Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры.

2017-06-09 499
Разновидности (типы) школьных уроков физической культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходя из содержания, уроки подразделяются на предметные и комплексные. В содержание основной части предметных уроков включают учебный материал из одного раздела учебной программы, например, лёгкая атлетика или спортивные игры. Комплексные уроки в одно занятие включают материалы из разных разделов учебной программы.

В зависимости от преимущественного решения поставленных на урок задач, уроки делятся на вводные, учебные изучения нового материала, учебные закрепления и совершенствования изученного материала, контрольные, и комбинированные.

Вводный урок проводят в начале учебного года или семестра. На этом уроке школьников знакомят с задачами предстоящих занятий, рассказывают о содержании учебного материала в соответствии в соответствии с учебной программой, объясняют правила поведения в спортивном зале, рассказывают о требованиях к спортивной одежде и обуви.

На учебных уроках изучения нового материала основное внимание обращается на правильность техники выполнения упражнений. Учитель, обнаружив ошибки, принимает меры к их исправлению, обеспечивает страховку при выполнении упражнений и обучает приёмам самостраховки.

Учебные уроки закрепления и совершенствования изученного материала служат преимущественно совершенствованию изученного материала и воспитанию физических качеств. На таких уроках возрастают объём и интенсивность физических нагрузок.

Контрольные уроки направлены на оценку техники выполнения изучаемых упражнений и уровня развития физических качеств.

Практически в каждом уроке присутствуют элементы обучения, закрепления, совершенствования, контроля. Такие уроки называют комбинированными.

Методы оценки качества урока физической культуры.

В настоящее время принято применять для оценки качества урока физической культуры метод письменного анализа урока в форме записи, метод пульсометрии и метод хронометрирования.

Анализ урока.

Главной задачей анализа должно быть установление эффективности учебной и воспитательной деятельности учителя и учащихся. Ведя запись возможно большего количества сведений, относящихся к разным сторонам урока, нужно указать, что способствовало решению поставленных задач урока, а что мешало, какие недостатки имели место и каковы их причины.

Для анализа урока предлагается следующая схема.

1. Подготовка учителя к уроку.

Наличие и качество поурочного рабочего плана и конспекта урока. Конкретность постановки задач на урок. Соответствие содержания урока планированию. Подготовка места занятий, оборудования и инвентаря, их исправность и санитарно-гигиеническое состояние.

2. Проведение учителем урока.

Своевременность начала и окончания урока. Чёткость строевых команд, построений и перестроений. Рациональность установки спортивных снарядов, раздачи и сбора мелкого инвентаря, разметки площадки. Внешний вид учителя, рабочая поза и показ упражнений. Ясность и конкретность постановки учебных заданий, проверка их выполнения и исправление ошибок. Применение технических средств обучения. Сочетание обучения двигательным умениям и навыкам с развитием физических качеств. Воздействие на осанку, целесообразность дозировки физической нагрузки, оптимальность чередования работы и отдыха. Разнообразие средств и методов обучения и их соответствие поставленным на урок задачам, особенностям учебного материала, подготовленности учащихся. Обеспечение безопасности, наличие страховки и помощи при выполнении упражнений. Учёт и оценка успеваемости учащихся. Отношение учителя к учащимся, соблюдение такта, проявление необходимой требовательности, умение пользоваться поощрением и порицанием.

3. Работа учащихся на уроке и их поведение.

Наличие и аккуратность спортивной одежды. Старательность и дисциплинированность. Умение выполнять физические упражнения, предусмотренные учебной программой. Участие в подготовке мест занятий, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Взаимопомощь и страховка. Познавательная активность.

4. Выводы по результатам урока.

Решение задач урока. Образовательное, оздоровительное и воспитательное значение урока. Наиболее эффективные элементы урока. Рекомендации учителю, как избежать отрицательных сторон урока, если таковые имели место.

Метод пульсометрии.

Наиболее простым, изученным и информативным показателем динамики объёма и интенсивности физической нагрузки считается реакция сердечно-сосудистой системы, которая на практике осуществляется измерением динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС можно подсчитывать, накладывая пальцы на запястье руки или сонные артерии. Подсчёт ведётся в течение 10 сек. Под наблюдение берётся “средний” ученик. Обязательным является определение ЧСС до начала урока и после его окончания. Если урок имеет непрерывную физическую нагрузку, например, спортивные игры, то замеры ЧСС можно проводить через стандартные промежутки времени, например, через каждые 5 минут. Если урок характерен прерывающимися физическими упражнениями, например, упражнения на гимнастических снарядах, то замеры ЧСС следует проводить перед началом и по окончании выполнения упражнений.

Для составления кривой пульсометрии урока необходимо вести протокол (табл. 6).

Таблица 6

Протокол пульсометрии урока физической культуры

Содержание деятельности ученика Текущее время урока подсчёта ЧСС ЧСС за 10 секунд
     
     
     

 


.

 

Рис. 9. Пример кривой пульсометрии урока физической культуры.

 

 

При построении кривой пульсометрии урока собранные данные отмечаются точками в системе «координат», где по горизонтали отмечается текущее время урока, а по вертикали – показатели ЧСС

Метод хронометрии.

Хронометрирование – это определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий.

В уроке физической культуры хронометрирование проводится для определения его качественной двигательной активности, плотности.

Определяют общую и двигательную (моторную) плотность урока.

Общая плотность урока – это отношение времени, использованного педагогически целесообразно, к общей продолжительности урока.

Двигательная (моторная) плотность урока – это отношение времени, затраченного учеником на выполнение упражнений, к общей продолжительности урока.

Хронометрирование осуществляется путём наблюдения за деятельностью какого-либо ученика на уроке физической культуры. Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке секундомера. Записи фиксируются в заранее изготовленный протокол (табл. 7).

 

Таблица 7


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.