Кафедра социально-культурной деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кафедра социально-культурной деятельности

2017-06-09 504
Кафедра социально-культурной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра социально-культурной деятельности

Выпускная квалификационная работа

Досуг как фактор развития и консолидации

Семейной общности

(на примере семейного клуба "Ключи" г. Новоуральск)

Выполнил студент:

402 группы 4 курса

СКД отделения

Раёва Екатерина Сергеевна

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Почётный работник высшего

профессионального образования РФ

Степанова Татьяна Павловна

Срок сдачи –

Подпись студента –

Подпись руководителя –

Подпись зав. кафедрой -

Выпускная квалификационная работа защищена

«» 2016 г.

Оценка ________

Председатель ГАК ________________

 

 

ЧЕЛЯБИНСК 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………... 3

 

Глава I: Теоретические аспекты изучения проблемы развития и консолидации семейной общностив условиях досуга……………….......... 10

1.1. Семья как социально-культурный институт………………………….. 10

1.2. Потенциал досуга в развитии и консолидации семейной общности……………………………………………………………………… 36

1.3. Технологии организации досуга семьи………………………………… 50

Выводы по I главе…………………………………………………………….. 63

 

Глава II: Практические аспекты организации досуга, направленного на развитие и консолидацию семьи…………………………………………….. 67

2.1.Диагностика культурных интересов семьи……………………………... 67

2.2.Разработка проекта программы семейного клуба «Ключи» г. Новоуральск, направленного на развитие и консолидацию семейной общности……………………………………………………………………… 79

Выводы по II главе…………………………………………………………… 94

 

Заключение…………………………………………………………………… 98

Список литературы………………………………………………………….. 101

Приложение………………………………………………………………….. 110

 


Введение

 

Выход российского общества из затяжной полосы радикальных преобразований и выдвижение на передний план созидательных задач заметно обострили внимание к проблемам повышения роли семьи в консолидации общества, расширении и углублении стабилизационных и интеграционных процессов. Изменения, происходящие в общественном сознании в течение последних лет, демонстрируют существенную ценностную переориентацию, имеющую самое непосредственное отношение к формированию нового типа консолидации общества и роли семьи в этом процессе.

Семья является уникальным социокультурным феноменом человеческой истории и цивилизации, важнейшим социальным институтом воспроизводства социума. Из всех социальных институтов именно семья, по удачному выражению крупнейшего польского социолога Я. Щепаньского, является единственным социальным организмом, «разрастающимся изнутри» [1. 356].

Семья как сложное социальное явление выступает объектом теоретического осмысления специалистов многих областей знаний — философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культурологии и др. Иными словами, семья выступает объектом комплексного изучения многих наук.

Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. Очевидно, что сплоченность людей и социальное согласие во многом зависят от того, на основе каких ценностей формируются отношения между людьми в семье. Вместе с тем исследование роли семьи имеет четко выраженный онтологический аспект. Речь идет о роли семьи как социального института, выступающего главным носителем наследуемых из поколения в поколение культурных образцов.

Институт семьи относится к разряду тех социокультурных феноменов, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества, и в этой своей ипостаси семья, как никакая другая социальная система, служит связующим звеном между человеком и обществом. Это в значительной степени обуславливает необходимость теоретического осмысления процессов, происходящих в семье. Необходимость изучения семьи актуализируется и тем обстоятельством, что общество кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Поэтому важно не просто понять механизм функционирования семьи в условиях трансформации общественной системы, но и увидеть, как общие принципы такого функционирования проявляют себя в различных типах семейных отношений. Тем более, что современная семья отличается сложнейшей социально-профессиональной, демографической, социально-экономической структурой, более глубокое знание которой, приблизило бы нас к более рациональному управлению процессами ее жизнедеятельности. Это могло бы повысить в целом социальный потенциал семьи [83].

В настоящее время всё внимание социально-культурной деятельности обращено в сторону семейно-бытовой сферы, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Семейный досуг – ниша, которой не свойственны жесткие стандарты, требования и нормы, она не регламентирована, в ней присутствует свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности [3. 56].

В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и "патриархальные" (включающие несколько поколений); неблагополучные ("трудные"), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора. Актуальная задача, стоящая перед обществом: полноценно включить каждую семью в воспитательно-образовательную систему.

Как показывает теоретический анализ, семья как фактор развития и консолизации семейной общности изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходящих в современной семье. В результате чего ослабленными оказываются семейно-бытовые отношения.

Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых ориентации семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.

Проблемой, требующей комплексного решения, является исследование теоретических и практических аспектов развития и консолидации семейной общности. Учитывая то обстоятельство, что в повседневной жизни семьи ресурс свободного времени, его содержание, деятельностные характеристики продолжают оставаться частными семейными практиками, как правило, пассивными, а в иных случаях принимающими девиантные формы, необходимо исследование потенциала досугового общения в консолидации семейной общности. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения — быть духовным наставником и воспитателем детей.

Таким образом, выше обозначенная проблема обусловила тему выпускной квалификационной работы: «Досуг как фактор развития и консолидации семейной общности (на примере семейного клуба "Ключи" г. Новоуральск).

Все выше сказанное и предопределило выбор объекта и предмета исследования, направленность целей и задач, его границы, а также круг основных рассматриваемых вопросов.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая разработка проекта программы семейного клуба "Ключи", направленной на развитие и консолидацию семейной общности

Объект исследования – процесс развития и консолидации семейной общности.

Предмет исследования – досуг как фактор развития и консолидации семейной общности.

Гипотеза исследования – процесс развития и консолидации семейной общности будет осуществляться более эффективно, если будут диагностированы досуговые интересы семьи и в проект программы семейного клуба будут включены разнообразное содержание и формы работы.

Задачи исследования:

1. Провести анализ литературы по теме исследования.

2. Охарактеризовать семью как социально-культурный институт.

3. Выявить потенциал досуга как фактора развития и консолидации семейной общности

4. Рассмотреть технологии организации досуга семьи

5. Диагностировать культурные интересы семьи

6. В проект программы семейного клуба «Ключи», включить разнообразное содержание и формы работы, направленные на развитие и консолидацию семейной общности

Теоретическая база исследования. Проблемы семьи и ее нравственно-воспитательного потенциала были предметом научного анализа в течение многих веков. Духовная жизнь семьи исследовалась Аристотелем, Платоном, Эпикуром, Г. Гегелем, И. Кантом, И.Г. Фихте, Ф. Энгельсом, изучалась Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, В.В. Розановым, В.С. Соловьевым, С.Л. Франком и другими русскими философами.

В современном мире проблемы семьи и различных процессов, происходящих в ней, перспективы ее развития рассматривались в трудах многих зарубежных исследователей: Э. Берджесс, Г. Вильям, Э. Воугел, Э. Гидденс, Ф.Г. Гидденс, Р. Глик, У. Гуд, Э. Дюркгейм, К. Дэвис, Т. Задрожны, Н. Ламан, Ф. Лаутман, М. Мэрфи, М. Мид, Дж. Мердок, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, П.А. Сорокин, Р. Хилл, М. Чертой, М. Штраус, Я. Щепаньский, М. Элмер и др.

В настоящее время анализ проблем современной семьи представляет важное направление исследований философов, социологов, психологов, экономистов, педагогов, являясь ключом к более глубокому пониманию многих важных тенденций развития общества.

Среди работ, посвященных проблемам семьи, ее психологии, социологии, стратегии жизнедеятельности, межличностных отношений членов семей, следует отметить труды таких российских исследователей как А.И. Антонов, А.В. Артюхов, В.Н. Архангельского, И.В. Бестужева-Лады, Э.К. Васильевой, А.Г. Волкова А.Г., Ю.А. Гаспаряна, Б.В. Дубин, О.М. Здравомыслова, Г.Г. Силласте, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевича, З.А. Янковой и др.

Значительный вклад в исследование данной темы внесли работы авторов: Т. А. Гурко «Трансформация института современной семьи», Р. Я. Климантовой «Государственная семейная политика современной России», а также труды К.Л. Витек, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, З.А. Янковой, Е.Б. Бреева, Ж.И. Тощенко, Л.Е. Дарского, А.И. Кравченко, Л.Т. Шинелевой, Е.И. Холостова.

Существенный вклад в разработку общих проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, А.Д. Жарков и другие российские ученые.

Однако при всей широте и многообразии теоретического анализа мира современной семьи ряд аспектов этой проблемы остаётся еще за пределами педагогики и смежных наук.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, анкетирование, наблюдение, программирование деятельности.

Теоретическое значение исследования состоит в осмыслении феномена досуга как фактора развития и консолидации семейной общности. Теоретически значимыми являются положения, обосновывающие социально-культурный институт семьи, потенциал досуга и технологии его организации.

Практическая значимость: материалы дипломной работы могут быть применены специалистами учреждений культуры по организации семейного досуга. Основные положения исследования по проблемам работы клубов с семьей могут использоваться при формировании региональной семейной политики, лекционной работе среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, семинарских занятиях в школах, училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

База исследования: досуговое пространство г. Новоуральска.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.

 

 

Выводы по I главе

В процессе теоретического исследования, путём всестороннего анализа литературных источников (Азаров Ю.П. Семейная педагогика; Бестужев Лада И.В. Ступени к семейному счастью; Васильева Э.К. Семья и ее функции; Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи и др.),

Были решены следующие исследовательские задачи:

1. Проанализированы теоретические аспекты изучения проблемы развития и консолидации семейной общности в условиях досуга, где семья рассматривается как социально-культурный институт.

2. Исследован потенциал досуга в развитии и консолидации семейной общности. Дана характеристика понятий досуг, развитие, консолидация.

Рассмотрены технологии организации досуга семьи.

В результате теоретического исследования автор дипломной работы сформулировала следующие выводы:

1. Исследование семьи как уникального социального организма - одна из сложных и актуальных проблем современности. Выступая объектом теоретического осмысления специалистов различных областей знаний (философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культурологии и др.) на сегодняшний день «семья» имеет множество трактовок и каждый человек дает свое определение этому термину.

По действующему семейному законодательству семья имеет два основных признака:

– это наличие взаимных прав и обязательств всех членов семьи,

- проживание на совместной территории.

Классификация семьи достаточно многоаспектна:

1. по количеству детей,

2. по составу,

3. по структуре,

4. по однородности социального состава,

5. по семейному стажу,

6. по атмосфере в семье,

7. по географическому признаку,

8. по характеру проведения досуга и так далее.

В последнее время со стороны государства произошло коренное изменение по отношению к семье – на первое место становится развитие личности именно в семье. Семья становится центром воспитания ребенка, личности, а в целом культуры досуга семьи.

В обществе возникает понятие культура досуга. Однако темпоритм современной жизни диктует свои правила, у человека уменьшается количество свободного времени, вследствие чего формируется ценностное отношение к досугу и желание рационально проводить свое свободное время, не тратя его понапрасну.

В ходе исследования доказано, что формирование человека начинается в семье. Ребенок смотрит на своих родителей и перенимает опыт общения, поведения, взгляды на жизнь. Оба родителя для ребенка – самый яркий жизненный пример, от которого в дальнейшем зависит модель его поведения. Этот пример строится не только на бытовом, физиологическом уровнях, но и на духовной, культуре поведения, организации и проведения своего свободного времени.

2. Семейный досуг – это важный аспект человеческой жизни, от правильной организации и проведения которого, зависит насколько ячейка нашего общества будет благополучной.

Особенностями организации семейного досуга является тот факт, что интересы каждого из членов семьи будут учтены при выборе досуговой деятельности.

Главной задачей семенного досуга является объединение и сплочение семьи, вокруг интересующей всех досуговой деятельности. Только при условии удовлетворения интересов и потребностей каждого из члена семенного коллектива, проведение семейного досуга может считаться эффективным, и в дальнейшем давать свои «положительные плоды».

Формы проведения семейного досуга различны, но их можно разделить на две основные группы – дома и вне дома.

Так к домашним формам организации досуга относятся:

1. всевозможные коллективные игры,

2. чтение книг,

3. просмотр телепередач, документальных фильмов,

4. кулинария, рисование, лепка, вышивание, поделки своими руками и так далее.

5. И самой распространенной формой стали семейные праздники, к организации и проведению которых можно подготовиться всей семьей.

Организация семенного досуга вне дома более затратна, а как нам удалось установить в процессе исследования, финансовые и материальные проблемы – есть основа большинства семейных конфликтов.

В настоящий момент сфера услуг предлагает огромный выбор предложений по проведению досуга. Это и активный отдых, к которому можно отнести туристические походы, поездки, командные игры на природе, зимние и летние виды спорта; и всевозможные культурные мероприятия, проходящие в каждом городе. Каждая семья может выбрать именно то, что подходит именно ей, будь то поход в кино, если выбор был сделан в пользу посещения кинотеатра, то лучше всего пойти на сеанс семейной комедии или мультфильма, на мастер-класс, в театр, цирк, зоопарк, аквапарк. Если члены семьи увлекаются различным родом представлений, то лучшим семейным отдыхом будет посещение дельфинария, где любой зритель останется довольным. Помимо всего прочего, можно посетить познавательные учреждения и вынести из посещения музея или выставки новую полезную информацию.

Каждое учреждение предлагает свою направленность культурно-досуговой деятельности, а такие учреждения как рестораны, способны на своей территории объединить сразу несколько составляющих семейного досуга, тем самым экономя время для семьи, предлагая именно полезное времяпровождение в стенах своего учреждения.

Учреждения социально-культурной сферы, направленные на работу с семьёй, обладают значительным педагогическим потенциалом для взаимодействия с институтом семьи, развитием и совершенствованием её функций.

 

 

Семейные гостиные.

Познавательно-развлекательные программы;

Дни открытых дверей;

Праздники

Самым популярным и востребованным видом досуга являются праздники. Они формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям. Подготовка к празднику вызывает интерес, на основе которого формируются нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Родители поют, танцуют вместе со своими детьми, соревнуются, изготовляют поделки. Совместное творчество приносит радость и удовлетворение всем участникам праздничного действа, сближает взрослых и детей, создаёт нравственную основу детско-родительских отношений;

Выпуск брошюр, буклетов.

В процессе совместной досуговой деятельности родители, наблюдая за своими детьми, лучше узнают их в свободной раскованной обстановке, в общении со сверстниками и взрослыми. Они увидят, каков он в игре, как он относится к друзьям, как переживает неудачи и успехи.

Дети, в свою очередь, наблюдая за тем, как родители увлечены (творчеством, спортом и т.д.) перенимают их манеру поведения и установки.

Можно раскрыть еще много положительных сторон совместного семейного досуга, но важно отметить главное - внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Методы, используемые при реализации данной программы:

× методы убеждения:

- словесное разъяснение;

- убеждение;

- требование.

× методы организации деятельности:

- приучение;

- упражнение;

- показ;

- подражание;

- поручение.

× методы стимулирования поведения:

- похвала;

- поощрение;

- взаимооценка.

Разделы Программы:

- Развитие художественного творчества семей.

- Поддержка талантливых семейных пар

- Информационное обеспечение семей города

- Создание новых форм физкультурно-спортивной работы с семьями

- Организация семейных мероприятий и отдыха

Раздел 1.

Развитие художественного творчества семей

Для воспитания у различных семей потребности в освоении национальной культуры; развития эстетического вкуса, самодеятельного творчества через имеющиеся базы досуговых центров.

Система мероприятий по реализации направлений работы

1.Скорректировать планы работы, определить первоочередные задачи, поиск средств финансирования.

2. Оказание методической помощи центрам досуга и художественного творчества.

3. Изучить: культурно-досуговые потребности семей;

Количество свободного времени и приспособить режим работы учреждений культуры к досуговым потребностям семей.

Привлечение бюджетных и спонсорских средств.

4.Ориентировать КДУ на поиск новых форм работы с семьями.

5. Использовать опыт семейных клубов и клубов по интересам других КДУ.

6.Способствовать развитию досуговой самодеятельности семей, создавать условия, стимулирующие самодеятельность участников клубного объединения.

7.Проводить семейные праздники, дни рождения, юбилеи, смотры-выставки семейных реликвий.

8. Привлекать творческие коллективы, работников культуры, музеев, библиотек.

Раздел 2.

Создание новых форм физкультурно-спортивной работы с семьями.

Создание такой формы как спортклуб, который позволит дифференцированно учитывать интересы и потребности занимающихся спортом.

Вести консультационную работу среди них, предоставить семьям более широкие возможности для реализации своих способностей.

Система мероприятий по реализации основных направлений работы

1.Создание спортклубов

2. Организация спортивных мероприятий, эстафет, забегов

3. Организация экскурсий, походов, марафонов

Раздел 3.

Система мероприятий по реализации основных направлений работы

1.Проведение семейных развлекательных программ и шоу

2. Проведение интеллектуальных игр

3. Организация встреч с интересными людьми

Таким образом, программа Клуба, прежде всего, реализуется по трем направлениям:

× сохранение семейных традиций;

× просветительная работа с родителями;

× организация совместного досуга.

Содержание программы

Таблица 1.

 

Направление работы Задачи Описание Предполагаемые результаты
  Сохранение семейных традиций   -способствовать сохранению семейных традиций; -воспитывать чувство любви, уважения к своей семье; -способствовать развитию навыков семейной дипломатии. Мероприятия в рамках данного направления дают возможность детям и родителям почувствовать свою значимость, воспитывают у детей гордость за семью и самоуважение, а также любовь к своей семье.   По данному направлению предполагается проведение познавательно-воспитательных мероприятий: «Мать и дитя», «Семейные посиделки», -изучение истории семьи и составление генеалогического древа семьи, -познавательно-развлекательная программа для родителей детей – «Весёлая семейка», -праздничная программа «Мы все из детства», -выставки «Мой мир». Сформированы умения строить отношения в семье, опираясь на традиции семейного воспитания. Развиты навыки семейной дипломатии. Овладение культурой семейных отношений подростками.
  Просветительская работа с родителями   -способствовать повышению психолого-педагогической компетентности в вопросах семейного воспитании; -способствовать улучшению микроклимата в семье -способствовать установлению доверительных отношений между детьми и родителями; -пропаганда здорового образа жизни семьи. Терпение, уважение, доверие – на этих качествах строятся отношения работников культуры и родителей.   Данное направление реализуется через следующие формы работы: -вечер вопросов и ответов «Мамины вопросики», -выпуск брошюр и буклетов, -диалог, -встречи с интересными людьми «Беседка» -лектории 2Познавательно для мам» -пресс-конференция «А ну ка мамочки» дискус-клуб для пап «Мужчина в семье», «Папа, папочка, папуля» Сформированы доверительные отношения между детьми и родителями. Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей. Сформирован позитивный жизненный стиль семьи.  
    Организация совместного досуга   -проведение совместного досуга, направленного на формирование навыков ЗОЖ; -создание условий для творческой самореализации детей и родителей; -обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителя;   В рамках этого направления родители не только включаются в разнообразные виды деятельности, но и совместно с детьми анализируют результаты этой деятельности, что способствует укреплению микроклимата в семье.   Данное направление включает в себя следующие мероприятия: -дни открытых дверей, -игровые и конкурсные соревнования, -спортивные соревнования «Семейная эстафета», «Спортивная семейка», -совместные праздники, -экскурсии, походы на природу. Все проводимые совместные мероприятия формируют бережное взаимоотношение, эмоциональную поддержку детей, заботу о них. Активное участие родителей и детей в мероприятиях; Расширен диапазон мероприятий для совместного досуга созданы условия для творческой самореализации детей и родителей;

Таким образом, в данной программе мы предлагаем разнообразные формы социо-культурной работы с семьёй:

- проведение познавательно-воспитательных мероприятий «Мать и дитя», «Семейные посиделки»,

- изучение истории семьи и составление генеалогического древа семьи,

- познавательно-развлекательная программа для родителей детей – «Весёлая семейка»,

- праздничная программа «Мы все из детства»,

- выставки «Мой мир».

- вечера вопросов и ответов «Мамины вопросики»,

- выпуск брошюр и буклетов,

- диалог,

- встречи с интересными людьми «Беседка»

- лектории для мам и детей «Познавательно для мам», «Спрашивай-ка»,

- дискус-клуб для пап «Мужчина в семье», «ПапаМама», «Папа и дочь»,

- пресс-конференция «А ну ка мамочки».

- дни открытых дверей,

- игровые и конкурсные соревнования,

- спортивные соревнования «Семейная эстафета», «Спортивная семейка»,

- совместные праздники,

- экскурсии, походы на природу.

Выводы по II главе

Во II главе выпускной квалификационной работы проводилось практическое исследование по созданию проекта программы семейного клуба в г. Новоуральск.

Теоретическое осмысление проблемы, обозначенной в I главе исследования, привело к предположению о том, что процесс развития и консолидации семейной общности будет осуществляться более эффективно, если будут:

- диагностированы досуговые интересы семьи,

- предложен проект программы семейного клуба, в который будут включены разнообразное содержание и формы работы с семьёй.

Что и стало целью практического исследования, которое проводилось в несколько этапов:

Первый этап – организационный – анализ взаимоотношений в семье, изучение потребностей и запросов семей.

Второй этап – деятельностный – разработка концептуальной идеи программы.

Третий этап – аналитический – анализ планируемых результатов, разработка рекомендаций, выработанных в результате работы по программе для детей и родителей.

Практическое исследование проводилось в г. Новоуральск Свердловской области. Методом исследования был выбран опрос. В опросе приняли участие 50 семейных пар.

Диагностика интересов и предпочтений семей позволила сделать следующие выводы:

54% (27 семей из 50) - всё свободное время стараются проводить семьёй, предпочитая активный отдых;

32% (16 семей) — предпочитаю пассивный отдых семьёй дома.

14% (7 семей) — проводят свой досуг по отдельности.

74% (37 семей) — посещают кафе, парки, массовые праздники, театры — предпочитают культурный отдых;

20 % (10 семей) — предпочитают ездить в гости и посещать магазины и ТРК;

6% (3 семьи) — сказали, что не любят никуда ходить вместе, да и ходить особо некуда.

75% семейных пар забывают о «времени с семьёй» и используют выходные только для хозяйственных дел и покупок. Когда же появляется возможность расслабиться, то они чувствуют себя настолько измотанными, что сил хватает только на диван и телевизор.

80% (40 семейных пар) — поддержали идею создания семейного клуба и выступили за создание большего количества развивающих семейных центров.

Таким образом, в ходе опроса было установлено, что общая тенденция молодых семей г. Новоуральск в системе семейного досуга направлена в сторону перемещения ориентации семьи от сферы пассивного отдыха к сфере потребления духовных благ и активной созидательной деятельности, к творчеству.

Диагностика культурных интересов семьи показала, что в г. Новоуральск сфера семейного досуга развита не в полной мере. На весь город – имеется только один комплексный досуговый клуб. Таким образом, на следующем этапе практического исследования предлагается разработать проект программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности.

Таким образом, возникает необходимость создания и развития досуговых центров, доступных для семей с разными финансовыми возможностями.

В параграфе 2.2. практического исследования автором работы был предложен проект программы семейного клуба «Ключи», направленного на развитие и консолидацию семейной общности.

В клубе планируется организовать занятия по восьми основным направлениям:

1. фитнес,

2. танцы,

3. изо студия,

4. художественная и творческая мастерские,

5. музыка,

6. раннее развитие ребёнка,

7. личная и семейная психология,

8. иностранные языки.

Реализация программы предполагает использование разнообразных формы социо-культурной работы с семьёй, что, несомненно, должно привлечь внимание семей. Это:

- проведение познавательно-воспитательных мероприятий «Мать и дитя», «Семейные посиделки»,

- изучение истории семьи и составление генеалогического древа семьи,

- познавательно-развлекательная программа для родителей детей – «Весёлая семейка»,

- праздничная программа «Мы все из детства»,

- выставки «Мой мир».

- вечера вопросов и ответов «Мамины вопросики»,

- выпуск брошюр и буклетов,

- диалог,

- встречи с интересными людьми «Беседка»

- лектории для мам и детей «Познавательно для мам», «Спрашивай-ка»,

- дискус-клуб для пап «Мужчина в семье», «ПапаМама», «Папа и дочь»,

- пресс-конференция «А ну ка мамочки».

- дни открытых дверей,

- игровые и конкурсные соревнования,

- спортивные соревнования «Семейная эстафета», «Спортивная семейка»,

- совместные праздники,

- экскурсии, походы на природу.

Предполагаемый результат работы по программе должен: сформировать позитивный жизненный стиль семьи; способствовать развитию доверительных отношений между детьми и родителями; повысить родительскую активность, расширить информационное поле родителей в области психолого-педагогического просвещения.

Главная задача Клуба состоит в том, что участие в реализации этой программы поможет родителям объединиться и лучше осознать взаимную значимость позитивного опыта организации досуга в разных семьях. Кроме того, мероприятия помогут родителям приобрести навыки творческой импровизации в общении и совместной деятельности с детьми.

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование по теме «Досуг как фактор развития и консолидации семейной общности» позволяет констатировать сложность самого явления досуговой деятельности, ее состояния в связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе.

В процессе теоретического исследования, путём всестороннего анализа литературных источников (Азаров Ю.П. Семейная педагогика; Бестужев Лада И.В. Ступени к семейному счастью; Васильева Э.К. Семья и ее функции; Гультяев И.И. Досуговые интересы современной семьи и др.), автор дипломной работы сформулировала следующие выводы:

1. Исследование семьи как уникального социального организма - одна из сложных и актуальных проблем современности. Выступая объектом теоретического осмысления специалистов различных областей знаний (философии, социологии, этнографии, демографии, экономики, права, психологии, педагогики, культурологии и др.) на сегодняшний день «семья» имеет множество трактовок, и каждый человек дает свое определение этому термину.

По действующему семейному законодательству семья имеет два основных признака:

- это наличие взаимных прав и обязательств всех членов семьи,

- проживание на совместной территории.

В последнее время семья становится центром воспитания ребенка, личности, а в целом культуры досуга семьи.

2. Семейный досуг – это важный аспект человеческой жизни, от правильной организации и проведения которого, зависит насколько ячейка нашего общества будет благополучной.

3. Формы проведения семейного досуга различны, но их можно разделить на две основные группы – дома и вне дома.

4. Технологии организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях довольно многообразны. Однако проблема состоит в том, что значение и потенциал досуга в развитии и консолидации семейной общности совершенно недооценён.

Теоретическое осмысление проблемы, обозначенной в исследовании, привело к предположению о том, что процесс развития и консолидации семейной общности будет осуществляться более эффективно, если будут диагностированы досуговые интересы семьи и предложен проект программы семейного клуба, в который будут включены разнообразное содержание и формы работы с семьёй.

Во II главе выпускной квалификационной работы проводилось практическое исследование по созданию проекта программы семейного клуба в г. Новоуральск. Методом исследования был выбран опрос. В опросе приняли участие 50 семейных пар.

В ходе опроса было установлено, что общая тенденция молодых семей г. Новоуральск в системе семейного досуга направлена в сторону перемещения ориентации семьи от сферы пассивного отдыха к сфере потребления духовных благ и активной созидательной деятельности, к творчеству.

В ходе практического исследования выявлено, что на общем фоне модернизации общественно-экономической жизни досуговые интересы семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные формы досуга - гаранта стабильности внутреннего мира семьи. Семейный досуг становится не только средством борьбы с негативными явлениями, он также способен формировать в обществе гуманн


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.