Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-06-04 | 322 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Различение на слух лепетных и полных слов.
Сначала ребенку следует предложить осуществлять выбор из двух лепетных слов. Перед ребенком вначале нужно помещать только две игрушки (или картинки), названия которых он будет учиться различать на слух, например: лошадку и собачку (для различения слов прр и ам). На другом занятии перед ним находится только лошадка и кукла (для различения слов прр и ляля) и т. д.
На следующем этапе взрослый начинает учить ребенка различать названия трех предметов. Перед ребенком помещаются три игрушки (или картинки). Например, для различения слов прр – ляля – у нужно использовать лошадку, куклу и поезд. В ответ на услышанное ребенок сначала должен произнести то, что он воспринял, а потом показать на соответствующий предмет.
Ниже помещены слова, которые ребенок будет учиться различать на слух. В пункте а) указаны слова для различения при выборе из двух предметов (картинок). Работать над словами следует в той же последовательности, в какой они расположены в данной программе (от легкого к трудному). В течение одного занятия проводится работа только с одной парой слов (прр – ам-ам). Эта пара прорабатывается в течение трех-четырех занятий. На последующих занятиях прорабатывается следующая пара слова – прр – ляля и т.д.
В пункте б) указаны слова для различения на слух при выборе из трех предметов (картинок), например: ляля – прр – у или в – ам-ам – ляля. Каждые три слова отрабатываются в течение нескольких занятий при обязательном наличии перед ребенком соответствующих игрушек или картинок.
В пункте в) указаны полные слова – названия предметов, которые ребенок учится различать на слух. Каждая пара слов (мяч и рыба; юла и рыба и т.д.) отрабатывается в течение нескольких занятий.
|
При дифференциации на слух полных слов ребенок может давать хотя бы голосовую реакцию или произносить какой-то слог. Произносить слова целиком ему часто бывает трудно. При этом он должен показывать на определенную игрушку (картинку).
Сначала ребенок воспринимает материал слухо-зрительно: слышит голос и одновременно видит губы взрослого. После того как ребенок несколько раз покажет предметы, взрослый садится сбоку около ребенка (чтобы он не видел его лица) и произносит то или иное название (лежащего перед ребенком на столе предмета) ему на ухо. Если ребенок ошибается, взрослый вновь произносит это же слово. При этом берет руку ребенка в свою и ею указывает на нужный предмет. После этого просит произнести слово – название.
Слова нужно обязательно произносить в разной последовательности, чтобы ребенок не привыкал к одному и тому же порядку, например: прр–прр–прр–ляля–прр–ляля–ляля и т.д. Сначала слова различаются при слушании правым ухом, потом – левым.
2. Произнесение на ухо ребенка всего того материала, с которым к нему обращаются.
3. Произнесение на ухо названий незнакомых ребенку предметов.
Если он хоть что-то скажет в ответ, ему надо дать возможность прочитать слово с губ. Кроме того, слово надо записать на бумаге.
Обязательно соблюдать в словах правильное ударение. Говорить нужно слитно; можно лишь немного замедлять темп.
7-е задание
I. Развитие движений
1. Перешагивание через палки.
На пол или на землю кладутся палки или стремянка. Ребенка учат через них перешагивать с чередованием ног. При этом на начальных этапах его можно поддерживать за руку. («Иди».)
2. Перешагивание через шнур или палку.
Ребенку предлагается перешагивать через палку или шнур, которые приподняты над полом или землей на 5 см. Можно положить несколько палок на кубики и перешагивать через них. Ребенок идет по сигналу «иди».
3. Ходьба по доске и спрыгивание с нее.
|
Доска приподнята над полом на 15 – 20 см. Спрыгивание на носки, держась за руку взрослого. Спрыгивать обязательно на носки. Взрослый стоит перед ребенком и держит его за обе руки. Благодаря этому смягчается прыжок. Затем положить доску на высоту 5 см (т.е. равномерно опустить ее ниже) и дать ребенку попробовать спрыгнуть самостоятельно, предварительно напомнив, что прыгать надо на носки. («Иди», «Прыгай».)
4. Ходьба по сигналу барабана.
Ребенок идет (сначала вместе с кем-нибудь из взрослых) на полной ступне, обычным шагом. Кто-либо бьет в барабан – ходьба начинается по сигналу барабана. Барабан перестает звучать – идущие останавливаются. Снова звучит барабан – ходьба возобновляется, но уже на носках. Употребляются инструкции «Иди», «Стой».
То же самое делать по сигналу бубна, детского аккордеона (гармошки).
II. Зрительное восприятие
1. Сличение цветов.
Ребенку дается несколько предметов красного и желтого цвета. Предлагается разложить их к двум флажкам – красному и желтому.
Можно организовать игру, например, приспособить игру «Найди свой цвет». В конце комнаты ставятся два стула, против них, на другом конце комнаты, становится ребенок со взрослым или с другим ребенком. Оба повертываются спиной к стульям. Одному из стоящих дается красный, а другому – зеленый квадратик. Затем взрослый кладет на один стул красный, а на другой – зеленый квадратики. По сигналу барабана играющие поворачиваются и бегут к стульям. Каждый берет парный квадрат. Во время игры надо использовать названия цветов.
2. Сличение геометрических фигур.
Предлагается выбор по форме из нескольких предметов — коробочки, круглая и квадратная; маленькие зеркала – круглое и квадратное и т.д. В качестве образцов класть круг и квадрат одного и того же цвета (можно прямоугольник).
Можно провести игру «Найди свою форму» (название игр детям не даются). Пока ребенку не следует давать названий форм. Ребенок должен научиться раскладывать предметы к образцам.
3. Игра в «шкафчик».
Игра является продолжением описанной выше. В этом варианте предлагается большое число ящичков; меняется форма их
расположения. («Ищи!»)
4. Проталкивание шаров и кубов в прорези коробки.
В коробке (можно от обуви) прорезать три круглых отверстия (большое – поменьше – маленькое) в соответствии с величиной имеющихся у взрослых шаров. Ребенок должен протолкнуть шары в отверстия, руководствуясь их величиной. Когда ребенок научится проталкивать три шара, можно сделать такую же коробку на четыре-пять шаров.
|
То же самое сделать для проталкивания кубиков.
Цель упражнения – различение величин. После того как ребенок научился проталкивать шары и кубики в соответствующие прорези коробок, несколько видоизменить упражнение. Положить перед ребенком шары и поставить коробку с круглыми отверстиями. Дать ребенку в руки один шар и попросить указать, в какое отверстие нужно бросить этот шар. После того как ребенок покажет, позволить ему бросить шар в данное отверстие, чтобы он смог проверить правильность своего выбора. При этом развивается умение соотносить предметы по величине не в действии, а зрительно, что очень важно. Результат оценивается словами «хорошо», «плохо».
5. Конструирование.
Дать ребенку сложный образец (из шести – восьми элементов), имеющий игровое значение. Можно, например, предложить построить гараж и дорогу к нему. Затем дать машинку и «обыграть» постройку. В другой раз предложить построить дом для мишки. При этом давать слова: гараж, дом для мишки.
В следующий раз снова вернуться к постройкам, используя' образец и слово. Детям с нормальным слухом дать задание в словесной форме: «Построй гараж» или «Построй дом для мишки».
Надо разнообразить игру: посадить мишку в домик и сделать там постель из кубиков; уложить мишку спать и т. д.
III. Формирование мышления
1. Классификация: «мальчик», «девочка».
Нужно найти как можно больше картинок с изображениями разных мальчиков и девочек. При этом дети должны быть изображены в относительно спокойном состоянии, чтобы их действия не отвлекали ребенка от решения основной задачи данного упражнения.
С одной стороны стола надо положить картинку с изображением мальчика, а с другой – с изображением девочки. Затем ребенку следует давать по одной картинке и предлагать класть их в столбик под картинку-образец. Надо постараться найти картинки, на которых бы девочки были в брюках, чтобы решающим для ребенка при проведении классификации становился не этот признак.
|
Следует напомнить, что при осуществлении классификации взрослый не указывает ребенку никаких внешних признаков, по которым надо разделять предметы на две категории, – ребенок должен сам выделить эти признаки в процессе выполнения задания и в результате исправления ошибок. При каждой ошибке взрослый только перекладывает картинку в нужный столбик;
при этом он говорит: «Неверно», «Плохо».
Когда ребенок будет правильно классифицировать эти группы, следует ввести слова мальчик, девочка.
2. Классификация: «дядя», «тетя».
Проводится так же, как и предыдущая. Слова тетя, дядя даются только после того, как ребенок научился понимать разницу между двумя этими категориями людей в процессе классификации.
3. Обучение счету.
а) Соотнесение количеств. Взрослый дает ребенку три палочки. Затем кладет на стол перед ребенком один карандаш и помогает ему подложить к нему одну палочку. Взрослый убирает карандаш, а ребенок – палочку. Взрослый кладет на стол два карандаша на небольшом расстоянии один от другого. Ребенок должен подложить к каждому карандашу по палочке. Затем взрослый кладет три карандаша, а ребенок подкладывает три палочки.
Взрослый меняет игрушки. Ребенок получает три маленькие куколки. Взрослый ставит на стол два маленьких домика и побуждает ребенка взять сразу две куколки, а затем поставить их около домиков. Потом взрослый убирает домики, ставит только один домик, а ребенок ставит около него одну куколку. На этом первое занятие заканчивается.
На последующих занятиях взрослый использует машины и кубики; машины и зверюшек; елочки и грибы и т.п. На руки ребенку дается три-четыре предмета. Взрослый учит малыша сразу брать в руки нужное количество предметов (до трех), а не подставлять предметы по одному.
Перед ребенком находятся какие-нибудь мелкие предметы, например камешки. Взрослый поднимает в руке один флажок – ребенок должен взять один камешек. Потом вещи кладутся на стол; взрослый поднимает вверх два флажка – ребенок берет в руку два камешка и т.д.
Эти занятия повторяются несколько раз; поэтому надо приготовить разнообразный дидактический материал – небольшие предметы, которые ребенку удобно держать в руке.
б) Ознакомление с цифрой 1 и словом один. В ответ на предъявленные цифры или слова ребенок должен показать какой-нибудь один предмет или поднять один пальчик.
Взрослый показывает ребенку два предмета (например, два грибка), ребенок показывает в ответ два пальца; взрослый знакомит малыша с цифрой 2 и словом два. Определенное время (несколько дней) ребенка учат различать данные цифры и числительные, используя самые разные ситуации и предметы.
|
Каждый раз, когда пересчитываются предметы, их надо взять в руку или дать ребенку, чтобы он понял, что данная цифра или числительное относится ко всей группе предметов, а не к одному последнему. Очень часто дети допускают именно такую ошибку. Ее надо постараться избежать в самом начале работы.
Таким образом, ребенка следует познакомить с цифрами и числительными в пределах пяти: 1, 2, 3, 4, 5; один, два, три, четыре, пять.
Ребенок должен уметь считать по порядку до пяти, уметь расставлять по порядку цифры и раскладывать предметы.
в) Обучение пониманию состава числа. Надо положить три палочки так, чтобы они занимали разное положение в пространстве. Каждый раз, положив палочки определенным образом, взрослый спрашивает: «Сколько?» Ребенок должен показать данное количество на пальчиках одной руки и найти нужную цифру или числительное. Очень часто дети откладывают количество на пальцах обеих рук в соответствии с тем, как лежат предметы в пространстве – один палец на правой руке и два пальца на левой или наоборот. В этом случае взрослый обязательно соединяет палочки вместе и показывает ребенку, что нужно отложить количество предметов только на одной руке.
Такую работу нужно проводить с разными предметами в пределах 5. Для упражнений можно брать грибки, карандаши, камешки, мозаику, орехи и др. Эти предметы следует располагать по-разному.
г) Решение наглядных задач. Взрослый берет коробочку, открывает ее и показывает ребенку, что она пустая. Потом поднимает палочку и при этом спрашивает: «Сколько?» Ребенок показывает один палец. Взрослый прячет палочку в коробочку и закрывает ее. Затем взрослый берет другую палочку, опять показывает ребенку и снова спрашивает: «Сколько?» Ребенок вновь показывает один палец. Взрослый прячет и эту палочку в ту же коробку. Если ребенок может что-то произнести, то он говорит слово один. Взрослый спрашивает у ребенка: «Сколько там?», показывая на коробку и выражая всем своим видом вопрос. Ребенок должен показать два пальчика. После ответа взрослый обязательно открывает коробку и показывает ребенку, сколько палочек в коробке.
Позже ребенок может отвечать, пользуясь лежащими перед ним цифрами или словами один, два и т. д. (числительными).
Такие наглядные задачи сначала даются на сложение, а потом и на вычитание. Вначале следует добавлять и отнимать только по единице. Лишь после того как ребенок научится складывать и отнимать по одному, взрослый начинает прибавлять по два предмета, затем по три и т.д.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!