Если ребенок плохо ходит, другой взрослый помогает ему. Детям, которые не ходят, предлагают ползти.
9. Подражание крупным движениям рук.
Взрослый ставит ребенка перед собой, поднимает руки вверх,.двигает кистями рук и опускает руки вниз. При этом он побуждает ребенка делать то же самое словами «делай так», словами и жестами.
10. Скатывание мяча с наклонной плоскости.
Игру лучше проводить на полу, чтобы ребенок имел возможность бегать за мячом и доставать его из-под мебели. Во время игры взрослый говорит ребенку: «Дай» или «Дай мяч»; свои просьбы он сопровождает жестом.
11. Называние лошадки лепетным словом «прр».
Звук производится путем дрожания губ, а не путем произнесения звука рр. Взрослый показывает ребенку лошадку, подносит к своим губам (но не закрывает ею губ) и говорит «прр». После этого лошадка скачет вперед перед малышом. Потом взрослый опять подносит лошадку к губам и называет ее. Взрослый передает лошадку ребенку, чтобы он поиграл с ней, а сам садится сбоку и произносит на ушко ребенку слово «прр». Сначала взрослый говорит около правого ушка ребенка, а потом около левого. Около каждого уха слово надо произнести два раза. Говорить надо голосом обычной силы (ни в коем случае не кричать!). Не нужно требовать от ребенка, чтобы он тут же повторил данное слово. Нужно приобрести несколько недорогих маленьких лошадок разного цвета. На одном занятии взрослый доказывает одну лошадку, на втором – другую, на третьем – третью, а на четвертом можно снова показать ту, которая использовалась на первом занятии, – ребенок уже забыл ее и будет с удовольствием с ней играть. Кроме того, можно использовать книжку с картинками: лошадь можно нарисовать и самим. Ребенок с удовольствием будет реагировать на уже знакомое изображение в новом виде.
2-е задание
1. Катание мяча в цель.
На расстоянии 0,5 м от ребенка ставится в ряд несколько» пластмассовых кеглей или кубиков. Ребенка сажают на пол и разводят его ножки в стороны. Взрослый дает ребенку мяч и, взяв его ручки в свои, вместе с ним катит мяч в кегли. При этом взрослый говорит: «Кати». Кегли падают, взрослый хлопает в ладоши, радуется, затем предлагает ребенку еще раз, теперь уже самостоятельно, сбить кегли или кубики. Упражнение повторяется два – три раза.
2. Закрывание коробочек разной величины и формы.
Перед ребенком кладутся две коробочки и крышки к ним. Взрослый закрывает и открывает коробочки, потом предлагает ребенку закрыть коробочки. При этом взрослый говорит: «Закрой». Перед ребенком стоят две задачи: а) найти подходящую-крышку; б) хорошо совместить крышку с коробкой. Сначала взрослый помогает ребенку. В первый раз ребенку даются две-круглые коробочки разной величины – большая и маленькая. Крышки к коробкам лежат отдельно от коробок. Ребенок повторяет упражнение раза два.
Когда малыш научится свободно закрывать круглые коробочки, самостоятельно находя к ним крышки, ему дают две коробки разных форм – круглую и квадратную (или прямоугольную).
3. Проведение игры «Ку-ку» (второй вариант).
Кукла (или мишка, зайка) появляется из-за занавески в каком-то одном месте; затем она прячется и появляется в противоположном конце. Так повторяется два-три раза: кукла как бы проделывает за занавеской один и тот же путь. Задача заключается в том, чтобы побудить ребенка мысленно проследить этот путь: каждый раз ребенок должен смотреть именно на то место, откуда сейчас вот-вот появится кукла.
4. Вылавливание бирюлек.
В сравнительно высокую и широкую посуду (коробку) кладутся мелкие игрушки (пять-шесть штук). Сачком для вылавливания рыбок из аквариума ребенок вылавливает мелкие игрушки по одной и вытряхивает из сачка в широкую мелкую посуду (коробку). При этом он держит ручку от сачка в кулаке.
5. Подражание крупным движениям рук.
Взрослый ставит ребенка перед собой. Потом поднимает руки вверх, хлопает в ладоши и прячет руки за спину. Затем топает ногами. Ребенок повторяет все движения взрослого. Хорошо, если в этом упражнении будет участвовать другой взрослый или ребенок (братишка, сестренка). Перед каждым движением взрослый говорит: «Делай так».
6. Подражание мелким движениям рук.
Взрослый сажает ребенка за стол и сам садится напротив. Сжимает и разжимает кулаки, стучит ими по столу. Ребенок по подражанию делает те же движения. («Делай так».)
7. Ощущение вибрации.
В упражнении участвуют двое взрослых. Один из них садится на маленький стул и прислоняется к его спинке. Другой взрослый берет ребенка за руку и с таинственным видом тихо подходит сзади к сидящему. Затем рукой ребенка несколько раз ударяет по спинке стула. Сидящий на стуле взрослый тут же поворачивается и радостно хлопает в ладоши. После этого на место взрослого садится ребенок. Один взрослый садится рядом с малышом, а другой остается сзади. Ребенок должен прислониться к спинке стула. Сидящий рядом с ребенком взрослый прикладывает палец к губам и принимает заинтересованный вид (показывает, что ожидает чего-то). Второй взрослый ударяет по спинке стула так, чтобы малыш не видел его движений и реагировал только на удары. Ребенок поворачивается и хлопает в ладоши. Все радуются. В первый раз ребенок, конечно, не станет сам хлопать в ладоши, он только повернет головку и, может быть, засмеется. Поэтому вначале взрослый хлопает ручками ребенка. Упражнение повторяется два – три раза (место ребенка занимает опять кто-нибудь из взрослых). В дальнейшем ребенок начнет сам хлопать в ответ на ощущение вибрации.
8. Демонстрация и называние игрушки.
Взрослый показывает ребенку игрушечную собачку, которая прыгает к ребенку и как бы собирается его укусить. Взрослый подносит собачку к своему лицу (под подбородок) так, чтобы ребенок хорошо видел губы взрослого и собачку. Взрослый говорит: «Ам-ам». Собачка опять прыгает к малышу. Затем взрослый наклоняется и произносит данное лепетное слово прямо в ухо ребенка голосом обычной силы (ни в коем случае не крича!): «Ам-ам». При этом он показывает ему собачку. Так повторяется несколько раз. Через некоторое время это лепетное слово взрослый произносит в другое ухо.
Так происходит знакомство с названием новой игрушки. Ребенок смотрит на губы взрослого, видит их движения, начинает связывать их именно с данной игрушкой – собачкой. Кроме того, ребенок ощущает звучание данного слова в той мере, в какой ему позволяют остатки его слуха.
На последующих занятиях взрослый показывает ребенку уже другую собачку и опять называет ее «ам-ам». Кроме того, ребенку нужно показывать изображение собак на картинках. Каждый раз взрослый называет их одним и тем же словом. Ребенок воспринимает его по чтению с губ и на слух. Постепенно ребенок сам начинает называть собачку; при этом его произношение может очень отличаться от правильного. Ребенок может просто открывать рот и закрывать его совершенно беззвучно. Все попытки ребенка произнести слово нужно всячески поощрять («Хорошо».) Нельзя заставлять малыша говорить, повторять за взрослым то или иное слово. Если ребенку интересно то, что он видит, если он чувствует, что и взрослый заинтересован в происходящем, то он сам будет стремиться говорить.
9. Игра «Принеси мяч».
Взрослый откатывает мяч к противоположной стене. Затем жестом и словом («дай!») просит ребенка принести мяч.
10. Ходьба по положенной на пол доске.
Берется доска шириной 15—20 см. Ребенок проходит по доске в ту и другую сторону. Сначала ребенок идет, держась за руку взрослого, а в дальнейшем самостоятельно.
11. Узнавание ребенком самого себя на фотографии.
Взрослый показывает ребенку на его фотографию и на него самого. Малыш показывает своим пальчиком на себя и на фотографию. Для того чтобы это понятие уточнялось, нужно показывать малышу разные фотографии, где он изображен в разных ситуациях.
3-е задание
1. Поддувание мелко нарезанной цветной папиросной бумаги по гладкой поверхности стола.
Взрослый на глазах у ребенка дует на бумажки; бумажки разлетаются. Ребенок делает то же самое по подражанию. Упражнение проводится с целью развития речевого дыхания. (Предлагая ребенку выполнить задание, взрослый произносит слово «дуй».)
2. Называние куклы лепетным словом «ляля».
Работа проводится так же, как и при обучении лепетному называнию лошадки и собачки.
3. Различение (на основе чтения с губ или на слух) лепетных слов «прр» и «ам».
В разных концах комнаты ставят лошадку и собачку. Один из взрослых стоит с ребенком, а другой становится напротив ребенка и четко и ясно называет одну из игрушек. Тот, кто стоит с ребенком, берет его за руку и бежит с ним к той игрушке, которая была названа. Затем то же самое делается и с другой игрушкой. Порядок называния игрушек меняется. После неоднократного проведения игры ребенок должен бежать к названной игрушке без помощи взрослого.
4. Подражание крупным движениям.
Количество движений увеличивается до шести. Проводится так же, как и раньше.
5. Закрывание коробочек разной величины и формы.
Даются коробочки примерно одной величины и близкой формы: круглая и овальная, квадратная и прямоугольная.
6. Подражание мелким движениям.
Взрослый, сидя напротив ребенка, ставит кулаки на стол и отводит большие пальцы вверх, затем опускает их. Потом разжимает ладони и сжимает кулаки (несколько раз). Затем, отведя большие пальцы из кулака вверх, вытягивает вперед указательные (пистолетом). Ребенок подражает каждому движению отдельно.
7. Ощущение вибрации воздушного шара.
Взрослый надувает воздушный шар, кладет руки ребенка на его поверхность (обхватывает шар ладонями ребенка). Прислонившись к шару губами, взрослый издает звук «у». Ребенок ощущает вибрацию и хлопает в ладоши или тоже произносит какой-либо звук.
8. Ходьба вверх и вниз по наклонной доске.
Один конец доски приподнят на высоту 10 см. Ребенок спрыгивает с приподнятого конца доски, держась за руку взрослого. Следует использовать слова «иди» и «прыгай».
9. Бросание мяча в корзину.
Ребенок бросает мяч. двумя руками. Расстояние до корзины 30 см. Взрослый пользуется словами «бросай!» и «Бросай мяч!»
10. Сличение парных предметов (куклы, мишки, собаки).
Игрушки по одной сажают в машину (в одну машину куклу, в другую – мишку). (Вместо машин можно употреблять крышки от коробок, к которым привязаны тесемочки.) Взрослый провозит каждую «машину» перед сидящим за столом ребенком. Потом сажает к мишке второго (одинакового) мишку, а к кукле – такую же куклу. Снова провозит их перед ребенком. Потом вынимает по одной игрушке и предлагает ребенку посадить их к парным игрушкам. До того как ребенок выберет игрушку, называть ее не следует.
11. Узнавание по фотографиям родителей.
Фотографии должны быть крупными, четкими. Ребенок прикладывает соответствующую фотографию к матери. После этого мать говорит: «Мама». При этом она показывает на себя и на свою фотографию. То же делается и в отношении фотографии отца ребенка.
4-е задание
1. Подражание мелким движениям рук.
Каждый из пальцев поочередно соединяется с большим. Затем происходит раздвигание и соединение пальцев при вытянутых руках.
2. Поддувание мелких предметов.
Взрослый кладет на стол мелко нарезанную бумагу и поддувает ее по гладкой поверхности к ребенку. Ребенок поддувает ее обратно. То же самое производится с выкрашенными в разные цвета комочками ваты.
В небольшой тазик наливается вода. Пластмассовый шарик или уточка поддувается по воде от взрослого к ребенку и обратно. («Дуй».)
3. Подбор парных картинок.
Взрослый кладет перед ребенком две картинки. Точно такие же картинки имеются у взрослого. Показывая ребенку одну из них, он просит ребенка дать ему такую же. Постепенно количество картинок увеличивается до четырех.
4. Называние лепетными словами лошадки, («прр»), собаки («ам-ам), птички и курицы («пи-пи»), кошки («мяу»), куклы («ляля»).
Все слова произносятся ребенку на ушко.
5. Чтение с губ лепетных названий предметов.
Игрушечная лошадка ставится на стол на некотором расстоянии от ребенка. Игрушечная собака ставится на стул примерно на расстоянии 1 ж от лошадки так, чтобы обе игрушки были хорошо видны ребенку. Взрослый произносит «прр». Ребенок приносит лошадку. При этом ребенка побуждают смотреть на.губы взрослого. Прочитав с губ «ам-ам», ребенок должен принести собачку. Затем то же самое проделывается с курочкой («пи-пи») и кошкой («мяу»), а потом снова с лошадкой («прр») и куклой («ляля»). Сочетание предметов можно менять. Но каждый раз надо брать только одну пару. Дети с сохранным слухом выполняют задание на слух.
6. Ходьба на носочках.
Ходьба с перешагиванием через положенные на пол мелкие предметы. Предметы должны достигать высоты 5 –10 см. Цель упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать при ходьбе ноги и не шаркать ими по полу.
Ходьба по наклонной плоскости снизу вверх. Один конец доски должен быть приподнят над полом на высоту 10 см. Спрыгивание с доски на носочки. Первое время ребенок спрыгивает, держась за руку взрослого; потом он держится только за два пальца. Наконец, он начинает спрыгивать самостоятельно.
Подпрыгивание на двух ногах. («Иди», «Прыгай».)
7. Бросание в цель.
Ребенка учат бросать мяч в корзину с расстояния 0,5 – 1 м. Затем мяч бросается в вертикально поставленную цель с расстояния в 30 см. Мяч бросается двумя руками и каждой рукой поочередно.
Потом проводится игра «Кольцеброс». Сначала кольца набрасываются с близкого расстояния, потом расстояние увеличивается. («Бросай».)
8. Нахождение предметов на ощупь по образцу.
В мешочек кладется три разных маленьких предмета (например: мяч, машина, кубик). Ребенку показывают и дают ощупать один из парных предметов, например мяч, и просят, чтобы он нашел в мешочке на ощупь такой же. Со временем предметы заменяются кубиками разной формы. Взрослый предметов не называет.
9. Складывание разрезной картинки из двух частей.
Картинка, на которой изображен крупный отдельно взяты», предмет (мяч, лошадка, птичка, кукла) разрезается пополам таким образом, чтобы у куклы в одной половине оказались голова и руки, в другой – ноги и т.п. Взрослый дает ребенку сначала только одну картинку. На глазах у ребенка складывает из двух половинок целое изображение, потом снова раздвигает половинки и предлагает ребенку их соединить. Постепенно ребенок научается складывать картинки без предварительного показа. Предметы, которые изображены на разрезной картинке, взрослый ни в коем случае не должен называть до того, как ребенок сложил картинку. Он должен ограничиваться инструкцией «сложи».
10. Складывание пирамидки.
Взрослый снимает с пирамидки кольца и раскладывает их по величине так, чтобы около пирамидки находилось самое большое кольцо. Показывает ребенку, что начинать нужно с большого кольца. После того как ребенок научится нанизывать разложенные по величине кольца, следует дать выбор из беспорядочно положенных колец. Ребенка надо научить находить самое большое кольцо путем прикладывания колец друг к другу. («Надень».)
11. Конструирование из кубиков.
У взрослого и у ребенка имеется по четыре – пять абсолютно одинаковых по форме кубиков, например: у ребенка два прямоугольных, один треугольный и один конический кубик и точно такие же по форме (а не по цвету) у взрослого. Взрослый ставит кубики друг на друга, рядом, спереди и сзади. Ребенок последовательно повторяет каждое действие взрослого с кубиками, создавая по подражанию ту же конструкцию.
12. Подбор предметов по цвету.
Ребенка учат накладывать друг на друга (по подражанию) кубики одного цвета, контрастных цветов (например, красный и синий). Затем можно предложить выбор по цвету из одинаковых по форме картинок или бумажек.
5-е задание
1. Складывание пирамидки с учетом величины.
Взрослый снимает кольца с пирамидки и раскладывает их в беспорядке перед ребенком, затем предлагает ему сложить пирамидку. Если ребенок складывает пирамидку без учета величины, взрослый указывает ему на то, что такая пирамидка некрасивая, что это плохо. Затем он снова разбирает пирамидку и, прикладывая кольца друг к другу, выбирает самое большое. Взрослый учит ребенка путем прикладывания сравнивать кольца по величине и брать каждый раз самое большое кольцо. Используются слова «возьми», «надень».
2. Складывание двуи трехсоставной матрешек.
Ребенку предлагают сложить матрешку. Если ребенок вкладывает целую матрешку вниз "головой, показать, что это неверно, обратив внимание ребенка на плоскую подставку матрешки. При переходе к трехсоставной матрешке стараться, чтобы ребенок находил правильное решение как можно более самостоятельно. («Сложи».)
3. Лепка шара.
Взрослый сажает ребенка за столик, садится лицом к нему и катит от себя к ребенку пластмассовый или деревянный шарик. Ребенок катит шарик обратно к взрослому. Взрослый берет шарик в руки, ощупывает его (катая между ладонями) и дает ощупать ребенку. Затем лепит шарик из пластилина и катает его от себя к ребенку как пластмассовый шарик. («Шар».)
4. Рисование шара и неваляшки.
Взрослый кладет перед собой на столе шар и ставит куклу – неваляшку. То и другое закрывает салфеткой. Напротив себя сажает ребенка. Достает из-под салфетки шар. Играет с ним, как перед лепкой; затем делает карандашом обводящее движение по контуру шара и рисует контур шара на бумаге. Шар оставляется перед ребенком. Затем взрослый заглядывает под салфетку и достает из-под нее куклу-неваляшку или просто куклу. Показывает куклу ребенку и рисует на бумаге рядом с шаром. Берет шар и спрашивает ребенка, к какому из рисунков его нужно подложить. Накладывает шар на его изображение и предлагает ребенку наложить куклу на изображение куклы. После нескольких таких занятий ребенок должен уметь подкладывать оба предмета к изображениям самостоятельно. С третьего занятия к шару и его изображению подкладывается табличка «Шар». При этом взрослый называет и шар и его изображение словом «шар». Кукла называется устно словом «ляля». Табличка не дается.
5. Сличение геометрических фигур.
Взрослый вырезает из картона два квадрата и два прямоугольника одинакового цвета. Одна сторона прямоугольника должна быть равна стороне квадрата. Взрослый дает ребенку квадрат и прямоугольник; затем поднимает одну из фигур и просит ребенка дать ему такую же. Жест сопровождается словом «дай». Правильность выбора проверяется путем накладывания. Если ребенок выбрал правильно (обе фигуры совпадают), взрослый обводит их по контуру пальчиком ребенка. При этом взрослый говорит: «Хорошо». Если фигуры не совпадают, взрослый указывает ребенку на «лишний» кусок и говорит: «Плохо». Названия геометрических форм не даются.
6. То же самое проделывается с квадратом и кругом.
Диаметр круга должен совпадать со стороной квадрата.
7. Сличение цветов.
На четыре кусочка картона одинаковой величины наклеивается цветная бумага – на два кусочка красная, на другие два – зеленая (форма кусочков квадратная). Перед ребенком кладут красный и зеленый квадратики. Показывают ему красный квадратик и жестом просят дать такой же. То же самое с зеленым. Затем лежащие перед ребенком квадратики меняют местами и два раза подряд просят дать либо красный, либо зеленый (чтобы ребенок не привыкал подавать квадратики в определенном порядке, а ориентировался на их цвет). Когда ребенок научится хорошо различать красный и зеленый цвета, можно ввести желтый и синий. Сначала надо учить различать цвета попарно, а потом класть перед ребенком все четыре цвета. Названия цветов не даются. («Дай», «Хорошо», «Плохо».)
8. Подражание мелким движениям рук. Это продолжение упражнений. Сочетания движений следует варьировать. («Делай так».)
9. Продевание шнурка в дырочки (для развития мелких движений рук).
В кусочке картона прорезается четыре дырочки. Расстояние между дырочками – 2 см. Ширина дырочек около 6 мм. За последнюю дырочку привязывается шнурок от ботинка. Ребенок должен продеть шнурок в остальные дырочки последовательно.
10. Подражание крупным движением рук, ног, головы. («Делай так».)
Следует продолжать учить ребенка подражать крупным движениям рук (поднимать вверх, разводить в стороны, прятать за спину, хлопать в ладоши перед собой), ног (топать попеременно то одной, то другой ногой, выставлять ногу вперед и назад), головы (воспроизводить наклоны головы и к плечам вправо и влево и вниз). Ребенок действует по инструкции «Делай так».
11. Подпрыгивание на двух ногах.
Взрослый бросает об пол мяч и несколько раз ударяет его рукой. Потом просит попрыгать кого-нибудь из взрослых и старших детей, делая вид, что играет с ним, как с мячиком. Предложить ребенку быть мячиком. Взрослый движением руки регулирует ритм прыжков. Стараться, чтобы ребенок подпрыгивал на носках. («Прыгай!»)
12. Ходьба.
Следует продолжать ходьбу по наклонной доске. Следить за тем, чтобы ребенок спрыгивал на носки. Постепенно надо увеличивать угол наклона доски. В повседневной жизни следить за; тем, чтобы ребенок при ходьбе не шаркал ногами. («Иди!», «Прыгай!»)
13. Перешагивание через веревку или шнурок.
Шнурок или веревка приподнята на 5 см (затем шнурок поднимается на 10 см).
14. Бросание мяча.
Ребенок бросает мяч по команде «Бросай мяч». Расстояние до цели постепенно увеличивается.
15. Повторение лепетных слов.
Ребенок произносит слова «ам», «ляля», «прр», «мяу», «пи-пи».
16. Знакомство с новыми лепетными словами.
Ребенка знакомят со словами «уу» (поезд), «та-та-та» (барабан), «ввв» (самолет). Слова произносятся на ушко.
17. Чтение с губ.
Ребенку предлагается читать с губ восемь лепетных слов, его собственное имя и слова папа и мама. Для детей с нормальным слухом – восприятие на слух.
18. Ощущение вибрации.
а) Ощущение вибрации воздушного шара. Взрослый прикладывает хорошо надутый шар к голове ребенка, наклоняется к шару и произносит в него звук у. Ребенок ощущает вибрацию, берет шар в руки и бежит в противоположный конец комнаты. Хорошо, если там его будет ждать другой взрослый, которому ребенок сможет отдать свой воздушный шар. Упражнение повторяется. Чтобы ребенок ждал сигнала и реагировал именно на вибрацию, а не на прикосновение шара к голове, нужно сделать небольшой интервал (в несколько секунд) между моментом прикладывания шара к голове ребенка и произнесением звука у. Это упражнение нужно проводить живо, интересно, чтобы ребенок чувствовал элемент игры.
б) Выработка рефлекса снимать колечко с пирамидки в момент ощущения вибрации. Взрослый садится рядом с ребенком, перед ними на столе ставится маленькая пирамидка из четырех-пяти колец. Взрослый прикладывает левую руку ребенка (тыльной стороной) к своей гортани так, чтобы ребенок не видел его лица. Взрослый произносит звук м и правой рукой ребенка снимает верхнее колечко пирамидки. Затем правая рука ребенка кладется на стол; это положение, в котором ребенок ожидает следующего сигнала. После небольшого интервала взрослый вновь произносит звук м. Все это время левая рука ребенка так и остается у гортани взрослого (взрослый придерживает ее своей рукой). Таким образом, ребенок по вибрационному сигналу снимает все колечки с пирамидки. Потом он нанизывает ее самостоятельно. Если ребенок левша, то взрослый садится справа от него, прикладывает к своей гортани его правую руку, а колечки ребенок снимает левой рукой.
19. Развитие слухового восприятия.
а) Выработка условно
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!