Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2024-02-15 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
О. Агеева. Вебинар «Как одновременно учить разновозрастных детей»
Отношения и учеба.
Об укладе семьи, как учиться ладить с детьми, воспитывать их в послушании, разумно устроить день в чередовании повседневных дел.
Что делать, если нет идеальной системы, когда дети росли дома, привыкли ладить с младшими и старшими? Посмотрим на распространенную ситуацию. Жил человек, что-то ему не очень понравилось для его детей в садике, в школе, он решил что-то изменить, прочитал статьи о СО, послушал вебинары, семинары и решил: вот то, что нам надо. Нам плохо в школе, плохо в садике, мы хотим жить по-новому. И забирает детей изо всех этих учреждений одномоментно.
Я такого опыта не имею, у имею лишь опыт прочтения множества таких историй и хотела бы, в первую очередь, предупредить: вам надо запастись терпением. На адаптацию, на то, чтобы научиться жить вместе и думать об эффективной учебе, надо отвести минимум год. И в течение этого года желательно не делать выводов о том, подошло вам такое обучение или нет. Если с девяти утра и до шести вечера ваших детей воспитывали и учили посторонние люди, и дети совершенно не собираются слушаться вас, не заинтересованы делать то, что хотите вы, то первый год вам надо отвести на отношения. Скорее всего, возникнет ситуация, когда хвост вытащил – клюв увяз. Дом чистый – уроки не сделаны. Уроки сделаны – суп не сварен. Уроки сделаны, домашние дела тоже – никто в этот день не был на детской площадке. Все время что-то такое. Виртуозное, хорошо налаженное умение совместить все дела приходит с опытом. Надо, действительно, тренироваться на своих собственных детях, своей собственной семье. Поэтому первый год посвящен налаживанию такого быта. После этого уже можно думать об учебе.
Когда вы начинаете учебу, да и во всех семейных вопросах вообще, самое важное – это расставить приоритеты. И я не скажу, что учеба – это приоритет. Приоритет – это отношения. Если отношения с ребенком будут вашим приоритетом, то вы избежите огромного количества проблем. Если в приоритете учеба, то мать будет кричать на ребенка, быстрее терять терпение. Если икс до сих пор равен пятнадцати, а не восьми, если ребенок медленно читает, мама раздражается, она разочарована. Есть много анекдотов на эту тему: «мать охрипла, соседи оглохли, ребенок выучил уроки». Матери говорят: «у меня не хватает терпения на своих детей, я сразу злюсь, мне проще отдать его кому-то, кто будет заниматься его обучением».
Мы должны понимать, что самое главное – это наши отношения. И наше с ними обучение – это большой шанс стать нужными нашим детям. Потому что они будут приходить к нам за помощью и, помогая им, мы будем укреплять наши отношения. Поэтому каждый раз, когда у ребенка что-то не получается, мы должны посмотреть на него и сказать себе: мне важнее отношения с этим ребенком, чем то, чтобы он решил эту задачу. Это даст нам сил и терпения. Мне помогало сохранять спокойствие и быть доброжелательной со своими детьми то, что я представляла себе: что если мои дети вырастут и напишут книгу о том, какой была их семья? Что они смогут написать обо мне? Какой мамой я была для них? Поэтому я старалась быть такой мамой, про какую хотела бы прочитать в этой книге.
|
Организация обучения.
Мы практически всегда учимся вместе, в одной комнате, и я вижу много преимуществ у такого метода. Многие родители пытаются развести детей по разным комнатам и курсируют между ними. У нас это не прижилось. Если мы в одной комнате учим детей всех возрастов всем предметам, то создаем тем самым «образовательный бульон». Так наша первая дочка освоила дроби, просто потому что находилась со мной в одной комнате, когда я занималась по скайпу алгеброй со своей ученицей. Четвертая дочка освоила программу первого класса к шести годам, не изучая ее, а просто находясь с сестрами и братьями в одной комнате, когда те учились. За два месяца прошла программу второго класса, к двенадцати годам – в 9 классе. Аналогичный пример – в семье одного из известных семейников, Алексея Карпова (Папы Карпа).
Я поначалу допускала ошибки. Могла сесть диктовать ребенку диктант и диктовать минут двадцать, потом проверять, а потом спохватывалась, что остальные в это время ничего не делали. И думала: почему я сперва не дала заданий остальным детям?
Т.е. должна быть планерка: «так, у этого ребенка сегодня вот такая тема по математике, она большая, сложная, надо будет много объяснять. Этого ребенка я сажаю с собой. А вот у этого ребенка в другом классе третий урок по той же теме, он пока нарабатывает навык, тему он знает, единственное – вот тут один нюанс». Вы берете этого ребенка первым, объясняете ему этот маленький нюанс, даете ему 1-2 задания, которые он решает при вас, убеждаетесь, что у него дело пошло, и сажаете его по одну сторону от себя, ставите в учебнике галочки, и он при вас решает. Старшему ребенку можно распечатать что-то на компьютере или поставить ему тест или интернет-урок, дать учебник, он может учиться сам, вы только даете ему задания. И только после того, как вы увидели, что все приступили к работе, вы берете к себе ребенка на диктант или на долгое объяснение. Таким образом, у вас будет заниматься три ребенка одновременно.
|
Но если у вас один ребенок кричит: «Я не понимаю!», второй: «Кто это придумал! Не хочу вообще это делать!», а третий, маленький, рвет тетрадки, вот в чем будет кошмар. Проблема не в том, что вы не знаете, что делать в первую очередь, русский или математику, а в том, что дети ведут себя неадекватно. Уделите внимание тому, чтобы жизнь была налажена, это главное. А эти все моменты легко утрясутся.
Где еще взять время на занятия? Дети ходят на кружки, их возят родители. Когда нам надо было водить старшую дочку в музыкальную школу, то мы ходили все вместе, двухлетняя дочка в коляске, дети шести и четырех лет – пешком, и в фойе муз.школы мы с младшими занимались. Шум их не отвлекал, они погружались в учебу. Когда приходили с кружка, часть уроков уже была сделана. Также мы очень активно пользовались устной учебой. Когда идете по дороге, едете в маршрутке, гуляете, можете, например, придумать много задачек на одно-два действия, задавать их ребенку, и он будет устно считать. Чем три задачи записать в тетрадке, лучше десять-пятнадцать решить устно. Еще можно использовать время сна младшего ребенка, чтобы позаниматься со старшим, это понятно.
На какие уроки детей объединять, а какие делать по отдельности с каждым? Это индивидуально. Знаю семью, где взрослые очень хорошо знают и любят историю, поэтому и дети хорошо ее знают. Вопрос выбора одного из ЕГЭ не стоит: конечно, история. К другим-то готовиться надо, а здесь – пошел, да сдал. Я спросила у этого папы на семинаре: «вы сажаете одновременно всех троих и преподаете им историю?» Он сказал: «нет, что вы, нет, конечно! Они такие разные! Одна усвоит все мгновенно, другая – долго. Я с каждой девочкой занимаюсь отдельно».
У них организовано так: утром вся квартира превращается в учебную зону, в одной комнате мама с учебниками по точным наукам, в другой – муз.инструменты, а в третьей – папа. Одна девочка идет играть на скрипке, другая к маме на занятие, третья – к папе. После муз.занятия первая идет к маме, вторая на занятие к папе, третья на музыку. У нас одна я на все про все, т.к. муж работает вне дома. Но они так изучают не все предметы. Географию, например, изучают вместе. Просто история для них важна, она у них в приоритете. И папа хочет убедиться, что каждый ребенок пропустил через себя эти исторические закономерности, он все усвоил, понял. Поэтому он историю не отдаст в общую кучу.
|
У нас многие книги читаются всеми вместе, мы много читаем вслух. Но я понимаю, что если трехлетняя дочка послушала книгу по истории Древнего мира, то впоследствии все равно придется перечитывать эту книгу с ней, т.к. сейчас она не может понять и запомнить все, о чем там написано. Поэтому, сажая всех пятерых детей послушать книгу, я знаю, кто из них ее усвоит сейчас, а с кем придется позже к ней возвращаться.
Фильмы учебные мы тоже ставим на всех. Дети усваивают информацию по-разному, это естественно. Расскажу о своем не получившемся, не состоявшемся эксперименте. Может быть, он кому-нибудь окажется полезен. Шуструю свою девочку, которая все переслушала, играя на ковре, я подогнала по классам к ближайшему к ней ребенку, к сыну, который на два года старше. Сын перескакивал через класс один раз. Она перескакивала несколько раз. Ему 14 лет, ей – 12. Оба оказались в 9 классе. Я думала, что облегчу себе жизнь. В кои-то веки два ребенка в одном классе, можно давать один урок на двоих. Но ничего не вышло, они оказались совершенно разными, когда я их сажаю за одну и ту же тему, то один за счет глубины своего подхода усваивает ее глубоко и логично, а другая быстро вбирает в оперативную память, но быстро и забывает. И с ней приходится тему повторять, а тот хорошо запомнил. Или наоборот, он медленный, основательный, а она шустрая, она уже на все пять вопросов ответила и скучает, а он еще разбирается с первым. Как я ни пыталась, не могла их выровнять. И когда занималась с двумя детьми, я не могла понять, как учителя могут учить тридцать. Точнее, я понимаю, что это происходит так: несколько учеников понимают все, середнячки понимают частично, а остальная часть класса давно вылетела из учебного процесса, занимается совершенно другими вопросами и не понимает, о чем там рассказывают. Попытка собрать детей даже своей собственной семьи в группу для обучения не удалась. Поэтому я (если не брать кружки музыкальные, краеведческие и др.) против группового обучения. Дети усваивают информацию в разном темпе, поэтому даже в группе хороший учитель будет давать индивидуальные задания. И все равно, объяснить один и тот же материал одному надо несколько раз, а другому – один, и потом дать что-то посложнее. Поэтому лучше не экономить на детях, на времени, и чередовать групповое обучение с индивидуальным.
Когда средней дочке было 4-5 лет, она занималась по Игралочке Петерсон, быстро ее закончила, и надо было ее занять на то время, что я занимаюсь со старшими. Мы купили ей много долгоиграющих занятий: паззлов, конструкторов 3-д, других занятий. Выделили ей стол, и я давала ей одно, затем другое. Детям помладше давала лего, долгоиграющие игрушки, чтобы они могли занять себя сами. Т.е. когда вы занимаетесь со старшими, надо подумать, чем занять детей помладше.
|
Слышала жалобу, что маленькие дети очень ревнуют, хотят такую же тетрадку, как у брата, такую же ручку, а когда ты им даешь, они уже не хотят это, а хотят другое. Одна мама посоветовала: купите четыре шариковые ручки, одну старшему ребенку, вторую – на смену, и две – в обе руки младшему ребенку и дать ему урок, очень похожий на урок старшего, дать иллюзию, что у него все то же самое, что и у старшего. Т.е. надо искать способы снять это напряжение.
Еще я советую иметь дома много канцелярии. Иначе тратится очень много времени и сил на ее приобретение по необходимости. Я сейчас закупаю ручки и карандаши сотнями, потому что они постоянно теряются. И тетради чистые. Чтобы дети не бродили в поисках по дому, чтобы не терять ни минуты учебного процесса.
Важно всячески организовывать учебное пространство. Мне понравилось в частном доме фото: огромная столешница, разделена на четыре части, на каждой – полочки, органайзеры. Папочки, у каждого из детей своя лавка. Часть родителей выбирает большой обеденный стол, ставят в углу стеллаж. Мы тоже так пробовали, но мне не понравилось, т.к. мы стол используем и для приготовления пищи, и жаться, готовить еду на узкой кухонной столешнице мне неудобно. Поэтому у нас это не прижилось. Но кому-то удобно именно так.
Мы пробовали разносить учебные места по разным комнатам, но дети все равно приходят ко мне в гостиную, любят быть там, где я. Поэтому в результате, у нас есть место, где могу сесть я и два ребенка, справа и слева. И есть еще отдельный круглый стол. Мы часто занимаемся, лежа на животе. Ортопед нам когда-то, даже когда еще не было проблем с осанкой, посоветовала поменьше сидеть. Если хочется читать, учиться, то ложиться на живот, а книгу держать подальше от себя, ставить на вставочку перпендикулярно или под углом к полу, т.е. не класть на пол. Это у нас тоже прижилось, дети ложатся на родительскую кровать и читают. Поэтому подумайте, если будете перестраивать что-то в квартире, что вам удобнее: один большой стол, вокруг которого все собираются; маленькие столы для каждого ребенка; стол на двух-трех детей? Кто-то любит заниматься на полу, кто-то, чуть ли не свисая вниз головой со шведской стенки, пока родитель читает вслух учебник.
Самостоятельная учеба.
Самостоятельность у детей должна вырасти, развиться, так же, как и все остальное. Если вас подкупает тот момент, что на СО дети учатся самостоятельно, то надо понимать, они так учатся после того, как высидели все нужные годы с учащим его взрослым. Нельзя дать разновозрастным детям задание и уйти готовить на кухню – это не работает. Время нашей учебы я всегда провожу с детьми. В крайних случаях, когда я дала задание и ушла, потому что надо срочно что-то сделать, приготовить, я не удивляюсь, когда возвращаюсь, что дети ничего не сделали. Конечно, у старших эта самостоятельность выросла, я говорю не о них. Но класса до шестого ребенку жизненно нужен взрослый, который сидит с ним. Не всегда вы будете активно участвовать в процессе, иногда он пишет, а вы просто сидите рядом и в нужный момент говорите: «решай, не отвлекайся». Иногда надо ему помочь, если в чем-то затык. Самостоятельность ребенок покажет, когда дозреет: «не говори, не говори, я сам скажу, какая здесь должна быть буква!», «не подсказывай, я сам!». Как только пошли эти моменты, можете радоваться, процесс пошел. Ребенок начнет все лучше чувствовать, сколько времени ему потребуется на те или иные занятия. Но все равно, каждый ребенок будет учиться в своем темпе.
|
Как лучше организовать самостоятельных детей, которые уже более-менее планируют свой день и понимают, что нельзя сделать все в последний момент, а надо постепенно? Можно им составлять карточку на неделю, распланировать занятия. Например, «мы проходим на этой неделе вот эту и эту тему по математике». Рисуете квадратик на каждый день недели, в них пишете номера заданий, которые ребенок должен выполнить. Это наглядно, и ребенок при желании может, все выполнив, закрашивать квадратики, и видит свой прогресс.
Одна мама рассказывала, что делала такую карточку. Расписывала детям задания по всем предметам на неделю и там же записывала ресурсы: «вот это ты читаешь в этом учебнике, вот это решаешь на этом интернет-ресурсе, вот это ты проходишь здесь». И говорила: «это тебе задание на неделю. Ты можешь выполнять его в течение недели, постепенно. А можешь сделать за два-три дня, и тогда остаток времени ты получаешь себе». Одного из ее детей это очень стимулировало. Причем мама работала, уходила на работу, и ребенок оставался с этой карточкой. В конце недели мама тратила еще сорок минут, чтобы проверить выполненные задания. Брала тетрадь и сидела, проверяла, смотрела ход решения. И девочка, бывало, делала за два-три дня свой объем, и в остальное время занималась своими делами. Тут важно сдержать слово, не допустить ситуации, когда «сделал дело – снова делай», «раз ты смог так быстро все выполнить, то вот тебе еще несколько заданий». Иначе ребенок потеряет доверие к таким обещаниям и мотивацию.
Такой вид планирования с визуализацией, по карточке, где ребенку все четко расписано, где можно закрасить сделанное или приклеить наклейку, ребенку очень помогает. Когда я готовилась в школе к экзаменам, то рисовала для себя домики с окошками, тридцать билетов – тридцать окошек в домике, и когда я выучивала билет, то закрашивала окошко. Сразу было видно, сколько изучено и сколько предстоит, где прорехи. Если билет выучен наполовину, какого-то конспекта не хватает, закрашивала пол-окошка. Ставила пометки, куда надо вернуться. Это хорошо дисциплинирует.
Иногда, когда дети уже большие, нам помогает более оперативно закончить год с младшими и выпустить их в апреле заниматься своими делами, чтобы больше времени и сил уделить старшим. В этом году у нас второклашка и двое старших. Я планирую в апреле закончить со второклашкой год и сдать аттестации, чтобы дальше бросить все силы на занятия со старшими.
Ответы на вопросы
Сколько времени у вас получается побыть в одиночестве?
Ответ: В каждом году по-разному. Один год времени было достаточно много, у меня четверо детей ходили на один и тот же театральный кружок. У них бывали репетиции, гастроли, и я оставалась дома с младшей дочкой, она любила передачи «Даша-следопыт» на русском и на английском, и я могла заниматься своими делами. Когда дети были маленькими, мой муж часто забирал их на прогулку, и я тоже могла побыть одна. Это год у меня не самый легкий, выросла нагрузка по работе, и я постаралась распределить ее так, чтобы не затрагивать время, предназначенное для занятий с моими детьми. Дети впятером ходили на кружок скалолазания, и раньше это было мое время. Сейчас я постаралась поставить на это время занятия с учениками по скайпу, чтобы, когда мои дети вернутся, я была бы максимально для них. Распланировала время так, чтобы заниматься с учениками в то время, когда детей по максимуму нет дома. Т.е. я потратила свое личное время, но это всего один год, мы его уже почти пережили, в следующем году я обязательно найду себе это личное время.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!