Зарубежная журналистика конца XX – начала XXI века. — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Зарубежная журналистика конца XX – начала XXI века.



Несмотря на весьма серьезные национальные особенности функционирования средств массовой информации и коммуникации, существуют общие, мировые тенденции развития журналистики.

В современных условиях важное значение приобретают:

· учет последствий глобализации информации и возможность сочетания ее с региональным интересом;

· взаимосвязь и взаимозависимость журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне;

· новые формы концентрации капитала и монополизации средств массовой информации;

· дальнейшая дифференциация и специализация СМИ;

· существенные изменения в практической журналистике за рубежом, произошедшие в последние десятилетия;

· влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на техническое обеспечение СМИ и многие другие.

Учет основных тенденций развития современной зарубежной журналистики позволит правильно скорректировать национальную политику в области СМИ.

Новейшие достижения в производстве журналов, газет, функционировании радио и телевидения, компьютеризация технологических, информационных и коммуникационных процессов позволяют с достаточно высокой степенью вероятности утверждать, что мы вступаем в новое информационное общество.

Последние годы ознаменованы бурно протекающими и неоднозначными процессами, которые получили название глобализации информационного пространства. Это явление связано прежде всего с новейшими достижениями в технике коммуникации и электронике. Практически мгновенное донесение информации до зрителей, слушателей и читателей позволяет сделать свидетелями и участниками событий миллионы людей. Уже сейчас компьютерные сети охватывают весь мир, и есть реальная возможность для пользователя получить нужную информацию выбранного вами агентства или источника из любой страны, из любой точки земного шара.

Вторжение научно-технического прогресса в журналистику и издательское дело привело к необратимым последствиям, глубину и значение которых трудно переоценить. Широкое внедрение электронно-вычислительной техники, трансграничная передача данных, формирование глобальной компьютерной сети – все это и многое другое предопределяет новую технологию журналистского труда, новые тенденции сбора, анализа и распространения информации.

Для примера возьмем американскую базу данных НЕКСИС, обслуживающую банки, коммерческие предприятия и журналистов. Она содержит полные тексты 8 млн. статей из 125 газет, журналов и других источников. Ее журналистские файлы включают в себя тексты статей, публиковавшихся на страницах четырех основных ежедневных газет США, текущие обзоры российской прессы и сообщения телеграфных агентств Соединенных Штатов, Великобритании, Японии, Китая. Эти файлы еженедельно пополняются примерно сорока тысячами статей.



Глобализация информационного пространства имеет и ряд социальных последствий. в целом информационно-коммуникационная оснащенность ранее отсталых регионов улучшилась: увеличилось, хотя и незначительно, количество газет, возросла численность радиоприемников и телевизоров. Но сдвиги эти носят, как правило, догоняющий характер: индустриальные державы продолжают оставаться далеко впереди.

В свое время основатели ЮНЕСКО предложили считать «свободное распространение идей при помощи слова и изображения» существенным фактором развития сотрудничества между народами. Но, к сожалению, этот принцип был неосуществим в условиях холодной войны. В ноябре 1989 года на сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была единогласно принята «новая стратегия коммуникации», цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».

ЮНЕСКО активно поддерживает действия межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы слова и свободы печати. В 1990 году при ЮНЕСКО был создан Сектор культуры и коммуникации, который начал работу над 42 проектами для развивающихся стран, среди которых профессиональная подготовка журналистов, помощь молодым демократиям в создании собственных программ, выпуске газет и журналов. «Новая стратегия коммуникации» состоит в увеличении объема коммуникации в демократических и развивающихся странах.



Распространение информации всегда связано с демократизацией общества. Именно ЮНЕСКО, призванная способствовать обеспечению свободы информации, прилагает все усилия, чтобы эта свобода нашла свое практическое воплощение.

Развал Советского Союза и всей системы социализма привели в движение механизм перестройки информационных отношений. Информация стала товаром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начался резкий поворот от поддержки «нового международного информационного и коммуникационного порядка» к концепции «свободного потока информации».Это в свою очередь привело к активной экспансии мощных информационных монополий стран Запада и США в развивающиеся страны, страны Восточной и Центральной Европы, в бывшие республики СССР. Во многих странах контроль над информационными потоками захватили мировые информационные агентства и международные пресс-монополии. Появилось множество совместных предприятий, где «главную скрипку» играет зарубежный капитал. Среди социальных последствий анализируемых процессов необходимо взять во внимание и такой. Радио и телевидение, газеты и журналы могут либо до предела политизировать население и сделать его послушно-покорным воле ведущих политических деятелей, либо увести в царство грез и мечтаний, оторвав от жизненно важных и насущных забот. В этих условиях этика журналиста из зрительно-абстрактной категории перешла в плоскость практических интересов ученых, политиков, всех участников коммуникационных процессов. Есть и другие последствия глобализации информационного пространства. Среди них – резкий спад интереса к печати восточноевропейских стран, даже в соседних государствах. В России, например, длительное время не распространяются газеты и журналы восточноевропейских стран, так как это считается нерентабельным.Поскольку доступ к информации в любой точке земли стал одинаково прост, то мировые новости начали дополняться в регионах новостями местными, опять-таки в соответствии с прогнозами футурологов. Так возник феномен регионализации информации при наличии глобального информационного пространства. Этому способствует бум «малой прессы», который стал возможен благодаря появлению лазерных печатающих устройств и настольных издательских систем. Широкий информационный поток, по сути дела, не признает государственных границ и цензурных ограничений. Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов США участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Несмотря на то, что Соединенные Штаты фактически господствуют на мировом информационном рынке, современные тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют идти в ногу со временем и активно добиваться своей руководящей роли в таком перспективном направлении, как использование современной техники в распространении информации.

Интернет– это самоуправляемая община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из сотен более мелких сетей. Каждые 30 секунд в Интернет включается новая сеть. Более двух миллионов файлов, а также другие данные и программы открыты для пользователей.

Наиболее распространенными способами использования сети являются:

· - связь с помощью электронной почты;

· - участие в электронных конференциях и дискуссиях;

· - поиск информации и данных, хранящихся на удаленных компьютерах;

· - копирование файлов с удаленного компьютера на местный компьютер;

· - выполнение программ на удаленных компьютерах;

· - также выполнение программ на местном компьютере с помощью данных удаленного компьютера.

Система Интернет была создана в США в 1969 году под названием АРПАНЕТ (ARPANET) специалистами Агентства министерства обороны США по проектам в области передовых исследований (Advanced Research ProjectAgency), которые соединили вместе четыре компьютера, чтобы продемонстрировать возможность создания широкой компьютерной сети.

О возможностях использования Интернета в массмедиа и политике красноречиво говорит такой факт. Во время августовских событий в Москве 1991 года крошечная сеть Интернет под названием РЕЛКОМ, которая была связана с Финляндией, а через нее со всем миром, оказалась наиболее надежным каналом для получения информации и направления сообщений из Москвы. Участники РЕЛКОМа направляли сообщения, которые потом помещались в зарубежных газетах, заявления Бориса Ельцина (которые приносили операторам РЕЛКОМа друзья) и личные наблюдения относительно развития событий в Москве[13].

В Соединенных Штатах существует Общество Интернет (Internet Society – ISOC), Совет по структуре Интернета (Internet Architecture Board – IAB) и Специальная группа по инженерному обеспечению Интернета (Internet Engineering TaskForce – IETF), состоящие из добровольцев, которые проводят открытые конференции, где разрабатываются операционные стандарты и решаются различные проблемы.

Рекламные услуги Интернета значительно дешевле и эффективнее, чем, скажем, в газетах и журналах.

Компьютерные сети и базы данных становятся одним из важнейших каналов распространения информации. Ими активно пользуются не только предприятия и организации, но и частные лица.

Использование возможностей Глобальной информационной инфраструктуры позволило развитым странам Запада и США перейти к так называемой сетевой экономике, когда обширная система современных линий связи обеспечивает быстрый поиск деловых партнеров, покупателей и продавцов, заключение сделок без посредников, проведение электронных расчетов и т.п.

В развитии массовых коммуникаций техника всегда играла, и будет играть первостепенную роль.

Компьютер позволил значительно модернизировать сбор, хранение и каталогизирование информации. А это в свою очередь привело к радикальнейшим изменениям в массмедиа. Возникло множество компьютерных баз данных общего пользования.

Экономика СМИ

Организация любого средства массовой информации нацелена на достижение высокой эффективности – как в финансово-экономическом, так и в идеологическом отношении. Если рассматривать только экономическую сторону вопроса, то необходимо отметить, что для достижения высокой рентабельности управление газетами и журналами, радио- и телестанциями строится на тех же принципах, что и менеджмент промышленных предприятий. В настоящее время основные доходы любого печатного издания слагаются из:

· - финансовых поступлений от рекламы;

· - средств, вырученных от распространения тиража;

· - государственного финансирования и льгот;

· - участия в коммерческой деятельности в различных ее формах;

· - пожертвований и т.д.

Основу денежных поступлений составляют доходы от рекламы. Существуют непреложные правила работы с рекламодателями. Они, в частности, сводятся к следующему: - не принимать объявлений эксцентричного вида; - никогда не отступать от первоначальных договоренностей с рекламодателями.

Коммерциализация журналистики, в том числе и, прежде всего телевидения, привела к тому, что общественно значимые передачи стали уступать свое место в эфире развлекательным, поддерживаемым рекламой. Особенно наглядно это видно на примере образовательных передач и теленовостей.

Концентрация и монополизация средств массовой информации идет высокими темпами.

Этому, в частности, способствует отмена многих антимонопольных ограничений, которая была проведена многими странами вслед за США. Так, отменен запрет на основании студий кабельного телевещания телефонным компаниям, оказывающим телефонные услуги в данной местности; во многих странах нет ограничений на количество телестанций, принадлежащих одному физическому или юридическому лицу; разрешено дублирование передач средневолновых радиостанций станциями УКВ, отменены ограничения на владение одновременно эфирными станциями и кабельными каналами и т.п. С.И.Беглов в своей работе «Монополии слова» предложил следующую классификацию предприятий СМИ по формам владения и распоряжения основным капиталом применительно к процессам монополизации. Он выделил следующие группы:

- индивидуально-капиталистические («фамильные») предприятия, выпускающие одно издание или один вид прессы, в которых собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одной и той же семьи или одного и того же круга владельцев;

- многоотраслевые концерны или так называемые цепные монополии, т.е. цепочки компаний и предприятий прессы, радио и телевидения, связанных между собой общим контролирующим финансовым интересом;

конгломераты, т.е. предприятия, являющиеся компонентами смешанных монополий – «Конгломератов», охватывающих различные виды коммерческой деятельности;

- государственно-монополистические корпорации.

Как отмечал С.И. Беглов, особняком стоят кооперативно-паевые объединения, создаваемые пропагандистскими монополиями для обслуживания общих нужд (в первую очередь телеграфные агентства), а также частные газетные предприятия, допускающие участие сотрудников газет во владений акциями (пример – французская газета «Монд»)

Независимо от форм собственности и методов руководства предприятиями концентрация и монополизация СМИ в современных условиях идет по целому ряду направлений, среди которых основными можно считать следующие.

- объединение (путем поглощения или на договорных партнерских началах), а также создание новых зависимых однотипных СМИ, например цепи газет, сети радио- или телестанций и т.д.

- объединение разнородных СМИ в единый комплекс (газета + радио + телевидение и проч.).

- приобретение различных средств массовой информации промышленно-финансовыми корпорациями, что позволяет большому бизнесу лоббировать свои интересы

- приобретение промышленных предприятий, зачастую не связанных с редакционно-издательским или радио- телевизионным бизнесом.

- перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации.

Процесс концентрации и монополизации СМИ на национальном рынке характерен для большинства стран; однако в настоящее время он дополняется активным внедрением в информационный бизнес транснациональных корпораций.

Характерным примером экономических процессов и тенденций является слияние двух гигантских корпораций –«Виаком» и Си-би-эс.

Одной из немаловажных тенденций развития зарубежной журналистики можно считать ее дальнейшую дифференциацию и специализацию. Средства массовой информации в условиях глобализации информационного пространства все активнее прибегают к дифференциации и специализации, поскольку это дает возможность каждому из них найти свою социальную нишу, обращаться ко вполне определенной категории населения, добиваться высокоэффективного воздействия на читателей, слушателей, зрителей.

Если говорить о газетах, то они традиционно подразделяются

- по масштабу распространения на национальные (т.е. распространяемые в национальном масштабе), надрегиональные, региональные и местные.

- по периодичности и времени выхода газеты бывают ежедневные и неежедневные, утренние и вечерние (последних в США до недавнего времени было 80% из числа ежедневных газет, но сейчас это соотношение изменилосьна противоположное).

- по характеру и социальному предназначению газеты разделяются на массовые, качественные, смешанные (массово-качественные или качественно-массовые) и газеты предприятий. В последние годы некоторые исследователи, например Г. Терри, вообще отрицают деление газет на массовые и качественные, поскольку любая массовая газета стремится публиковать «качественные» материалы, а качественная газета борется за высокие тиражи.

Журналы можно разбить на две большие группы: специализированные и «общего интереса». Но журналы «общего интереса», или массовые, как их часто называют, сами подразделяются на информационные, иллюстрированные и бульварно-развлекательные. Можно и дальше дробить группы. Так, бульварно-развлекательные в свою очередь подразделяются на палпс мэгэзинс (дешевые издания на плохой желтоватой бумаге), фэн мэгэзинс (журналы для болельщиков, любителей, поклонников и т.д.), чиз-кейк мэгэзинс (порнография), молодежные, для женщин, для мужчин и т.п.

 

Совет Европы

Среди важнейших функций СЕ и его органов — разработка правовых норм деятельности СМИ в общеевропейском масштабе и рекомендаций по их применению в государствах-членах, наблюдение в них за процессами развития СМИ. В арсенале Совета Европы и такие важные направления, как расширение и гарантия информационных свобод, контроль за концентрацией СМИ, анализ влияния новых медиатехнологий на права человека, адаптация законодательства о СМИ применительно к этому процессу; борьба с отражением насилия и ненависти в СМИ, выработка позиций в борьбе с терроризмом; рекомендации по вопросам подготовки кадров, учебных программ, в том числе в области новейшей технологии.Совет Европы (парламентская ассамблея, комитет министров, генеральный секретариат) со времени своего образования (1949 г.) разработал и принял более 100 конвенций, деклараций, резолюций и рекомендаций, касающихся деятельности СМИ и журналистов, а также властных структур в отношении СМИ. Эти документы служат эталоном для разработки национальных законоуложений стран-членов СЕ и используются в практической деятельности государственными органами и средствами информации этих государств. статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая провозглашает право на свободу выражения своего мнения, право получать и распространять информацию и идеи без вмешательства государственных органов и независимо от государственных границ. Второй параграф десятой статьи предполагает также возможность ограничения этих свобод в интересах государственной безопасности, территориальной целостности, общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья, нравственности, репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения закрытой информации и т.д. Декларация СЕ о СМИ и правах человека (1970г.), определяющая статус и независимость СМИ, их ответственность перед обществом. В документе, в частности, утверждается, что «независимость печати и других СМИ от государственного контроля должна быть вписана в закон». Любое ущемление этой независимости, гласит статья 4 Декларации, «допускается только на основании решения суда, а не органов исполнительной власти». Два пункта декларации посвящены защите независимости СМИ от угрозы со стороны монополий. Ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области печати, радио или телевидения и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству. В 1982 г. Совет Европы провозглашает Декларацию о свободе выражения мнения и информации, которую именуют еще «Европейской хартией средств массовой информации». В области информационной политики хартия возлагает на государства обязанность гарантировать беспрепятственное распространение информации и доступ к ней на национальном и международном уровнях, в том числе на языках малых народов, населяющих страну. Документ расширяет понятие цензуры, которая (за исключением случаев, предусмотренных законом) объявляется не только неприемлемой по отношению к содержанию материалов, но и недопустимой при их распространении в процессе передачи информации. В документе регулируются вопросы международного обмена информацией, развития инфраструктуры информационных потоков, подготовки и обучения кадров, приспособленных к работе в новом технологическом веке развития СМИ.Совет Европы разработал целую систему документов, призванных наладить работу национального частного и общественного телевидения, отвечающего интересам населения («О роли национального телерадиовещания и управления им», «О развитии европейского телерадиовещания», «О принципах телевизионной рекламы», «О принципах, касающихся распространения видеоизображения, содержащих насилие, жестокость или порнографию», «О культурных и образовательных средствах по ограничению показа насилия» и т.д.)…В резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы 820 «О взаимоотношениях национальных парламентов и средств массовой информации» представлены рекомендации об организации работы журналистов в парламентах и об обязанностях парламентских информслужб перед журналистами: наличие галерей и рабочих помещений для прессы, студий для электронных СМИ, о быстром распространении документов и протоколов, по возможности на нескольких языках, о предоставлении звуковых и видеозаписей о заседаниях и прениях, об обязательном приглашении на брифинги и пресс-конференции, не носящие фракционный характер, всех заинтересованных сторон. Рекомендация Парламентской ассамблеи 1147 предусматривает создание при парламентах справочной службы и специализированной библиотеки для работников СМИ.

Документы Совета Европы обязывают властные структуры обеспечивать граждан, в том числе журналистов, информацией, находящейся в их распоряжении, за исключением той, которая по закону не подлежит оглашению, и определяют ответственность виновных за отказ предоставлять такую информацию. Предполагая право властей вводить «лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий», документы Совета Европы одновременно не допускают спонсорства программ новостей. Деятельность спонсоров не должна «затрагивать ответственность и редакторскую независимость телевещателя», а «рекламодатель не вправе редактировать или влиять на содержание программ ТВ»…

В стремлении защитить независимость СМИ, обеспечить их плюрализм Совет Европы разработал серию документов, препятствующих их концентрации и монополизации. Был создан даже специальный комитет экспертов по проблемам концентрации СМИ и плюрализму. В резолюциях ПАСЕ содержатся предписания правительствам стран-членов, как действовать в отношении органов печати, над которыми нависла угроза поглощения или уничтожения конкурентами, какие действия предпринимать против последних, как осуществлять помощь редакциям-жертвам, оказавшимся перед угрозой потери независимости; как стимулировать работу изданий, представляющих общественный интерес. Среди предлагаемых мер — выработка типового положения о редакционном работнике, редакционного устава корпоративного объединения, более активное использование национальных и международных правовых норм, которые гарантировали бы защиту прав работника на свободу выражения своего мнения и свободу информации, в частности защиту от попыток навязать контроль над издательской деятельностью.Резолюция ПАСЕ 834 особо подчеркивает роль государственных органов, парламентариев, профессиональных объединений журналистов, юридических организаций в защите свободы СМИ. Неслучайно в самой штаб-квартире СЕ в Страсбурге прекрасно оборудованному международному пресс-центру отведен целый корпус, крупнейшим СМИ — собственные рабочие помещения, аккредитованным корреспондентам — всякого рода рабочие удобства, включая космическую связь и немедленное предоставление обширной документации, помощь национальным делегациям и представительствам в организации пресс-конференций и брифингов.Забота Совета Европы о журналистах просматривается в целой серии документов ПАСЕ, Комитета министров, международных совещаний, специально созданной группы экспертов по защите журналистов. Вопрос об их правах и профессиональном долге, о роли государства по отношению к пишущему и говорящему сословию широко обсуждался на IV европейской конференции министров по политике в области СМИ в Праге (1994 г.). Там была принята резолюция, определяющая демократические начала в работе СМИ: доступ без ограничений к профессии журналиста; независимость редакций от давления частных группировок или органов государственной власти; защита конфиденциальных источников информации; отказ от какого-либо поощрения показа в СМИ насилия, ненависти, дискриминации, основанной на расе, поле, сексуальной ориентации, языке, религии, политике, национальном, региональном или социальном происхождении; исправление любой неточной информации. В случае если государственное вмешательство в журналистскую деятельность имеет место, оно должно быть предусмотрено законом, быть ясно и точно сформулировано, отвечать настоятельной общественной потребности, быть пропорционально цели, преследуемой таким ограничением. В свою очередь органы государственной власти должны поощрять системы высококачественной профессиональной подготовки журналистов, а также диалог между работниками СМИ и властями на всех уровнях. Когда журналисты, независимо от того, национальные они или иностранные, находятся в опасной ситуации, государственные органы обязаны побеспокоиться об их защите…В дополнение к этой резолюции действуют рекомендация КМ 94-4 «О защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности», «О праве журналистов не раскрывать свои источники информации», «О мерах обеспечения прозрачности СМИ», «По вопросам разжигания в СМИ ненависти», «Этика журналистики: злоупотребление власти и контроль над информацией».Вместе с тем документы Совета Европы призывают государственные власти и международные органы строго спрашивать и жестоко наказывать тех работников СМИ, которые безответственно относятся к освещению событий в «горячих точках», культивируют страх и разжигают ненависть. Такую же ответственность должны нести и руководители средств информации, легкомысленно или в погоне за сенсацией допускающие появление подобных материалов.

Европейский союз

Потеря интереса к выборам в Европейский Парламент продемонстрировал, что Евросоюзу грозит потеря связи со своими гражданами. В связи с этим Европейский союз определил цели и принципы новой политики коммуникации

Право граждан на информацию и свободу слова– краеугольный камень развития демократического общества. Этот принцип, зафиксированный в Договоре о ЕС и в Хартии основных прав граждан Евросоюза, послужил отправной точкой новой коммуникационной политики. Новая политика опирается также на следующие принципы:

Вовлечение граждан в политический процесс. - все граждане должны получать информацию на своем родном языке относительно важных насущных проблем. Для этого необходимо, чтобы сведения были доступны через различные каналы, включая СМИ и Интернет. Граждане должны уметь пользоваться источниками информации, это касается представителей национальных меньшинств, людей с ограниченными возможностями и других групп, которые лишены возможности получить адекватное представление о происходящем вокруг.

Разнообразие.Граждане Евросоюза имеют разнообразные социальные и культурные корни, они придерживаются различных политических взглядов. При создании новой коммуникационной политики и в процессе общественной дискуссии это обстоятельство, по мнению Комиссии, обязательно должна принимать во внимание.






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.011 с.